Новые либертарианцы
Новые либертарианцы
"I don't belong here!", said old Tessa out loud. Genesis, "Aisle of Plenty"
За последнее время уже в нескольких пришедших мне письмах упоминались вопросы, так или иначе связанные с киберлибертарианством. Эта тема была затронута мной в статье, посвященной Electronic Frontier Foundation ("Компьютерная газета" №45 за 2002 г.), но, по всей видимости, стоит обратиться к ней еще раз. Сегодня мы попытаемся подробнее разобраться с этим действительно интересным, на мой взгляд, движением. Так как либертарианство — это явление, относящееся в первую очередь к политической сфере общества, то попутно будут затронуты некоторые любопытные теории, возникшие в ходе современной компьютерной революции.
Изначально либертарианство связано с так называемой "теорией фронтира", предложенной Ф.Дж. Тернером. Согласно его точке зрения, истинный прогресс общества возможен только в условиях самоорганизующихся сообществ людей, существующих на подвижной, постоянно расширяемой границе освоения новых территорий. Эти условия дают своим обитателям огромные возможности, но и требуют от них особой ответственности за свои действия. Кроме этого, для фронтира необходимы совершенно иные способы регуляции отношений как между отдельными людьми, так и на уровне структур государства. Сама же философия такого образа жизни получила название либертарианства (от английского Liberty — свобода). Первоначально эта теория была призвана описывать процессы, происходившие при освоении американского "Дикого Запада", но через некоторое время ее стали трактовать намного шире. В последнее время понятие фронтира довольно часто связывают с развитием компьютерных технологий. Если согласиться с такой ассоциацией, то вполне логичным шагом была бы попытка применить либертарианские идеи и к сфере высоких технологий, благо определенные качества компьютерных коммуникаций прямо-таки подталкивали к этому. Энтузиастов, воспринявших такое мировоззрение, вскоре стали называть "новыми либертарианцами", или "киберлибертарианцами".
Знакомство с этим движением уместно будет начать с представлений либертарианцев о существующем обществе и его перспективах. Это не означает, что у тех, кто называет себя либертарианцами, только такая картина мира, но основные моменты обычно совпадают.
Современные общества, по мнению некоторых представителей этого течения, — это общества политические, построенные по национальному признаку и обладающие территорией. Для них характерна иерархичность и статусность. Соответствующие политические партии, занимающие сегодня в них ведущие позиции, отражают потребности индустриальной эпохи. Если же взглянуть на них в более глубокой исторической ретроспективе, то такие структуры при всем их многообразии являются прямыми потомками оседлых земледельческих общин, возникших в результате неолитической революции. На протяжении тысячелетий такая модель обеспечивала развитие человечества, достигнув достаточно высокой сложности и эффективности. Середина и вторая половина двадцатого столетия характеризовалась тем, что в наиболее развитых странах происходили процессы, совокупность которых принято называть научно-технической революцией. Одним из ее результатов стало широкое внедрение компьютерных и коммуникационных технологий, создание глобальных сетей, универсальных по характеру своего использования. Это позволило создать ту особую среду взаимодействия, которую сейчас чаще всего называют киберпространством. Кстати говоря, такое восприятие киберпространства не единственно возможное, и к этой теме я вернусь в одной из следующих своих статей. Сейчас же для нас важно то обстоятельство, что в нем значительно ослабляется, если не пропадает полностью, влияние упомянутых свойств существующих политических обществ. В ситуации перехода к информационному обществу идеология двухсотлетней давности, по мнению новых либертарианцев, неспособна адекватно отражать произошедшие изменения и выглядит сущим анахронизмом. Новое же либертарианство претендует на звание если не лучшей, то, по крайней мере, первой попытки переосмыслить взгляды на политическое и социальное устройство создаваемого информационного общества.
Главным постулатом киберлибертарианства является признание принципиальной неприкосновенности границ индивидуальной и экономической свободы, значительное расширение которых должно стать нормой в информационном обществе. Для полноценного использования всех потенциальных возможностей киберпространства на практике должны выполняться некоторые обязательные условия. Это соблюдение индивидуальной свободы активной личности, добровольное сотрудничество как основной принцип организации сообществ всех уровней, всяческое поощрение творческой активности каждого члена такого сообщества, а также доступность самого киберпространства для максимально широкого круга желающих.
В этом перечне некоторого пояснения требует, пожалуй, только предпоследний пункт. Как известно, современный мир глобализуется. Это может нравиться или вызывать протест, но это факт, от которого нельзя отмахнуться. Для того, чтобы не потерять своей самобытности и не стать унифицированными "винтиками" такой системы, необходимо сохранять тот дух творческой активности, который не позволяет развиться технологическому иждивенчеству.
Как мне кажется, нет необходимости подробно расписывать те новые возможности в экономической и социальной сферах, которые стали доступны после широкого распространения компьютеров. Про это было написано уже достаточно много, и я полагаю, что читатели КГ вполне компетентны в таких вопросах. Поэтому лучше обратимся к одной любопытной аналогии, предложенной французским исследователем Кристианом Мишелем. Он сравнил людей, работающих в сферах познания (а это — программисты, юристы, ученые, экономисты, работники СМИ, рекламщики, всевозможные консультанты и другие специалисты, так или иначе создающие и обрабатывающие знания), с кочевниками. Только теперь они не седлают коней и не свертывают юрты, а перемещают свою собственность и результаты интеллектуальных усилий туда, где им обеспечиваются лучшие условия, используя таким образом экстерриториальные качества киберпространства.
Вкратце ознакомившись с положениями нового либертарианства, попробуем выделить те базовые посылки, которые должны обеспечить жизнеспособность данной идеологии, и немного поразмышлять на тему оправданности ожиданий, связанных с ней.
Итак, первый постулат киберлибертарианства — полная свобода информационного пространства (точнее, киберпространства), под которым в подавляющем большинстве случаев понимается Internet. Действительно, еще несколько лет назад Cеть представлялась чем-то неподвластным контролю с какой бы то ни было стороны. Однако поверили в это далеко не все. Как можно заметить, попытки осуществить такой контроль в той или иной форме становятся все более настойчивыми. При этом выдвигается масса доводов о пользе подобных начинаний. Я сознательно не буду останавливаться на вопросе о том, хорошо это или плохо. Это действительно сложный вопрос. Нам в данном случае важен сам факт наличия тенденции, а не ее оценка. Это приводит к созданию конфликтных ситуаций с участием активистов киберлибертарианства и показывает необходимость создания организаций, подобных EFF.
Второй момент связан с уверенностью представителей либертарианства в том, что все эти возможности доступны, как говорится, здесь и сейчас, а не когда-нибудь в будущем. По большому счету, с этим можно согласиться, но не стоит забывать о такой проблеме, как Digital Divide, признанной на уровне ООН. Напомню: суть ее в том, что все более заметным становится разрыв между высокоразвитыми и развивающимися странами в использовании современных информационных технологий. Киберлибертарианство здесь, конечно, ни при чем, но осознание упомянутой проблемы дает основания для некоторой корректировки приведенного утверждения, которое может выглядеть примерно так: "Это действительно возможно сейчас, но, к сожалению, не для всех, или это будет возможно для большинства, но не сейчас".
Обратимся теперь к собственно Человеку, ради которого все это затевается и без учета сущности которого любое движение становится бессмысленным. Нетрудно заметить близость философии киберлибертарианства и гуманизма эпохи Ренессанса. В них присутствует вера в изначальную добродетельность Человека Разумного, являющегося мерой всех вещей. "Делай что хочешь!" — этот девиз над вратами Телемской обители, этой фантазии незабвенного весельчака Франсуа Рабле, иллюстрирует убежденность в том, что человек, избавленный от тлетворного влияния устаревшего общественного устройства (в том давнем случае эту роль выполнял феодализм) просто не сможет поступать неправильно или несправедливо. Аналогичная точка зрения присутствует и у либертарианцев: "Обеспечьте обитателям киберпространства индивидуальную и экономическую свободу, обо всем остальном они, как люди разумные и свободные, договорятся сами".
Очень приятно, когда про вас говорят такие хорошие вещи. Насколько это соответствует действительности, каждый может определить для себя самостоятельно. В случае гуманизма Ренессанса проповедь нового мировоззрения в конце концов действительно привела к торжеству более перспективного на тот момент строя — капитализма. Всех стали оценивать, по крайней мере, на словах, не по происхождению, а по личным качествам, причем ощущающая свое достоинство личность могла защищать его всеми доступными средствами. Вот только предоставленную свободу далеко не все предпочли использовать "по назначению". Золотой век всеобщего братства не наступил, появились новые проблемы, а идеалисты опять стали проявлять недовольство, тем более, что основания для него действительно присутствовали.
Можно ли провести параллель между этим историческим опытом и современной ситуацией? Мне кажется, прямой аналогии здесь не будет. Все-таки обстоятельства сейчас иные, киберлибертарианство основывается на возможностях современных информационных инфраструктур, которые настолько сложны, но вместе с тем так уязвимы, что излишне радикальные переустройства вполне способны подорвать саму основу существования информационного общества. На мой взгляд, связь времен проявляется в другом аспекте.
Киберлибертарианское мировоззрение предполагает, что личность, способная воспринять его идеи, также сможет принять как само собой разумеющееся и добровольную ответственность за свои действия в информационном пространстве. Не секрет, что и свободу, и определенную безнаказанность киберпространства можно использовать по-разному. Считается, что мера ответственности и сознательности отдельного человека становится намного важнее, чем в доинформационном обществе.
Киберлибертарианцы не склонны навязывать кому бы то ни было свою точку зрения. Отсюда же и стремление избегать громких лозунгов. Если кто-то не согласен с ними, он волен поступать по-своему, устанавливать свои привычные ограничения. Они просто отделятся и двинутся дальше. Хотелось бы знать, насколько далеки границы киберпространства...
Заканчивая рассказ о новом либертарианстве, хотелось бы сказать, что я стремился по возможности максимально объективно показать данное явление, насколько это было возможно в рамках жанра газетной статьи. За скобками, безусловно, остались многие аспекты и персоналии, но моей целью была общая картина киберлибертарианства. Подобная философия действительно дает новую систему координат в оценке будущего современного компьютеризованного общества. Особенно интересным может быть сравнение положений киберлибертарианства с изысканиями более раннего периода, о которых я рассказывал в статье "Информационное общество" ("Компьютерная газета" №47 за 2002 г.). Конечно, у нового либертарианства есть и задел для дальнейшего совершенствования, ведь оно пока еще дает ответы далеко не на все вопросы, связанные с информационной революцией. Но, может, и не стоит требовать от него такого универсализма. Продолжая аналогию с Ренессансом и гуманизмом, стоит заметить, что основные его идеи, претерпев значительные изменения и периоды критического отношения, в конце концов стали основой того, что называется сейчас общечеловеческими ценностями.
Если вас заинтересовало рассмотренное течение современной мысли, то это прекрасный повод проявить себя активной творческой личностью и заняться самостоятельным расширением собственных познаний в данной области. Это будет очень по-либертариански.
Алексей Кутовенко, alteridem@tut.by
"I don't belong here!", said old Tessa out loud. Genesis, "Aisle of Plenty"
За последнее время уже в нескольких пришедших мне письмах упоминались вопросы, так или иначе связанные с киберлибертарианством. Эта тема была затронута мной в статье, посвященной Electronic Frontier Foundation ("Компьютерная газета" №45 за 2002 г.), но, по всей видимости, стоит обратиться к ней еще раз. Сегодня мы попытаемся подробнее разобраться с этим действительно интересным, на мой взгляд, движением. Так как либертарианство — это явление, относящееся в первую очередь к политической сфере общества, то попутно будут затронуты некоторые любопытные теории, возникшие в ходе современной компьютерной революции.
Изначально либертарианство связано с так называемой "теорией фронтира", предложенной Ф.Дж. Тернером. Согласно его точке зрения, истинный прогресс общества возможен только в условиях самоорганизующихся сообществ людей, существующих на подвижной, постоянно расширяемой границе освоения новых территорий. Эти условия дают своим обитателям огромные возможности, но и требуют от них особой ответственности за свои действия. Кроме этого, для фронтира необходимы совершенно иные способы регуляции отношений как между отдельными людьми, так и на уровне структур государства. Сама же философия такого образа жизни получила название либертарианства (от английского Liberty — свобода). Первоначально эта теория была призвана описывать процессы, происходившие при освоении американского "Дикого Запада", но через некоторое время ее стали трактовать намного шире. В последнее время понятие фронтира довольно часто связывают с развитием компьютерных технологий. Если согласиться с такой ассоциацией, то вполне логичным шагом была бы попытка применить либертарианские идеи и к сфере высоких технологий, благо определенные качества компьютерных коммуникаций прямо-таки подталкивали к этому. Энтузиастов, воспринявших такое мировоззрение, вскоре стали называть "новыми либертарианцами", или "киберлибертарианцами".
Знакомство с этим движением уместно будет начать с представлений либертарианцев о существующем обществе и его перспективах. Это не означает, что у тех, кто называет себя либертарианцами, только такая картина мира, но основные моменты обычно совпадают.
Современные общества, по мнению некоторых представителей этого течения, — это общества политические, построенные по национальному признаку и обладающие территорией. Для них характерна иерархичность и статусность. Соответствующие политические партии, занимающие сегодня в них ведущие позиции, отражают потребности индустриальной эпохи. Если же взглянуть на них в более глубокой исторической ретроспективе, то такие структуры при всем их многообразии являются прямыми потомками оседлых земледельческих общин, возникших в результате неолитической революции. На протяжении тысячелетий такая модель обеспечивала развитие человечества, достигнув достаточно высокой сложности и эффективности. Середина и вторая половина двадцатого столетия характеризовалась тем, что в наиболее развитых странах происходили процессы, совокупность которых принято называть научно-технической революцией. Одним из ее результатов стало широкое внедрение компьютерных и коммуникационных технологий, создание глобальных сетей, универсальных по характеру своего использования. Это позволило создать ту особую среду взаимодействия, которую сейчас чаще всего называют киберпространством. Кстати говоря, такое восприятие киберпространства не единственно возможное, и к этой теме я вернусь в одной из следующих своих статей. Сейчас же для нас важно то обстоятельство, что в нем значительно ослабляется, если не пропадает полностью, влияние упомянутых свойств существующих политических обществ. В ситуации перехода к информационному обществу идеология двухсотлетней давности, по мнению новых либертарианцев, неспособна адекватно отражать произошедшие изменения и выглядит сущим анахронизмом. Новое же либертарианство претендует на звание если не лучшей, то, по крайней мере, первой попытки переосмыслить взгляды на политическое и социальное устройство создаваемого информационного общества.
Главным постулатом киберлибертарианства является признание принципиальной неприкосновенности границ индивидуальной и экономической свободы, значительное расширение которых должно стать нормой в информационном обществе. Для полноценного использования всех потенциальных возможностей киберпространства на практике должны выполняться некоторые обязательные условия. Это соблюдение индивидуальной свободы активной личности, добровольное сотрудничество как основной принцип организации сообществ всех уровней, всяческое поощрение творческой активности каждого члена такого сообщества, а также доступность самого киберпространства для максимально широкого круга желающих.
В этом перечне некоторого пояснения требует, пожалуй, только предпоследний пункт. Как известно, современный мир глобализуется. Это может нравиться или вызывать протест, но это факт, от которого нельзя отмахнуться. Для того, чтобы не потерять своей самобытности и не стать унифицированными "винтиками" такой системы, необходимо сохранять тот дух творческой активности, который не позволяет развиться технологическому иждивенчеству.
Как мне кажется, нет необходимости подробно расписывать те новые возможности в экономической и социальной сферах, которые стали доступны после широкого распространения компьютеров. Про это было написано уже достаточно много, и я полагаю, что читатели КГ вполне компетентны в таких вопросах. Поэтому лучше обратимся к одной любопытной аналогии, предложенной французским исследователем Кристианом Мишелем. Он сравнил людей, работающих в сферах познания (а это — программисты, юристы, ученые, экономисты, работники СМИ, рекламщики, всевозможные консультанты и другие специалисты, так или иначе создающие и обрабатывающие знания), с кочевниками. Только теперь они не седлают коней и не свертывают юрты, а перемещают свою собственность и результаты интеллектуальных усилий туда, где им обеспечиваются лучшие условия, используя таким образом экстерриториальные качества киберпространства.
Вкратце ознакомившись с положениями нового либертарианства, попробуем выделить те базовые посылки, которые должны обеспечить жизнеспособность данной идеологии, и немного поразмышлять на тему оправданности ожиданий, связанных с ней.
Итак, первый постулат киберлибертарианства — полная свобода информационного пространства (точнее, киберпространства), под которым в подавляющем большинстве случаев понимается Internet. Действительно, еще несколько лет назад Cеть представлялась чем-то неподвластным контролю с какой бы то ни было стороны. Однако поверили в это далеко не все. Как можно заметить, попытки осуществить такой контроль в той или иной форме становятся все более настойчивыми. При этом выдвигается масса доводов о пользе подобных начинаний. Я сознательно не буду останавливаться на вопросе о том, хорошо это или плохо. Это действительно сложный вопрос. Нам в данном случае важен сам факт наличия тенденции, а не ее оценка. Это приводит к созданию конфликтных ситуаций с участием активистов киберлибертарианства и показывает необходимость создания организаций, подобных EFF.
Второй момент связан с уверенностью представителей либертарианства в том, что все эти возможности доступны, как говорится, здесь и сейчас, а не когда-нибудь в будущем. По большому счету, с этим можно согласиться, но не стоит забывать о такой проблеме, как Digital Divide, признанной на уровне ООН. Напомню: суть ее в том, что все более заметным становится разрыв между высокоразвитыми и развивающимися странами в использовании современных информационных технологий. Киберлибертарианство здесь, конечно, ни при чем, но осознание упомянутой проблемы дает основания для некоторой корректировки приведенного утверждения, которое может выглядеть примерно так: "Это действительно возможно сейчас, но, к сожалению, не для всех, или это будет возможно для большинства, но не сейчас".
Обратимся теперь к собственно Человеку, ради которого все это затевается и без учета сущности которого любое движение становится бессмысленным. Нетрудно заметить близость философии киберлибертарианства и гуманизма эпохи Ренессанса. В них присутствует вера в изначальную добродетельность Человека Разумного, являющегося мерой всех вещей. "Делай что хочешь!" — этот девиз над вратами Телемской обители, этой фантазии незабвенного весельчака Франсуа Рабле, иллюстрирует убежденность в том, что человек, избавленный от тлетворного влияния устаревшего общественного устройства (в том давнем случае эту роль выполнял феодализм) просто не сможет поступать неправильно или несправедливо. Аналогичная точка зрения присутствует и у либертарианцев: "Обеспечьте обитателям киберпространства индивидуальную и экономическую свободу, обо всем остальном они, как люди разумные и свободные, договорятся сами".
Очень приятно, когда про вас говорят такие хорошие вещи. Насколько это соответствует действительности, каждый может определить для себя самостоятельно. В случае гуманизма Ренессанса проповедь нового мировоззрения в конце концов действительно привела к торжеству более перспективного на тот момент строя — капитализма. Всех стали оценивать, по крайней мере, на словах, не по происхождению, а по личным качествам, причем ощущающая свое достоинство личность могла защищать его всеми доступными средствами. Вот только предоставленную свободу далеко не все предпочли использовать "по назначению". Золотой век всеобщего братства не наступил, появились новые проблемы, а идеалисты опять стали проявлять недовольство, тем более, что основания для него действительно присутствовали.
Можно ли провести параллель между этим историческим опытом и современной ситуацией? Мне кажется, прямой аналогии здесь не будет. Все-таки обстоятельства сейчас иные, киберлибертарианство основывается на возможностях современных информационных инфраструктур, которые настолько сложны, но вместе с тем так уязвимы, что излишне радикальные переустройства вполне способны подорвать саму основу существования информационного общества. На мой взгляд, связь времен проявляется в другом аспекте.
Киберлибертарианское мировоззрение предполагает, что личность, способная воспринять его идеи, также сможет принять как само собой разумеющееся и добровольную ответственность за свои действия в информационном пространстве. Не секрет, что и свободу, и определенную безнаказанность киберпространства можно использовать по-разному. Считается, что мера ответственности и сознательности отдельного человека становится намного важнее, чем в доинформационном обществе.
Киберлибертарианцы не склонны навязывать кому бы то ни было свою точку зрения. Отсюда же и стремление избегать громких лозунгов. Если кто-то не согласен с ними, он волен поступать по-своему, устанавливать свои привычные ограничения. Они просто отделятся и двинутся дальше. Хотелось бы знать, насколько далеки границы киберпространства...
Заканчивая рассказ о новом либертарианстве, хотелось бы сказать, что я стремился по возможности максимально объективно показать данное явление, насколько это было возможно в рамках жанра газетной статьи. За скобками, безусловно, остались многие аспекты и персоналии, но моей целью была общая картина киберлибертарианства. Подобная философия действительно дает новую систему координат в оценке будущего современного компьютеризованного общества. Особенно интересным может быть сравнение положений киберлибертарианства с изысканиями более раннего периода, о которых я рассказывал в статье "Информационное общество" ("Компьютерная газета" №47 за 2002 г.). Конечно, у нового либертарианства есть и задел для дальнейшего совершенствования, ведь оно пока еще дает ответы далеко не на все вопросы, связанные с информационной революцией. Но, может, и не стоит требовать от него такого универсализма. Продолжая аналогию с Ренессансом и гуманизмом, стоит заметить, что основные его идеи, претерпев значительные изменения и периоды критического отношения, в конце концов стали основой того, что называется сейчас общечеловеческими ценностями.
Если вас заинтересовало рассмотренное течение современной мысли, то это прекрасный повод проявить себя активной творческой личностью и заняться самостоятельным расширением собственных познаний в данной области. Это будет очень по-либертариански.
Алексей Кутовенко, alteridem@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2003 год в рубрике разное :: киберпанк