Рынок высоких технологий: отчаянное сопротивление кризису

Рынок высоких технологий: отчаянное сопротивление кризису

Наш рядовой пользователь, отправляясь в компьютерную фирму за новым монитором или устанавливая очередную версию Windows, разумеется, не задумывается о том, каковы реальные масштабы индустрии информационных технологий. Между тем, в этой сфере экономики кипят такие страсти, что Шекспир, окажись он в наших временах, просто умер бы от зависти. Но мало кто даже из "продвинутых" пользователей хотя бы приблизительно догадывается, насколько сегодня сектор hi-tech влияет на мировую экономику. Между тем, это влияние уже сравнилось с влиянием всей нефтегазовой индустрии, а потому неизбежно воздействует и на нашу с вами жизнь. Итак, попробуем нарисовать максимально объективную картину всего, что происходило на hi-tech-рынках в 2002 году и чего стоит ожидать от года 2003-го.

Ситуация на рынках
Уже ясно, что 2002 год оказался одним из наиболее тяжелых в истории технологического сектора мировой экономики. За этот год индекс NASDAQ Composite потерял 31,5%, то есть около трети своей стоимости. Фактически результаты прошлого года оказались лишь немногим лучше обвального 2000-го, в котором падение индекса составило 39,3%, но хуже предыдущего, 2001 года, по итогам которого индекс снизился на 21%. NASDAQ является своего рода барометром всемирного рынка высоких технологий, и его показатели — наиболее точное отражение происходящих в этом секторе процессов.
Разумеется, в основе данных NASDAQ лежат показатели наиболее емких на сегодняшний день рынков — американских. Их динамика, в формировании которой ведущую роль играли акции техсектора, была практически идентичной в кризисных 2001 и 2002 годах. Первый квартал начинался с больших ожиданий, однако к марту низкие прибыли технологических компаний приводили к обвалу совокупного индекса. Затем следовали подъемы курсов акций во втором квартале и обратный процесс в третьем квартале. В конце года курсы опять выравнивались на фоне сезонного усиления продаж и надежд на улучшения в будущем году. Повторится ли эта схема в нынешнем году, пока никто сказать не может.
В конце 2002 года многие топ-менеджеры "технологических" корпораций делали оптимистические прогнозы — дескать, "настрой в отношении перспектив бизнеса начинает улучшаться, хотя клиенты все еще колеблются, не решаясь делать серьезных заказов". Однако, по мнению аналитиков фирмы Hakala Capital Management, на самом деле имеется очень немного крупных компаний, готовых увеличить расходы на информационные технологии в 2003 году. Скорее стоит рассчитывать на то, что корпорации прекратят урезать бюджеты на информационные технологии, как это было в 2001-2002 годах. Наверняка вырастут только расходы на обеспечение компьютерной безопасности.

Однако известная консалтинговая группа Merrill Lynch в феврале представила достаточно пессимистичные прогнозы. Согласно исследованию, проведенному экономистами этой компании, уровень расходов на технологическую продукцию не поднимется до середины текущего десятилетия, и практически все отрасли будут очень сдержанны в IT-расходах в 2003 году. Аналогичные прогнозы на этот год сделала и компания Goldman Sachs, пообещав десятипроцентное падение техсектора.
Однако на самом деле не все так уж плохо. Если корпоративный сектор в целом не планирует увеличивать расходы на информационные технологии, то отдельные группы клиентов технологических компаний могут представлять исключение. Так, в частности, увеличить закупки компьютерного и коммуникационного оборудования планирует правительство США, в частности, недавно сформированное Министерство национальной безопасности. Кроме того, увеличить закупки технологической продукции в нынешнем году намереваются компании горнодобывающего, строительного и финансового секторов.
По утверждению аналитиков фирмы SoundView Technology Group, дела производителей персональных компьютеров сейчас идут очень неплохо, и уровни их товарных запасов весьма невелики. А ведь приобретение персональных компьютеров, устройств хранения данных, серверов и периферии, как и прежде, составляет наиболее значительную долю в расходах на информационные технологии. Весьма неплохо чувствуют себя и производители сотовых телефонов. Несколько хуже обстоят дела у разработчиков программного обеспечения. Во многом это связано с рывком в данной сфере, произошедшим в 1998-2000 годах. Возможности созданного тогда ПО опередили реальные потребности бизнес-сообщества, и теперь большинство потребителей не ощущает особой необходимости в замене используемых пакетов компьютерных программ.

"Железо" в цифрах
Сегодня аналитики с надеждой вглядываются даже в мизерные, однопроцентные изменения к лучшему, с тоской вспоминая 1998-1999 годы, когда рост рынков компьютерных технологий измерялся сотнями процентов, а +10% считались неудачей в бизнесе. Сейчас ситуация другая. Так, по оценкам ведущих аналитических компаний, занимающихся изучением рынков технологической продукции, мировые продажи персональных компьютеров увеличились в 2002 году на 1,5-2,7% — и то хорошо. По подсчетам International Data Corporation, продажи ПК на мировом рынке в единицах продукции в 2002 году увеличились на 1,5% после снижения на 4,2% в 2001-м. По данным Gartner Dataquest, мировые продажи ПК в единицах продукции в 2002 году увеличились на 2,7% после снижения на 4% в 2001. При этом Dell показала самый большой рост продаж среди ведущих мировых производителей ПК. По данным Dataquest, продажи ПК Dell в единицах продукции в 2002 году выросли на 18,3%. Но, несмотря на отмеченное увеличение продаж, Dataquest полагает, что мировой рынок ПК все еще находится на дне делового цикла и еще должен показать свидетельства сколько-нибудь значимого подъема.
Есть еще один важный нюанс. Сейчас на рынке ПК, прежде всего, в США, необычно большую конкуренцию новым компьютерам составляет подержанное оборудование. Пару лет назад, во время "бума дот-комов" многочисленные свежеиспеченные интернет-компании в обилии закупали новейшую компьютерную технику и периферию. Теперь, после их массового краха, все это распродается по достаточно низким ценам. Между тем, это по большей части малоизношенные компьютеры, которые еще рано считать устаревшими, и практически новая периферия. Понятно, что в нынешние тяжелые времена многие компании, пополняющие IT-арсенал, останавливают свой выбор не на новых, а именно на подержанных ПК.

Полупроводники
Согласно данным отраслевой группы World Semiconductor Trade Association, по итогам 2002 года мировые продажи полупроводников выросли всего на 1,3%. Впрочем, рост продаж пришел на смену спаду в отрасли, начавшемуся в 2001 году, и это вселяет надежду на то, что кризис заканчивается.
Ассоциация полупроводниковой индустрии SIA, представляющая полупроводниковые компании США, подтвердила сделанный ранее прогноз, согласно которому продажи полупроводниковой продукции на мировом рынке составят в 2003 году $169,3 млрд, т.е. вырастут на 19,8% по сравнению с 2002 годом. В комментариях, сопровождавших прогноз на 2003 год, президент SIA Джордж Скейлайз заявил, что 2002 год был "годом восстановления" для полупроводниковой индустрии, а год 2003-й станет "годом роста". Согласно дальнейшим прогнозом SIA, в 2004 году продажи вырастут на 21,7%, а в 2005 году останутся на уровне 2004 года. Однако Марк Эдельстоун, аналитик Morgan Stanley, указал, что рост продаж полупроводников будет зависеть от степени повышения корпоративных расходов на информационные технологии. "Восстановление роста корпоративных инвестиций остается самым значительным фактором неизвестности. Если мы не получим подъема в экономике и повышения корпоративных расходов, то рост продаж полупроводников составит в этом году лишь однозначную цифру в процентном отношении", — сказал он.
Однако сегодня ситуация на рынках такова, что даже очень небольшой процентный рост продаж означает позитивный сдвиг в компьютерном бизнесе после двух лет снижения спроса и падения доходов. Рост продаж компьютерного оборудования, в свою очередь, должен привести к увеличению заказов на полупроводники, что положительно скажется на результатах производителей процессоров Intel и AMD. Не зря же они в феврале приступили к масштабному снижению цен на свою продукцию.

Расходы корпораций
Сегодня все ведущие аналитики в основном единодушны: по их мнению, корпоративные расходы на информационные технологии в 2003 году будут примерно на уровне 2002 года, с небольшим уклоном в сторону повышения. В частности, представляя отчет за IV квартал, финансовый директор EMC Билл Тойбер сказал по этому поводу следующее: "Исходя из имеющихся данных и разговоров с заказчиками, я полагаю, что ИТ-бюджеты в 2003 г. будут в основном такими же, как в 2002 году. Считаю, что компании будут весьма осторожны с увеличением расходов в течение 2003 года. Я думаю, что существует уклон в сторону повышения расходов, но никто не решится на увеличение, пока не увидит, как будет разворачиваться 2003 год".
По мнению исследователей из фирмы Thomson First Call, на базе оценок, предлагаемых аналитиками, и данных, поступающих от компаний, наиболее вероятным является предположение о том, что разворот вверх на технологическом рынке может начаться не раньше III квартала 2003 года. Большинство аналитиков соглашается с тем, что отдельные сегменты технологического сектора способны продемонстрировать в 2003 году более впечатляющие результаты, нежели сектор в целом. Наиболее перспективным при этом считается сектор продуктов и услуг в сфере компьютерной безопасности, а также передачи данных.
В качестве сильных сегментов технологического сектора 2002 года, способных удержать позиции и в нынешнем году, эксперты называют производство беспроводных сетевых устройств и жидкокристаллических дисплеев. Продажи беспроводных сетевых систем в прошлом году увеличились примерно в 3 раза (до $174 млн), а жидкокристаллических дисплеев — более чем в 2, достигнув $493 млн. Прогнозируется, что в этом году в обоих сегментах будет наблюдаться мощный рост продаж, выражающийся двузначными или, возможно, трехзначными цифрами. Помимо этого, ожидается высокий спрос на такие категории продуктов, как многофункциональные принтеры, DVD-устройства и беспроводные телекоммуникационные системы. Кроме того, по мнению специалистов, в 2003 году стоит также ожидать роста продаж телекоммуникационного оборудования, обеспечивающего передачу данных и голосовых сообщений по одним и тем же линиям связи. На сегодняшний день производители небезуспешно стремятся доказать клиентам, что более современное сетевое и телекоммуникационное оборудование способно обеспечить эффективное сокращение издержек.

Принтеры как двигатели прогресса
Один из сегментов рынка, пока не получивший должного внимания со стороны аналитиков, но потенциально способный обеспечить высокий рост продаж в 2003 году, — это производство аксессуаров и расходных материалов для принтеров. Недаром же принтеры уверенно держат первое место среди всей компьютерной периферии.
Продажи чернильных картриджей в розничных торговых сетях США за первые девять месяцев 2002 года выросли на 11% до 3,31 млрд долларов. Дошло даже до того, что банальные чернила для принтеров впервые за всю историю компьютерной индустрии заменили настольные ПК в качестве основного источника доходов от розничных продаж технологической продукции.
Корпорация Hewlett-Packard, которая получает более 90% своей прибыли от продажи принтеров, заявляет, что ее клиентов уже не удовлетворяет оборудование, созданное на предыдущем этапе развития технологий печати, наиболее ярким событием которого было появление доступных лазерных принтеров в 1990-х годах. По словам Вьомена Йоши, главы подразделения Hewlett-Packard по производству принтеров, сейчас началась вторая стадия развития принтерного рынка, и движущей силой теперь является формирование массового спроса на цифровые системы создания изображений. По утверждению Йоши, рост продаж принтеров и многофункциональных устройств для печати Hewlett-Packard в 2003 году может выразиться двузначным числом. А это означает, добавим, что и у других производителей принтеров дела будут обстоять неплохо. Ну, а рынок принтеров, соответственно, потянет за собой рынок сканеров и т.д.

Особое мнение Oracle
Oracle относится к числу тех компаний, которые надеются в наибольшей степени выиграть во время намечающегося возрождения IT-отрасли. В компании не скрывают своих намерений существенно увеличить свои обороты за счет возобновления роста корпоративных расходов на информационные технологии. В самом начале нынешнего года в статье влиятельного финансового издания Barron's были процитированы оптимистичные заявления главного исполнительного директора Oracle Ларри Эллисона, который убежденно заявил, что акции его компании недооценены. Он, в частности, указал, что компания получает слишком мало вознаграждения от инвесторов за высокое качество ее прибылей.
Ларри Эллисона поддержал и финансовый директор Oracle Джефф Хенли. Он высказал предположение, что рынки информационных технологий уже достигли своего дна, и дальше снижаться корпоративные расходы на IT уже просто не могут. Теперь будет только рост. "Согласно историческому опыту, а я работаю в технологической индустрии уже тридцать лет, ситуация со спросом развивается циклами. Два года жесткого спада на рынке — это весьма долгое время в нашей индустрии. По моим ощущениям, мы действительно, по всей вероятности, достигли дна. Как мне кажется, большинство директоров по информационным технологиям чувствует, что, даже если экономика слаба, она, предположительно, не станет намного слабее, и в конечном итоге они пойдут на немного более крупные расходы, чем в это же время в прошлом году", — заявил он в одном из своих интервью. Таким образом, Хенли повторил свой прогноз, сделанный в декабре 2002 года.

"Фактор Ирака"
Существует множество факторов, угрожающих возможному росту IT-сектора мировой экономики. На уровне национальных экономик (прежде всего, американской и японской) это возможные изменения в экономической и монетарной политике, в том числе ужесточение условий выдачи кредитов. В международном масштабе негативное влияние на технологический бизнес могут оказать такие факторы, как давняя нестабильность японской банковской сферы, традиционная напряженность в отношениях между Китаем и Тайванем, а также землетрясения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, способные привести к нарушению поставок полупроводниковой продукции американским производителям, как это уже было в 2001 году. Кроме того, угроза войны с Ираком и политическая нестабильность в Венесуэле угрожают сохранением высоких цен на нефть, что, в свою очередь, увеличит затраты на ведение бизнеса корпорациям всего мира.
Но наибольшим фактором неопределенности по-прежнему остается высокая вероятность войны с Ираком. И дело тут не только в ценах на нефть. Вопрос в том, что же будет после войны. Тут уместно вспомнить, что за предыдущей войной в Персидском заливе последовал достаточно ощутимый спад американской экономики. В любом случае, как считают эксперты компании Hakala Capital Management, одним из последствий войны является повышение стоимости ведения бизнеса для всех без исключения компаний. Скромным утешением служит разве что то, что начало реальных военных действий (и даже подготовка к ним) может стать стимулом роста для некоторых поставщиков высоких военных технологий.
С другой стороны, снижение геополитической неопределенности сейчас рассматривается как один из факторов, способных стимулировать развитие американской экономики, с восстановлением которой связываются перспективы мировой экономики в целом. Если же отойти от американоцентризма, то станет очевидно: нынешний кризис hi-tech — это, прежде всего, кризис американских корпораций. В Азии, Европе, даже в странах СНГ информационная индустрия чувствует себя хорошо и развивается достаточно уверенно. Ну, а нам остается надеяться, что так будет и дальше.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 11 за 2003 год в рубрике hard :: pc

©1997-2024 Компьютерная газета