Championship Manager 4
Championship Manager 4
Серия Championship, в отличие от себе подобных, всегда имела четкую направленность на сам футбол. Тут не надо переживать, что, получив отрицательный денежный баланс, вы будете уволены, не надо думать о спонсорской поддержке, необязательно бороться за высокую посещаемость. Ожесточенная борьба идет не только за европейские трофеи, но и в национальном чемпионате. Решив отдохнуть и провести сезон по инерции, можно потерять все. И сам футбол заслоняет все. Не стала исключением и четвертая часть.
Но все течет, все изменяется. Изменения в менеджере, по сравнению с предыдущими версиями, разделяются на два типа. Во-первых, это дополнения к старому. Вам для управления предлагаются клубы, представляющие 88 дивизионов из 39 футбольно развитых стран. Судя по всему, одной из задумок авторов было равноценное представительство чемпионатов всех регионов планеты. Иначе присутствие таких великих футбольных держав, как Сингапур, Индия и Гонконг, понять сложно. Но почему тогда так мало стран Африки и Австралийского архипелага? Мы бы с радостью поиграли за один из клубов Папуа Новой Гвинеи или Буркина-Фасо. Зачем останавливаться на полумерах, когда можно популяризовать и популяризовать... Добавилось и клубов. Белорусских я насчитал 18 — это даже больше, чем в нашей высшей лиге. И у каждого прописаны все достижения постсоветского периода. В еврокубки уже не берут всех подряд, а только реальных лауреатов предыдущего сезона и действительно сильных представителей, и нашу страну, как ни странно, в ближайшие 10-15 лет в Лиге Чемпионов будет представлять далеко не "ФК Молодечно". Реальных футболистов также стало побольше. В белорусской сборной перестали играть такие национальные герои, как Фишер, Смит и Зелинский. На этот раз информацию собирали обо всех более-менее значимых личностях футбольной жизни всех представленных стран. Каждого футболиста, умеющего попадать по мячу, хотя бы со второй попытки, брали на заметку. У нас за это отвечал некто Ярослав Нехайчик. Со своим делом он справился на твердую четверку.
Во-вторых, в серии появились абсолютно новые элементы. Впервые присутствует хоть какой-то намек на наглядность: матч или его ключевые моменты можно просмотреть в двухмерном отражении. Для просмотра всего матча надо обладать большой долей терпения или безразмерным фанатизмом: время идет в реальном масштабе, и ускорить его, по крайней мере, у меня, до сих пор не получалось. Полностью проработали структуру клуба. В зависимости от дивизиона и национальных традиций у вас может быть резервный, юношеский или молодежный состав, проводящий игры в рамках своего турнира. Таблица этого турнира также имеется в наличии. Игрока можно покупать не сразу, а взять на предварительный просмотр, конечно, при согласии его и его клуба. Интересна идея бегущей строки новостей, в которой сообщается обо всем, что произошло за последние сутки. Но ее реализация оставляет желать лучшего. Все, о чем там рассказывается, мы можем прочитать в обыкновенных новостях.
Серия Championship manager всегда отличалась подробным описанием своих футбольных героев. Игровую сущность всех действующих лиц раскрывали два десятка показателей, расположенных в алфавитном порядке. Разобраться в них человеку, неискушенному в английском языке, почти невозможно. А хороших русских локализаций до сих пор не было, и данная игра пока исключением не стала, хотя "Новый Диск" обещал к середине июня выпустить официальную локализацию. Трудно понять, что обозначают слова "Части", "Оценка" и "Решения" (в версии от "Фаргуса"), даже с учетом того, что они на русском зыке и о футболе. Неужели нельзя позвать переводчиков, которые не только знают иностранные языки, но и хоть что-то смыслят в игре номер один.
Нынче игровые показатели разнесли по трем разделам: технические, ментальные и физические умения футболиста. Последнее описывает, как ясно из названия, физические данные футболиста, его скорость, мощь, выносливость. В ментальных рассказывается о личностных характеристиках. К ним относятся харизма, агрессивность, адаптивность, бравада, чувство ритма и прочая интуиция. Из-за различия функций, выполняемых на поле, атрибуты техничности действий вратарей отличны от таковых для полевых игроков. В отношении первых предусмотрена графа, описывающая их талант во вратарской сфере жизнедеятельности команды. Каждый футболист — личность, и, как всякую личность, его можно стимулировать кнутом и/или пряником. Но в нашем обществе два этих понятия объединены в один экономический термин — деньги. Любого можно оштрафовать за плохую игру, излишнюю грубость или просто от плохого настроения — иногда помогает. Иногда человек просто обижается (как я говорил выше — каждый личность), и приходится думать о его новом рабочем месте. Заставить работать своих подопечных можно и рекламой в СМИ. Например, заявить, что, если бы в "Лацио" все играли, как Яап Стам, то можно было бы побороться за место в итальянской десятке лучших, а так...
Есть где разбежаться в построениях команды. Стандартных схем присутствует почти три десятка; на каждой линии, кроме вратарской, могут находиться от одного до пяти футболистов. Но повторение за авторами — не наш метод: все исполнители уникальны, и подобрать универсальное построение для конкретного набора почти невозможно. Приходится создавать свое, но на базе уже имеющегося. Существуют опорные точки, куда можно переместить футболиста или задать ему направление постоянного движения. Большим количеством атрибутов описывается поведение во всех аспектах матча: начиная от первоначальной расстановки и заканчивая поведением во время подачи угловых и исполнением стандартных положений. Задаются они как для одного человека, так и для всей команды. Исход матча часто зависит не столько от выбранной схемы, сколько от установленного стиля игры и типа перепасовки. От того, на чем остановите свой выбор вы и ваш противник, будет зависеть результат конкретного противостояния. Как говорилось выше, использовать постоянно одну схему нельзя. Соперники понемногу учатся, причем далеко не всегда на своих ошибках, и через несколько недель очередной оппонент демонстрирует тактику, способную не только удерживать ваш суперклуб на расстоянии 20 метров от своей штрафной, но и морально и физически задавить его. После чего тренеру приходится отвечать на риторические вопросы в стиле "Скажите, как правильно пишется: ваша команда на игре лажала или ложила?" Чтобы организовать достойное сопротивление, необходимо получать достоверную информацию о сопернике. Для этого сперва надо посылать на разведку скаута, а уже после его докладов делать выводы. Простой просмотр прошлых матчей выдаст лишь использованную схему и баллы игроков. По этой информации больше предварительной оценки не сделаешь, а ее зачастую бывает недостаточно.
Финансовая составляющая, по славной традиции, самая слабая. Как обычно, она сводится к покупке футболистов и договору об оплате их нелегкого труда. Ничего плохого не будет, если у вас несколько лет кряду будет отрицательный баланс в ведомости. Ну только что нельзя будет купить новых исполнителей. Придется более активно работать на трансферном рынке при законном желании усилить состав. Надо будет перехватывать игроков, у которых завершается срок действия контракта, и пытаться их убедить в своей и клубной крутости, что сделать тоже проблематично. Футболисты — люди хорошие, но абсолютно испорчены денежным вопросом. При минусе в бюджете директор команды просто не даст вам назначить большую заработную плату. В принципе, оная варьируется в зависимости от статуса игрока, но везде есть свой предел. И ставит его ваш непосредственный начальник. Состав надо набирать достаточно объемный, по крайней мере, больший, чем 11 равноценных исполнителей. До сих пор нигде не видел у судей такого желания раздавать желтые карточки: получить дисквалификацию из-за их перебора проще, чем поиметь простое удаление. Травмоопасность также не низка. А самая обидная потеря игрока — это приглашение на матч сборной своей страны, в которую его зовут на вырост: и там не играет, и здесь отсутствует. Способов заработать денег на дальнейшее усиление немного — их по большому счету три. Это билеты на домашние матчи, призовые за победы в турнирах и продажа членов команды. Опять на нас давят фундаментальные законы рынка: покупаешь малолетний талант или взращиваешь свой, обучаешь всему, чему можно, и загоняешь уже сформировавшуюся звезду. Но на это уходят годы, хотя способ самый прибыльный, разве что после побед в Лиге Чемпионов.
Такой получился четвертый Championship manager. Он не стал сильным прорывом в серии, как недавний Total Club, но и не уронил марку. Снова на фоне атрофированной экономической составляющей мы видим шикарно проработанный сам Футбол, который нам показывают без особого фанатизма. Основной функцией, как обычно, является тренерская деятельность, а остальная работа — так, несущественный придаток к великому делу схем и диаграмм.
Оригинальность: 5/10. Соответствие канонам жанра: 10/10. Графика: 3/10. Гейм-плей: 7/10. Итог: 7/10
ZymA
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2003 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных