Корпорация Samsung

Компьютерный бизнес: корпорация Samsung

Электроника, финансы, автомобили, самолеты, химия... Samsung производит все. Эта южнокорейская промышленная группа поставила перед собой простую задачу: возглавить первую десятку крупнейших компаний планеты. Тем не менее, именно электроника занимает главенствующую роль и приносит львиную долю всех доходов корпорации.

Сегодня эта южнокорейская корпорация по праву занимает одну из верхних строк в рейтинге ведущих компаний мира. Но мало кто знает, что начиналось все... с торговли рисом. В 1938 году 25-летний Ли Бен Чоль, сын богатого корейского помещика, вкладывает все унаследованное от отца состояние в рисовый бизнес. Удача сопутствует ему, и накануне войны благодаря личному знакомству с главой государства молодой удачливый коммерсант многократно преумножает свое богатство. Растущий как на дрожжах концерн Samsung не знает отказа практически ни в чем. Преуспевает, кстати, не только он.

Следует отметить, что условия для развития бизнеса в Республике Корея были специфическими. На долгие годы в стране установился режим жесточайшей экономии. Мало что изменилось и после того, как в 1987 году военные передали власть в руки гражданской администрации. Еще одна характерная деталь: национальное законодательство всегда очень ревниво относилось к притязаниям иностранного капитала на участие в южнокорейских компаниях. Зарубежным инвесторам пришлось приложить массу усилий, прежде чем им было позволено увеличить свою квоту в известных южнокорейских группах с 10 до 18 процентов.
Темпы роста оборотов Samsung'a впечатляют. $80 млрд в 1995 году, более $100 млрд — в 1996-м. И $200 млрд — еще через 3 года. Это ни много ни мало 2/3 нынешнего бюджета Франции. Занимая 14-ю строку в мировом рейтинге, Samsung рассчитывает в начале третьего тысячелетия идти на равных с японской группой Mitsubishi, которая уже сегодня имеет $175 млрд годового дохода.
Компьютеры, телекоммуникации и бытовая электроника составляют, пожалуй, основную сферу деловых интересов группы Samsung. Так, например, строя собственные заводы по всему миру, южнокорейская компания примеряется к покупке и таких известных производителей электроники, как Thomson, AMD или Philips. Всего же в корпорации работает порядка четырех миллионов человек! Samsung — это 18% ВВП Южной Кореи. Годовой оборот только электронных его предприятий составляет 2/3 оборота всего Philips'a. Уже сегодня Samsung занимает первую строку в мировой табели о рангах по производству компьютерной памяти, мониторов и микроволновых печей, вторую — по производству магнитоскопов и шестую — по выпуску телевизоров. Электроника обеспечивает 82% всех прибылей корпорации.

Разумеется, подобных результатов невозможно было бы достичь, не делая колоссальных инвестиций в научно-исследовательские и конструкторские работы. Не кто иной, как исследователи Samsung'a, впервые разработали микропроцессор размером с ноготь, памяти которого хватает, чтобы вместить 4-томную энциклопедию. Они же изобрели самый большой в мире плоский экран и были первыми, кто смог воплотить в жизнь идею телевизора с трехмерным изображением, который можно смотреть без специальных очков. Сообщения о победах южнокорейских инженеров следуют одно за другим.
Так, южнокорейская группа не побоялась бросить вызов признанному лидеру в области разработки компьютерной памяти — компании Intel. "Мы изучаем возможность производства элементов искусственного интеллекта нового поколения в среднесрочной перспективе, — заявил Чанг Чанг Дук, руководитель управления стратегических разработок Samsung Electronics — одного из самых прибыльных филиалов группы. — В конечном счете успех будет зависеть от результатов именно наших исследований". Но это далеко не все. Samsung контролирует многие направления. Он является оператором телекоммуникационных сетей, экспортером систем спутникового телевидения в Индию, возводит торговые и офисные комплексы во Вьетнаме. Samsung сделал массивные инвестиции в производство полупроводников как раз в тот момент, когда японцы сократили свои усилия на этом направлении. И, как следствие, за 10 лет южнокорейская группа вышла в мировые лидеры по выпуску микропроцессоров.

Во всех концах света появляются новые или расширяются старые заводы корпорации: в Мексике Samsung производит телекоммуникационное оборудование и электробытовые приборы; в Техасе — полупроводники; в Китае южнокорейская группа имеет уже 6 заводов и предусматривает дополнительно инвестировать в выпуск своей продукции еще $2 млрд.
В Индии процветает производство телевизоров и холодильников Samsung'a. Но особенно интенсивно идет в последнее время наступление на Европу. Уиньярд, город на северо-востоке Англии, — новый этап в стратегии концерна. Компьютеры, катодные трубки, полупроводники, микроволновая техника, мониторы, — эта и другая электроника будет производиться на туманном Альбионе, где перспективы Samsung'a не вызывают сомнений. В Великобритании найдет пристанище и европейский научно-исследовательский центр группы. Общая сумма инвестиций — около $1 млрд.

Однако, осваивая новые виды бизнеса в различных частях света, амбициозный Samsung то и дело сталкивается с проблемами.
Одна из основных — необходимость срочной перестройки предприятий и совершенствования корпоративной культуры. Трансформация — символ веры председателя компании, обнародованный им еще в июне 1993 года во Франкфурте перед 1800 менеджерами корпорации.
Тогда в своей многочасовой лекции Ли Гун Хи впервые озвучил философское видение проблем. Поставив качество выше количественных показателей, заявив о переходе к новому стилю менеджмента с большей, чем раньше, самостоятельностью подразделений и с небывалой инициативой всех и каждого, он призвал членов своей "семьи Samsung" к соблюдению высоких норм человеческой морали, этики, к повышению уровня интеллекта и культуры, к познанию и уважению обычаев, нравов и порядков в странах, где работает группа.

И, надо отдать должное, начатая президентом перестройка успешно осуществляется. Больше децентрализации — такова одна из основных задач, поставленных перед Samsung'oм. Децентрализация понимается как рассредоточение его филиалов по всей планете.
Так или иначе, но кризис отрасли hi-tech в 2000-2001 годах практически не повлиял на электронные амбиции Samsung.
Практически не уменьшились инвестиции в строительство новых предприятий и скупку уже существующих фирм; не были уменьшены и вложения в научно-конструкторские работы.

На высокотехнологической фондовой бирже NASDAQ во время кризиса акции Samsung также упали в цене намного меньше, чем, скажем, акции той же Intel. Имидж производителя недорогой и качественной электроники весьма благотворно повлиял на отношение инвесторов к корпорации.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2003 год в рубрике разное :: бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета