В далеком космосе

Название: Off-World Resource Base, или просто ORB
Жанр: космическая 3D-стратегия
Издатель: Strategy First
Минимальные системные требования: PIII или Athlon 600 MHz и выше, 128 Mb памяти, видеокарта с 16 Mb памяти, 500 Mb свободного места на винчестере, DirectX 8.1, Windows 95/98/ME/2000/XP, 56K Modem for LAN and Internet
Рекомендуемые системные требования: PIII или Athlon 1 GHz и выше, 256 Mb памяти, видеокарта GeForce 2 (или что-то в этом роде) с 16 Mb памяти

За тысячелетия до событий, происходящих в игре, в Галактике образовалась огромная Империя, но, как и следовало ожидать, из-за опустошающей войны она распадается, и во всей солнечной системе Алдус остались только две расы. Каждая считала, что осталась одна в Галактике, но вскоре для них открылось обратное. Чтобы выжить, они должны были расширять свои империи, цепляясь за свои планеты в заполненной астероидами Алдус.
Одна из рас называла себя Малус (Diablo 2 не вспоминается?) и была порождением суровой, безводной окружающей среды их родной планеты. Но такие обстоятельства содействовали образованию культуры, основанной на силе. Системой государственного управления у Малус были Кланы. Малус считают себя единственными хозяевами космоса, а все их люди являются воинами. При своей милитаризованности эта раса достигла высокого уровня технического развития.
Другая раса в ORB — это Алиссиан. В отличие от Малуса, это раса, для которой превыше всего демократия. Алиссиан менее примитивна в культурном плане, чем Малус.
Из-за неверно истолкованной радиопередачи при первом контакте между двумя расами началась война.

Видеоролик и геймплей
Первое, о чем мы узнаем в начальном ролике, это нападение войск Алиссиан на одну из планет Малуса, при котором последние потерпели поражение. Скорее всего, поэтому нам сначала и предлагается пройти их кампанию, по завершении которой можно приступать к кампании за Алиссиан.
Для начала не мешает пройти обучение. Действие игры полностью происходит в космосе — ни одного здания, кроме ресурсных баз, ни на одной планете нет. Управление сделано удобно: можно переключаться между трехмерным видом и 2D-картой. Согласитесь, лучше управлять юнитами в какой-нибудь плоскости, нежели, щелкнув в пространстве, видеть, как они летят не совсем туда, куда надо. Но увидеть плоскость 2D-карты можно также и в трехмерном виде, нажав на колесико мыши. В режиме карты и пространства с помощью нажатой правой клавиши мыши можно установить высоту конечной точки полета юнита относительно той же плоскости карты. С помощью Shift'а можно назначить юниту маршрут движения. При обнаружении какого-нибудь объекта, пусть даже и не вражеского, он на карте отмечается серым кружком. После этого можно каким-нибудь юнитом разведать обстановку. Обнаруженный объект может оказаться просто обломком корабля или вражеским юнитом.
По всей карте разбросаны астероиды (возможно, являющиеся обломками планет, уничтоженных во время гражданской войны в Империи), в которых специальный сканирующий корабль может обнаружить ресурсы. Потом на этом астероиде можно построить ресурсную базу, и оттуда грузовой корабль будет возить ресурсы к основной базе. В качестве этой основной базы в различных миссиях могут выступать или огромная звездная база, или специализированный корабль. У Малус на основной базе, кроме получения ресурсов с грузовика, можно строить другие корабли, ремонтировать их, проводить изучения и улучшения и распределять рабочую силу. Есть у Малус также орбитальная верфь, но ее постройка требует изучения некоторых технологий. У Алиссиан для выполнения вышеперечисленных функций имеются такие же звездная база и орбитальная верфь.
Для того чтобы строить корабли, кроме ресурсов, нужна и людская сила. В начале игры дается определенное ее количество. Часть ее можно перевести на проведение исследований, причем скорость такого исследования зависит от того, сколько вы выделили на него людей. Конечно, если никого не отправлять в науку, вы не сможете провести ни одного апгрейда. Оставшиеся люди могут использоваться в качестве экипажа кораблей. Система апгрейдов сделана довольно хорошо. Они разделены на группы, каждая из которых обозначена буквой, и, когда для очередного улучшения требуются какие-то другие апгрейды, они указываются этими буквами и добавочной цифрой, обозначающей порядковый номер апгрейда. Это довольно-таки неплохо, ведь не придется искать нужный апгрейд по названию. Обучение по сравнению с юнитами стоит дешево, и это, скорее всего, минус игры — какое-то нереальное соотношение цен.
Юнитов в игре много — у каждой расы по три десятка: от небольших истребителей, грузовых и транспортных кораблей до огромных крейсеров. Особое внимание среди юнитов Алиссиан привлекает крейсер-стелс, у Малус — крейсер с Гиперскачком, позволяющим кораблю быстро перемещаться на огромные расстояния. У обеих рас есть невооруженные крейсеры-транспорты, в которых можно перевозить более легкие истребители. Также и у Малуса, и у Алиссиан есть космические коммандос, способные повреждать корпуса кораблей. Но для возможности строительства любых продвинутых юнитов требуются не здания (а их в ORB и нет), а изучение их прототипов.

Графика, звук, сетевая игра
Сказать, что в ORB хорошая графика — значит, ничего не сказать: она просто великолепная. Окружающий фон сделан очень красиво, юниты нарисованы просто отменно — и корпуса, и двигатели, и их пламя. Одиночная игра полна красочных видеовставок на движке игры.
При этом игра не много требует: у меня на Celeron-650, 64 Mb памяти и GeForce2 c 32 Mb памяти тормоза не наблюдались даже при разрешении 1280*960*16. Озвучена ORB так, как и полагается современным играм — отлично. Ненавязчивые стереомелодии звучат по ходу игры и в меню. Сетевая игра возможна по Интернету и Lan-сети. Перед созданием игры можно установить разные настройки, в том числе сложность AI, количество начальной рабочей силы, лимит кораблей, а также время между подбрасываниями ресурсов.

Итог
Off-World Resource Base — отличная космическая стратегия, в которую не мешало бы поиграть любителям данного жанра (да и не только им) до выхода Master Of Orion 3 — не только ж в Hegemonia играть.

Сизов Роман, aka Zombie,