20 000 лье под водой

20 000 лье под водой

Название в оригинале: Steel Tide
Жанр: аркадный симулятор подводной лодки
Разработчик: Infogrames
Переводчик: 8bit
Качество перевода: ужасно(!!!), играть только в оригинал
Системные требования: Pentium III — 500 MHz, 128 RAM, 300 Mb HDD, 16 Mb Video, DirectX 8.1, Win 98\Me\2000\XP
Мультиплейер: LAN, Internet

Если предмет движется — отдай ему честь, если не движется — покрась его.
Флотская аксиома

Знаете, как я отношусь к симуляторам? С благоговением, и никак иначе. Сколько труда надо вложить, чтобы более-менее реалистично воспроизвести большинство аспектов ведения того или иного дела, управления той или иной техникой? Правильно, немеряно. Однако, почему-то в симуляторы я играть не люблю... Уж слишком сложное управление, вся клавиатура занята, а в некоторых геймах еще и системные комбинации встречаются... Помнится, когда мне принесли на тест симуляторы поездов и самолетов от МелкоМягих товарищей, я потратил на них ровно по вечеру и с радостью забыл. Нет, я не прошел их, я просто разобрался в управлении — и несколько поездов сошло с рельсов и несколько авиалайнеров разбилось в пустыне, хе-хе. А со Steel Tide все вышло по-другому, ведь это не просто симулятор, это аркадный симулятор, и поэтому он прост в управлении, что, однако, ни в коей мере не вредит игре.

Пролог
Всплывают две подводные лодки у берегов Северной Америки. Капитаны выходят на мостики, и один говорит другому:
— Хэлло, кэптэн, гоу ту зэ кубрык варэныкы йисты.
— Олл райт, Сэмэн. Зараз прыйду.

Глава 1. Первый взгляд
Холодный январский вечер, и, потягивая горячий чаек, я вставляю диск с Steel Tide в привод в надежде на то, что судьба этого сима в моих глазах будет отличной от судьбы его собратьев. Первая реакция была: "Ага, ну конечно, 1024*768, куда ж без этого, да и цветик... Цветик, та-а-ак... Грузится, хе-хе-хе, ну грузись... Решается твоя судьба, давай, ага... Ну... УХ ТЫ! ОГО!!! Е, КРАСОТИЩА-ТО КАКАЯ..." Что-то в этом роде, не считая того, что я поперхнулся от неожиданности. Игра действительно поразила и очаровала с первого же взгляда. Если позволите, сразу сделаю небольшое отступление. При инсталляции выбирайте ТОЛЬКО английскую версию, ибо в русской, во-первых, кривой шрифт, во-вторых, кривой перевод, и в-третьих, начиная со второго уровня этот перевод превращается в самую настоящую белиберду вроде "...уzе 4гogmaН..." вместо русского "используйте аквалангиста" или на худой конец английского "use frogman". Хотя, в общем-то, дело хозяйское, но все это действительно портит впечатление от игры.
Удобное меню разрешило настроить клавиши, коих оказалось не так уж и много, и другие не менее важные опции, после чего дрожащей рукой (если оформление меню такое, то что говорить об игре?) я нажал на кнопку New Game.

Глава 2. Сюжет и геймплей
Итак, из заставки видно, что нам предстоит пережить еще один альтернативный вариант истории. Война между двумя сверхгосударствами, причем название вашего неизвестно. Пусть будет СССР, ибо, во-первых, больно уж эта субмарина советскую ЩУКУ напоминает, а во-вторых, у капитана на фуражке ЗВЕЗДОЧКА:). Противником являются какие-то нехорошие Сарувианцы.
Сюжет таков: ваша подлодка R.M.S. Triumphant (не надо ко мне придираться, почему это в СССР подлодки англицкими именами зовут, вон в некоторых играх русские вообще по-немецки говорят) вместе с конвоем отправилась за каким-то чертом в открытое море и примерно через 6 недель пути была атакована Сарувианцами. Конвой был уничтожен, но подлодка уцелела, и теперь вам предстоит провести ее сквозь вражескую территорию назад домой. К слову, по ходу игры вы обнаруживаете в вашем квадрате секретные расположения врага и нещадно истребляете последнего.
Игра полностью трехмерная, и с помощью "манипулятора типа "мышь" вам можно будет обозревать своего Триумфанта со всех сторон. Также присутствует возможность приближать/отдалять камеру для более полного удовлетворения своего любопытства. Из ентерфэйса вам дадут сонар (в мультиплейере — активный и пассивный, а в сингле — только активный), индикаторы хода, зарядки батарей и торпедных отсеков (левый, правый — спереди и один задний вместимостью по три торпеды в каждом), глубинометр (не могу вспомнить правильное название, хоть убейте), так называемый индикатор здоровья и индикатор текущего оружия. Будут также мелкие детали вроде индикатора перископной глубины, индикатора вашего обнаружения противником и т.д. Описывать принцип использования сиих агрегатов я не буду, ибо все достаточно просто.
Из чего дадут пострелять? Естественно, в первую очередь, как было сказано выше, это торпеды. Торпеды самонаводящиеся, т.е. достаточно им замкнуться на цели, и в 2/3 случаев можно забыть про врага. Торпеды вы можете запускать как из-под воды, так и во всплывшем состоянии, а вот следующее оружие вы сможете использовать только после всплытия. На палубе присутствуют: сдвоенный пулемет Oerlikon калибра 20 мм, который идеально подходит для уничтожения всех типов воздушных и других целей, четырехдюймовая артиллерийская пушка QF Mark XIX, которая идеально подходит... для всего: как самолеты, так и корабли от пары выстрелов могут окончить свое бренное существование. Присутствует также снайпер, который владеет винтовкой типа Springfield M1903A4 калибра 30-06 с оптическим прицелом M84. С помощью этого зверя можно не только убивать одиночных солдат на берегу, но даже (при точной стрельбе) уничтожить пару еропланов. Надо также заметить, что все оружие соответствует реальной физике: например, артиллерийские снаряды летят по дуге, присутствует ударная волна и т.д. Есть, правда, и парочка мелких глюков вроде того, что днище никогда не сможет показаться над поверхностью воды, т.е. вы не сможете проделать так называемое "выныривание", когда часть носа при выходе из воды на большой скорости под максимальным углом к поверхности выходит из воды, а лишь затем лодка принимает горизонтальное положение.

Глава 3. Графика и звук
Графика хороша. Причем во всех смыслах. Она поражает своей простотой и гениальностью. Конечно, некоторые моменты, такие, как отсутствие рыбы, иногда могут и удивить, но вся остальная картина настолько удачна, что о рыбах тут же забываешь. В каждом уровне игры своя, неповторимая атмосфера, обусловленная сменой времени суток: первый уровень — день, второй — вечер, третий — ночь. Очень порадовала луна. По-моему, это лучший пример того, как можно ее представить в играх, по крайней мере, из всего того, что я встречал до Steel Tide. И, что самое интересное, трудно описать словами ту красоту, которую обозреваешь, хотя... Придумал. Помните Серьезных Сэмов? Вот и здесь та же яркая, насыщенная и непринужденная атмосфера.
Теперь о звуке. Хотелось бы сказать, что он хорош, но совесть не позволяет, хотелось бы сказать, что он плох, но не могу против правды погрешить. Чтобы рассмотреть его, сперва необходимо сделать разделение на звуки и музыку. К звукам придраться не могу, чего не скажу о музыке. Музыка раздражает. Какая-то она, знаете ли, слишком плавная, что ли... Возможно, еще основная тема рулит, но... встречаешь босса — чуть-чуть меняется мотив, лодку топят — то же самое... В общем, звук средней паршивости.

Глава 4. Моддинг
В общем-то, здесь я расскажу лишь о том, как сменить нудную музыку игры на свою любимую, да еще о том, как немножко преобразить лодку.
Начнем с музыки. Находится она в папке Steel Tide\Music\ в виде файлов с именами SteelTide*.wav, где * — это имя действия, при исполнении которого и проигрывается музыка: например, SteelTideBoss.wav проиграется только когда вы встретите босса уровня, SteelTideMissionCompleted.wav — когда завершите миссию и т.д. Далее следует отметить, что инсталляция игры на диске занимает примерно 243 мегабайта, следовательно, если у вас есть резак, то вы сможете зарезать новую музыку прямо на него, чтобы потом, после инсталляции игры, просто скопировать и заменить текущие файлы. Если же резака у вас нет, то… что ж, слушайте свою музыку на зависть друзьям. Как ее сделать? Очень просто. Нам понадобится программа, известная как Sound Forge, и прямые руки. Открываем Sound Forge, затем открываем любимые аудиотреки и копируем их в один wav-файл, после чего называем его аналогично уже существующим и заменяем старые музыкальные файлы игры своими. Однако, прежде чем что-то делать, создайте папку с backup'ом игры. Мало ли что... Тогда просто замените файлы, вызвавшие сбой, старыми и снова экспериментируйте.
Касательно графики. Вся она в открытом виде (24-битные tga-файлы) валяется в разных папках игры, т.е. на свое усмотрение вы сможете модифицировать любое изображение. Однако остановимся только на нашей родной R.M.S. Triumphant. Ее скины лежат следующим образом: Steel Tide\Sub\ — два файла (Triumphant512.tga и Triumphant512damaged.tga), в которых, соответственно, хранятся: скин подлодки в обычном режиме и скин уничтоженной подлодки; Steel Tide\DeckGuns\ — файл Triumphant512.tga, который содержит скин подлодки в боевом режиме, т.е. когда вы стреляете из палубных орудий. В этих папках также находятся два одинаковых файла TriumphantOpacity128.tga, содержащих скины перил и некоторых частей корпуса. Соответственно, модифицируя их, вы и получите новый скин. Не забудьте только, что вносимые изображения должны располагаться по одним и тем же координатам в одинаковых файлах, а также то, что глубина цвета — 24 бита. Удачных модификаций!

Эпилог
Итак, что мы имеем? А имеем мы замечательную игрушку, обладающую всеми задатками хита. Единственное, что могу порекомендовать — быстро бегите в магазин, пока она еще есть. На сем свой обзор заверша... Что? Ах, моя оценка игры? Пожалуйста — 5 из 5, 10 из 10, 665 из 666. Да, именно так, и никак иначе, ибо она стоит того.

AlienRaven
Диск предоставлен фирмой "Медиакрафт"


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 2003 год в рубрике виртуальные радости :: Жанр: аркадный симулятор по

©1997-2024 Компьютерная газета