Сравнительное тестирование видеокарт на базе различных модификаций GPU NVIDIA GeForce4 MX440

Сравнительное тестирование видеокарт на базе различных модификаций GPU NVIDIA GeForce4 MX440

Графический процессор GeForce4 MX440 воистину можно считать народным, правда, с выходом Radeon 9000, ему пришлось немного потесниться, но в целом MX440 не сдает своих позиций. В последние время развилось несколько различных модификаций MX440.

NVIDIA GeForce4 MX440-8X
ничего нового или революционного собой не представляет: в сравнении со своим предшественником — MX440 — "восьмииксовый" может похвастаться более высокими частотами чипа и памяти, а также такой "необходимой" поддержкой AGP 8X. Частота графического ядра у MX440-8X — 275 MHz, а памяти — 500 MHz DDR. Видеокарты на новом GeForce4 MX440-8X имеют новый референс-дизайн. Изменения в дизайне коснулись нескольких моментов. Во-первых, теперь платы комплектуются памятью в упаковке BGA, которые расположены на одной стороне печатной платы. Во-вторых, видеоплаты оснащаются пассивным охлаждением, что очень странно, поскольку предшественник, имея частоту на 5 MHz ниже, использовал активное охлаждение. В третьих, MX440-8X может похвастаться полноценной поддержкой технологии nView.
Что касается AGP 8X, то теоретически все очень хорошо и замечательно: вдвое большая, в сравнении с AGP 4X, пропускная способность — 2,1 GB/s, оптимизация для производительного AGP-текстурирования, новые возможности изохронной передачи данных, обратная совместимость с видеокартами предыдущей версии (AGP 2.0). Практическое применение мы рассмотрим ниже, а что касается совместимости, то на форумах очень часто встречаются темы по поводу проблем с R300, SIS 648 и др.
NVIDIA GeForce4 MX440 — "стандартный ты наш" — останавливаться на нем смысла нет, т.к. во многих бумажных и электронных СМИ эта тема пережевана не один раз.
NVIDIA GeForce4 MX440SE — многие, судя по аббревиатуре, подумали: "Special Edition or Second Edition — it's good and I will probably have more fps in my favorite game", но это не так. GeForce4 MX440SE призван заменить MX420, который был снят с производства. GeForce4 MX440SE — все тот же 440-й с пониженной частотой ядра: вместо 270 MHz у него 250.
Без "китайцев" в дружном семействе 440-х не обошлось. Существуют видеокарты GF4MX440 + обычная SDRAM-память (для краткости в дальнейшем GF4MX440SD). Производительность от такой замены падает очень заметно, а цена не сказать что также хорошо падает. Для лучшей наглядности и представления модификаций NVIDIA GeForce4 MX440 приведем небольшую таблицу (внизу).
Прежде чем перейти к тестированию, рассмотрим наших претендентов на конкретных видеокартах.




NVIDIA GeForce4 MX440-8X

NVIDIA GeForce4 MX440

NVIDIA GeForce4 MX440SE

NVIDIA GeForce4 MX440SD

ATI Radeon 9000 Pro

Технология чипа

256 bit

256 bit

256 bit

256 bit

256 bit

Технологический процесс

0.15 mcn

0.15 mcn

0.15 mcn

0.15 mcn

0.15 mcn

Шина памяти

128 bit DDR

128 bit DDR

128 bit DDR

128 bit SDRAM

128 bit DDR

Пропускная способность памяти

8,8 GB/s

8,8 GB/s

8,8 GB/s



8,8 GB/s

Интерфейс AGP

1x/2x/4x/8x

1x/2x/4x

1x/2x/4x

1x/2x/4x

1x/2x/4x/8x

Объем памяти

64 Mb

64 Mb

64 Mb

64 Mb

64/128 Mb

Частота графического ядра

275 MHz

270 MHz

250 MHz

250 MHz

275 MHz

Частота памяти

500 MHz (DDR)

333 MHz (DDR)

333 MHz (DDR)

166 MHz

550 MHz (DDR)

Тип памяти

BGA 3.6 ns

SD 4-5 ns

SD 4-5 ns

SD (об. SDRAM)

SD
Albatron GeForce4 MX480
Видеокарта построена на базе GPU, NVIDIA GeForce4 MX440-8X и имеет AGP x2/x4/x8 интерфейс. На плате установлена память от Samsung со временем доступа 3.6 нс. Частоты чипа и памяти — 275 MHz и 256 (513DDR) MHz соответственно, что вполне вписывается в рамки стандарта. Дизайн платы вполне стандартен, за исключением охлаждения. На плате применено активное охлаждение с большим радиатором, который закрывает и графический процессор, и чипы памяти. Однако применение такого подхода довольно спорно. Из-за большой площади радиатор может неплотно прилегать к чипам памяти, что неблагоприятно отразится на охлаждении.
Видеокарта поддерживает вывод видео, однако внешний кодек на плате не распаян, возможность вывода видео реализована посредством самого чипа — GeForce4 MX440-8X.

NVIDIA SP7100
Стандартная плата, построенная на базе NVIDIA GeForce4 MX440. На плате установлена не самая удачная память от EtronTech, со временем выборки 4 наносекунды. Дизайн платы стандартен и прост. Охлаждение активное с довольно маленьким радиатором и вентилятором. Частота чипа составляет 270 MHz, а памяти — 333 MHz (DDR), что более чем стандартно. Плата также поддерживает вывод видео.

Sparkle SP7100
А вот здесь ждал сюрприз: видеокарта как две капли воды похожа на NVIDIA SP7100 — вернее, это та же плата, но с частотой ядра 250 MHz. Судите сами: та же память EtronTech со временем выборки 4 наносекунды (кстати, маркировки памяти совершенно идентичны), тот же дизайн с простеньким охлаждением, частота работы памяти та же — 333 MHz (DDR). Построена видеокарта на базе NVIDIA GeForce4 MX440SE.

Noname NVIDIA GeForce4 MX440SD
"Китаец", да еще и noname. Видеокарта построена все на том же NVIDIA GeForce4 MX440, но укомплектована простой SDRAM-памятью производства PGA со временем выборки 6 наносекунд. Ядро работало на частоте в 250 MHz, что является ниже стандартного значения. "Ох уж эти "китайцы" чтоб их..." Охлаждение чипа было пассивное, при этом радиатор довольно сильно нагревался.

Тестирование
Тестовый стенд:
— Материнские платы: EPoX 8K9A (KT400).
— Процессор: AMD Athlon XP 1700+.
— Память: 512 Mb PC3200 Kingmax DDR SDRAM CL 2,5.
— Жесткий диск: Maxtor Fireball 3 30 Gb.
— Видеокары: Albatron GeForce4 MX480 (GeForce4 MX440-8X), NVIDIA SP7100 (GeForce4 MX440), Sparkle SP7100 (GeForce4 MX440SE), Noname NVIDIA GeForce4 MX440SD (GeForce4 MX440 с пониженной частотой ядра (250 MHz)).
— CD-ROM: Toshiba 32X.
— Звуковая плата: ESS Alegro 1989.
— Модем: Acorp M-56PIM.

Операционная система, тестовые программы и утилиты
— MadOnion 3DMark2001;
— ID Software Quake 3 Arena;
— Unreal Tournament;
— Unreal Tournament 2003;
— Serious Sam The second encounter;
— Max Payne;
— Comanche.

Результаты тестирования
GeForce4 MX440-8X лидирует с довольно большим отрывом от GeForce4 MX440 — в основном, из-за повышенных частот чипа и памяти. Для исследования преимущества AGP 8X частоты GeForce4 MX440-8X были понижены до стандартных частот MX440. Сначала мы хотели разогнать MX440 до частот "восьмииксового", но ничего из этого не вышло, поэтому пришлось сделать наоборот.
Результат в 3DMark'е 2001(1024x768x32) на стандартных частотах у NVIDIA GeForce4 MX440-8X составил 5891. Делаем вывод: AGP 8X бесполезна на сегодняшний день. Связано это с тем, что сцены того же 3Dmark'а 2001 содержат не больше 50 Mb текстур, которые спокойно вмещает память видеокарты. Также можно сделать вывод, что на видеокартах с 128 Mb памяти на борту AGP 8X совершенно ни к чему, т.к. неизвестно, когда появятся игры, которые будут использовать такое огромное количество текстур.
GeForce4 MX440 показал второй результат. GeForce4 MX440SE — незначительно проигрывает полному MX440. Из SE без особых усилий был получен полный вариант методом разгона. Результат разогнанного GeForce4 MX440SE в 3DMark'е 2001 (1024x768x32) составил 5139.
GeForce4 MX440SD — пониженные частоты, а также обычная память дают о себе знать — очень низкий результат.
В реальных игровых приложениях ситуация та же. GeForce4 MX440-8X показывает хороший результат во всех современных играх, в т.ч. и в Unreal Tournament 2003. При таком результате можно просто замечательно играть в данную игрушку.
А ситуация с GeForce4 MX440SD такова, что во многие современные игры играть невозможно.


MadOnion 3DMark 2001



Albatron GeForce4 MX480
(GeForce4 MX440-8X)

NVIDIA SP7100
(GeForce4 MX440)

Sparkle SP7100
(GeForce4 MX440SE)

Noname NVIDIA GeForce4 MX440SD
(GeForce4 MX440 с пониж.
частотой ядра (250 MHz))

1024x768x32









Scores

5892

5134

5021

2117

Game 1 Car Chase (Low Detail), fps

109,7

88,7

84,9

34,3

Game 1 Car Chase (High Detail), fps

40,8

39,8

39,3

19,7

Game 2 Dragothic (Low Detail), fps

104,9

81,8

80,4

31,6

Game 2 Dragothic (High Detail), fps

46,8

43,0

42,2

18,8

Game 3 Lobby (Low Detail), fps

103,7

86,3

83,9

31,5

Game 3 Lobby (High Detail), fps

47,8

45,5

44,9

18,7

FillRate (Single Texturing), MTexels/s

551,7

352,1

352,0

130,1

FillRate (Multi Texturing), MTexels/s

1061

545,4

507,0

224,0

High Polygon Count (1 Light)

30,5

25,5

24,4

17,3

High Polygon Count (8 Light)

6,6

6,5

6,0

5,5

Dot3 Bump Mapping, fps

74,6

55,1

54,6

16,6

Vertex Shader, fps

49,6

46,5

49,3

22,0

Point Samples, MSprites/s

10,3

7,8

9,8

4,3

1280x1024x32









Scores

4969

3779

3678

1226

Game 1 Car Chase (Low Detail), fps

85,2

61,2

59,3

20,2

Game 1 Car Chase (High Detail), fps

38,4

32,9

32,0

11,7

Game 2 Dragothic (Low Detail), fps

81,6

59,0

56,9

18,3

Game 2 Dragothic (High Detail), fps

40,6

33,1

33,3

11,1

Game 3 Lobby (Low Detail), fps

85,9

37,1

35,3

17,3

Game 3 Lobby (High Detail), fps

43,2

33,5

32,9

10,6

FillRate (Single Texturing), MTexels/s

559,0

353,3

353,1

125,9

FillRate (Multi Texturing), MTexels/s

1066,2

554,2

518,2

215,6

High Polygon Count (1 Light)

28,5

22,8

22,0

12,6

High Polygon Count (8 Light)

6,5

6,3

5,9

4,9

Dot3 Bump Mapping, fps

48,1

34,9

34,7

9,5

Vertex Shader, fps

40,7

37,1

37,0

13,7

Point Samples, MSprites/s

8,9

6,6

6,6

3,2

Реальные игровые приложения









1024x768x32









Quake 3 Arena, fps

155,9

120,6

119,2

40,4

Unreal Tournament, fps

44,61

44,51

39,74

30,0

Serious Sam II (Direct3D), fps

52,6

42,8

33,9

14,9

Serious Sam II (OpenGL), fps

77,4

54,9

35,0

18,0

Comanche, fps

29,82

28,89

22,54

13,50

Max Payne, fps

50,03

50,02

38,82

29,01

Unreal Tournament 2003, fps

53,782166

48,351654

37,205311

18,034176

1280x1024x32









Quake 3 Arena, fps

109,3

80,3

79,2

29,8

Unreal Tournament, fps

38,37

38,5

32,09

21,48

Serious Sam II (Direct3D), fps

39,5

29,9

28,1

9,2

Serious Sam II (OpenGL), fps

53,6

35,5

35,0

10,4

Comanche, fps

26,98

23,22

15,79

8,71

Max Payne, fps

38,45

37,40

33,04

28,56

Unreal Tournament 2003, fps

50,126457

37,970150

26,245456

12,062595
Выводы
GeForce4 MX440-8X — неплохое игровое решение для людей с ограниченными финансами. AGP 8X бесполезен, но MX440-8X спасают повышенные частоты. Даже если в скором времени (не меньше, чем через год) появятся игры с большим объемом текстур (больше 128 Mb), то AGP 8X на этих видеокартах все равно будет бесполезен, т.к. данные видеокарты через год морально устареют.
GeForce4 MX440 — он хоть и дешевле GeForce4 MX440-8X, но и производительность у него ниже, однако, если цена некритична, то вариант с GeForce4 MX440-8X будет лучше.
GeForce4 MX440SE — вполне уместен, но лишь в том случаи, если вы сможете его разогнать до частот MX440. Как говорится, GeForce4 MX440 за меньшие деньги.
GeForce4 MX440SD — видеокарты на базе данного GPU годятся лишь для офиса, т.к. с новыми компьютерными играми он совершенно не справляется. Хотя если подумать, то для офисных машин будет предпочтительнее какой-нибудь ATi Rage, да и подешевле он будет.

Артем Семенков, tema@hotbox.ru
Видеокарты, материнская плата, процессор и память для тестирования предоставлены фирмой "СВ-Трейдинг"



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2003 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета