ATI Radeon 9500, overclocking и unlocking

ATI Radeon 9500, overclocking и unlocking

Чипы от компании ATI Radeon 9500 и Radeon 9500 Pro вышли достаточно давно, и компания уже успела обновить свою линейку игровых графических чипов. Однако видеокарты, построенные на чипах Radeon 9500, стали появляться у нас в достаточном количестве только сейчас. В данной статье мы рассмотрим графический чип Radeon 9500, его производительность в сравнении с конкурентами, а также способы различного unlocking'а, или попросту способы переделки Radeon 9500 в Radeon 9700.

Линейка графических чипов ATI Radeon 9500/9500 Pro/ 9700/9700 Pro
Подробно теоретически описывать данное графическое ядро нет смысла, так как аналитическая статья о ATI Radeon 9700 Pro, урезанной версией которого и является Radeon 9500, уже написана и опубликована в КГ. Напомним лишь основные технические характеристики и спецификации линейки игровых решений от ATI.
ATI Radeon 9700 Pro является главным конкурентом NVIDIA GeForce FX. Данный графический чип имеет 8 пиксельных конвейеров. Его частоты для ядра и памяти составляют 325 МГц и 620 (310 DDR) МГц соответственно. Шина видеопамяти — 256 бит DDR SDRAM.
ATI Radeon 9700 — все те же 8 пиксельных конвейеров, но видеокарта работает на более низких частотах: 275 МГц и 540 (270 DDR) МГц для чипа и памяти соответственно. Шина видеопамяти — 256 бит DDR SDRAM. Данный чип позиционируется как конкурент для NVIDIA GeForce 4 Ti 4600.
ATI Radeon 9500 Pro — чип имеет те же частоты и те же 8 пиксельных конвейеров, что и у ATI Radeon 9700. Единственное различие между чипами — это вдвое урезанная шина памяти (128 бит DDR SDRAM). Radeon 9500 Pro конкурирует с NVIDIA GeForce 4 Ti 4200 и отчасти с NVIDIA GeForce 4 Ti 4600.
ATI Radeon 9500 "урезали как могли": 4 пиксельных конвейера и 128-битная DDR SDRAM шина видеопамяти. Частоты — те же, что и у ATI Radeon 9500 Pro и ATI Radeon 9700. Данный чип конкурирует с NVIDIA GeForce 4 Ti 4200. Урезали, конечно, многое, но отчаиваться не стоит, так как многое мы исправим:), но об этом ниже.

Sapphire Atlantis Radeon 9500
Данная компания выпускает целый спектр видеокарт, построенных на базе линейки графических чипов ATI, кроме этого, компания Sapphire является одним из главных партнеров компании ATI.
Видеокарта Sapphire Atlantis Radeon 9500 имеет совершенно стандартный дизайн, который и является копией референсного. Стоит также отметить, что дизайн PCB ничем не отличается от такового в старших моделях, в основе которых лежат чипы ATI Radeon 9700 и ATI Radeon 9700 Pro. Охлаждение стандартное и представляет собой небольшой радиатор с вентилятором, шум которого незначителен, а эффективность более чем достаточна. Чипы памяти радиаторами не прикрыты, зато стабилизатор питания прикрыт небольшим радиатором. Видеокарта, как все видеокарты, построенные на серии чипов Radeon 9500/9500 Pro/9700/ 9700 Pro, имеет дополнительный разъем питания.
Видеокарта оснащена 128 мегабайтами памяти в чипах FBGA. О плюсах использования памяти в данной упаковке говорилось неоднократно. Память производства Infineon со временем доступа 3,3 наносекунды имеет следующую маркировку: HYB25D128323C.
Карта имеет AGP 2X/4X/8X интерфейс и стандартный набор выходов: стандартный аналоговый, цифровой (DVI) и TV-OUT. TV-OUT реализован посредством самого чипа Radeon 9500, так как в него уже интегрированы средства для реализации TV-OUT'а.
Видеокарта поставляется в коробке, в которой, кроме нее самой, еще находились:
- диск с драйверами и утилитами;
- инструкции по эксплуатации;
- переходник DVI-Dsub (предназначен для подключения второго аналогового монитора);
- переходник S-Video-RCA (предназначен для подключения телевизора с композитным входом);
- два кабеля — S-Video и RCA (тюльпан);
- адаптер для дополнительного разъема питания.

Unlocking, или переделка ATI Radeon 9500 в ATI Radeon 9700
Многие задаются вопросом, а почему этот самый unlocking возможен. Что ж, постараемся все понятно и доходчиво объяснить. Чипы с архитектурой R300 имеют различный DeviceID. DeviceID — это "документ", если его так можно назвать, характеризующий чип, то бишь его технические характеристики, в том числе и число конвейеров. У R300 DeviceID прописывается из BIOS при каждом старте компьютера в процессе инициализации видеокарты, то бишь он не фиксирован. Чипы семейства R300 (ATI Radeon 9500/9500 Pro/9700/9700 Pro) имеют различный DeviceID. Поэтому при загрузке драйвера видеокарты определяют из DeviceID, с каким количеством конвейеров и т.д. придется работать.
Как вы уже догадались, 8 конвейеров можно включить, но лишь на видеокарте с PCB от Radeon 9700 и 128 мегабайтами памяти, так как эти видеокарты имеют 256-битную шину. Существует несколько способов включения 8 конвейеров, мы рассмотрим два: аппаратный и программный.
Аппаратный способ unlo-cking'а довольно сложен; если вы не владеете в достаточной мере паяльником, то не стоит за него браться, да и, кроме того, он не дает стопроцентной гарантии. Поэтому данный способ подробно расписывать мы не будем — суть его в том, что нужно перепаять резистор в другое положение, но он очень маленький, поэтому людям не с "прямыми" руками мы бы не советовали проделывать это. Если не хотите паять, то можно использовать теплопроводящий клей, с помощью которого нужно нарисовать необходимую дорожку.
После перепайки и рисования дорожки нужно прошить новый BIOS — скажем, взломанный BIOS от Hercules Radeon 9700 (http://home.mindspring.com/~warp11). Все, готово, однако, как уже говорилось выше, данный способ не дает стопроцентной гарантии нормальной работы всех восьми конвейеров. Во многих форумах люди пишут о том, что в результате аппаратной переделки появляются различные артефакты, то есть выпадение пикселей. Многие списывают это на якобы существующую часть чипов Radeon 9500, которые являются отбраковкой от Radeon 9700, но это непроверенная информация.

Программный unlocking — самый простой и неприхотливый способ переделки, однако стопроцентной гарантии тоже нет.
Для того, чтобы его осуществить, вам понадобится скачать утилиту RivaTuner последней версии и патч SoftR9700. Патч должен подходить к версии драйверов. Скачать все это можно с сайта Guru3D. Запускаем утилиту RivaTuner и щелкаем на закладке Power User, далее кликаем на кнопке Open Patch Script, идем и открываем патч по следующему пути: PatchScripts/ATI/SoftR9700/. Соглашаемся с лицензией и указываем патчу путь к файлу ati2mtag.sys (он располагается по адресу Windows/sys-tem32/drivers) и патчим его. Проверяем, не возникло ли ошибок при этом. Перегружаемся, тестируем и наслаждаемся:). Также стоит посмотреть, какую видеокарту показывает OpenGL-драйвер, чтобы убедиться в успешности вашей переделки. Стоит упомянуть, что патч SoftR9700 работает под операционными системами 2K/XP. Если же вы хотите работать или играть под Win 9x/ME, то придется скачать соответствующий патч, который вы также найдете на сайте Guru3D.

Халява закончилась
Продажи Radeon 9700 за 190 у.е не могли продолжаться вечно, и многие компании стали выпускать видеокарты Radeon 9500 на дизайне PCB от Radeon 9500 Pro, что привело к невозможности переделки. Теперь новые платы Radeon 9500 не имеют потенциала к расширению шины до 256 бит, а довольствуются лишь 128-битной шиной памяти.
Отличить новые видеокарты несложно: так, например, видеокарты от той же Sapphire отличаются цветом и расположением микросхем памяти, которые на новых платах расположены все в ряд.

Overclocking, или разгон по-нашему
Память Infineon с маркировкой HYB25D128323C показала себя на высоте. Не подкачало и ядро. В целом наш Radeon 9500 стал Radeon'ом 9700 Pro и работал на частотах 325 МГц и 620 (310 DDR) МГц для чипа и памяти соответственно. Напомним методику разгона.
Видеокарта разгонялась при помощи утилиты RivaTuner. Стабильность работы при разгоне проверялась с помощью бенчмарка GLMark и 3DMark 2001 SE, которые прокручивались три раза. Если появлялись искажения на мониторе, то частоту памяти понижали на несколько мегагерц. Если компьютер зависал, то частоту графического ядра понижали на несколько мегагерц. Если же все три раза бенчмарки прокручивались нормально, то разгон удался, а автора данного материала посещала голливудская улыбка и чувство глубокого самоутверждения:). Дополнительное охлаждение применялось — в частности, вентилятор, охлаждающий память видеокарты.

Тестирование
Тестовый стенд:
— Материнская плата: FIC AD11 (AMD 761+ VIA 686B).
— Процессор: AMD Athlon XP 2000+ (Tbred).
— Память: 256 Mb PC2100 TwinMos DDR SDRAM CL 2,0.
— Жесткий диск: Maxtor Fireball 3 30 Gb.
— Видеокары: Sapphire Atlantis Radeon 9500 (ATI Radeon 9500), ASUS V8420 (NVIDIA GeForce 4 TI 4200).
— CD-ROM: Toshiba 32X.
— Звуковая плата: ESS Alegro 1989.
— Модем: Acorp M-56PIM.

Операционная система, тестовые программы и утилиты
— Microsoft Windows XP.
— Драйвер для видеокарт ATI: Catalyst 3.1.
— Драйвер для видеокарт NVIDIA: Detonator 41.09.
— MadOnion 3DMark2001 SE.
— Id Software Quake 3 Arena.
— Unreal Tournament 2003.
— Serious Sam The second en-counter.
— Max Payne.

Результаты тестирования

Бенчмарки и тестовые программы Sapphire Atlantis
Radeon 9500
(ATI Radeon 9500)
ASUS V8420
(NVIDIA
GeForce 4 TI 4200)

3DMark 2001SE
3DMark 2001SE, 1024x768x32
Scores 9789 7963
Game 1 Car Chase (Low Detail), fps 130,6 133,3
Game 1 Car Chase (High Detail), fps 51,8 54,2
Game 2 Dragothic (Low Detail), fps 181,9 198,1
Game 2 Dragothic (High Detail), fps 102,4 123,1
Game 3 Lobby (Low Detail), fps 126,2 127,5
Game 3 Lobby (High Detail), fps 55,8 59,7
Game 4 Nature, fps 60,1 73,8
FillRate (Single Texturing), MTexels/s 928,0 534,0
FillRate (Multi Texturing), MTexels/s 1104,6 957,3
High Polygon Count (1 Light) 49,0 32,3
High Polygon Count (8 Light) 13,7 10,9
Environmental Mapped BumpMapping, fps 167,8 105,2
Dot3 Bump Mapping, fps 114,4 88,4
Vertex Shader, fps 157,4 80,1
Pixel Shader, fps 161,6 80,6
Point Samples, MSprites/s 13,2 8,1
3DMark 2001SE, 1280x1024x32
Scores 7732 5837
Game 1 Car Chase (Low Detail), fps 106,4 108,4
Game 1 Car Chase (High Detail), fps 50,1 52,9
Game 2 Dragothic (Low Detail), fps 122,1 140,8
Game 2 Dragothic (High Detail), fps 75,8 96,2
Game 3 Lobby (Low Detail), fps 108,8 110,1
Game 3 Lobby (High Detail), fps 53,6 55,7
Game 4 Nature, fps 8,5 17,5
FillRate (Single Texturing), MTexels/s 928,8 535,4
FillRate (Multi Texturing), MTexels/s 1108,5 957,7
High Polygon Count (1 Light) 45,0 27,5
High Polygon Count (8 Light) 13,5 10,2
Environmental Mapped BumpMapping, fps 125,9 75,4
Dot3 Bump Mapping, fps 70,3 35,4
Vertex Shader, fps 123,2 68,2
Pixel Shader, fps 101,1 54,1
Point Samples, MSprites/s 10,3 6,4
3DMark 2001SE, 1024x768x32, AA+ANISO
Scores 4803 3025
Game 1 Car Chase (Low Detail), fps 62,4 64,2
Game 1 Car Chase (High Detail), fps 37,8 39,6
Game 2 Dragothic (Low Detail), fps 68,6 83,6
Game 2 Dragothic (High Detail), fps 42,8 57,9
Game 3 Lobby (Low Detail), fps 68,8 70,8
Game 3 Lobby (High Detail), fps 38,0 39,8
Game 4 Nature, fps 21,6 25,4
FillRate (Single Texturing), MTexels/s 638,3 457,2
FillRate (Multi Texturing), MTexels/s 1079,5 860,2
High Polygon Count (1 Light) 28,5 17,2
High Polygon Count (8 Light) 11,4 9,5
Environmental Mapped BumpMapping, fps 87,0 40,1
Dot3 Bump Mapping, fps 115,0 60,4
Vertex Shader, fps 36,2 20,4
Pixel Shader, fps 110,0 54,0
Point Samples, MSprites/s 2,4 1,8
3DMark 2001SE, 1280x1024x32, AA+ANISO
Scores 2063 1563
Game 1 Car Chase (Low Detail), fps 27,8 32,3
Game 1 Car Chase (High Detail), fps 19,6 19,8
Game 2 Dragothic (Low Detail), fps 26,2 40,8
Game 2 Dragothic (High Detail), fps 18,6 23,6
Game 3 Lobby (Low Detail), fps 14,7 16,5
Game 3 Lobby (High Detail), fps 16,0 18,4
Game 4 Nature, fps 9,6 13,5
FillRate (Single Texturing), MTexels/s 202,7 152,8
FillRate (Multi Texturing), MTexels/s 988,5 650,5
High Polygon Count (1 Light) 17,7 9,6
High Polygon Count (8 Light) 9,3 5,7
Environmental Mapped BumpMapping, fps 35,4 23,7
Dot3 Bump Mapping, fps 18,2 10,5
Vertex Shader, fps 21,7 10,2
Pixel Shader, fps 40,3 21,4
Point Samples, MSprites/s 2,0 1,2
Реальные игровые приложения
Реальные игровые приложения, 1024x768x32
Quake 3 Arena, fps 149,5 110,6
Serious Sam 2 (Direct3D), Grand Cathedral, fps 25,4 20,4
Serious Sam 2 (OpenGL), Grand Cathedral, fps 31,4 25,8
Max Payne, fps 66,0 60,4
Unreal Tournament 2003, ANTALUS, fps 45,479160 25,567823
Реальные игровые приложения, 1280x1024x32
Quake 3 Arena, fps 123,9 90,3
Serious Sam 2 (Direct3D), Grand Cathedral, fps 20,5 15,6
Serious Sam 2 (OpenGL), Grand Cathedral, fps 25,0 19,3
Max Payne, fps 55,80 46,88
Unreal Tournament 2003, ANTALUS, fps 45,352051 24,236045
Комментарии к результатам тестирования
В среднем ATI Radeon 9500 опережает своего ближайшего конкурента NVIDIA GeForce 4 TI 4200 примерно на 10-15%. Особенно хорошо ATI Radeon 9500 справляется с пиксельными и вершинными шейдерами. В реальных игровых приложениях производительность Radeon 9500 ненамного опережает своего конкурента, а в некоторых, например, в практических или игровых тестах 3DMark 2001SE, и вовсе проигрывает.
После переделки в Radeon 9700 видеокарта Sapphire Atlantis Radeon 9500 показала отличные результаты. Результат в 3DMark 2001SE в разрешении 1024x768x32 составил 11658, что является 20-процентным приростом. Производительность в реальных игровых приложениях выросла в среднем примерно на 10-50% в зависимости от приложения, разрешения и настроек.

Выводы
ATI Radeon 9500 является неплохим решением на сегодняшний день, разница в цене с ближайшим конкурентом составляет 35 у.е., если плата производства noname, а в случае сравнения с платами производства Asus, c которой и производилось сравнительное тестирование, разница в цене отсутствует. Сравнение с таким брэндом, как Asus, вполне уместно, так как Sapphire очень долгое время производила и производит карточки для ATI, которые, в свою очередь, имеют хорошее качество изготовления.
Sapphire Atlantis Radeon 9500 — типичная видеокарта на ATI Radeon 9500, ничем не отличающаяся от остальных ни в лучшую, ни в худшую сторону — в общем, стандарт, но с хорошей памятью и потенциалом для разгона, хотя это уже дело конкретного экземпляра.
Видеокарта для тестирования предоставлена
фирмой "СВ-Трейдинг"

Артем Семенков, tema@hotbox.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2003 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета