Medieval — Total War

Medieval — Total War

Разработчик: Creative Assembly
Издатель: Activision
Жанр: Историческая стратегия
Системные требования: Windows, Pentium-II 300, 64 Mb RAM, 80 Mb HDD, 8 Mb SVGA 3D, Sound card, mouse

Medieval Total War — разработка компании Assembly Creatures в жанре пошаговой глобальной стратегии с элементами real-time-тактики. Проще говоря, авторы взяли свой Shogun, довели до ума стратегическую часть, слегка улучшили тактическую, перенесли действие в средневековую Европу — и вот вам результат... Буквально на первых секундах игры нас постигает легкое разочарование под названием недостаточная глобальность. Список стран заставляет вздохнуть, пожать плечами и на досуге обдумать вопрос: "Двенадцать — это много или мало"?
Итак, в начале игры вам предоставляется право выбрать сложность, исторический период, в котором будут разворачиваться действия: раннее (1087-1200), среднее (1200-1320) или позднее (1320-1453) средневековье — и, как было уже упомянуто, державу, которую вы поведете к светлому будущему. Там же вы можете выбрать условия победы. Задачи, которые ставятся перед вами, до безобразия традиционны: привести страну к процветанию и мировому господству. Тут возможны два пути: радуя союзников и наводя ужас на врагов, "завоевать все провинции" или же победить "посредством великих достижений".
Естественно, что законный правитель вовсе не вы — даже у самого завалящего государства найдется свой монарх. Однако утешьтесь — реальная власть в ваших руках, и, если вы выбрали победу по завоеваниям, то никто не будет стоять над душой и давать глупые и невыполнимые задания (маразм, до которого может дойти ваш государь, воспет еще в Europa Universalis). Но те, кто выбрал второй путь к победе, не спешите хлопать в ладоши, т.к. кое-что вам все-таки делать придется. Панель "выдающиеся цели" просветит вас на этот счет и объяснит, где и за что можно получить ценные victory-point'ы. А основная задача монарха — снабжать вас принцессами, а вашу армию — генералами из числа своих отпрысков и самолично время от времени ходить на войну.

Перманентно перед вашим взором находится карта мира, поделенная на государства, которые, в свою очередь, поделены на провинции. Интересная фишка: у каждой провинции есть свой номинальный правитель. Это выражается наличием на их территории спецюнитов-"титулов". Титулами своих земель можно распоряжаться по собственному усмотрению. Как только провинция переходит под ваш контроль, на ней возникает значок титула, который вы также можете использовать. Каждый титул обладает заранее регламентированным списком бонусов, которые он дает своему носителю, поэтому оптимально жаловать титулы по мере их возникновения своим генералам. Есть в игре и другие титулы, как то: "архиепископ", "главный евнух", "хранитель печати" и др.
Далее, на карте отмечаются неподвижные хозяйственные постройки (форты и причалы) и динамические объекты — такие как боевые отряды и некоторые спецюниты: дипломаты, принцессы и проповедники. Все они имеют вид небольших фигурок модельного типа. Динамические объекты могут свободно двигаться по провинции в пределах хода и перемещаться из одной провинции в другую, обязательно граничащую с ней, за один ход.
Главным игровым ресурсом являются деньги. Нет, у провинций, конечно, могут быть полезные ископаемые, но они ценны лишь настолько, насколько увеличивают доход провинции. Так как создатели брали от всего и понемножку (а Civilization — слишком хорошая игра, чтобы ее разработки и достижения можно было игнорировать), то в игре есть и "товары". Они производятся в большинстве провинций и в случае развития торговли и торговых путей тоже приносят доход, зависящий, кроме всего прочего, от торговых и финансовых возможностей ваших рыночных партнеров.

В каждой провинции есть список возможных хозяйственных построек, который тем шире, чем выше уровень замка (кстати, количеством и уровнем построек оценивается техническое и индустриальное развитие страны). Хозяйственные постройки грубо можно разделить на экономические, военные и все остальные. Самое что ни на есть ценное "здание", приносящее основной доход и поднимающее экономику провинции на необозримые высоты — "возделанные земли, в %". При наличии в провинции каких-нибудь товаров неплохие деньги может приносить хорошо развитая торговая сеть, состоящая из порта (наипервейшего рассадника болезней) и торговой организации (изначально торгового поста, который можно усовершенствовать до опытного торговца через обычного торговца и гильдию торговцев). Не забывайте, что доход зависит не только от производимых товаров, но и от способностей торговца, который при отсутствии морских торговых путей может работать на местном рынке. Самую низкую прибыль дает разработка полезных ископаемых, которая осуществляется с помощью специальных построек (их также можно улучшать). Остальные строения, в основном, рассчитаны на производство юнитов: гостиница привлекает наемников, бордель позволяет обучать шпионов, королевский дворец — эмиссаров, гробница — великих инквизиторов, верфь (не путайте с портом) — военные корабли, мастер по изготовлению луков — лучников и т.д. К третьей группе можно отнести, например, медицинскую академию, позволяющую бороться с чумой и прочими неприятностями, и сторожевую башню, с которой можно увидеть, что творится в соседних провинциях.
Дипломатии в игре не отведено ключевой роли, но она является хорошим подспорьем в борьбе за мировое господство. Мирно воздействовать на врагов можно обаянием (спецюнит-принцесса) или хитростью и профессионализмом (эмиссары — вперед!). Принцесса — нужный и полезный юнит. Ее можно выдать замуж (неоригинально, но что с ней еще делать?) за принца на белом коне (обратите внимание на то, что принцы здесь всегда командуют конницей — очевидно, для поддержания мифа) или за своего генерала. За принца выгоднее — есть ничтожный шанс, что он не только станет у себя законным правителем, но и окочурится до того, как дождется наследника. Тогда вы сможете на правах родственника претендовать на его земли. За генерала тоже неплохо — породнившись с королевской фамилией, он станет более лояльным. Совет: с принцессами долго не тяните — они имеют обыкновение выходить из брачного возраста и старыми девами удаляться в монастырь. Эмиссар — основная дипломатическая единица, ничем не отличающаяся от его собратьев по оружию из других игр. Здесь он бывает полезен, когда надо разузнать, "кто-кто в теремочке живет?" или выиграть осаду, подкупив обороняющихся.
В игре нет возможности победить по экономическим достижениям, поэтому и развитая экономика, и расстроенные по максимуму провинции, и дипломатия — это только подспорье для успешной военной экспансии в Европу. Каждый отряд требует ежегодного отчисления на содержание, потому следите за годовым доходом, чтобы не обанкротиться раньше времени.

А теперь, собственно, о главном. Где берутся войска? Они тренируются в ваших провинциях: чем сильнее развита провинция, тем отраднее список войск, которые вы можете в ней тренировать. По каждому виду войск можно получить "инструкцию по эксплуатации" и боевые характеристики, которые, кстати, не выражаются в численном эквиваленте, а носят описательный характер. Например, у копейщиков это "размер войск 100, цена содержания 50, очень сильная атака сходу, хорошая защита от кавалерии, эффектны в плотном строю, слабая атака, слабый боевой дух, большой щит". Обратите внимание на боевые машины. В графе "размер войска" для них указывается количество обслуживающего персонала.
Даже такой гениальный полководец, как вы, не может обойтись без генералов. Они время от времени появляются, вставая во главе только что обученного отряда. Достигнув шестнадцатилетия, каждый принц становится генералом, пополняя ряды вашей армии отрядом конницы из числа личной охраны. И, естественно, ваш король тоже очень любит поучаствовать в военных действиях, ободряя армию своим присутствием. У генералов есть пять параметров: лояльность (у монархов — влиятельность), набожность, ужас, командование и сообразительность. Даже если вы не собираетесь вести сражения на автомате, где параметры командира имеют большое значение, все равно для "хождения на войну" выбирайте генерала с наибольшим командованием. Вообще, на мой взгляд, не следует увлекаться сражениями на автомате. Бывали случаи (довольно часто), когда "вручную" удавалось свести потери до 10-15 солдат, а компьютер ухитрялся или положить пол-армии, или вообще проиграть сражение.
Тактическая часть игры греет сердце и позволяет осуществить любую вашу фантазию. Хотите — нападайте из засады свежими войсками в самый разгар боя (помните, что королевский отряд виден противнику всегда), хотите — заходите с тыла, деморализуя врага, и т.д. Приятно и то, что количество солдат в отряде визуально контролируемо: если написано, что в королевской охране двадцать кавалеристов, то на поле боя будут стройными радами помахивать хвостами двадцать лошадок и задумчиво коситься на восседающих на них рыцарей... вы еще здесь? Не кинулись покорять просторы Европы? Если нет, то вот вам еще один шанс. В Medieval, кроме вышеописанной кампании, можно полностью переключиться на тактику и провести серию исторических битв, "завоевав свое место в истории".

В заключение хочу обратить ваше внимание на Tutorial. Но, конечно, не на скомканное посвящение в таинства интерфейса, а на весьма поучительные замечания по ведению тактического боя. Они будут полезны, на мой взгляд, всем тем, кто доверит свои войска компьютеру (режиму автоматического боя) только в самом крайнем случае или не доверит вообще. Но это так, к слову.
В целом игра хороша до безобразия. И, как было уже сказано в одной из наших новостей, сайт Gamespot.com признал ее лучшей игрой. Удачи вам на нелегком поприще завоевателя!

Sonya


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 44 за 2002 год в рубрике виртуальные радости :: Жанр: Историческая стратеги

©1997-2024 Компьютерная газета