Вот такая, блин, жизнь в Питере


Вот такая, блин, жизнь в Питере


Игра: "Ядерный Титбит".
Разработчик: VZLab. Издатель: "Бука"
(точнее, Бяка). Жанр: Квест не для детей. Системные требования: P2-400,
128 Mb RAM, 16 Mb VRAM,
8x CD-ROM, mouse.

Для многих слова "субкультура" или "контркультура" не значат ровным счетом ничего. Больше того: очень многие даже не задумываются над смыслом этих слов, зачастую являясь представителями сих "культур". Да и зачем? Зачем, спрашивается, какому-нибудь наряженному в отрепья панку знать, что он символизирует? И не только ему, но и десяткам и сотням других людей, преимущественно молодых, которые большую часть своего времени тратят на "отдых" и совершенно разнообразные, непонятные другим поколениям занятия, объединенные под словом "отрываться". Каждый отрывается по-своему и не особо задумывается над философским смыслом своих поступков, тем более — не оценивая возможные их последствия. "Правильно, и не надо", — учит нас квест под веселым названием "Ядерный Титбит". Мозолящая глаза надпись на коробке с диском гласит: "Лицам до 18-ти лет не рекомендуется". Я бы еще в самом начале приписал "Нормальным". Человекам, страдающим нервными расстройствами, а также тем, кто всю жизнь только и делает, что бездумно "отрывается", вообще брать в руки категорически запрещено.

Квест интригует с самого начала. Даже еще до запуска. Дело в том, что к его созданию приложил руку не кто иной, как сам Даниил Шеповалов (знакомое имя, не так ли?), о чем, собственно, и написано в мануалке, на самом диске, в титрах создателей и даже на коробке. Причем не просто приложил, а был сценаристом — после этого примерное содержание квеста начинает прорисовываться в сознании. Весело? На самом деле куда веселее, стоит вам только его запустить. Первое, что бросается в глаза — сбежавший из Fallout скелет на фоне ядерного грибка, улыбающийся во все тридцать два, а также очень громкая (заметьте: установка громкости звука на середине) техно-музыка. Такой пункт меню, как помощь, находится в нерабочем состоянии и лишь демонстрирует нам жирную прыгающую белку со смачным феником под глазом — символизирует, скорее всего, глюки от психотропных препаратов. Сам же квест повествует о провинциальном парне (хотя, правильнее, чуваке) по имени Антон (наверняка все Антоны, которые сейчас это читают, просто надуваются от гордости за себя и свое Великое Имя), который приехал в культурную, криминальную, северную, а также, как выяснилось, и ядерную столицу, то бишь Санкт-Петербург, с одной простой целью — оторваться по полной. Чувак как чувак: синий джинсовый костюм, короткая стрижка, немного денег в кармане (правда, ненадолго), без комплексов и обремененности скромностью. На вокзале его встречает друг и проводит в ближайшее злачное заведение — клуб под названием "Су(мер)ки Человечества". Там он узнает о новом коктейле, от которого натурально "торчит" уже вся молодежь — Ядерном Титбите, причем "ядерный" сказано почти что в прямом смысле. Коктейль, мягко говоря, не понравился — из-за него Антон попадает в психушку, предварительно потеряв всю одежду и деньги — поддался на уговоры "пушера" — человека, предлагающего наркоту. Ситуация, скажем так, не самая благоприятная: ни денег, ни одежды, и ни одного знакомого в округе. А ведь еще ж надо разузнать, кто делает этот Титбит, и надрать ему зад. Одним словом, приключений хватит, и даже после детального знакомства с квестом трудно представить, куда они заведут.

Сюжет, даже такой прикольный и в чем-то очень реальный (зато полностью и абсолютно линейный), оказывается далеко не самым любопытным местом. В этом квесте нет места таким понятиям, как "гуманность" и "приличность". Зато есть огромное множество вещей, за которые лет двадцать назад посадили бы за решетку, записав в графе обвинения что-то вроде "За пропаганду антиобщественных, античеловечных, хулиганских и развратных действий, а также нарушение абсолютно всех морально-этических устоев" — и так далее в том же духе. На самом же деле здесь лишь показан окружающий мир и жизнь, в нем трепещущая. Пусть несколько приукрашенная, не без стереотипов и предвзятости, но, тем не менее, такая, какая есть. Показано все то, о чем даже теперешние СМИ говорят с неохотой, все то, о чем знает (ну, или догадывается) каждый человек, но по определенным причинам не говорит. Что большая часть людей в качестве отхожих мест предпочитает подворотни, а отнюдь не новомодные биотуалеты, что в мире активно и успешно действуют различные секты, не встречающие никаких препятствий по большей части из-за людей, которым все это безразлично. Что в каждом клубе обязательно найдутся и громилы с пистолетами, и наркоторговцы, и просто безголовые идиоты, и обязательно люди, вынашивающие в голове жуткие планы. Жулики, бандиты, маньяки, проститутки, просто бомжи — вот типичный контингент тех, кого мы встретим в данном квесте. Действия, происходящие вокруг и творимые нами, под стать окружению. Например, если наркоторгаш заикнулся, что у него есть карточка клуба — естественно, ему нужно со всей дури звездануть разводным ключом по балбешке, дабы заполучить все содержимое его карманов. Или привести сатанистам для неясных целей проститутку с улицы, выдав ее, гм, за якобы девственницу, взять взамен топор, который, в свою очередь, поменять на велосипед у жаждущего крови и обчитавшегося Достоевского маньяка. И это далеко не то самое, от чего действительно стоит держать подальше чересчур впечатлительных людей. В этом квесте хватает всего: нестандартного, нелогичного и неэтичного поведения, а, если говорить прямо — то оглушительного техно, насилия, издевательств и надругательств, разврата, а также помоек — простых и ядерных, наркотиков, оружия — и много-много всего остального, из той же оперы. Кстати, об опере, точнее, оперАх — может, они тут и есть, но я ни одного не видел. Вот, вот то, чего тут не хватает! Именно стражей правопорядка, а вот его нарушителей хватает — сами увидите, если ЯТ попадет к вам в руки. В смысле, квест, а не ЯТ-коктейль, а то увидите еще много-много прочего из рода гротескных фантазий и миражей.

Если немного отвлечься от окружающего мира (хотя это невозможно) и обратить внимание на квестовую составляющую проекта, то можно заметить, что игра находится как раз в рамках жанра: рисованное окружение, полигональные персонажи, мышь с различными типами курсора для перемещения из локации в локацию и действий, бесконечный инвентарь и почти полное отсутствие интерфейса. Локаций обещано около пятидесяти, я видел лишь около двадцати, и мне этого вполне хватило. Наводясь на активный объект, курсор меняет свой вид — в зависимости от того, что с этим объектом можно сделать. Все подобранное и присвоенное хранится в карманах и без труда демонстрируется нам с целью последующего применения. Но дальше загвоздка — дело в том, что логика зачастую отказывается помогать в использовании предметов — не потому, что она ленивая — нет, просто зачастую в наших действиях (не во всех, но во многих) ее нет ни грамма. Я бы в жизни не догадался сунуть обычную, гм, какашку в радиоактивные отходы, чтобы получить уже радиоактивную какашку! Получилось чисто случайно, как говорится, методом тыка. "Используй все на всем", — гласит главное правило квестов, и тут оно зачастую является единственно верным. Бродить в раздумьях предстоит много и долго, так что настройтесь сразу. И ни намека на подсказку... Также есть несколько мини-игр, в частности, вроде той электронной карманной, где волк ловил падающие куриные яйца, только немного видоизмененной. Выигрыш обязателен для дальнейшего прохождения.

Внешность средняя. Да, рисованные локации очень даже симпатичны, но такими они и должны быть. А вот модели персонажей изобилуют прямыми углами, и, хоть выглядят они лучше, чем в Post Mortem, но хороших впечатлений не оставляют. Анимация ерундовская, движения не плавные, хоть и стараются выглядеть на уровне. Но вот музыка... Это уже нечто. Весьма любопытные треки, взятые, между прочим, из реальных песен реальных групп, почти идеально вписываются в нужную локацию и своим содержанием почти соответствуют содержанию самого квеста. В общем, очень здорово, мне даже понравилось.
"Ядерный Титбит" — квест, созданный отчасти, чтобы спародировать нашу жизнь. Вот только пародия получилась уж больно похожей на реальность, точнее сказать — вобрала в себя все то отрицательное, что в этой реальности есть. Вполне достойная демонстрация темных сторон нашей жизни — не знаю, может, и будет от нее какой-нибудь прок. Хотя, лучше бы этой демонстрации не было — как говорил один персонаж по имени Риган: "Если это настоящая жизнь — то я выбираю Матрицу"...
P.S.: Не просите меня помочь в прохождении — очень хочется забыть его и не вспоминать.

Оригинальность: 8/10. Сюжет: 7/10. Соответствие канонам жанра: 8/10. Графика: 6/10. Звук: 8/10. Геймплей: 7/10. Среднее: 7.3/10

Диск для обзора предоставлен торговой точкой магазина "Мир Игр" на Немиге
Leviafan, leviafan2002@mail.ru



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 12 за 2003 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета