FreeLancer
FreeLancer
Название в оригинале: FreeLancer
Издатель/разработчик: Microsoft/Digital Anvil
Жанр: космический симулятор
Системные требования: Pentium-III 700 MHz, 128 Mb RAM, 32 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 1 Gb Hard Disc Space
Оценки: Геймплей: 8. Графика: 9
Звук и музыка: 7. Общая: 8.
Эту игру ждали давно — с далекого теперь 1998 года. Про нее было много информации в Интернете и игровых изданиях, про нее говорили как про наследника великой и непревзойденной Elite, про нее знали все, кому мир космических симуляторов хоть сколько-нибудь интересен. Разработчики из Digital Envil обещали, что все будет очень классно — даже лучше, чем в самой... А тем временем дата выхода постепенно все отползала и отползала вперед по временному отрезку. За тот период, пока игра готовилась к появлению, у нее даже появился новый могучий издатель — корпорация Microsoft. И вот, не так давно, произошло наконец то, что так долго откладывалось: Free-Lancer все-таки вышел. И фанаты ринулись к прилавкам за игрой. В их огромные толпы затесался и я, дабы быстренько принести диск домой и оценить, насколько соответствуют действительности все заявления и пресс-релизы.
Но обо всем по порядку, а посему сначала несколько слов о сюжете. Действие игры происходит через восемь сотен лет после войны Коалиции и Альянса. Альянс (подобие современного нам НАТО) проиграл битву с Коалицией (догадайтесь, кто ее возглавлял) и спасся бегством в дальние сектора космоса — так называемый Сектор Сириуса. Основу вооруженных сил Альянса составляли представители пяти наций — потомков американцев, англичан, японцев, немцев и испанцев. Четыре первых из названных создали в Секторе Сириуса свою государственность. Американцы живут в Liberty Space, англичане — в Bretonia Space, японцы — в Kusari Space, и немцы — в Rheinland Space. Испанцам с планетами для заселения не повезло, и они подались в пираты.
Главный герой игры — Эдисон Трент — с первых минут попадает в непростую переделку. У него "накрылась медным тазом" миллионная сделка. Причем ни он, ни его партнеры здесь не виноваты. Все дело в том, что станцию Freeport 7, на которой находился ценный груз, вдребезги разнесли какие-то корабли неизвестного происхождения. Трент (и его партнер) спаслись чудом, и теперь молодому человеку предстоит фактически начинать жизнь сначала — ведь у него нет ни денег (500 галактических у.е. — смешная сумма), ни корабля.
И здесь игра заботливо подсовывает нам первый выход из положения. Симпатичная девушка восточного происхождения предлагает нашему герою выполнить несложную миссию, после которой в полную его собственность перейдет корабль, на котором он эту миссию будет выполнять. Отказаться у нас возможности нет. То есть, конечно, можно сказать твердое и решительное нет, но суть дела в том, что тогда вы с планеты так и не выберетесь и можете считать игру оконченной заранее, а своего персонажа — чем-то вроде человека без определенного рода занятий и места жилья (ну, а себя, соответственно, без хорошей игры).
Итак, соглашаемся, выполняем, получаем корабль. Что же дальше? А дальше мы попадаем в железные тиски сюжета. Отвертеться практически нет никакой возможности, сейчас расскажу, почему. Дело в том, что нашему герою постоянно присваивают уровни. А для того, чтобы приобретать большинство видов оборудования (в том числе и мощное вооружение), необходимо соответствовать требованиям к уровню пилота, предъявляемым при покупке. Пилот 1-го уровня никогда (!) не сможет купить "пушку", которая дается только для людей уровня эдак 10-го. А для того, чтобы заработать каждый второй уровень, необходимо выполнить сюжетное задание (для достижения остальных уровней стоит накопить указанную сумму денег).
Но вот корабль получен, миссия выполнена, и наш наниматель оставил в покое героя (это, правда, ненадолго). Стоит осмотреться и подумать, чем заняться. Итак, на планете есть несколько мест, которые можно посетить (правда, непосредственно перемещаться по поверхности нельзя, можно лишь выбирать варианты вверху экрана). Нашего героя интересуют следующие "точки". Бар — место, где можно получить информацию, взять задание (за которое, естественно, полагается вознаграждение) и улучшить отношения с какой-либо фракцией (за очень большую сумму). Дальше — торговец промышленными и иже с ними товарами. Как и в Elite, во FreeLancer можно торговать, но система торговли сделана несколько похуже, но об этом позже. Еще есть ангар, где продают корабли, а также торговец оборудованием для космических кораблей. Ну и собственно площадка, с которой вы отправляетесь в космос. Вот и все. Причем учтите, что на различных станциях в космосе и прочих объектах также может быть одно или несколько функциональных зданий из тех, что есть на каждой планете).
Уже на первом боевом вылете понимаешь, что мир FreeLancer воистину огромен. Более того, он спокойно живет своей жизнью. Многим из тех, кто перемещается вокруг нас в космическом пространстве, нет никакого дела до Трента. Торговцы летят с товаром, военные корабли и полиция патрулируют пространство, пираты — атакуют мирные корабли и возят контрабанду (эти могут добраться и до вас, но если рядом есть кто-нибудь не столь враждебно настроенный, можно попросить помочь). На научных станциях занимаются исследованиями, в космических доках — строят корабли (жаль, что сам процесс постройки посмотреть нельзя). И так далее, и тому подобное.
И вот в этом огромном космосе до нашей личной жизни игре нет никакого дела. Я не знаю, какими словами стоит охарактеризовать то, что сделали с Трентом сценаристы. Фактически мы должны четко следовать указаниям игры в том, что и когда делать. Нам покажут навигационные точки, через которые следует лететь, чтобы выполнить миссию, за нас примут все решения, игрок же остается сторонним наблюдателем, задача которого — управлять кораблем в бою да изредка вести торговлю. Прямо маменькин сынок какой-то, а не взрослый мужчина. С другой стороны, так, видимо, пожелали западные фанаты, чтобы все было просто и понятно.
Это навязчивое внимание со стороны игры не оставляет аж до самого окончания основной сюжетной линии. Многие просто плюнут на игру раньше и не смогут дойти до конца. И вот здесь будет их главная ошибка. Дело в том, что подобие Elite во FreeLancer возникает только после окончания последнего сюжетного квеста. После этого игрок становится поистине вольной птицей: хочешь, становись пиратом и грабь мирные корабли, хочешь — торгуй, хочешь — выполняй задания, взятые на базах и планетах. В самом деле, ощущение свободы, возникающее в такие моменты, незабываемо, но до него еще надо дожить.
А для того, чтобы дожить, надо научиться сражаться. Сделать это не так уж и трудно, как может показаться на первый взгляд. Здесь стоит сказать преогромнейшее спасибо разработчикам. В отличие от проваленной сюжетной части (линейный сюжет для детей из детского садика, по которому игрока еще и ведут за ручку), в плане управления игра просто великолепна. В самом деле, ни в одном космическом симуляторе настолько дружелюбной к игроку системы управления, по-моему, еще не было. Научиться летать и стрелять можно достаточно быстро, благодаря умелому сочетанию управления с клавиатуры и мыши. И скоро враги сотнями будут падать у ваших ног и молить о пощаде (ну, на самом деле, конечно, не будут, но все же).
Всего доступных для выбора игроком кораблей три типа: легкий истребитель, тяжелый истребитель и грузовой корабль, а подвидов этих типов достаточно много, и все разные даже внешне, не говоря уж о характеристиках. Что же имеется у корабля для победы в многочисленных боях? В первую очередь стоит упомянуть двигатель. Двигатель — самая важная часть (хотел бы я посмотреть на того, кто попробовал бы перемещаться в космосе без него:)) корабля, но в управлении абсолютно несложная. Есть три режима скорости: обыкновенный, с помощью ускорителя (клавиша TAB по умолчанию) и крейсерская скорость. В обыкновенном режиме ничего особенного нет, в ускоренном постепенно расходуется заряд энергии ускорителя (во время обычного полета он восстановится), зато и летаете вы куда как быстрее. Но, конечно, самый быстрый — режим крейсерской скорости. Тут только одна загвоздка: во время его использования отключается все вооружение (да и специальной ракетой противника, летящего на крейсерской скорости, можно остановить), так что использовать его приходится, в основном, тогда, когда надо быстро куда-нибудь долететь.
Для того, чтобы уничтожить корабль (как ваш, так и противника), необходимо сначала пробить его энергетические щиты, а затем снять всю защиту с корпуса (энергетические щиты, как и положено, через какое-то время способны самовосстановиться). И щиты, и сам корпус можно чинить с помощью специальных приспособлений (батарей и наноботов), однако их число для каждого типа кораблей строго ограничено.
Переходим к оружию. Оружие подразделяется на несколько классов. Сюда относится обыкновенное вооружение (лазеры и иже с ними), ракеты и мины. С обыкновенным вооружением вы разберетесь и сами, а вот по поводу двух других типов стоит сказать отдельно. Всем хороши ракеты, но на дальней дистанции практически бесполезны. Дело в том, что существует такая штука, как противоракетные ловушки, которые помогут вам избежать угрозы. Но даже если ловушек у вас нет, и сбить ракету со следа не удалось, всегда можно попробовать уйти от нее в режиме ускорителя. Это вполне реально, но ведь то же самое может сделать и ваш противник.
С минами все гораздо сложнее. Если для ракет стоит запомнить золотое правило дистанции, то для того, чтобы эффективно использовать мины, придется несколько потренироваться. Ведь мина, в отличие от ракеты, не может самонаводиться: она просто дрейфует в пространстве и ждет, когда же враг приблизится поближе. Так что это оружие, хотя и эффективное, но подойдет не каждому пилоту (обычно врага убиваешь раньше, чем до него доберутся мины).
Вы спросите, почему я так много внимания уделяю сражениям? Потому, что космические бои составляют основную суть игры. Что бы вы ни делали: торговали, выполняли сюжетные квесты или задания фракций, драться придется практически всегда. Кстати, задания фракций включают в себя различные вариации на тему "убей их всех". Иногда надо еще кого-нибудь захватить, для чего используется tractor beam, который может подбирать предметы, выпадающие в космос из поверженных кораблей врагов. Но для того, чтобы захватить кого-либо, сначала придется уничтожить его корабль.
Несколько слов стоит сказать о торговле. Торговля действительно может быть прибыльной (и даже очень), но для такого времяпровождения лучше всего использовать грузовой корабль. Торговать в игре не просто легко, а очень легко. Этому помогают два фактора. Первый — цены на планетах и станциях никогда (!) не меняются. Второй — если вы уже побывали на какой-либо планете/станции, то цены на товары там будут сохранены у вас в дневнике. Так что подбирайте оптимальный маршрут — и вперед, за прибылью, жаль только, что трудности на этом пути будут, в основном, военного, а не экономического характера.
Неплохо проработан и мир, в котором все происходит. В каждом секторе космоса есть определенное число фракций. А у каждой фракции свое к вам отношение (и свое отношение к другим фракциям). Улучшить его можно, заплатив фракции денег (обычно несколько десятков тысяч) или выполнив спецзадание фракции. Фракции, которые к вам хорошо относятся, могут предлагать разнообразные задания на выбор, за которые, само собой, будет заплачено.
И еще несколько слов о самом мире, в первую очередь, о ее графическом исполнении. Игра потрясающе красива. Именно так (или очень похоже) выглядит космос в изображении писателей-фантастов. Вы невольно будете засматриваться на природную красоту Вселенной, но красивы и места, созданные человеком. А уж корабли и отделка планет заслуживают отдельной похвалы. Стоит зайти в бар Бретонии один раз, и вы уже никогда не перепутаете бретонские планеты с планетами сектора Кусари (классический шлем на голове бретонского полицейского станет вам в этом подспорьем:)). Более того: часто можно даже догадаться интуитивно, чей это корабль (или планета). Так, когда я увидел рейнландские военные корабли, то понял, что именно такими они и должны быть — какое-то внутреннее сходство с "Тиграми" и "Пантерами" Второй мировой войны, хотя внешнего сходства, казалось бы, и нету. Да, чуть не забыл: движок игры выполнен на совесть, и на моей не самой сильной машине тормозов замечено не было. Честь и хвала программистам из Digital Anvil за такую работу.
Музыкально-звуковое сопровождение сделано ненавязчиво: через какое-то время о нем просто забываешь, но и желания отключить не возникает. То, что звуки боя присутствуют, — правильный шаг (а то некоторые предлагали их убрать, что реалистично, но абсолютно неинтересно).
Подводя итоги, хочу сказать, что фактически перед нами две разных игры на одном движке. В первой вы строго следуете сюжетной линии и в точности выполняете все указания тех, кто выше вас (в первую очередь, сценаристов:)). А вот вторая как раз и стала истинным наследником Elite. Конечно, до идеала еще далеко, но пока это самый лучший представитель старых идей в наше время. Играть, играть и еще раз играть, а иначе вы слишком многое потеряете.
P.S.: Прошел тут недавно слух, что на основе движка и вселенной FreeLancer будет сделана онлайновая космическо-симуляторная игра. Что ж, начинание похвальное, жаль что не с моим коннектом:(.
Morgul Angmarsky, Morgul77@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2003 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных