ЕВРОПА: SMS + TV =?

ЕВРОПА: SMS + TV =?

Еще несколько лет назад тема интерактивного телевидения была самой популярной из всего, что находилось на стыке масс-медиа и мира высоких технологий. Затем, правда, началось массовое интернет-помешательство, и про интерактивное TV стали вспоминать реже. Положение спасли широко распространившиеся во второй половине 90-х мобильные технологии, и прежде всего — SMS-сервис.

До повсеместного проникновения GSM предполагалось, что интерактивность телевидения будет обеспечиваться при помощи специальной приставки к телевизору, которая сможет напрямую соединяться с телекомпанией. Но, как показала практика, у приставки оказалось много недостатков. В первую очередь — высокая стоимость и несовместимость разных типов приставок (отсутствие единого стандарта передачи данных) и в итоге — скромное присутствие на рынке: в лучшем случае 30-40% от числа потребителей. Это намного меньше, чем у мобильных телефонов, которые сейчас есть у 85% европейцев.
К тому же, как выяснилось, использование в качестве системы обратной связи SMS-сервиса мобильных телефонов намного проще и легче поддается усовершенствованию. Да и обрабатывать сообщения SMS операторам колл-центра оказалось намного проще. Успех использования текстовых сообщений в телевидении стал яркой иллюстрацией того, как менее сложная технология может неожиданно победить намного более сложную. Это не значит, что традиционный подход к интерактивному телевидению обречен: наоборот, это только подтверждает, что у телезрителей есть сильная тяга к интерактивности. Люди действительно хотят большего, чем просто смотреть на экран. Другое дело — баланс между этой самой тягой к интерактивности и желанием тратить на нее свои силы, время и деньги. Говоря более простым языком — соотношение цена/качество.
Так или иначе, но в последнее время на европейских экранах адрес электронной почты идущей в эфире передачи стал заменяться на номер телефона, на который телезрители могут посылать текстовые сообщения со своих мобильников. И это неудивительно: согласно исследованию консалтинговой компании Gartner, использование в Европе текстовых сообщений, посылаемых через телефон, уже опередило по количеству аналогичные сообщения, посылаемые через Интернет. И самый быстрорастущий способ использования SMS — в телевизионных передачах.

Разумеется, первыми новую тенденцию уловили и начали использовать именно молодежные каналы. По информации той же Gartner, 20% подростков во Франции, 11% в Великобритании и 9% в Германии направляли SMS-сообщения на адрес телевизионных передач. Это, в частности, связано с бумом "реальных шоу" — таких, как Big Brother ("Большой брат"), в которых телезрители должны голосовать. Теперь в большинстве реальных шоу разрешается использовать посылку текстовых сообщений. Например, в Норвегии в Big Brother большинство голосов поступает именно через SMS.
Но "текстирование" телевидения — это на самом деле явление намного более масштабное, чем простой сбор голосов. Новостные программы поощряют телезрителей присылать свои комментарии, игровые программы — заявки, а вещатели устраивают чаты на экране в прямом эфире. Как сказал по этому поводу эксперт Gartner Адам Даум, "Поскольку люди, как правило, смотрят телевизор с дивана, и у них под руками есть мобильник, то получается самая натуральная форма интерактивности".
Разумеется, подобное использование текстовых сообщений еще и на руку (точнее, на карман) операторам мобильной связи. Неслучайно последние предоставляют льготные тарифы для посылки сообщений на определенные номера. Так, например, серия игровых шоу Big Brother в Великобритании вызвала посылку 5,4 млн текстовых сообщений в ходе голосования и соответственно прибыль в $2,1 млн! По сообщению консалтинговой компании Van Dusseldorp & Partners, расположенной в Амстердаме, немецкая версия игры Videoclash, которая предлагает зрителям голосовать за то или иное видео, вызывает до 40.000 звонков в час, каждый стоимостью в 0,30 евро. А бельгийская телевизионная викторина 1 Against 100 ("1 против 100") привлекает 110.000 игроков в месяц, которые платят за вопрос, посылаемый через мобильный телефон, 0,50 евро (всего в игре 8 туров). В Испании перед каждым вечерним выпуском новостей на экране возникает головоломка-кроссворд, и зрителей просят присылать свои письменные ответы через мобильные телефоны. Приз за правильный ответ составляет 300 евро. При этом зрителей не смущает стоимость посылки сообщения в один евро, и в обычный день в соревновании принимает участие порядка 6.000 зрителей.

Таким образом, сообщения, пересылаемые в адрес телевизионных передач, в настоящее время составляют значительную долю доходов мобильных операторов. Например, в середине прошлого года один английский оператор мобильной связи сообщил о блестящих финансовых результатах, которые были вызваны именно посылкой текстовых сообщений его клиентами на адрес передачи Big Brother. Операторы мобильной связи берут обычно 40-50% от стоимости отправки каждого сообщения, а оставшиеся деньги делятся между вещателем, производителем программ и компанией, которая занимается обработкой сообщений (владельцем колл-центра).
В результате доходы от текстовых сообщений, отправленных через мобильные телефоны, стали важным элементом бизнес-модели многих развлекательных телепередач. Одним из ключевых факторов успеха союза телевидения и SMS-сообщений стали четырех-, пяти- или шестизначные номера, которые называют shortcodes ("короткие коды"). Каждый оператор мобильной связи имеет свои подобные коды, и только недавно операторам стало ясно, что имеет смысл скооперироваться, с тем чтобы эти коды работали по всей системе мобильной связи в Европе. Наличие таких общих кодов было прорывом, поскольку запомнить их очень легко, когда они мигают на телеэкране.
Складывающаяся практика использования текстовых сообщений постепенно меняет саму природу современного европейского телевидения. В отличие от обычного подхода, когда программы просто предоставляются телезрителям, появилось все увеличивающееся число передач, которые действительно реагируют на творческий вклад зрителей. И тут возникают новые вопросы. Например, как подобная интерактивность повлияет на взаимоотношения производителей развлекательных программ и выпусков новостей с рекламодателями и спонсорами? Как быть с цензурой? Какой будет роль Интернета во всем этом? Как избежать злоупотреблений, схожих, к примеру, со спамом в электронной почте? Как вообще изменится облик современного телевидения, если учесть, что теперь во все вновь создаваемые передачи изначально закладывается элемент интерактивности? Что будет со спутниковым TV, принципиально не подверженным "SMS-влиянию"?
Поживем — увидим. На экране телевизора.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2003 год в рубрике mobile :: телефоны

©1997-2024 Компьютерная газета