Космические рейнджеры


Космические рейнджеры


"Космические рейнджеры" (далее КР) от владивостокской команды Elemental Games — без сомнения, убийца. Безжалостный убийца времени. Сон, еда, работа и учеба, — все это рискует сильно пострадать, если вас всерьез захватит игровой процесс, который не может оставить равнодушным. Космос, полная свобода действий, пошаговые и аркадные сражения, — все это просто бесподобно! Итак, встречайте: лучшая российская игра ушедшего года!

Космос! Звезды, глядящие на нас свысока! Сколько тайны в вас, сколько красоты, сколько необъяснимой романтики... И почему разработчики игр не так часто, как хотелось бы, обращают внимание на холодное безмолвие космоса? Уж не оттого ли, что очень неприятно осознавать человеческую жизнь всего лишь атомом в бесконечном величии вселенной? Не знаю. Так или иначе, российские разработчики наконец-то обратились к теме космоса. И это радует — вспомните хотя бы одну качественную космическую RPG... Star Control, говорите? А сколько ему лет, помните? То-то и оно! "Космические рейнджеры" замечательным образом объединяют в себе бесшабашность Pirates!, проработанность Star Control с духом свободы Elite/Privateer. Сие подается под соусом из замечательного юмора, а особый аромат блюду придают блистательные текстовые квесты. От КР просто так оторваться не получится — дудки!

Для начала
Для начала введу вас в курс дела — расскажу о сюжете. Без него любая RPG — не RPG. Кстати, сюжет для КР писал Юрий "YuN" Нестеренко, если вам это имя о чем-нибудь говорит. Не говорит? Ай-яй-яй. Юрий — известный "компьютерный" писатель-юморист и просто хороший человек;). Но к делу.
В 3000-м году в нашей галактике (как оказалось, населенной аж пятью разумными расами) случилась неприятность — странные существа, коих окрестили клисанами, начали нападать на мирные (и не очень) корабли и захватывать звездные системы. Подлецы игнорировали любые попытки контакта, не отступали и не брали пленных. Стандартные, в общем, "большие бяки", "основные враги" и т.д., и т.п. Дело ясное — с появлением клисан разумные расы мгновенно забыли о своих распрях и межусобицах (поняли, что скоро придет им северный пушной зверь;) да в едином порыве кинулись с узурпатором воевать. Воевать, хоть дело это и нехитрое, было сложновато — технологии-то у клисан продвинутые! Да и не поймешь их, извергов... Чего хотят? Знай себе нападают да захватывают;(. Прямо геноцид какой-то! Ученые, башковитые парни, быстро смекнули, что идейным вдохновителем и верховным главнокомандующим (в одном лице) является здоровенная клисанская кораблица — Махпелла. Если другие клисаны лишь тупо выполняют ее приказы, то сама она, как паучиха в логове, затаилась да всем лихо команды раздает — вот уж разбойница эдакая! Дабы разобраться в причинах войны (а в идеале — полностью уладить конфликт), нужно каким-то образом связаться с Махпеллой. Чтобы поговорить с ней по душам, ученым нужно разработать ментальный коммуникатор. Чтобы создать коммуникатор, исследователям необходимо своевременно предоставлять образцы клисанских технологий и клисанскую протоплазму для изучения. Чтобы добыть это "счастье", нужно порядочно потрудиться-повоевать.
Для этого и был создан орден Космических Рейнджеров. Святая задача этих самых рейнджеров — доставлять протоплазму да прочие клисанские технологии в специально созданные для этого центры рейнджеров, а по изобретении коммуникатора — прорываться сквозь клисанские заслоны, искать Махпеллу и пробовать вести с ней задушевную беседу на предмет прекращения войны. Вы — один из когорты рейнджеров, которым предстоит выполнить сию нелегкую великую миссию.

ТТХ
КР поставляется на одном CD (безо всяких, отмечу, защит — мудрое решение, уважаю) и занимает на нем всего 444 Мб. После установки, со всеми десятью сохраненными играми, игра откушает не более полугигабайта на вашем винчестере и диска для запуска не потребует. Требования, согласитесь божеские. Для игры же будет достаточно даже такой смешной на сегодняшний день конфигурации, как Pentium II 64 Mb RAM (правда, с 64 Mb могут наблюдаться некоторые тормоза — лучше 128 Mb)/видеокарта, поддерживающая режим 800*600 High Color. На моем видавшем виды Duron 650 400 (384) Mb RAM/Radeon 32 Mb DDR игра просто летает. "Какие-то странные системные требования для современного игрового продукта", — тут же воскликнет опытный игрок. — А уж не в 2D ли эта замечательная игра?" И действительно, КР выполнены практически в полном 2D, но это ничуть им не мешает быть поразительно красивыми. Не верите? Тогда сравните 2D КР хотя бы с 2D недавно вышедшего MOO3 и почувствуйте разницу;). Ну, да о графике ниже. Пока же — о геймплее, который изумительно хорош.
Ах да, чуть не забыл — не премините перед началом игры скачать и установить патч ( http://elementalgames.com/download/rangers/p100v120.zip, 2.2 Mb) до версии 1.2 — большинство "шероховатостей" он сгладит, вдобавок пофиксив вагон глюков.

Игра
Итак, трудные будни космического рейнджера. Для начала вы должны выбрать свою расу (Люди/Гаальцы/Фэяне/Малоки/Пеленги) и свое "прошлое" (кем вступили в рейнджеры) — пират, торговец или военный. В зависимости от расовой принадлежности и прошлого ваши начальные условия могут разниться. У кого-то современный корабль, зато пусто в кармане и мало навыков; у кого-то много денег в кошельке или навыков (кстати, это более предпочтительный вариант), зато корабль на ладан дышит и требует капремонта, а еще лучше — тотального апгрейда. Кроме того, от рода занятий персонажа (пират/военный/торговец) зависит, какие текстовые квесты (о них — чуть ниже) вы сможете получить на протяжении игры. Игра... Вы начинаете с самой нижней строчки рейтинга рейнджеров, с самого низкого воинского звания, на дохленьком корытце, которое и кораблем-то назвать язык не поворачивается. Тем не менее, скоро, очень скоро все кардинальным образом изменится, и о вас заговорит вся галактика — разумеется, если не сгорите заживо в своем корабле под огнем клисанских орудий, не сгинете навечно в гиперпространстве или не сгниете в тюрьме за незаконный сбыт наркотиков;).

Свою задачу вы, думаю, уяснили (если нет, то в самом начале вам еще раз перескажут на литературный манер сюжет и доходчиво объяснят, что делать) — однако, разумеется, выполнить ее с ходу не получится — корабль слабоват, да и вы как пилот никуда не годитесь. Нужно подзаработать деньжат, подкупить оборудования, посдавать протоплазму... Деньги можно зарабатывать относительно мирным путем — например, сдачей в утиль полезных ископаемых, мародерством, торговлей или выполнением "FedEx"-заданий (по перевозке грузов) да текстовых квестов. Любителям легкой наживы наверняка понравится пиратствовать, выполнять задания на патрулирование, задания типа "найти и уничтожить", а также уничтожать клисан и сдавать трофеи на исследовательские станции. Выбирайте уж сами, какой из путей вам больше по душе.

В космосе достаточно много объектов. Если не считать кораблей различных видов рас, размеров и характеристик (пираты/другие рейнджеры/лайнеры/военные/грузовые), вам встретятся обитаемые планеты (там вы сможете продать/купить оборудование/товары, узнать последние новости/обратиться к базе данных, получить новые задания, починить/заправить корабль и т.п.), станции рейнджеров (туда необходимо сдавать клисанскую протоплазму), пиратские базы (там можно, кроме всего прочего, починить особое оборудование, сменить гражданство или купить фальшивую протоплазму), военные базы (дают новые звания) и научные базы (сюда нужно сдавать клисанское трофейное оборудование; кроме того, тут производят починку особого оборудования). Оставлю детали "за кадром" (изучайте отличнейшую документацию — там все очень доходчиво расписано) и поведаю еще немного вещей обзорного характера. В каждой звездной системе существует несколько планет (а порой и прочих космических объектов). Передвижение по системе происходит в походовом режиме. Зато при передвижении между системами по гиперпространственным туннелям, в т.н. "гиперпространственных сгустках" могут произойти аркадные битвы между кораблями в реальном времени — привет, Star Control!;). Почему лично для себя я классифицирую КР как космическую RPG (с элементами аркады, тактики и проч.) — по трем основным причинам. Огромный "живой" мир — раз, постоянное развитие игрока-рейнджера (получение воинских званий за сбитые корабли; повышение умений за сданную протоплазму; медали и прочие знаки поощрения) — два, замечательные текстовые квесты — три. Вообще замечу: тексты в игре очень и очень хороши. Написаны они легко и весело, а некоторые сознательные "перлы" всерьез и надолго повышают настроение;). Текстовые квесты, один из типов заданий, которые вы можете получить на планетах, придают игре дополнительный шарм и обаяние. Эти квесты — фактически еще дополнительные три десятка "игр в игре". Никакой графики — лишь текст и ваше воображение. Управление — выбор текстовых, опять же, вариантов действия из предложенных. Вам доведется и поступить в престижный звездный университет, и спасти спецагента, и ограбить банк, и раскрыть загадочное убийство, и выиграть в карточную игру у ее создателя... Многие квесты базированы на довольно известных логических/математических задачках (например, квест про электростанции — задачка про переливания, квест про богов — задачка про перевозки через реку и т.д.) и порой заставляют серьезно задуматься. В любом случае каждый текстовый квест в "Рейнджерах" интересен и неповторим. Попробуйте — я уверен, вам понравится.

Отдельной похвалы заслуживает интерфейс игры — такого грамотного, компактного, удобного и оригинального (надо же, сколько положительных эпитетов;) интерфейса я не видел в играх уже давно. В российских играх — тем более. Осваивается он быстро, при этом будучи поразительно удобным и функциональным. Но не в интерфейсе, не в отличной графике, не в прекрасном мануале, не в хорошем звуке и не в потрясающе интересных текстовых квестах самая большая заслуга разработчиков...
Самая большая заслуга разработчиков в том, что они сумели создать "живой" мир, в котором игрок не играет — живет. Ни на минуту игры в КР космос не кажется пустым и мертвым — отнюдь! Все вокруг живет своей жизнью, и это как раз второе важнейшее достижение — мир не завязан на игрока (чем страдал, например, Morrowind). До релиза, признаются разработчики в интервью (см. ВР №3'2003), другие управляемые AI рейнджеры могли безо всякого участия игрока пройти игру, разобравшись с Махпеллой — однако в релизе такую возможность все же отключили, но "независимость" никуда не делась. Что, разумеется, есть просто замечательно.

AI очень хорош (если не считать редких глюков, которые, верю, будут исправлены в новых патчах) — испытываешь искреннюю досаду, когда в систему, с таким трудом освобождаемую, нагло врываются другие рейнджеры и начинают собирать трофеи (ТВОИ трофеи;), пока ты в одиночку отбиваешься сразу от нескольких клисанских кораблей;-E~. Испытываешь неподдельную радость, когда пролетающие мимо транспортники соглашаются помочь отбиться от терроризирующего тебя пирата, и он, трусливо убегая, просит пощады, подкрепляя просьбу кругленькой суммой... Воюют, торгуют, летают, объединяются и предают друг друга корабли без малейшего участия игрока. Мир независим (или, по крайней мере, создает прекрасную иллюзию того) от игрока — и это очень хорошо. А непередаваемое ощущение постепенного превращения из маленького винтика системы мира в огромную шестеренку;), самостоятельно решающую, кого карать, а кого миловать!.. Это нужно прочувствовать, а для того, чтобы прочувствовать, требуется всего лишь поиграть в КР — пожить в этом мире.

Видим и слышим
Графика в "Рейнджерах", как вам уже известно, выполнена в 2D. Однако все картинки планет, станций и т.п. — "пререндеренные", т.е. заранее просчитаны в полном 3D. Выглядят — на пять с плюсом. Разноцветный космос поражает своим многообразием — если не выключить большую часть эффектов, то от пестрых красок и анимации скоро начнет рябить в глазах:). К графике нет никаких претензий — она весьма функциональна, не требует заоблачной конфигурации и вдобавок весьма и весьма симпатична. Надоело, знаете ли, тормозящее и аляповатое 3D — даешь качественную 2D-графику;)!
Звук очень хорош. Несмотря на то, что разговоры не озвучены (чувствую, в таком случае игра занимала бы минимум два диска), все звучит и стреляет "как надо" (хотя, в принципе, в космосе должна стоять мертвая тишина — ну да ладно, на это разработчики уже не первого поколения игр дружно закрывают глаза;). Музыка вполне приятственна. Бодрое космическое техно, отдельные темы для каждой расы и пр. — она хоть и не хватает звезд с неба, но однозначно помогает сильнее погрузиться в мир игры. Кстати, ни разу за время игры (а ее я уже один раз прошел и пошел "по второму кругу") у меня не возникало желание отключить/поменять музыку. А это, скажу вам, явление нечастое;).

Плюс/минус
Плюсы: все вышеперечисленное, как-то: отличная графика, низкие системные требования, хорошая музыка, затягивающий геймплей, огромный самостоятельный мир, замечательные текстовые квесты...
Минусы: очень сложно оторваться (я не преувеличиваю — попробуйте сами:)) от игры; недостаточно современная графика (ныне все же модно 3D); ограниченная replayability (думаю, разу по третьему-четвертому играть для удовольствия уже не захочется — только на результат)... Вот, пожалуй, и все.
Еще я бы поставил огромный жирный минус компании "1С", издателю игры. За что? А за то, что проглядели хит! "Космические рейнджеры" никак не рекламировались — в итоге многие игроки банально не знали ничего ни о выходящей игре, ни о ее разработчиках. Ну да ладно — игра-то появилась, и многие уже прочувствовали все ее великолепие.

ИтогО
Думаю, вывод для себя вы уже сделали. Если любите космос и хорошие игры, то "Космические рейнджеры" будут для вас отличной покупкой и прекрасным времяпрепровождением. Если же вы любите фэнтези, квесты, стратегии, симуляторы и пр., все равно обратите на КР самое пристальное вним ание — для хороших игр понятие "жанр" не существует.

P.S.:
Небольшая просьба: удержитесь от искушения просто скинуть игрушку себе на винчестер и купите лицензионный диск с КР. Все же такие замечательные игры выходят очень редко, да и поддержать отечественного (почти отечественного) разработчика — надо. Глядишь, там и КР-2 увидим;).

Графика — 8/10. Звук — 8/10. Оригинальность — 9/10. Игровой интерес — 10/10. Общая — 9/10.
Вывод: превосходная космо-RPG. Рекомендую всем истосковавшимся по межзвездным путешествиям и захватывающим играм.

Николай "Nickky" Щетько (me@nickky.com )


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2003 год в рубрике разное :: виртуальные радости

©1997-2024 Компьютерная газета