Radeon 9000 Pro. Видеокарта Gigabyte AF64DG
Radeon 9000 Pro. Видеокарта Gigabyte AF64DG
Похоже, что ATI удалось сделать серьезную заявку на лидерство в области игровых видеокарт. Radeon 9700 обладает непревзойденной производительностью, а единственный его потенциальный конкурент не увидит свет по крайней мере до декабря текущего года. Radeon 9000 удачно сочетает хорошее быстродействие, встроенную поддержку телевизоров/цифровых мониторов и вполне конкурентоспособную цену.
Radeon 9000 — что нового?
Практически ничего. Принципиально нового в ядре RV250, "сердце" нового Radeon, не имеется. Упрощенный конвейер рендеринга от R200, с одним текстурником на каждой из четырех его веток, ослабленный блок T&L из того же ядра, более производительные блоки обработки вершинных и пиксельных шейдеров. Тот же 128-разрядный контроллер памяти, поддержка технологии оптимизации обращений к памяти HyperZ II (раннее отбрасывание невидимых поверхностей, иерархический и сжимаемый Z-буфер с быстрой очисткой), блок декодирования видео Video Immersion II и новая технология фильтрации видео Fullstream. По сравнению с R200 новый чип получил второй встроенный RAMDAC, а также ТВ-кодек и TMDS-трасмиттер для поддержки цифровых мониторов и проекторов. Получается, что Radeon 9000 имеет преимущество как перед Radeon 8500 (интегрированная поддержка двух устройств вывода), так и перед GeForce4 (поддержка шейдеров). А Radeon 9000 Pro, немного ускоренный вариант Radeon 9000, благодаря более высоким частотам (275 МГц для чипа и памяти) оказывается быстрее любых бюджетных решений NVIDIA.
Он должен был конкурировать с GeForce4 MX460, но, поскольку NVIDIA решила снять с производства эту модель, Radeon 9000 Pro остался без аналога. Эта видеокарта будет дороже массового универсального Radeon 9000, но дешевле исключительно геймерского Radeon 9500, занимая промежуточную позицию между mid-range и hi-end.
Вариант от Gigabyte
Большинство крупных производителей видеокарт разделились на два лагеря — одни сотрудничают с NVIDIA, другие — с ATI. В лагере NVIDIA — наиболее известные и крупные фирмы, а у ATI в основном малоизвестные мелкие брэнды или вышедшие из тени OEM-производители. Есть, правда, у ATI один очень серьезный партнер — фирма Gigabyte. Когда-то она активно поставляла видеокарты на чипах NVIDIA, но теперь пути двух фирм разошлись, и Gigabyte занимается в основном видеокартами на чипах ATI. Недавно объявленная линейка Radeon 9000 состоит из нескольких моделей, в числе которых — AF64DG-H. Это retail-вариант Radeon 9000 Pro с 64 Мб видеопамяти.
Видеокарта построена по эталонному дизайну ATI. Обращает на себя внимание высокая плотность размещения компонентов. Правда, на AF64DG-H большинство из них отсутствует, поскольку эта видеокарта обладает только базовыми возможностями. Так, помимо стандартного мониторного выхода, она оснащена совмещенным цифровым и аналоговым выходом DVI, а также S-Video-выходом на телевизор, которые не требуют размещения дополнительных чипов на видеокарте.
Видеокарта оснащена памятью Hynix со временем цикла 3.6 нс, что как раз соответствует штатной частоте 275 МГц. Частота графического чипа тоже стандартна — 275 МГц, однако он, в отличие от чипа Radeon 9000, охлаждается вентилятором. Особой необходимости в этом нет, так как в процессе работы радиатор практически не нагревается.
В комплект видеокарты (напомню, это retail-вариант) входят не только мануалка и диск с драйверами, но и полная версия DVD-проигрывателя PowerDVD 4 XP, полная версия игры Heavy Metal F.A.K.K., демо-версии еще нескольких игр, а также короткий кабель-переходник DIN-DIN+RCA и переходник DVI-DSub.
Производительность
Тестирование видеокарты Radeon 9000 Pro я проводил на машине с процессором AMD Athlon XP 1800+, платой Epox 8KHA+ (KT266A), памятью 256 Мб PC2100. Для сравнения я выбрал следующие видеокарты: GeForce4 MX460 (ASUS V8170 Pro), Radeon 9000 (Sapphire Atlantis VIVO), Radeon 8500LE (Hercules 3DProphet FDX8500LE). Примечательно, что Radeon 9000 Pro тестировался с новыми драйверами Catalyst 02.3/7.78. Единственное заметное их отличие от предыдущих версий — управление поддержкой TruForm.
Начнем рассмотрение производительности новой видеокарты с синтетических тестов 3DMark2001 SE. Тест на fillrate показывает, что в режиме одной текстуры Radeon 9000 Pro уступает R8500LE только 10-15%, где-то на четверть медленнее оказались R9000 и MX460. Однако в режиме мультитекстурирования благодаря вдвое большему числу текстурных модулей R8500LE оказался быстрее всех почти в два раза. Сильно сдал свои позиции GF4 MX460. Выходит, Radeon 9000, уступая по частоте бюджетной видеокарте NVIDIA, способен быстрее заполнять 3D-сцену пикселями и текстурами.
Зато в тестах на заполнение сцены треугольниками MX460 оказался гораздо лучше R9000 и R9000 Pro, но не обошел R8500LE (частота чипа которого, кстати, заметно ниже). Аналогичная ситуация в тесте на построение множества точечных спрайтов. Зато R9000Pro смог догнать R8500LE в тесте на вершинные шейдеры и на рельефное текстурирование, а в тесте на текстурирование по картам окружающей среды даже R9000 обошел R8500LE. В тестах на пиксельные шейдеры R9000 Pro опять показал более высокие результаты, чем R8500LE. Кстати, GF4 MX460 вообще не поддерживает ни шейдеры, ни рельефное текстурирование по картам.
В более реалистичных тестах Game R9000Pro показал производительность, близкую к R8500LE. Серьезное отставание наблюдается только в Game2 — тесте, насыщенном геометрией. GF4 MX460 смог составить конкуренцию только R9000.
В реальных играх результаты не так однозначны. Например, в Unreal Tournament R9000Pro неожиданно обошел R8500LE и приблизился к GF4 MX460 — наверное, была исправлена какая-то ошибка в драйверах. В Wolfenstein R9000Pro обошел всех в 1024х768, но отстал от R8500LE и MX460 в 1280х1024. В Quake3 лидирует MX460, а оба Radeon 9000 сильно отстают. В Giants, наоборот, у MX460 — последний результат, а лидирует R9000Pro. В Max Payne лидирует R8500LE, а остальные видеокарты показывают схожие результаты. В Comanche4 с ростом разрешения вперед вырывается R8500LE, хотя вначале лучший результат у MX460.
Разница между R9000 и R9000Pro в разрешении 1024х768 почти не видна (5-10%), а в 1600х1200 уже составляет 15-20%. Сравнение с R8500LE уместно в играх, в которых узким местом не является мощность блока T&L и/или fillrate, иначе R9000Pro отстает на 20-25%. GeForce4 MX460 "выезжает" в основном за счет хороших драйверов, да и то в старых играх вроде Quake3 и Unreal Tournament.
Качество, разгон
Особых нареканий на качество изображения, выдаваемого видеокартой Gigabyte AF64DG-H, не возникло, хотя у видеокарт на чипах ATI обычно с высокими разрешениями дела обстоят лучше. Впрочем, это общая беда видеокарт Gigabyte.
К разгону эта видеокарта не очень приспособлена. Поскольку радиатор приклеен, а не установлен на пасте, разогнать графический чип удалось до 320 МГц (+16%). Память заработала только на 310 МГц, то есть на 12% выше номинала. Получается, что Radeon 9000 Pro работает практически на пределе своих возможностей.
Итог
Будучи немного дороже GeForce4 MX440 и Radeon 9000, но дешевле брэндовых Radeon 8500LE, видеокарта Gigabyte AF64DG-H по быстродействию находится как раз между ними. Это стандартный Radeon 9000 Pro — с обычным качеством, но хорошей комплектацией. Если бы не сыроватые драйверы, эту видеокарту можно было бы смело рекомендовать в качестве оптимальной игровой карты для домашнего компьютера.
Качество изготовления
Средний уровень 4
Качество изображения
Средний уровень 4
Производительность
Стандартная, выше GF4 MX, но ниже R8500LE 4,5
Разгон
Всего лишь на 16/12% 3,5
Дополнительные возможности
В наличии ТВ-выход и цифровой выход 4,5
Упаковка и комплектация
Игра, DVD-проигрыватель, переходник 5
Цена
Не выше средней по сравнению с аналогами 4,5
Общая оценка 4,3
Видеокарта Gigabyte AF64DG предоставлена фирмой "Ронгбук"
Полную версию статьи вы найдете на моем сайте
Макс Курмаз, max@hw.by,
"Белорусский 'железный' сайт" ( www.hw.by )
Похоже, что ATI удалось сделать серьезную заявку на лидерство в области игровых видеокарт. Radeon 9700 обладает непревзойденной производительностью, а единственный его потенциальный конкурент не увидит свет по крайней мере до декабря текущего года. Radeon 9000 удачно сочетает хорошее быстродействие, встроенную поддержку телевизоров/цифровых мониторов и вполне конкурентоспособную цену.
Radeon 9000 — что нового?
Практически ничего. Принципиально нового в ядре RV250, "сердце" нового Radeon, не имеется. Упрощенный конвейер рендеринга от R200, с одним текстурником на каждой из четырех его веток, ослабленный блок T&L из того же ядра, более производительные блоки обработки вершинных и пиксельных шейдеров. Тот же 128-разрядный контроллер памяти, поддержка технологии оптимизации обращений к памяти HyperZ II (раннее отбрасывание невидимых поверхностей, иерархический и сжимаемый Z-буфер с быстрой очисткой), блок декодирования видео Video Immersion II и новая технология фильтрации видео Fullstream. По сравнению с R200 новый чип получил второй встроенный RAMDAC, а также ТВ-кодек и TMDS-трасмиттер для поддержки цифровых мониторов и проекторов. Получается, что Radeon 9000 имеет преимущество как перед Radeon 8500 (интегрированная поддержка двух устройств вывода), так и перед GeForce4 (поддержка шейдеров). А Radeon 9000 Pro, немного ускоренный вариант Radeon 9000, благодаря более высоким частотам (275 МГц для чипа и памяти) оказывается быстрее любых бюджетных решений NVIDIA.
Он должен был конкурировать с GeForce4 MX460, но, поскольку NVIDIA решила снять с производства эту модель, Radeon 9000 Pro остался без аналога. Эта видеокарта будет дороже массового универсального Radeon 9000, но дешевле исключительно геймерского Radeon 9500, занимая промежуточную позицию между mid-range и hi-end.
Вариант от Gigabyte
Большинство крупных производителей видеокарт разделились на два лагеря — одни сотрудничают с NVIDIA, другие — с ATI. В лагере NVIDIA — наиболее известные и крупные фирмы, а у ATI в основном малоизвестные мелкие брэнды или вышедшие из тени OEM-производители. Есть, правда, у ATI один очень серьезный партнер — фирма Gigabyte. Когда-то она активно поставляла видеокарты на чипах NVIDIA, но теперь пути двух фирм разошлись, и Gigabyte занимается в основном видеокартами на чипах ATI. Недавно объявленная линейка Radeon 9000 состоит из нескольких моделей, в числе которых — AF64DG-H. Это retail-вариант Radeon 9000 Pro с 64 Мб видеопамяти.
Видеокарта построена по эталонному дизайну ATI. Обращает на себя внимание высокая плотность размещения компонентов. Правда, на AF64DG-H большинство из них отсутствует, поскольку эта видеокарта обладает только базовыми возможностями. Так, помимо стандартного мониторного выхода, она оснащена совмещенным цифровым и аналоговым выходом DVI, а также S-Video-выходом на телевизор, которые не требуют размещения дополнительных чипов на видеокарте.
Видеокарта оснащена памятью Hynix со временем цикла 3.6 нс, что как раз соответствует штатной частоте 275 МГц. Частота графического чипа тоже стандартна — 275 МГц, однако он, в отличие от чипа Radeon 9000, охлаждается вентилятором. Особой необходимости в этом нет, так как в процессе работы радиатор практически не нагревается.
В комплект видеокарты (напомню, это retail-вариант) входят не только мануалка и диск с драйверами, но и полная версия DVD-проигрывателя PowerDVD 4 XP, полная версия игры Heavy Metal F.A.K.K., демо-версии еще нескольких игр, а также короткий кабель-переходник DIN-DIN+RCA и переходник DVI-DSub.
Производительность
Тестирование видеокарты Radeon 9000 Pro я проводил на машине с процессором AMD Athlon XP 1800+, платой Epox 8KHA+ (KT266A), памятью 256 Мб PC2100. Для сравнения я выбрал следующие видеокарты: GeForce4 MX460 (ASUS V8170 Pro), Radeon 9000 (Sapphire Atlantis VIVO), Radeon 8500LE (Hercules 3DProphet FDX8500LE). Примечательно, что Radeon 9000 Pro тестировался с новыми драйверами Catalyst 02.3/7.78. Единственное заметное их отличие от предыдущих версий — управление поддержкой TruForm.
Начнем рассмотрение производительности новой видеокарты с синтетических тестов 3DMark2001 SE. Тест на fillrate показывает, что в режиме одной текстуры Radeon 9000 Pro уступает R8500LE только 10-15%, где-то на четверть медленнее оказались R9000 и MX460. Однако в режиме мультитекстурирования благодаря вдвое большему числу текстурных модулей R8500LE оказался быстрее всех почти в два раза. Сильно сдал свои позиции GF4 MX460. Выходит, Radeon 9000, уступая по частоте бюджетной видеокарте NVIDIA, способен быстрее заполнять 3D-сцену пикселями и текстурами.
Зато в тестах на заполнение сцены треугольниками MX460 оказался гораздо лучше R9000 и R9000 Pro, но не обошел R8500LE (частота чипа которого, кстати, заметно ниже). Аналогичная ситуация в тесте на построение множества точечных спрайтов. Зато R9000Pro смог догнать R8500LE в тесте на вершинные шейдеры и на рельефное текстурирование, а в тесте на текстурирование по картам окружающей среды даже R9000 обошел R8500LE. В тестах на пиксельные шейдеры R9000 Pro опять показал более высокие результаты, чем R8500LE. Кстати, GF4 MX460 вообще не поддерживает ни шейдеры, ни рельефное текстурирование по картам.
В более реалистичных тестах Game R9000Pro показал производительность, близкую к R8500LE. Серьезное отставание наблюдается только в Game2 — тесте, насыщенном геометрией. GF4 MX460 смог составить конкуренцию только R9000.
В реальных играх результаты не так однозначны. Например, в Unreal Tournament R9000Pro неожиданно обошел R8500LE и приблизился к GF4 MX460 — наверное, была исправлена какая-то ошибка в драйверах. В Wolfenstein R9000Pro обошел всех в 1024х768, но отстал от R8500LE и MX460 в 1280х1024. В Quake3 лидирует MX460, а оба Radeon 9000 сильно отстают. В Giants, наоборот, у MX460 — последний результат, а лидирует R9000Pro. В Max Payne лидирует R8500LE, а остальные видеокарты показывают схожие результаты. В Comanche4 с ростом разрешения вперед вырывается R8500LE, хотя вначале лучший результат у MX460.
Разница между R9000 и R9000Pro в разрешении 1024х768 почти не видна (5-10%), а в 1600х1200 уже составляет 15-20%. Сравнение с R8500LE уместно в играх, в которых узким местом не является мощность блока T&L и/или fillrate, иначе R9000Pro отстает на 20-25%. GeForce4 MX460 "выезжает" в основном за счет хороших драйверов, да и то в старых играх вроде Quake3 и Unreal Tournament.
Качество, разгон
Особых нареканий на качество изображения, выдаваемого видеокартой Gigabyte AF64DG-H, не возникло, хотя у видеокарт на чипах ATI обычно с высокими разрешениями дела обстоят лучше. Впрочем, это общая беда видеокарт Gigabyte.
К разгону эта видеокарта не очень приспособлена. Поскольку радиатор приклеен, а не установлен на пасте, разогнать графический чип удалось до 320 МГц (+16%). Память заработала только на 310 МГц, то есть на 12% выше номинала. Получается, что Radeon 9000 Pro работает практически на пределе своих возможностей.
Итог
Будучи немного дороже GeForce4 MX440 и Radeon 9000, но дешевле брэндовых Radeon 8500LE, видеокарта Gigabyte AF64DG-H по быстродействию находится как раз между ними. Это стандартный Radeon 9000 Pro — с обычным качеством, но хорошей комплектацией. Если бы не сыроватые драйверы, эту видеокарту можно было бы смело рекомендовать в качестве оптимальной игровой карты для домашнего компьютера.
Качество изготовления
Средний уровень 4
Качество изображения
Средний уровень 4
Производительность
Стандартная, выше GF4 MX, но ниже R8500LE 4,5
Разгон
Всего лишь на 16/12% 3,5
Дополнительные возможности
В наличии ТВ-выход и цифровой выход 4,5
Упаковка и комплектация
Игра, DVD-проигрыватель, переходник 5
Цена
Не выше средней по сравнению с аналогами 4,5
Общая оценка 4,3
Видеокарта Gigabyte AF64DG предоставлена фирмой "Ронгбук"
Полную версию статьи вы найдете на моем сайте
Макс Курмаз, max@hw.by,
"Белорусский 'железный' сайт" ( www.hw.by )
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 2002 год в рубрике hard :: video