Брюс Стерлинг: наш человек в тылу глобализации
Брюс Стерлинг: наш человек в тылу глобализации
В этом году мы отметили немало юбилеев, так или иначе связанных с компьютерными технологиями и окружающей их культурой. Один из них — десятилетие с момента выхода в свет одного из замечательных образчиков "киберлибертарианства" — книги "The Hacker Crackdown: Law and Disorder on Electronic Frontier" 1 американского писателя Брюса Стерлинга, по сей день остающейся примером по-настоящему хорошей литературы о людях и проблемах "цифровой эры".
Имя Брюса Стерлинга хорошо известно любителям современной фантастики. Это один из основателей киберпанка, автор многих интересных произведений. Однако не все знают его как литературного критика, футуролога и главного пропагандиста идей киберпанка, а ведь без его активной работы киберпанк мог бы и не стать тем, чем он стал — заметным культурным течением, не ограниченным рамками только литературы или кино. "The Ha-cker Crackdown" — пример именно такого документального творчества Стерлинга. Давайте подробнее познакомимся с этим человеком.
Родился Майкл Брюс Стерлинг 14 апреля 1954 года в городе Браунсвилл. Его отец был техническим специалистом и нередко работал за границами Штатов. Так, на протяжении нескольких лет вся семья жила в Индии. Поступив в университет Техаса на журналистский факультет, Брюс всерьез увлекся фантастикой и примкнул к фанклубу под названием Turkey City Writing Workshop. Одним из результатов деятельности этой группы стало написание "Словаря научной фантастики", авторами которого стали Брюс Стерлинг и Льюис Шайнер. Первым крупным произведением Брюса Стерлинга стал роман "Involution Ocean" (1977). После окончания университета он работал корректором, а с начала восьмидесятых стал профессиональным писателем. Так, в 1980-м вышли в свет роман "The Artificial Kid" и несколько рассказов, действие которых происходило в единой фантастической вселенной. Его эксперименты с новыми технологиями продолжились классическим "Schismatrix" (1985).
Попробовал себя Стерлинг и на издательском поприще. На протяжении нескольких лет — с 1983 по 1986 — он выпускал фэнзин Cheap Truth, в котором собирались образцы фантастики, написанной его друзьями и знакомыми, которые значительно отличались от фантастического мэйнстрима того времени. Кроме того, выпуски содержали литературно-критические материалы, а также хит-парады лучших, на взгляд их редактора, фантастических произведений. Копирайту не было места на страницах фэнзина: "NOT COPYRIGHTED. Data pirates, start your engines!" — вот какими словами заканчивался каждый выпуск. В таком радикальном тоне был выдержан весь журнал (справедливости ради, его следовало бы называть скорее листовкой — он не отличался большим объемом). Это издание стало своеобразным инкубатором для будущего киберпанка, или, как его называли тогда, просто Движения.
Стерлинг стал главным теоретиком и пропагандистом киберпанка, именно ему это течение обязано значительной долей своей популярности. Именно он написал своеобразный манифест киберпанка — предисловие к составленному им же сборнику "Mirrorshades: The Cyberpunk Anthology", в котором изложил его ключевые принципы. Пропаганда идей созданного во многом именно им течения стала важным полем деятельности писателя. Он становится нередким гостем на телевидении, его интервью регулярно публикуются в Omni и Mondo2000, Interzone и других изданиях. В разное время Стерлинг сотрудничал с журналами Science Fiction Eye, где вел критическую колонку, и The Ma-gazine of Fantasy and Science Fiction.
Принято считать, что первая молодость киберпанка закончилась примерно в 1988 году, после которого все отчетливей стали ощущаться признаки кризиса. Многие авторы начали поиски новых путей развития жанра. Не избежал этого и Брюс Стерлинг. Роман "Islands in the Net" (1988) и сборник "Crystal Express" (1989) заметно отличались от его предыдущих произведений. Еще одним экспериментом стал написанный в соавторстве с Уильямом Гибсоном роман "The Difference Engine" (1991), жанр которого определялся как "steampunk" и был весьма близок фантастическому жанру "альтернативной истории". Это не было первым опытом их совместной работы: достаточно вспомнить хотя бы рассказ "Red Star, Winter Orbit", кроме того, есть свидетельства о том, что они сотрудничали и при написании некоторых других произведений.
Но самой заметной книгой Брюса Стерлинга в начале 90-х стал, конечно же, документально-публицистический "The Hacker Crackdown". Толчком к его созданию послужила проведенная американскими спецслужбами в 1990 году крупная операция по борьбе с компьютерной преступностью. Стерлинг увидел в ее целях и методах настолько тревожные признаки, что решил посвятить ее хронике, подробностям и социальным последствиям свое первое крупное нефантастическое произведение. В этой книге Стерлинг в полной мере выразил свои таланты летописца кибернетической эры. Внимание к деталям и доскональное изучение предмета рассказа уже давно стали визитной карточкой его публицистической деятельности, но в этой книге он превзошел самого себя.
Брюса Стерлинга, по его собственному утверждению, всегда удивляло то, что в каталоге библиотеки Конгресса США эта книга проходила в разделах "Компьютерные преступления", "Преступная практика", что, по его мнению, не совсем правильно отражало главную, более широкую тематику книги. Он предпочитал относиться к такой ситуации без обид, с известной долей юмора.
Особенностью этой работы являются и условия ее приобретения. Еще при заключении контракта на публикацию Стерлинг добился того, что Bantam Books пошли навстречу его желанию дать права на свободное распространение электронной версии книги по любым некоммерческим каналам. Запрещалось только продавать копии этого произведения. За исключением этого условия, с книгой можно было делать все, что угодно.
Вообще-то, взявшись за издание текста, распространение которого одно время признавалось в Штатах федеральным преступлением, издательство Bantam Books пошло на определенный риск, который, к счастью, оправдался. Книга была благосклонно встречена критикой и пользовалась хорошим спросом.
Стерлинг неоднократно повторял, что он написал и еще напишет много книг, но эта навсегда останется для него особенной. "The Hacker Crackdown" представлял интерес и для специалистов по компьютерной безопасности, и для хакеров, а также просто активистов защиты прав человека в киберпространстве. Все эти люди могли найти в ней нечто полезное для себя, во всяком случае, автор приложил к этому большие усилия. Книга должна была помочь всем активным жителям киберпространства лучше узнать "электронную границу" с разных сторон и способствовать разрешению многочисленных социальных проблем, возникших на ней. "Главной задачей этой книги была попытка помочь цивилизованному развитию киберпространства", — писал Брюс Стерлинг в предисловии к электронному изданию своего творения.
Как уже говорилось выше, автор сделал все возможное для того, чтобы электронный вариант его работы был как можно более доступным для читателя 2 . Выложенную в Сеть полную версию можно беспрепятственно копировать целиком или по частям. Полученные копии, как пишет в предисловии сам автор, можно и нужно распространять среди всех желающих. Есть только одно требование: печатный вариант книги нельзя использовать в коммерческих целях — все остальные способы автором только приветствуются. Сам писатель относит такие условия к схемам альтернативной информационной экономики. Во времена публикации книги такие условия литературной работы были весьма непривычны, но сегодня аналоги такой схемы можно встретить не только в художественной сфере.
"The Hacker Crackdown" — это не просто история противостояния хакеров и других "неудобных" сообществ американским правительственным службам, которое с переменным успехом длилось многие годы, — это книга о людях киберпространства, написанная о них и для них.
Несколько следующих лет прошли под знаком журналистской и документальной работы. Брюс Стерлинг пишет новые статьи, дает интервью.
Их тематика широка — свобода информации, будущее компьютерных технологий, виртуальные сообщества, информационное общество и проблемы компьютерной преступности, история форм распространения информации. Кроме того, Стерлинг начинает обращать значительное внимание на экологические проблемы, в частности, на проблему климатических изменений. С этой темой связан его проект Viridian Design, целью которого является ни много ни мало, а воздействие с помощью искусства на окружающую среду с целью ее защиты и преобразования к лучшему.
Через некоторое время он вернулся и к художественной прозе, написав несколько новых фантастических книг: романы "Heavy Weather" (1994), и "Holy Fire" (1996), а также сборник рассказов под названием "Globalhead".
Известны его неоднократные и весьма критические высказывания о современном IT-рынке, который он находил куда более странным, чем самые параноидальные построения фантастов. Компьютеризация корпораций сделала их еще более агрессивными, а не послужила делу распространения равных возможностей для всех, как это часто ими провозглашалось. Да что корпорации — само информационное общество современного западного образца, по мнению Стерлинга, все менее напоминает демократию. "Никого не спрашивали, нужно ли им то, что впоследствии было названо "цифровой революцией" — если бы все проходило демократическим путем, то ее, возможно, и не случилось бы. Этот процесс начался "сверху", но начало истинной революции было положено не в корпоративных и государственных лабораториях, а в калифорнийских гаражах. А такое развитие событий уже не укладывалось в существующий капиталистический порядок", — толкование, достойное автора "Cheap Truth". Он неоднократно говорил о том, что его современники уже живут в мире, все больше и больше напоминающем вселенную "Нейроманта". "Высокие технологии и низкие побуждения — все то, о чем писал Гибсон — настойчиво проникает в реальную жизнь. И чем позже люди это заметят, тем большим провидцем я окажусь", — так характеризует Брюс Стерлинг наши дни. Но он смотрит и в будущее: существовавшая на протяжении многих лет киберанархия не вечна, и заменит ее при современных тенденциях, по мнению Стерлинга, своеобразный "киберфеодализм", при котором роль сеньоров будут выполнять монополистические корпорации IT-сферы. Такой расклад никак не способствует расширению возможностей отдельного человека, этой главной задаче технологий. Напротив, можно наблюдать только его постепенное закрепощение, при котором он имеет только кажущуюся свободу выбора. Поэтому надо как можно скорее подкорректировать этот ошибочный путь. Другой опасностью для киберпространства стало некачественное программное обеспечение. Ведь уязвимости, например, в почтовых программах опасны не только для компьютера одного конкретного пользователя. Являясь разносчиком вредоносного кода, он подвергает опасности многие другие системы. Ненадежное ПО убивает киберпространство. В этой связи Брюс Стерлинг явно симпатизирует движению Open Source, которое для него ассоциируется с некоторыми течениями в изобразительных и других художественных искусствах. Однако такая простая констатация явно не в его стиле, у него есть и некоторые замечания к этому известному движению 3 .
Тремя главными темами наступившего десятилетия Стерлинг-футуролог считает генетику, промышленный дизайн и "новый мировой беспорядок". Поясняет он их следующим образом: "Генетические исследования нужны и неизбежны: слишком заманчивые перспективы открываются в этой сфере. Мы не можем пройти мимо генной инженерии так же, как эти парни в 1940-х не могли пройти мимо ядерных исследований".
Дизайнеров он называет "некоронованными королями современности", ведь их влияние на стиль жизни общества сегодня на порядки превосходит возможности их коллег несколько десятилетий назад.
Политические воззрения Стерлинга — это вообще отдельный рассказ. Хотелось бы только отметить, что новое общество, которое должно быть создано в результате "цифровой революции", он видит намного более человечным и цивилизованным, чем современные ему варианты. Именно это движение, как он считает, и есть главный путь прогресса.
Последними на сегодняшний день крупными работами Брюса Стерлинга являются романы "Distraction" (1998), посвященный биоинженерии, и "Zeitgeist" (2000). А в 1999-м вышел его очередной сборник "A Good Old-Fashioned Future". Где-то к декабрю 2002-го ожидается новая книга, которая будет называться "Tomorrow Now: Envisioning the Next 50 Years".
Брюс Стерлинг — личность, безусловно, неординарная. Его воззрения весьма радикальны, но обоснованны, его идеалы сохраняются неизменными уже на протяжении более чем двадцати лет. Немногие могут похвастаться таким постоянством. Его убеждения можно разделять, а можно и не соглашаться с ними — это личное дело каждого. Но в любом случае они заслуживают уважения, как и сам писатель.
Алексей Кутовенко,
alteridem@tut.by
1 Bruce Sterling The Hacker Crackdown: Law and Disorder on Electronic Frontier. — New York: Bantam Books, 1992.
2 Политика распространения сыграла свою роль: при желании можно отыскать множество ссылок на текст этого произведения. Обращайтесь хотя бы на http://www.mit.edu:8001/hacker/hacker.html . Русский перевод первой части книги есть на http://bugtraq.ru/library/books/crackdown/ .
3 Подробнее об этом в его речи "A Contrarian View of Open Source" (San Diego July 26, 2002)
http://www.viridiandesign.org/notes/301-350/00325_open_source_speech.html .
В этом году мы отметили немало юбилеев, так или иначе связанных с компьютерными технологиями и окружающей их культурой. Один из них — десятилетие с момента выхода в свет одного из замечательных образчиков "киберлибертарианства" — книги "The Hacker Crackdown: Law and Disorder on Electronic Frontier" 1 американского писателя Брюса Стерлинга, по сей день остающейся примером по-настоящему хорошей литературы о людях и проблемах "цифровой эры".
Имя Брюса Стерлинга хорошо известно любителям современной фантастики. Это один из основателей киберпанка, автор многих интересных произведений. Однако не все знают его как литературного критика, футуролога и главного пропагандиста идей киберпанка, а ведь без его активной работы киберпанк мог бы и не стать тем, чем он стал — заметным культурным течением, не ограниченным рамками только литературы или кино. "The Ha-cker Crackdown" — пример именно такого документального творчества Стерлинга. Давайте подробнее познакомимся с этим человеком.
Родился Майкл Брюс Стерлинг 14 апреля 1954 года в городе Браунсвилл. Его отец был техническим специалистом и нередко работал за границами Штатов. Так, на протяжении нескольких лет вся семья жила в Индии. Поступив в университет Техаса на журналистский факультет, Брюс всерьез увлекся фантастикой и примкнул к фанклубу под названием Turkey City Writing Workshop. Одним из результатов деятельности этой группы стало написание "Словаря научной фантастики", авторами которого стали Брюс Стерлинг и Льюис Шайнер. Первым крупным произведением Брюса Стерлинга стал роман "Involution Ocean" (1977). После окончания университета он работал корректором, а с начала восьмидесятых стал профессиональным писателем. Так, в 1980-м вышли в свет роман "The Artificial Kid" и несколько рассказов, действие которых происходило в единой фантастической вселенной. Его эксперименты с новыми технологиями продолжились классическим "Schismatrix" (1985).
Попробовал себя Стерлинг и на издательском поприще. На протяжении нескольких лет — с 1983 по 1986 — он выпускал фэнзин Cheap Truth, в котором собирались образцы фантастики, написанной его друзьями и знакомыми, которые значительно отличались от фантастического мэйнстрима того времени. Кроме того, выпуски содержали литературно-критические материалы, а также хит-парады лучших, на взгляд их редактора, фантастических произведений. Копирайту не было места на страницах фэнзина: "NOT COPYRIGHTED. Data pirates, start your engines!" — вот какими словами заканчивался каждый выпуск. В таком радикальном тоне был выдержан весь журнал (справедливости ради, его следовало бы называть скорее листовкой — он не отличался большим объемом). Это издание стало своеобразным инкубатором для будущего киберпанка, или, как его называли тогда, просто Движения.
Стерлинг стал главным теоретиком и пропагандистом киберпанка, именно ему это течение обязано значительной долей своей популярности. Именно он написал своеобразный манифест киберпанка — предисловие к составленному им же сборнику "Mirrorshades: The Cyberpunk Anthology", в котором изложил его ключевые принципы. Пропаганда идей созданного во многом именно им течения стала важным полем деятельности писателя. Он становится нередким гостем на телевидении, его интервью регулярно публикуются в Omni и Mondo2000, Interzone и других изданиях. В разное время Стерлинг сотрудничал с журналами Science Fiction Eye, где вел критическую колонку, и The Ma-gazine of Fantasy and Science Fiction.
Принято считать, что первая молодость киберпанка закончилась примерно в 1988 году, после которого все отчетливей стали ощущаться признаки кризиса. Многие авторы начали поиски новых путей развития жанра. Не избежал этого и Брюс Стерлинг. Роман "Islands in the Net" (1988) и сборник "Crystal Express" (1989) заметно отличались от его предыдущих произведений. Еще одним экспериментом стал написанный в соавторстве с Уильямом Гибсоном роман "The Difference Engine" (1991), жанр которого определялся как "steampunk" и был весьма близок фантастическому жанру "альтернативной истории". Это не было первым опытом их совместной работы: достаточно вспомнить хотя бы рассказ "Red Star, Winter Orbit", кроме того, есть свидетельства о том, что они сотрудничали и при написании некоторых других произведений.
Но самой заметной книгой Брюса Стерлинга в начале 90-х стал, конечно же, документально-публицистический "The Hacker Crackdown". Толчком к его созданию послужила проведенная американскими спецслужбами в 1990 году крупная операция по борьбе с компьютерной преступностью. Стерлинг увидел в ее целях и методах настолько тревожные признаки, что решил посвятить ее хронике, подробностям и социальным последствиям свое первое крупное нефантастическое произведение. В этой книге Стерлинг в полной мере выразил свои таланты летописца кибернетической эры. Внимание к деталям и доскональное изучение предмета рассказа уже давно стали визитной карточкой его публицистической деятельности, но в этой книге он превзошел самого себя.
Брюса Стерлинга, по его собственному утверждению, всегда удивляло то, что в каталоге библиотеки Конгресса США эта книга проходила в разделах "Компьютерные преступления", "Преступная практика", что, по его мнению, не совсем правильно отражало главную, более широкую тематику книги. Он предпочитал относиться к такой ситуации без обид, с известной долей юмора.
Особенностью этой работы являются и условия ее приобретения. Еще при заключении контракта на публикацию Стерлинг добился того, что Bantam Books пошли навстречу его желанию дать права на свободное распространение электронной версии книги по любым некоммерческим каналам. Запрещалось только продавать копии этого произведения. За исключением этого условия, с книгой можно было делать все, что угодно.
Вообще-то, взявшись за издание текста, распространение которого одно время признавалось в Штатах федеральным преступлением, издательство Bantam Books пошло на определенный риск, который, к счастью, оправдался. Книга была благосклонно встречена критикой и пользовалась хорошим спросом.
Стерлинг неоднократно повторял, что он написал и еще напишет много книг, но эта навсегда останется для него особенной. "The Hacker Crackdown" представлял интерес и для специалистов по компьютерной безопасности, и для хакеров, а также просто активистов защиты прав человека в киберпространстве. Все эти люди могли найти в ней нечто полезное для себя, во всяком случае, автор приложил к этому большие усилия. Книга должна была помочь всем активным жителям киберпространства лучше узнать "электронную границу" с разных сторон и способствовать разрешению многочисленных социальных проблем, возникших на ней. "Главной задачей этой книги была попытка помочь цивилизованному развитию киберпространства", — писал Брюс Стерлинг в предисловии к электронному изданию своего творения.
Как уже говорилось выше, автор сделал все возможное для того, чтобы электронный вариант его работы был как можно более доступным для читателя 2 . Выложенную в Сеть полную версию можно беспрепятственно копировать целиком или по частям. Полученные копии, как пишет в предисловии сам автор, можно и нужно распространять среди всех желающих. Есть только одно требование: печатный вариант книги нельзя использовать в коммерческих целях — все остальные способы автором только приветствуются. Сам писатель относит такие условия к схемам альтернативной информационной экономики. Во времена публикации книги такие условия литературной работы были весьма непривычны, но сегодня аналоги такой схемы можно встретить не только в художественной сфере.
"The Hacker Crackdown" — это не просто история противостояния хакеров и других "неудобных" сообществ американским правительственным службам, которое с переменным успехом длилось многие годы, — это книга о людях киберпространства, написанная о них и для них.
Несколько следующих лет прошли под знаком журналистской и документальной работы. Брюс Стерлинг пишет новые статьи, дает интервью.
Их тематика широка — свобода информации, будущее компьютерных технологий, виртуальные сообщества, информационное общество и проблемы компьютерной преступности, история форм распространения информации. Кроме того, Стерлинг начинает обращать значительное внимание на экологические проблемы, в частности, на проблему климатических изменений. С этой темой связан его проект Viridian Design, целью которого является ни много ни мало, а воздействие с помощью искусства на окружающую среду с целью ее защиты и преобразования к лучшему.
Через некоторое время он вернулся и к художественной прозе, написав несколько новых фантастических книг: романы "Heavy Weather" (1994), и "Holy Fire" (1996), а также сборник рассказов под названием "Globalhead".
Известны его неоднократные и весьма критические высказывания о современном IT-рынке, который он находил куда более странным, чем самые параноидальные построения фантастов. Компьютеризация корпораций сделала их еще более агрессивными, а не послужила делу распространения равных возможностей для всех, как это часто ими провозглашалось. Да что корпорации — само информационное общество современного западного образца, по мнению Стерлинга, все менее напоминает демократию. "Никого не спрашивали, нужно ли им то, что впоследствии было названо "цифровой революцией" — если бы все проходило демократическим путем, то ее, возможно, и не случилось бы. Этот процесс начался "сверху", но начало истинной революции было положено не в корпоративных и государственных лабораториях, а в калифорнийских гаражах. А такое развитие событий уже не укладывалось в существующий капиталистический порядок", — толкование, достойное автора "Cheap Truth". Он неоднократно говорил о том, что его современники уже живут в мире, все больше и больше напоминающем вселенную "Нейроманта". "Высокие технологии и низкие побуждения — все то, о чем писал Гибсон — настойчиво проникает в реальную жизнь. И чем позже люди это заметят, тем большим провидцем я окажусь", — так характеризует Брюс Стерлинг наши дни. Но он смотрит и в будущее: существовавшая на протяжении многих лет киберанархия не вечна, и заменит ее при современных тенденциях, по мнению Стерлинга, своеобразный "киберфеодализм", при котором роль сеньоров будут выполнять монополистические корпорации IT-сферы. Такой расклад никак не способствует расширению возможностей отдельного человека, этой главной задаче технологий. Напротив, можно наблюдать только его постепенное закрепощение, при котором он имеет только кажущуюся свободу выбора. Поэтому надо как можно скорее подкорректировать этот ошибочный путь. Другой опасностью для киберпространства стало некачественное программное обеспечение. Ведь уязвимости, например, в почтовых программах опасны не только для компьютера одного конкретного пользователя. Являясь разносчиком вредоносного кода, он подвергает опасности многие другие системы. Ненадежное ПО убивает киберпространство. В этой связи Брюс Стерлинг явно симпатизирует движению Open Source, которое для него ассоциируется с некоторыми течениями в изобразительных и других художественных искусствах. Однако такая простая констатация явно не в его стиле, у него есть и некоторые замечания к этому известному движению 3 .
Тремя главными темами наступившего десятилетия Стерлинг-футуролог считает генетику, промышленный дизайн и "новый мировой беспорядок". Поясняет он их следующим образом: "Генетические исследования нужны и неизбежны: слишком заманчивые перспективы открываются в этой сфере. Мы не можем пройти мимо генной инженерии так же, как эти парни в 1940-х не могли пройти мимо ядерных исследований".
Дизайнеров он называет "некоронованными королями современности", ведь их влияние на стиль жизни общества сегодня на порядки превосходит возможности их коллег несколько десятилетий назад.
Политические воззрения Стерлинга — это вообще отдельный рассказ. Хотелось бы только отметить, что новое общество, которое должно быть создано в результате "цифровой революции", он видит намного более человечным и цивилизованным, чем современные ему варианты. Именно это движение, как он считает, и есть главный путь прогресса.
Последними на сегодняшний день крупными работами Брюса Стерлинга являются романы "Distraction" (1998), посвященный биоинженерии, и "Zeitgeist" (2000). А в 1999-м вышел его очередной сборник "A Good Old-Fashioned Future". Где-то к декабрю 2002-го ожидается новая книга, которая будет называться "Tomorrow Now: Envisioning the Next 50 Years".
Брюс Стерлинг — личность, безусловно, неординарная. Его воззрения весьма радикальны, но обоснованны, его идеалы сохраняются неизменными уже на протяжении более чем двадцати лет. Немногие могут похвастаться таким постоянством. Его убеждения можно разделять, а можно и не соглашаться с ними — это личное дело каждого. Но в любом случае они заслуживают уважения, как и сам писатель.
Алексей Кутовенко,
alteridem@tut.by
1 Bruce Sterling The Hacker Crackdown: Law and Disorder on Electronic Frontier. — New York: Bantam Books, 1992.
2 Политика распространения сыграла свою роль: при желании можно отыскать множество ссылок на текст этого произведения. Обращайтесь хотя бы на http://www.mit.edu:8001/hacker/hacker.html . Русский перевод первой части книги есть на http://bugtraq.ru/library/books/crackdown/ .
3 Подробнее об этом в его речи "A Contrarian View of Open Source" (San Diego July 26, 2002)
http://www.viridiandesign.org/notes/301-350/00325_open_source_speech.html .
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 2002 год в рубрике разное :: киберпанк