SimCity IV


SimCity IV


Жанр: экономическая стратегия
Разработчик: Electronic Arts
Системные требования: Windows 9x/2000/Me/XP,
Pentium III 500 MHz, 128 Mb RAM, 812 Mb HDD, 8х Speed CD-ROM,
16 Mb Video, Sound card, DirectX 7.0

Если какую-нибудь игру и можно назвать классикой жанра симуляторов градостроительства, так это SimCity, которая стояла у его истоков. Именно поэтому любители экономических стратегий так много ждали от игры SimCity IV, выход которой был встречен ими (нами) с большим энтузиазмом: одолевало любопытство — что же можно сделать еще, кроме как улучшить графику да добавить пару-тройку новых строений. Оказалось, можно сделать многое, причем даже оставаясь в рамках первоначальной концепции. Что ж, дело хорошее, и попытка ребят из Electronic Arts сделать нечто по-настоящему грандиозное заслуживает всяческого поощрения, так как постарались они на славу: есть на что посмотреть, да и вообще затягивает...

Графика приятно удивляет даже тех, для кого качество картинки отнюдь не основополагающий фактор. Псевдо-3D, но очень хорошо прорисованное. Кстати, если посмотреть на панораму жилого квартала высокого уровня на определенном этапе его развития, то появляется смутное ощущение де жа вю, хотя, возможно, здесь просто не обошлось без художников, работавших над Tropico. Звук, к сожалению, хвалить не за что, по крайней мере, долго. Иногда складывается впечатление, что он вообще отсутствует как явление, хотя это, конечно, не так. Sound состоит из набора городских шумов (кстати, очень реальных), время от времени прерываемых воем пожарных сирен и звуков, сопровождающих стихийные бедствия.

Сразу хочу предупредить, что эта игра строго противопоказана всем геймерам с расшатанной нервной системой (не шучу, а честно предупреждаю). В SimCity 4 очень много времени уходит на заботы о населении, причем симы никогда не бывают довольны. Знаете, какое у них самое любимое развлечение? Отнюдь не посещение культурно-массовых мероприятий и даже не стрижка газонов перед собственными особняками. Этих мерзавцев хлебом не корми, электричество им не поставляй, а дай походить с плакатами да поскандировать: "Мэра в отставку!" Перед тем, как садиться за SimCity, необходимо настроить себя на то, что перманентное игровое состояние будет описываться в двух словах: "все плохо!". Правда, иногда в процессе игры складывается ложное впечатление, что все хорошо. Этого не нужно бояться: такое состояние дел отнюдь не значит, что вы не умеете играть, что-то делаете неправильно или что-то упустили. Скорее всего, у симов просто наступил пароксизм довольства, этакое временное помутнение в мозгах, когда они не знают, чего им еще у вас потребовать (заметьте: не попросить, а именно потребовать). Благо с фантазией у них никаких проблем нет: всего через несколько минут игры все опять начнет рушиться, гореть, а именные симы, допущенные в город вашей же собственной рукой, снова ударятся в истерику...
Теперь, когда вы поняли, с чем вам предстоит столкнуться, перейдем к деталям. Регион (игровая карта) поделен на районы, которые, собственно, и предназначены для строительства города-сказки. Районы находятся друг с другом в добрососедских отношениях — это и определяет тактику игры в целом. Есть смысл построить несколько городов рядом или, если лень, импортировать себе пару-тройку уже готовых партнеров: это даст потенциал для развития торговли и туризма, что весьма полезно. Районы также можно трактовать как части мегаполиса: симы запросто могут жить в одном районе, работать в другом, а развлекаться в третьем.

Непосредственно в самом районе есть три режима: божественный, от лица мэра и "мой сим". В начале вы находитесь в окне божественных преобразований, которое предоставляет мощные инструментальные возможности для трансформации местности. Как уже говорилось, графика бесподобная, поэтому можно долго играться, создавая самые сумасшедшие ландшафты и расселяя стада диких и не очень животных по девственным лесам (если они предусмотрены вами на вашей карте). Причем весь этот набор удовольствий вы получаете совершенно бесплатно — по крайней мере, до тех пор, пока первый раз не перейдете в другой режим: после этого весь терраформинг — только за зеленые и хрустящие купюры. Однако вы сможете возвращаться в это окно в любое время: чтобы паснуть фаербол в массы (организовать падение метеорита) или выпустить погулять по улицам города беспощадного "железного дровосека" (как бы ни назвали этого монстра создатели, наш человек всегда опознает бессердечную груду металлолома, любимую с глубокого детства по сказкам Волкова и Kо) — разнообразие напастей и стихийных бедствий вызывает определенный интерес (всего семь — не много, но есть из чего выбрать). Например, лучший метод разрядки — записаться и популярно объяснить населению, чем конкретно вы недовольны, как вам надоели их нескончаемые капризы и забастовки и почему вы настоятельно советуете им выбрасывать окурки не на мостовую, а в специальные контейнеры, причем в затушенном состоянии; после чего можно загружаться и с чувством выполненного долга спокойно играть дальше. В окне божественных преобразований можно также устанавливать устраивающий вас световой режим: вечный день/ночь или сезонную их смену (иначе выразиться не могу, так как смена дня и ночи не имеет ничего общего с суточным режимом). Здесь же предусмотрена такая возможность, как "Стереть город": ликвидирует все следы цивилизации и восстанавливает первоначальный ландшафт. Будьте с этим поосторожнее, так как ликвидация города автоматически перезаписывает файл сохранения и без определенной подготовки подпадает под графу "Необратимое изменение".
Режим правления мэра — основной режим игры. Здесь вы будете проводить большую часть своего времени: все панели построек, разметки земли и огромное количество всяких диаграмм, таблиц и фильтров находятся именно здесь.

SimCity IV не изменяет своим традициям, поэтому вы можете только отвести место под строительство жилых, бизнес- и индустриальных кварталов (бывают трех уровней), но никоим прямым образом не можете повлиять на их востребованность и уровень зданий в них. Бразды правления, бесспорно, в ваших руках, но, в сущности, вам позволено лишь манипулировать налогами да ублажать городское население. Если в начале потребности горожан сведены до минимума: им нужны "только" вода, электричество, пожарное отделение, больница, свалка и полицейский участок, то с течением времени их аппетиты растут в геометрической прогрессии. Все бы ничего, но слишком уж велика стоимость эксплуатации у некоторых строений, без которых симы почему-то решительно не могут обойтись. Да и у первоначального набора стоимость содержания отнюдь не десять копеек в год. Хотя не все так плохо: в игре есть такая милая каждому геймеру вещь, как подарки. Это здания, которые вы можете построить, только достигнув определенных высот в развитии города и завоевании всенародного обожания, но приятно то, что среди них есть такие, которые не требуют ежемесячных отчислений, как-то: городское кладбище, радиостанция, молельный дом или сельский клуб. Правда, за некоторые подарочные здания все же придется платить. К их числу, например, относится сооружение под кодовым названием "Ловушка для туристов" весьма забавного внешнего вида. Подарки не только приятны, но и несут смысловую нагрузку — каждый свою — перечислять не буду, хотя она (нагрузка) временами довольно неожиданная: в жизни SimCity не всегда присутствует логика, есть в ней место и для неестественного... то есть противоестественного... или сверхъестественного... Ладно, сами увидите. Кстати, подарки в игре на все случаи жизни: если вы банкрот, и дефицит бюджета с каждым месяцем принимает все более угрожающие размеры, то можете надеяться на презенты с отрицательной стоимостью содержания, то есть на здания, приносящие неплохой месячный доход, который, возможно, поможет вам удержаться на плаву. Сей чудесный феномен носит название бизнес-договоры. Но, естественно, эти подарки сродни бесплатному сыру. Это может быть отстойник радиоактивных отходов ("Я слышала, у них не очень длительный период полураспада", — флегматично заявляет ваш финансовый советник, а в простонародье бухгалтер), федеральная тюрьма (хорош подарочек:)), военная база или, к примеру, полигон, проводящий испытания ракет класса "земля-воздух" (ракеты эти почему-то имеют тенденцию время от времени — не слишком часто, но бывает — путать воздух с землей и падать на город, что приводит к средним по разрушительности пожарам).

В меню построек, кроме вышеописанных подарков, есть более бытовые и функциональные здания. Например, меню инструментов коммунальных служб включает в себя постройку системы водоснабжения, которая представлена водонапорной башней, помпой и заводом по очищению воды (советую сразу строить помпу и не мучиться с системой водонапорных башен), энергосистемы (зданий много, перечислять не буду, но советую обратить внимание в начале игры на энергостанцию на каменном угле, а позже переключиться на водородную; ветряки — в корне порочная идея, т.к. с течением времени занимают все больше места, а с атомной энергетикой хлопот не оберешься) и санитарно-гигиенической системы (название располагает, но на самом деле этот комплекс зданий называется "помойка и окрестности"). Муниципальные здания — вечный камень преткновения вас и симов. С одной стороны, о вкусах не спорят, но с другой все же странно, что без тюрьмы симам так же плохо, как без музеев, парков и пляжей. При детальном изучении муниципальных построек понимаешь, что где-то в их разнообразии кроется подвох: оказывается, что библиотека предназначена исключительно для того, чтобы симы, окончив школу, не забыли алфавит, а лаборатория исследования болезней вообще снабжена загадочным текстовым описанием: "Продолжает длительность жизни симов, а также, вероятно, и твой срок работы", — лаконично и, главное, настораживает. Здесь же представлен широкий ассортимент достопримечательностей: абсолютно бесполезных (никогда симы не обратятся к вам с мольбой о постройке одного из них), но порой очень красивых строений. Среди них — красивейшие здания мира, такие, как собор Василия Блаженного, Тадж-Махал и Сфинкс вкупе с Великой пирамидой.

Возможности транспортной системы ничуть не уступают реальным: улицы (наземный транспорт здесь же) и магистрали, метро и железные дороги, аэропорты и причалы, — выбирайте на вкус, страх и риск. Ограничений здесь никаких нет, разве что финансовые. Сеть магистралей, например, — безумно дорогое удовольствие и в плане постройки, и в плане содержания. Каждый сектор дороги (как и водопровода и линий энергопередач) требует ежемесячных отчислений из бюджета. Согласитесь: грабеж среди бела дня, но зато максимально приближено к жизни.
Таблицы, диаграммы и фильтры, которые находятся в этом же окне, тоже заслуживают внимания. Все они в определенных ситуациях полезны и несут смысловую нагрузку. Чаще всего наиболее информативной оказывается таблица, в которой представлен ваш "кабинет министров" — портреты советников в рамках. Именно они доводят до вашего сведения все запросы ненасытных симов и извещают вас обо всех реальных и потенциальных проблемах вашего города. Взаимодействие советников с вами осуществляется, кроме естественных текстовых сообщений, еще и цветовым решением. Наиболее безобидны зеленый и светло-фиолетовый background'ы: зеленый фон портрета глаголет сам за себя, а фиолетовый говорит о том, что есть потенциальные проблемы — их решение можно отложить до лучших времен. Оттенки красного очень символичны в индустрии компьютерных игр, так что не приходится удивляться тому, что ничего хорошего они не сулят. Например, розовый сообщает о серьезных проблемах, чреватых катастрофами и требующих немедленного решения — однако и это не повод для паники: просто необходимо поставить игру на паузу, тщательно оглядеться и принять правильное — желательно при этом еще и финансово оправданное — решение, затем запустить игру вновь и надеяться, что инцидент исчерпан, по крайней мере, на время. Ни для кого, полагаю, не станет неожиданностью, что красный фон портрета советника — это очень плохо: чаще всего он связан с пожарами, забастовками, банкротством или засорением труб (это при умелом ведении дел — в принципе, бывают и более удивительные... катаклизмы — главное, подойти с умом, фантазией и долей самоиронии, тогда результаты потрясут даже самых невозмутимых наблюдателей).

Вторая по полезности таблица — таблица финансовой отчетности: ее желательно постоянно держать на виду под неусыпным контролем. Положительное сальдо бюджета — основа долгого и счастливого правления процветающим городом, а гибкая финансовая политика — залог успеха многих ваших начинаний. Хотя в любом правиле есть свои исключения (это насчет сальдо): в начале игры часто имеет смысл загнать себя в минус с расчетом на то, что поступит выгодное предложение о размещении на территории города нескольких приносящих прибыль зданий, но мой вам совет: этим не стоит увлекаться (хотя в жизни всегда найдется место исключениям). Основные источники пополнения городского бюджета — налоговые сборы, уже несколько раз поминаемые незлым тихим словом бизнес-договоры и договоры с соседями (им при случае можно продавать излишки электроэнергии или воды). Некоторую прибыль может приносить и департамент транспорта, но это палка о двух концах, т.к. расходы на него часто оказываются гораздо выше приносимой им прибыли. В принципе, даже просто самоокупаемая транспортная сеть — это уже хороший результат, которого бывает очень трудно достичь. В графу "Доходы" по досадному недоразумению также включено городское распоряжение. Единственно доходная статья здесь носит весьма сомнительный характер и скрывается под кодовым названием "Легализация азартных игр" (в начале игры, когда деньги важнее рейтинга, а взимать налоги не с кого, часто бывает стратегически оправдано, позднее — нет). Шестой и последний способ добычи (слово "заработок" не совсем подходит по смыслу к сему мероприятию, а "добыча" емко и исчерпывающе его характеризует) денег еще более сомнителен, чем азартные игры. К нему стоит прибегать только в крайних случаях (а по возможности лучше совсем не прибегать). Это займы. Все в них хорошо, кроме того, что их нужно отдавать, причем отдавать в срок и с процентами. И, как будто всего этого не хватало, займы еще негативно сказываются на вашей репутации и, как следствие, рейтинге. Как видите, сыр даже не бесплатный.

Как известно, зарабатывать деньги куда труднее, чем их тратить. Ваша основная задача — тратить потом и кровью заработанные денежные знаки с умом, т.е. с максимальной отдачей. Например, то же самое городское распоряжение в умелых руках имеет шанс стать хоть и неявным, но очень эффективным и мощным инструментом управления. С помощью различных законопроектов и программ можно влиять на все сферы жизни симов в частности и на весь район в целом (затраты минимальные, а пользу переоценить невозможно). Как уже говорилось ранее, почти все, что вами строится, требует ежемесячного отчисления на содержание. К счастью, финансирование многих "объектов" можно регулировать волевым решением сверху. Например, уменьшение стоимости содержания полицейского участка уменьшает патрулируемую им территорию, то же самое происходит и с пожарными депо; снижение отчислений на музей уменьшает количество выставляемых в нем экспонатов, на библиотеку — книг в хранилище и т.д. Хотя и здесь нельзя развернуться в свое удовольствие: всегда есть риск того, что симы забросят работу и начнут бессрочную забастовку, выдвигая самые возмутительные требования. Эти эгоисты никогда не идут вам навстречу, даже если вы хотите скопить денег на постройку для них университета или медицинского центра.

Не обошлось и без глюков (хотя кто знает, может, так было задумано). Медработники всегда были чуть странноватыми людьми (регулярное посещение анатомического театра ни для кого не проходит даром), но здесь, по-моему, создатели переборщили. Судите сами: стоит увеличить финансирование больницы до максимума, как весь ее персонал высыпает на улицу с плакатами и требованием (цитирую): "Не жалеть денег на здравоохранение". Причем они не успокаиваются до тех пор, пока зарплату им не понижают. Согласитесь, странно. Хотя, возможно, они считают, что, если им увеличивают заработную плату, то это точно не к добру: вдруг это чревато сокращением штата или еще чем похуже. Короче говоря, остается только ломать себе голову над странностями компьютерных игр и их авторов.
Режим игры "Мой сим" позволяет запускать в город именных симов (заразы еще те!). Эти ребята еще более капризны, чем остальные жители города, и считают своим долгом беспрерывно капризничать и изводить вас своими жалобами. Они сообщают вам буквально о каждом своем действии и постоянно чего-то требуют. Однажды один из них даже пригрозил мне, что немедленно покинет город, если я чего-то там не сделаю. Обескураживающая наглость, не находите? Следующее его заявление гласило (дословно): "Уже собираю чемоданы"... Свою реакцию комментировать не буду, напомню лишь о таком незаменимом инструменте, как стихийные бедствия. К счастью для нашей геймерской нервной системы, одновременно в городе может находиться только пять именных бездельников, лодырей, хулиганов и тунеядцев. На самом же деле к ним быстро привыкаешь и, начиная возводить новый город, первым делом запускаешь в него парочку "своих" симов. Десять часов игры — и они начинают восприниматься как милые домашние зверушки, на которых время от времени приятно отвлечься от советников и баланса бюджета.
Часто даже в самой хорошей игре находится что-то (пусть даже очень пустяковое что-то), что резко ухудшает ваше впечатление о ней. В SimCity это Tutorial — даже искать долго не приходится. Обучающая "кампания" может пригодиться разве что самым ленивым геймерам да тем, кто симуляторы градостроительства видит первый раз в жизни. Сплошной формализм, никаких полезных (по-настоящему полезных) советов или намеков на выигрышную стратегию — короче говоря, полная бездуховность. А в остальном, прекрасная маркиза... Действительно, все хорошо.

Sonya

Диск предоставлен фирмой "Медиакрафт"


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2003 год в рубрике виртуальные радости :: Жанр: экономическая стратег

©1997-2024 Компьютерная газета