DooM III alfa version


DooM III alfa version


Вот и дождалась вся прогрессивная общественность долгожданного DooM III. Его ждали. Даже пережили одну волну скачивания из файлообменных сетей Дума, который оказался ничем иным, как удачным фэйком. Честно говоря, я и сам немного не верил, что слух, пущенный в Сеть не так давно, был правдой. Но когда в своих руках на третий день я уже держал заветный диск с альфой, окончательно в это уверовал. Как выяснилось впоследствии, альфу выкинули в Сеть кое-какие недобросовестные сотрудники ATI, которым она предоставлялась для тестирования новейших 3D-акселераторов. Но, тем не менее, случилось то, что было вполне предсказуемым, — альфа, показанная еще на прошедшей E3, была успешно слита в Сеть, а затем доблестные пираты не преминули подзаработать на этом лишнюю копейку.

Первые впечатления
Прежде всего, не могу удержаться и привожу цитату с компакт-диска с игрой:
"Невероятно. Потрясающе. Сногсшибательно. До жути и литров холодного пота СТРАШНО! Создатели Doom3 заткнули за пояс все "страшилки", а также Хичкока, Лавкравта и Кинга вместе взятых. Doom3 — это не "игра на тему", это не удачное использование знакомых элементов, это не "шутер от первого лица". Это революция. Революция не только в жанре — во всей индустрии компьютерных игр."
Особенно страшно становится при словах "это не шутер от первого лица". А то я уже было подумал грешным делом: "Неужто РПГ?.." Но далее взгляд опускается с этого весьма содержательного описания игры к системным требованиям:
Windows 9x/ME
Pentium II 300 MHz
64 Mb RAM
16 Mb 3D video Card
Sound Card
Признаться честно, уже давненько я так не смеялся =). Похоже, в погоне за деньгами пираты действительно ни перед чем не остановятся. Но от подтрунивания над пиратами (это редко бывает, но в данном случае им есть за что сказать спасибо) пора перейти непосредственно к рассмотрению самой игры.

Графика, системные требования и прочие ужасы...
Первым делом опишу конфигурацию своего компьютера, чтобы читатели могли примерно оценить уровень "прожорливости" игрушки.
— Intel Pentium 4 Northwood 1.6 GHz @ 2.3 GHz (143x16) на SiS 645
— Nvidia GeForce 3 TI200 @ TI500 128 Mb DDR SDRAM
— 256 Mb DDR SDRAM (CL=2)
— Seagate Barracuda ATA 4 40 Gb (советую не устанавливать фиксированный своп-файл — игре для третьей карты не хватает и 500 мегабайт на файл подкачки)
— Windows XP SP1

И вот, разогнав все, что только способно было еще разогнаться на моей тачке, я запустил DooM III 0.0.2. Не буду долго мучить вас эпитетами касательно уровня "тормознутости", а просто приведу сухие цифры: при обычном перемещении по уровням фпс держится на отметке 30-40 (посмотреть на фпс, выдаваемый игрой, можно введя в консоли команду com_drawFPS 1), если упереться в стенку, то фпс местами может повыситься до 45-55, но стоит только появиться монстрам, как фпс резко падает до 5-12. Редко, но иногда бывает, что фпс снижается к отметке 0, но это уже частные случаи. Также можно прокрутить бенчмарк, встроенный в игру, чтобы узнать средний фпс. По умолчанию в комплекте с альфой Doom III поставляется демка activate_demo1.demo (та самая, с E3), которую можно запустить, набрав в консоли: demoPlay activate_demo1.demo, а также можно самому записывать демки, введя команду: recordDemo. Вообще стоит оговориться, что выводы как по красоте, так и неповоротливости движка делать еще очень рано. Ведь речь на данный момент идет только об альфа-версии, которая демонстрировалась весной на E3. И, нужно отметить, демонстрировалась с учетом того, что будет работать на тогда еще не объявленном Radeon 9700 Pro. Поэтому не стоит удивляться, если что-то в игре работает не так или нещадно тормозит. Я уверен, что на данный момент в недрах конторы ID Software имеется на порядок более оптимизированная и доработанная версия игры, так что нам с вами ничего не остается, как ждать финального релиза (случай еще раз слить игру в Инет раньше времени не пройдет =), хотя...), который, кстати, по заверениям сайта Amazon.com, намечен на 30 июня 2003 года.
А теперь пришло время рассказать непосредственно про сам движок. Что можно добавить еще к тем многочисленным возгласам по поводу красоты движка, сделанным многочисленными обозревателями нового шедевра от дядьки Кармака? Скриншоты говорят сами за себя — это действительно Революция, и именно с большой буквы. С "Думом 3" графика в компьютерных играх на самом деле выходит на новый уровень. Модели персонажей детализированы просто до небывалого качества, игра света и тени натуральна, и я даже постесняюсь обзывать все это техническими терминами, чтобы не нарушать идиллию возвышения графической части игры до небес, модель повреждения до конца в альфе не доработана, поэтому наверняка про нее сказать ничего нельзя, но уже хотя бы то, что я увидел в данной версии игры, меня поразило. В общем и целом, движок весьма многообещающий, и, что самое главное, сохранены те же гибкость и удобство настроек, что и в Quake 3: Arena. Поэтому, я уверен, нас ожидает множество игрушек и модов на движке от DooM III. И так можно продолжать очень долго. Лучше просто один раз увидеть, только не забудьте запастись хорошим железом: в данном случае это крайне необходимо.
Звук в игре под стать графике. Да, он также еще до конца не проработан, и фпс падает просто дико, если задействовать EAX, но, поверьте, оно того стоит. Не зря Кармак говорил, что звук — это та составляющая игры, которую он смог реализовать в игре наравне с графической. И звук, что немаловажно, делает именно то, что он и должен делать, — наводить шороху на слабонервных игроков. Но об атмосфере игры чуть ниже.

Геймплей
Для тех, кто недавно приобрел диск с игрой или скачал альфу из Инета и еще не нашел руководство по юзанию данной игры, привожу некоторые консольные команды, жизненно необходимые для того, чтобы нормально поиграть в DooM III.
Изначально игра запускается в 640х480. Если захотите поменять разрешение, то вам следует воспользоваться командой r_mode, которая может иметь несколько значений:
r_mode 1 (400x300)
r_mode 2 (512x384)
r_mode 3 (640x480)
r_mode 4 (800x600)
r_mode 5 (1024x768)
r_mode 6 (1152x864)
r_mode 7 (1280x1024)
и так далее, срабатывает только после команды vid_restart.
Также полезными окажутся следующие команды:
r_shadows — включает и выключает динамические тени.
g_showPlayerShadow — включает и выключает отображение тени игрока.
g_showGun — включает и выключает отображение оружия.
com_drawhud — включает и выключает отображение HUD.
r_depthbits — глубина цветности текстур (16, 24, 32).
r_colorbits — количество отображаемых цветов 16 или 32.
r_gamma — изменяет значение яркости: чем больше, тем ярче.
image_anisotropy — меняет уровень анизотропной фильтрации: чем меньше, тем быстрее. Рекомендуется выставить 1 или 2.
image_usePrecompressedTextures — разрешает использовать сжатие текстур, рекомендуется выставить 1.
com_drawfps — включает и выключает отображение количества FPS.
r_useStandartGL — включает и выключает бамп-маппинг (металлический блеск у стен, слюна у монстров и т.д.).
s_noupdates — при 1 отключает звук, что приведет к значительному приросту FPS, срабатывает только после s_restart.
pm_thirdperson — при значении 1 переключает на вид от третьего лица.
image_filter — значение GL_LINEAR_MIPMAP_NEAREST увеличит скорость при незначительной потере качества картинки.
В альфе для прогулок предназначены только три карты, включаются они следующим образом:
map e3/e3_1 — первая карта.
map e3/e3_2 — вторая карта, код на закрытой двери 924.
map e3/e3_3 — третья карта.
Ну и, чтобы покончить с консольными командами раз и навсегда, приведу коды к игре и прочие разные полезности, чтобы вас не зарешал первый попавшийся монстр:
God — бессмертие.
NoClip — прохождение сквозь стены.
give health — добавляет жизни.
give weapon_machinegun — автомат.
give weapon_shotgun — дробовик.
weapon_plasmagun — плазмаган.
give weapon_bfg — BFG, явно еще не доработан.
give weapon_chainsaw — бензопила, хмм...
give weapon_rocketlauncher — ракетница.

Впечатления же от игры самые положительные. Та самая атмосфера страха, про которую все так долго твердили и которую мы могли уже прочувствовать в опять же сворованном (точнее будет сказать, снятом без спроса =)) видео с E3 воссоздана самым лучшим образом. Это действительно страшно. Нервных попросим удалиться, дабы болезнь не переросла в более серьезные формы.
Что запомнилось еще (и несказанно порадовало): в игре присутствует стрейфджамп, хотя и небольшой и слабозаметный из-за тормозов, но все же он есть. А вот что не порадовало, так это наличие такой фичи как стамина. Эту гнусную штуку разработчики из ID Software придумали опять-таки в погоне за реализмом. Действует она, как и во всех ныне существующих играх: бежать, прыгать, стрейфиться можно только определенное время, пока показатель стамины (усталости) в норме, а как только тот из нормы выходит, то извольте походить пешочком, дабы доблестный вояка ("мужык в каске" копирайт за Гоблином) перевел дух (старость не радость, понимаете ли).

Итого
Расстраивает другое. Игра явно не киберспортивного склада. Так что, на мой взгляд, не стоит ожидать, что DooM III может появиться в качестве одной из киберспортивных дисциплин на том же WCG (World Cyber Games). Игра явно создавалась не для этого, так что кое у кого должно свершиться большое крушение надежд. Однако все исправить сможет какой-нибудь мод наподобие OSP для Quake 3: Arena. Но пока официальных заявлений ни от разработчиков OSP, ни от кого-либо другого нет. А значит, будущее этой затеи весьма туманно. Поэтому остается только ждать финального релиза. А еще копить деньги на Атлоны, ДжиФорсы и гигабайты оперативной памяти...

Бурдыко Алексей aka MS|knes|tR
Knes@tut.by

Диск для обзора предоставлен торговой точкой магазина "Мир Игр" на Немиге



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 2002 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета