Горячая линия мультимедиа

Горячая линия мультимедиа

Внимание!!! Постоянным читателям скидка!!! Только весной и только в КГ. Сегодня я отвечу на пять вопросов из одного присланного письма от постоянного читателя. У-уф, запустили мы как-то "линию". Очередь скопилась не мелкая. Приступим!

Приветствую, Кристофер! У меня к тебе скопилось несколько вопросов:
1. Где можно достать (скачать) самые качественные семплы живых ударных, записанные в 32 bit, 96 KHz? Ты советовал зайти на Native Instrument в раздел касательно Battery — но ведь там только mp3-демки, не более! Сэмплы там можно купить, но отнюдь не скачать!

Банки сэмплов с качеством 32 бита и 96 КГц — это редкость. И, соответственно, бесплатно найти что-либо подобное мне представляется трудным. Сейчас вообще проблема с сэмплами. Для западных компаний это слишком трудоемкое и недостаточно прибыльное занятие — производство звуковых библиотек (за исключением кино). Поэтому сейчас дефицит и простых сэмплов на 16/44.
За профессиональными банками нужно обращаться непосредственно в студии звукозаписи и делать их на заказ или копировать уже записанные сессии музыкантов. Это во-первых. Во-вторых, прозвучало слово "скачать". Это какой безумец будет выкладывать wav в 32/96? Это сколько нужно мегабайт на каждую минуту такого материала?
Лучше обратиться в близлежащую студию звукозаписи, где есть интерфейс, который может записать такой банк с нужным качеством. В рамках Беларуси это обойдется примерно в 20-30 у.е. и 10 у.е. музыканту.

2. У меня есть партии ударных, записанные на студии на многоканальную карту (8 каналов), но звук ударной установки неважный (сводили-пересводили сотню раз — слишком плохо записаны бочки, сложно сделать их похожими на действительно нормально записанные). Кто-то подсказал мне, что в Cakewalk можно каждый аудиотрек (в данном случае — ударный) преобразовать в midi, ну, а после того, как все треки будут преобразованы и сведены, можно получить "хорошую мидишную ударку", назначить sf2 и т.д. Может, ты знаешь, как это сделать? И еще непонятно, ведь, например, при записи любого барабана микрофон, который стоит под ним, ловит звуки соседних барабанов (хотя основной барабан звучит заметно сильнее, чем окружение). Можно ли преобразовать такие ударные в midi?

Лично я предпочитаю писать ударную установку на 12-14 микрофонов, каждый из которых — специфический. То есть для записи бас-бочки необходимы именно "микрофоны для записи бас-бочки". Такие производят и Shure, и AKG. И так далее... Помимо подзвучки самих барабанов я снимаю две так называемые "суммы". Для этих целей нужно брать высококачественные конденсаторные микрофоны, такие, как, например, Neumann U87. Микрофоны расставляются попарно, организуя таким образом две "суммы" — малую и большую. Большая устанавливается перед ударной установкой, расстояние между микрофонами — примерно 2,5-4 метра. Малая "сумма" устанавливается за спиной барабанщика, при этом ее основная задача — имитация слушателя. Поэтому расстояние между микрофонами малой "суммы" равняется 15-20 см. Диаграмма направленности у всех микрофонов — кардиоида. Микрофоны малой "суммы" смотрят в противоположные стороны. Примерно такую запись я производил два раза на студии БТ и один раз на "Крем-рекордс" (Москва). Результаты меня вполне устраивали. Если вы захотите писаться на БТ, то сразу скажу, что вам дополнительно понадобится свой звукорежиссер, и подзвучкой ударной установки нужно будет руководить, плюс привозите свой интерфейс.

Теперь непосредственно о "живых" ударных установках. В данный момент наиболее распространены YAMAHA, SONOR, MAPEX и Ludwig. Если установка стоит до 2000 у.е., она хорошо подходит для концертов, но не всегда подойдет для студийной записи. Перед записью нужно позаботиться о том, чтобы было несколько малых барабанов от разных производителей. Хороший малый барабан стоит от 800 у.е., и это нужно понимать. Отдельная тема — "железо". В большинстве случаев студии предлагают его "озвучить" микрофонами типа AKG C3000. Хотя их считают не совсем профессиональным решением, на этот счет вам не стоит волноваться. "Железо" снимется достаточно качественно. При этом, если вы играете хэви-метал, то нужно понимать, что для этой музыки существуют свои наборы тарелок.

После записи первым делом при сведении в мультитреке я проверяю записанные "суммы", свожу их между собой. Добиваюсь прозрачности, проверяю фазу. Если мне нужно подчеркнуть бас-бочку, я беру соответствующий трек и примешиваю к "суммам". Кстати, стоит отметить, что без этих "сумм" ударную установку свести несколько труднее, да и результат не всегда предсказуем. Даже в момент записи на студии вы можете послушать, как звучат "суммы", и все поймете.
Несмотря на то, как качественно я подхожу к вопросам записи ударной установки, несколько раз были удивительные моменты, когда я посмотрел на работу некоторых звукорежиссеров и аранжировщиков из Москвы. Они "набивали" ударную секцию во Fruity Loops. На этот счет не стоит обольщаться, потому как дальше Подмосковья и российской глубинки такая работа не пойдет, если, конечно, такой звук не предусмотрен в концепции проекта.

Если брать за основу MIDI-файлы с последующей "прошивкой" сэмплов, то я сторонник использования wav-сэмплов с высоким качеством и Native Instruments Battery. Никакие sf2 не дадут такого качества. Насчет программ преобразования Wave в MIDI могу сказать определенно, что таковые есть, но качество такого преобразования минимально. Проще сесть и "набить" все вручную.
В принципе, я противник (если дело не касается техно) использования искусственных методов производства партии ударных. "Живой" ударник всегда будет звучать ярче и динамичнее. Но для этого нужен соответствующий антураж: хорошая установка, профессиональная "подзвучка", грамотное сведение и обработка.

Самое главное — провести качественно сессию записи. И, кстати, я часто переубеждаю молодые группы в том, чтобы на запись приглашать сессионных профессиональных музыкантов, если свои еще только учатся.
Есть еще один аспект в пользу записи "живых" ударных на большое количество микрофонов, а именно современные стандарты звука. Когда я экспериментировал с Impedance в 2002 году, то выпустил несколько вариантов готовых композиций, а именно в стерео и в Dolby 7.1. Последний вариант звучит намного революционнее. За этим будущее, причем сейчас на замену CDDA придет SACD. Нужно готовиться... Могу поделиться, что ощущения в 7.1 несравнимы со стереозвуком.

3. Есть ли смысл покупать midi-датчик для гитары, когда играешь хэви-металл?

Конечно, нет. Лучше подкопить денег и приобрести нечто типа Line6 Variax и обработку Line6 POD Pro. А во-вторых, зачем вам MIDI играть на гитаре — гораздо более трудоемкий процесс, нежели использовать обыкновенную клавиатуру.

4. При записи гитары в Nuendo происходят аномалии: в режиме записи с воспроизведением дорожек пишется дорожка, содержащая и гитару, и проигрываемые дорожки, хотя в микшере включена запись с линейного входа.

Проблема в коммутации, программной или физической.

5. Какую midi-клавиатуру сегодня резонно покупать в соотношении цена/качество?

В любом случае следует обращать внимание на динамические, или, как иногда говорят, "тактильные" клавиатуры, в которых динамика нажатия каждой отдельной клавиши сродни натуральной фортепианной клавиатуре. Такие модели MIDI-клавиатур стоят от 400 у.е. Если таковое не требуется, то вам подойдет любое решение до 400 у.е. Но я бы все-таки предпочел динамическую клавиатуру, поскольку она по "поведению" больше похожа на музыкальный инструмент, чем на компьютерный beeper.

Кристофер-2003, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 2003 год в рубрике hard :: мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета