Устанавливаем Операционные Системы 1

Устанавливаем Операционные Системы

1. Введение
Читая мои перепалки с фэнами "Линукс", некоторые из читателей могут сделать вывод о том, что я постоянно бегаю между разными компьютерами. На одном из них установлен Linux, на другом WindowsXp, на третьем WinPe, а на четвертом Windows 98. Ничего подобного! Все описанные в статье эксперименты совершались на одной машине. Строго говоря, рядышком есть еще и компьютер жены, но она меня съест, если я начну на нем выделывать нечто подобное. Она еще соглашается худо-бедно терпеть всяческие издевательства над ее компом, связанные с сетью. А куда тут денешься, ведь для сетки надо как минимум два компьютера. А вот постоянно устанавливать-сносить очередные операционные системы на своем компьютере она мне не позволяет. Пришлось искать альтернативный выход. Достигнутыми на этом поприще результатами я и хочу с вами поделиться в этой статье.
В данный момент, в силу производственной необходимости, на моем компьютере одновременно установлены MSDOS, Windows 98 SE, Windows Me, Windows 2000, Windows XP и Mandrake Linux 9.0.

Подготавливаем место
Начнем с того, что где-нибудь раздобудем такую программу как Partition Magic. Она очень популярна в среде продвинутых компьютерных пользователей, и вы без труда найдете ее на пиратских дисках или в Интернет. Текущая версия 8.0, хотя, если вам попадется 7.0, ничего страшного в этом нет. С более ранними версиями связываться не советую: у них могут возникать проблемы с NTFS от Windows XP.
Программа предназначена для разбивки жесткого диска на логические разделы и работает под всей линейкой операционных систем Windows и даже под MSDOS. Можно сказать, что это омонстровевший вариант ДОСовского FDISK плюс средство для изменения размеров логических дисков без потери содержимого. Я Partition Magic пользуюсь уже очень много лет и всем советую иметь ее у себя на винчестере, так как это программа из разряда "MH" (Must Have = Должен Иметь) наравне с Far и RAR.
Я буду рассматривать работу программы на примере версии 8.0. Добываем ее, устанавливаем и запускаем. Перед нами возникает основной экран. В этой версии авторы постарались сделать внешний вид программы максимально похожим на обычную папку Windows XP. Слева список типичных задач, справа рабочее пространство. Вообще-то программа получилась у Power Quest настолько удачной, что говорить о том, кто у кого и что стащил практически бессмысленно. Сам ее интерфейс полностью скопирован "Майкрософт" во встроенном в XP Менеджере дисков. Запустите из любопытства "Панель управления -> Администрирование -> Управление компьютером -> Управление дисками" и сами сравните.
На рабочем пространстве программы вам сразу бросится в глаза набор цветных квадратиков вверху экрана и список логических дисков внизу. По мере того, как вы щелкаете мышью по квадратикам или списку, у вас выделяются одновременно и диски в списке, и квадратики вверху экрана. Мы с вами без труда заключаем, что, по всей видимости, оба этих управляющих элемента отображают одно и то же. Это действительно так. Просто некоторым людям удобно работать с интерфейсом в виде квадратиков, а некоторым читать надписи в списке. Я сам, к примеру, отношусь к первым.
Квадратики различаются по цвету и размеру. Их размер пропорционален объему логического диска, а цвет окантовки соответствует типу используемой файловой системы. Расшифровку цветовой кодировки проще всего посмотреть в нижнем списке. Второй его столбец как раз и содержит цвет и рядышком текстовое название. К примеру, FAT32 помечается зеленым цветом.

Центр квадрата раскрашен в два цвета — желтый и белый. Желтым цветом обозначается занятое вашими файлами пространство, а белым — свободное. Также в центре квадратика написана буква, под которой ваш диск видится в системе.
Если вы начинающий пользователь, а компьютер приобрели в фирме вместе с предустановленной операционной системой, тогда очень велик шанс того, что у вас будет всего один "квадратик" (точнее, прямоугольник). Прямоугольник имеет зеленую окантовку, размер его равен всему доступному на диске пространству. Это означает единственный диск C:, отформатированный под FAT32. Это очень плохо. Даже если вы не планируете устроить из своего компьютера зоопарк ОС наподобие того, как это сделано у меня.
Дело в том, что, рано или поздно, вам придет в голову поменять или переустановить операционную систему. Наиболее простой (и правильный) способ это сделать включает в себя форматирование раздела, на который впоследствии вы планируете установить новую ОС. Тут перед вами стеной встанет вопрос: а куда, собственно, девать на время форматирования ваши любимые игрушки или ценные документы? Хорошо если у вас есть еще один запасной винчестер. Тогда данные можно временно перенести на него. А если у вас запасного винчестера нет?
Второй крупный недостаток идеологии единственного диска C: — это наличие в природе вирусов типа небезызвестного CIH. Среди прочих своих "прелестей" он содержит процедуру, стирающую информацию с первых N-дорожек жесткого диска. В случае единственного диска C: это означает уничтожение всей информации на вашем жестком диске. Мы еще, конечно, можем тут с ним побороться, но, тем не менее, восстановление данных в этом случае будет неизмеримо сложнее и дороже. В случае же нескольких логических дисков вам будет достаточно лишь заново установить Windows, и все!

Опытный "автоматизатор" проводит такую операцию за полчаса. У меня самого Windows 98 устанавливается в полностью автоматическом режиме минут так за 20 вместе со всеми драйверами. А вот восстановление данных на "убитом" разделе может занять очень много времени, и вам в придачу предстоит ручная "ювелирная работа".
Вообще в среде "автоматизаторов" бытует правило: диск С: предназначен исключительно для программ и самой операционной системы. Никаких пользовательских данных на нем быть не должно. Это правило очень упрощает последующее обслуживание системы. К примеру, я сам так вообще имею привычку восстанавливать "убитые" клиентские машинки с помощью программы Disk-Image2002. Пять минут работы, и у пользователя на руках настроенная операционная система вместе с "Офисом" и прочими делами. При такой системе все, что исходно было на его диске C:, теряется... Ну ладно, что-то я увлекся. Давайте договоримся: я вас убедил, и мы можем двигаться дальше. Согласны?
Итак, вы решили сделать несколько логических дисков. Для начала смотрим, а сколько у нас места занято под файлы на уже имеющемся диске C: (желтый цвет)? Если он забит битком, ничего страшного. Просто операцию нам придется проводить в несколько приемов. Partition Magic содержит мастер на этот случай, но я как пользователь этой программы со стажем пользоваться им не привык. Хотите, попробуйте сами, я вам тут не советчик. Лучше я вам расскажу тот способ, которым сам пользуюсь.
У нас имеется диск C:, полностью забитый под завязку. Закрываем Partition Magic и заходим в список Установки-Удаления программ. Критическим взором оглядываем открывшееся нам богатство. А так ли нам все это нужно? Сносим все то, что нам показалось незначительным, или то, что всегда можно легко доставить потом.

Повторно запускаем Partition Magic. Ну вот — другое дело. Выделяем в списке диск C: (или щелкаем мышкой по его квадратику). В панели задач слева щелкаем по надписи "Resize/Move Partition". Перед нами откроется окно только с нашим квадратиком и несколькими полями ввода внизу. Видите "ушки" справа и слева от квадратика? Хватаете мышкой то, что справа, и начинаете тащить влево. При этом цифры в полях ввода меняются по мере того, как вы изменяете размер квадратика. Получилось? Нет? Вспомните, как вы изменяете размер окон в Windows. Операция полностью аналогична, за исключением того, что тащить надо не за нижний правый угол окна, а за специальное "ушко". Опять не получилось? Ну и бог с вами — давайте изучим то, что написано в полях ввода под квадратиком и будем пользоваться ими.
Сразу под квадратиком находится нередактируемая текстовая строчка, на которой написаны минимально и максимально возможные размеры вашего логического диска. В нашем случае минимальный размер равняется объему, занятому вашими данными и оставшимися программами, а максимальный размер — всему объему вашего жесткого диска. Ниже расположены обсуждаемые поля ввода:
Free Space Before — 0.0 Mb
Free Space After — xxx Mb
Имеется в виду, сколько места в мегабайтах вы хотите освободить "перед" и "после" данного логического диска. Оставьте Before равным 0, а After вообще не трогайте. Пока вы не наиграетесь вволю с этой программой, я, пожалуй, не смогу объяснить вам, что это за такие магические "перед" и "зад". А по мере моего рассказа, на каком-то из его этапов, вы и сами все замечательно поймете.
Пока просто поверьте на слово — поставьте Before равным нулю Мб (обычно оно и так равно нулю).
New Size — xxx Mb
Новый размер логического диска. Тот размер, который вы хотели бы иметь. В поле ввода указан текущий его размер в мегабайтах. Смотрим минимально возможное значение в надписи под квадратиком. Добавляем к нему еще мегабайт так 200 (для swap-файла и прочих естественных нужд Windows 98) и вбиваем это число в данное поле. Мало! — воскликнут мои оппоненты. Хватит! — рявкну я, мы еще потом дополнительно место расчищать будем.
Если ваш жесткий диск в размере равен или больше 20 Гб, а число получилось меньше 1500 Мб, не жадничайте. Отдайте Windows 98 примерно 1800-1900 Мб. Старайтесь только не выскочить за волшебное число, большее или равное 2000 Мб. Почему так, я вам позже объясню. Если у вас минимальный размер лимитирован уже имеющимися на диске файлами, то что тут поделаешь… Придется потом совершать еще один заход. Итак, мы ввели новый размер. Тут же квадратик вверху изменит свой размер, а в поле Free Space After появится число Mb, которые мы освобождаем в результате этой операции.
Cluster Size — 4Kb
Размер куска дискового пространства, выделяемого под блок в файле. Смысл этой штуки вот в чем. Когда программа собирается записать что-либо на диск, место ей выделяется кусками, называемыми по-умному "кластерами". Если, к примеру, вы укажете размер кластера равным 32 Kb и впоследствии попытаетесь создать файл размером 1 байт, то реального места на диске он отхватит все равно 32 Кб. Если вы запишете файл размером 33 Кб, то места будет выделено 64 Кб. И так далее. Казалось бы, лучший вариант — это указать минимально возможный размер кластера. Но не тут то было! C точки зрения Windows эти кластеры выстроены в этакую "цепочку", один за другим. Поэтому чем больше маленьких кластеров, тем дольше каждый из них ищется среди своих собратьев. Да и тем больше места на диске требуется под хранение всей их "цепи". Так что "фифти-фифти". Я бы вам порекомендовал не изменять значения, выбранного системой, самостоятельно до тех пор, пока вы хорошо не будете себе представлять, что делаете. Правильный размер кластера — это вообще тема для отдельной большой статьи. И для не менее большого скандала по типу "Windows против Linux".
Оглядели еще разок все поля, убедились, что Free Space Before по-прежнему равно 0, и нажали кнопку OK.
Нас вернули обратно к основному экрану программы. Теперь картинка с квадратиками разительно преобразилась. Квадратик с диском C: уменьшился в размере и сдвинулся к левому краю. Справа осталась область, покрашенная в серый цвет. Как я надеюсь, она у вас занимает большую часть всего диска. Выделяем эту область в списке (или щелкаем по ее квадратику мышкой). В панели слева выбираем Create Partition. Перед вами возникает новый экран.

Давайте рассмотрим, что же он нам предложит:
Create As [Primary Partition/Logical Partition]
Вот что это за штука. Когда первые модели жестких дисков только зарождались, они были очень маленькие. Ну прямо как мы с вами в младенчестве. Мало кому из их счастливых обладателей приходило в голову делить их на большое количество логических томов. И в лучших традициях IT-индустрии кто-то директивно решил, что четырех возможных разделов "более чем достаточно" на все времена. Производители BIOS компьютеров учли это решение и заложили в компьютеры ставшую также неписаным стандартом фишку.
Компьютер, включившись, после того как проверит сам себя, пытается считать с первого жесткого диска сектор с координатами 0-дорожка, 0-сторона, сектор номер 1, размер которого равен 512 байтам. Считав, он проверяет наличие в его конце сигнатуры "55 AA". Если такая сигнатура будет обнаружена, содержимое этого сектора копируется в определенную жестко заданную область памяти, и управление передается на первый байт считанного кода. Считанный код должен внутри своего сектора обнаружить табличку, описывающую расположение, координаты и размер этих четырех возможных загрузочных разделов. Найдя, выбирает среди них один, помеченный флажком активности. По координатам, указанным в этой табличке, считывается следующий сектор, и управление передается уже ему.
Дальнейшая загрузка никак не стандартизирована и остается на совести авторов самой операционной системы. Все же то, что я описал выше, происходит вне зависимости от того, какая операционная система у вас установлена. Пользуетесь вы Windows, Linux, OS/2 или BeOS — неважно: порядок действий будет именно такой.

Авторы вирусов тут же показали миру десятки альтернативных способов загрузки компьютеров. Как вы сами понимаете, стандартными эти способы не стали. Хотя бы из соображений своей многочисленности. Исторически уже утвердилась описанная модель, а плохой стандарт, как известно, лучше полного отсутствия какого-либо стандарта.
Чем же плоха используемая модель? А тем, что винчестеры стали быстро совершенствоваться и увеличиваться в объеме. Пользователю захотелось иметь возможность разбить диск более, чем на 4 раздела. А места под дополнительные разделы в табличке-то нет! Тогда и нашли следующее решение. Один из разделов не является прямой ссылкой на загружаемую операционную систему. Вместо этого он ссылается... на другую аналогичную табличку. В ней могут быть указаны дополнительный диск (или диски), а также… ссылка на следующую аналогичную табличку. Все эти дополнительные таблички вместе взятые называются расширенным разделом, а входящие в них диски — логическими дисками.
Разобрав всю эту историю, вернемся к нашим баранам. Итак Primary Partition — это обычный "старый" раздел. Он напрямую ссылается на загрузочный диск. Lo-gical Partition — это один диск в расширенном разделе. Таким образом, вы можете максимально иметь на диске от одного до четырех Primary-разделов или от одного до трех Primary-разделов плюс сколько душе угодно логических.

На заре своей компьютерной молодости я как-то задался целью выяснить, что будет отображать ДОСовский Norton Commander, если ему не хватит букв алфавита для всех дисков. Взял и создал штук 40 логических дисков. Выяснилось, что Norton Commander начинает удваивать буквы на манер MS Excel. C тех пор я эту идею не проверял, так что оставим фразу "сколько угодно" на моей совести.
Вы спросите, а зачем нам вообще потребовалось отличать один тип дисков от другого? А вот зачем. Операционные системы "Майкрософт" предполагают, что они загружаются из Primary-раздела. Их можно заставить грузиться и с диска D: (я об этом знаю), но загрузчик все равно должен находиться на Primary-разделе. Linux же и OS/2, к примеру, могут нормально загрузиться и из логического раздела. Если вы планируете установку нескольких ОС на одном компьютере, вам следует учесть это обстоятельство.
Сильно забегая вперед, замечу, что вам также следует предусмотреть в системе один "технологический" Primary-раздел в начале диска, отформатированный под FAT32. Он нам понадобится для того, чтобы в ситуации "Все умерло!" загрузить MSDOS и запустить из-под него утилиты восстановления информации. Также на этом диске мы будем хранить данные программ загрузчиков разных ОС. Дабы у вас место зря не пропадало, установите на этот раздел Win98SE. У меня лично, помимо вышеперечисленных утилит, на этом разделе живет еще и Windows Me с Windows PE. Рекомендуемый размер такого "технологического" раздела для современных винчестеров равняется 2 Гб. Вы можете сейчас его не создавать, но место под него в начале диска предусмотрите.
Partition Type: [длинный выпадающий список]
Это поле ввода предназначено для указания типа файловой системы. Выбирая ее, вы должны ориентироваться на то, под какой операционной системой вы работаете. Для Windows 98 это Fat32, для WinXP стандартом является NTFS, для "Линукс" — ext2fs или ext3fs.
Создавая диски для "Линукс", не забывайте также и о том, что вам в придачу нужно создать раздел типа swap. Да и под Windows 98, если у вас имеется коммерческая версия Winternals NTFS v2 for Win98, можно подумать о файловой системе NTFS. Но эти советы адресованы уже достаточно продвинутым пользователям, а не всем подряд.
Чтобы начинающие пользователи не обиделись на меня за это мнимое высокомерие, сразу замечу, что, к примеру, NTFS-диск под Windows 98 не может быть загрузочным, а Linux-разделов может быть и много. Короче говоря, разных нюансов более чем достаточно для того, чтобы запутаться, и я вам не рекомендую ударяться в экспериментирование до тех пор, пока вы не будете точно знать, что делаете.
Label
Ну, это просто банальная метка диска. Подпись под диском, которую вы видите в "Мой компьютер". Рекомендуется задавать осмысленной. К примеру, "Мой рабочий диск" или "Система".
Size: xxx Mb
Размер создаваемого диска в Mb.
Cluster Size: [Default]
Это мы уже обсуждали, повторяться не буду. Рекомендую оставить Default.
Drive Letter: [список букв алфавита]
Буква, под которой будет виден новый диск в вашей системе. Под Windows 98 лучше не пользоваться этой возможностью.
Position
Дают возможность выбрать два значения: "Beginning of un allocate space" и "End of un allocating space". Означает это вот что. Если вы создаете диск меньшего объема, чем позволяет имеющееся свободное место, то вы можете выбрать, где именно в этом пространстве его следует создавать.
"Begining…" означает создать раздел в начале, а хвост пустого места оставить сзади. "End.." же — это прямо обратная ситуация. Раздел "прижмется" к концу диска, а пустое место останется вначале.
Это необходимо учитывать, если вы планируете создать несколько логических дисков подряд. От последовательности расположения дисков зависит буква, которую им присвоит Windows.
Первичные разделы (primary), на которых вы планируете устанавливать операционные системы, желательно всегда "прижимать" к началу пустого места и началу физического диска.
Закройте пока окошко создания нового раздела. Видите, на списке квадратиков есть два черненьких маркера в виде стрелочек (парные стрелочки снизу и сверху прямоугольника диска)? Первая из них показывает так называемый "2 Gb предел", а вторая — "границу 1024 дорожки". Для современных операционных систем они не играют особой роли. А вот MSDOS не сможет загрузиться с диска, который находится за первой границей (2 Gb), да и не видит дисков, размер которых превышает это магическое число. Windows 9x и OS/2 не смогут загружаться из-за раздела, находящегося за границей "1024 дорожки". В принципе, всех их можно заставить это делать, но для этого нужны "пляски с бубном".
Повторюсь, для современных операционных систем эти пределы особой роли не играют, тем не менее, раздел, расположенный ближе к началу диска, является более быстрым. Для некоторых винчестеров разница в скорости может доходить до двух раз. Поэтому операционку всегда лучше располагать по возможности ближе к началу диска.

Ну вот, мы с вами разобрались с основными управляющими элементами, которые предоставляет нам эта программа, и готовы приступить к модификации содержимого нашего жесткого диска.
Для начала давайте разберемся, а для чего вы вообще решились менять размер диска? Если я вас напугал ужасами одинокого диска C:, и вы решили просто поделить винчестер на два логических раздела, ваша задача достаточно проста. Щелкаете по освободившемуся месту (серый цвет) и выбираете Create Partition. Перед вами появится уже хорошо знакомый нам по прежним опытам экран. Выбираете тип раздела (Fat32 или NTFS). Размер указываете во все доступное пространство. Указываете, что хотите создать Logical Partition и жмете кнопку OK. Ничего страшного при ее нажатии не произойдет. Программа не кинется тут же совершать запрошенные вами действия, а просто вернет вас в основной экран, для того чтобы вы могли посмотреть с высоты птичьего полета на все сделанные вами изменения.
Еще раз внимательно изучаете творение своих рук. Если вы ошиблись в разбивке разделов, можете нажать кнопку Undo на левой панели. Подобно любому текстовому редактору, программа начнет совершать откат сделанных вами операций по одной операции за нажатие. Откатить сразу все изменения можно с помощью клавиатурной комбинации Ctrl+D. Любым удобным для вас способом откатитесь до момента сделанной ошибки и исправьте неверную операцию.
Решив же, что все хорошо, нажимаете на тулбаре в верхней области программы маленькую зелененькую кнопку с галочкой, похожей на "V". Если не сумеете найти эту кнопку — ничего страшного, просто нажмите на клавиатуре Ctrl+A или выберите в меню пункт "General
-> Apply Changes" или на панели слева нажмите кнопку Apply.

Способов много — выбирайте любой. Все они приведут к одному результату: Partition Magic начнет наконец свою работу.
Вероятнее всего, вас попросят перезагрузиться. Согласитесь с программой — она знает, что делает. Компьютер перестартует, и на экране в консольном режиме запустится программа разбивки дисков. Не нажимайте никаких клавиш! Английская фраза, которую вы видите на экране перед собой, гласит всего лишь о том, что, если вы хотите _отменить_ операцию, следует нажать пресловутый "any key". Мы же с вами ничего отменять не собираемся, и поэтому смело идем на кухню пить кофе и думать, выживет ли наша операционная система после проведенной экзекуции. По моим наблюдениям, Windows (любой версии) выживает в 99% случаев. Линукс "Mandrake 9.0" при попытке изменить размер его ext3fs-раздела умер сразу. Замечу, что делать ему посмертное вскрытие я не стал, так что о том, что с ним в этой ситуации делать, пускай вам X-Stranger расскажет. Диск же с Windows следует для начала проверить Scandisk. Если на нем есть потерянные кластеры или прочие ошибки, их нужно предварительно залечить. Фактически возможность потери диска Windows бывает в двух ситуациях:
1. Пропавшее во время операции электричество в квартире.
2. Какие-либо ошибки (например, чтения-записи диска), приведшие к аварийной остановке консольной программы. Поэтому диск желательно сначала проверить на ошибки. Да и предварительно поэкспериментировать над каким-либо ненужным разделом тоже не будет лишним.
Операция может оказаться довольно длительной. К сожалению, счетчик процентов выполненной операции, бегущий по экрану, мало о чем говорит. Он может долго стоять на 5%, а затем одним скачком переместится на 99%! Короче, так или иначе, дожидаемся окончания работы программы. По окончании компьютер еще раз перезагрузится. С замиранием сердца ждем окончания загрузки Windows... Уф! Все получилось. У нас появился новый, девственно чистый, логический диск D:.

Теперь приступим к чистке диска C: Если у вас установлен Windows 98, заходите в папку C:\Windows. Отыщите в ней папку Рабочий стол. Берете и переносите все ее содержимое на вновь образовавшийся диск D:, саму пустую папку оставив на месте. С замиранием сердца и застывшим на губах матом в мой адрес вы наблюдаете, как иконки на вашем рабочем столе исчезают одна за другой. Ничего страшного. Все ваши значки и документы в целости и сохранности теперь лежат на диске D:. Вы всегда можете получить к ним доступ, даже если полностью снесете свой Windows. Сделайте на эту папку ярлычок и расположите его на Рабочем столе. Так и вам, и Windows будет намного удобнее.
Раз уж мы с вами оказались в папке Windows, заодно посетите и папку Temp. Оба-на! Сколько файлов! Сотрите их все. Некоторые из них могут отказаться стираться. Ничего страшного: они невелики в размере. Оставьте, пусть лежат.

Поднимаемся в корень диска и отыскиваем папку Мои документы. Поступаем с ней точно так же, как чуть раньше мы поступили с Рабочим столом. Так же Мои документы можно переместить на диск D: и родными средствами Windows. В выпадающем по правой кнопке мыши меню есть пункт Свойства. В нем можно указать, где именно вы храните ваши документы. Скажите, что в папке D:\MyDoc. Старайтесь избегать русских названий в именах папок. Они могут помешать вам восстановить "убитую" систему. На компакт-дисках (и на сайте "Майкрософт") можно найти замечательную бесплатную утилиту, называющуюся Tweak UI. С ее помощью можно изменить множество "скрытых" параметров операционных систем линейки Windows. В том числе и корректно задать путь для большинства системных папок. Рекомендую! Это еще одна программа класса "MH".
Далее вас спросят, а нужно ли переносить старые файлы на новое место. Согласитесь. После того как этот перенос осуществится, посетите и старое, и новое местожительство папки Мои документы и убедитесь, не забыл ли Windows чего на старой квартире. Если это так, перепишите файлы на новое место вручную. После того как вы убедитесь, что все файлы перенеслись корректно, старую папку на диске C: можно стереть.
Среднестатистический начинающий пользователь компьютера после проведения указанных операций расчищает на диске С: более 50% свободного места.
Если у вас так не получилось, еще раз запустите Установку и удаление программ. Ну, и что у вас там стоит? Counter Strike? Говорите, жить без него не можете? А дистрибутив этого Counter Strike у вас есть? Целых три? Отлично! Удаляем его из системы! Доктор сказал в морг — значит, в морг!
После удаления снова приступаем к его установке из дистрибутива. Программа спрашивает, куда ей установиться, и предлагает путь по умолчанию — нечто вроде "C:\Program Files". Нет, говорим! Мы хотим "D:\Program Files". Для этого достаточно исправить всего одну букву в начале пути. Теперь тяжелогруженый самосвал CounterStrike у нас живет на диске D:, а на диске C: освободилось около 1 Gb пространства. Идем по адресу, который программа предварительно нам предлагала. Оба-на! Стереть-то мы его стерли, а папка такая в C:\Program Files по-прежнему есть! Глупый Windows глючит?

Нет, не глючит! Windows умный! После того как вы установили игрушку, вы стали в нее играть. Настроили под себя кнопки, сделали сохранения. Windows, наткнувшись на созданные вами конфигурационные файлы, не хочет брать на себя ответственность за их уничтожение. Ведь вы же трудились, их создавая! Вы человек, он — тупая программа. Не ему судить о том, важны эти файлы для вас или нет. Вот мы с вами, будучи людьми, сейчас с ними и разберемся. Вся структура каталогов программы осталась в неприкосновенности, но в папках лежат только те файлы, которые были изменены в процессе работы. Остальные файлы стерты. Поэтому нам осталось только одно — переписать файлы на новое место, сохраняя структуру каталога и соглашаясь переписывать уже имеющиеся файлы. После этой операции ваша вновь установленная игрушка оказалась настроенной под вас, и в списке сохранений присутствуют ваши сохраненные игры. Так же поступите и с остальными играми.
Дело в том, что большинство игр на самом деле не требуют установки. В дальнейшем, переставив систему, вам необходимо всего лишь вывести их ярлычок на рабочий стол. Если говорить конкретно об играх, производных от Half Life (CounterStrike, Opposite Force etc.), то, собственно говоря, мы вообще могли не деинсталлировать их. Достаточно было просто переписать их каталог на другое место и подправить ярлычки. Примерно так же нечувствительны к месту расположения и игры, производные от Quake (Return to Castle Wolfenstein) и Unreal. Я их храню на компакте в виде RAR-архива. Пришел к клиенту, развернул архив, сделал ярлычки, и игра вместе со всеми патчами и настроенными кнопками готова к работе. Ну да ладно, опять мы отвлеклись.

Итак, мы перенесли все большие игрушки на диск D: и расчистили таким образом содержимое диска C:. На этом этапе вы можете и остановиться. Вам может показаться, что у вас на диске C: даже слишком много свободного места, и надо бы его подсократить. Не торопитесь. Любые крайности всегда вредны. Не стремитесь все, что возможно, засунуть на диск D:. Зачем вам это? На отдельном выделенном диске стоит хранить лишь созданные вами самими файлы и те программы, которые подпадают под пару условий:
1. Программа должна не зависеть от перестановок Windows. Многие программы хранят свои служебные файлы, помимо собственной папки, в папках Windows\System. При следующей перестановке Windows вы их потеряете, и программа работать не будет. Вам все равно придется ее переставлять.
Вопрос на самом деле решаемый. Достаточно разыскать необходимые файлы в системных папках и переписать их в папку самой программы. Но немногие программы достойны такой возни. Их дешевле просто переставить.
2. Это не должна быть программа-однодневка. Не стоит и устраивать всю чехарду из-за игрушки, поиграв в которую три дня, вы забудете о ее существовании навсегда.
Также не забывайте о том, что я вам говорил о месте на жестком диске, выделяемом под операционные системы. Намного проще сейчас оставить на диске C: много пустого места. Позже мы отберем это пустое место с помощью Partition Magic и установим на нем, скажем, Windows XP или "Линукс". В следующих статьях цикла я расскажу вам, как это делается.

Герман Иванов
Продолжение следует



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 2003 год в рубрике soft :: ос

©1997-2024 Компьютерная газета