Ableton Live 1.5 — самая модная программа 2002 года

Ableton Live 1.5 — самая модная программа 2002 года
"Компьютер-Медиа"
Как уже сообщалось, скоро в издательстве "Нестор" стартует новый журнал "Компьютер-Медиа", посвященный вопросам аудио, видео, графики, программирования и проч. Сейчас, в очередной раз в предвкушении событий, мы предлагаем сокращенный материал из первого номера. К тому же, хотелось бы узнать мнение читателей о том, какие темы они хотели бы там увидеть. Пишите на e-mail: km@nestor.minsk.by .

Intro
Вот и пришла смена всевозможным попыткам сделать самую ди-джейскую программу. Что только не делали: объединяли два WinAmp'a, коммутировали все устройства на РС... А все оказалось достаточно проще — музыканты сами взялись программировать. И нужно сказать, весьма успешно: за три года работы пройти в номинанты TEC Awards — это суперуспех. Компания Ableton состоит из музыкантов, программистов и менеджеров, которые собрались вместе для того, чтобы создавать и продвигать музыкальное ПО нового поколения. Музыканты, работающие в фирме, довольно опытные, и программы писались просто под их нужды. Компания была основана в 1999 году в Берлине на базе компьютерного музыкального проекта Monolake, который в свою очередь еще с 1995-го начал писать программы в своем видении современного звука. И это, кстати сказать, очень интересный момент, потому как гитарист видит музыку по-своему, а ди-джей — по-своему, и объединять все их интересы в какой-нибудь Cakewalk неразумно.
От общения с программой Ableton Live я получил приятное впечатление. Мне очень понравился стильный дизайн программы, сделанный полностью в 2D. Европейский по сути. Вот что интересно: вроде ничего особенного, но программа притягивает просто своим ненавязчивым дизайном. Кстати, предусмотрены скины, но не в том понимании, как мы это видим в WinAmp. Под скином в данном случае подразумевается простая смена цветовой гаммы. Например, есть варианты от строгого бизнес-варианта до Disco78, сделанного в фиолетовых и ярко-оранжевых цветах. Но не дизайном восхищаться мы тут собрались — приступим к возможностям самой программы...

Что это такое?
Это настоящий инструмент для компьютерного ди-джея. С ним можно работать как "вживую" на дискотеках и концертных площадках, так и использовать для студийной работы.
По принципу действия программа отличается от известных нам программ для ремиксирования, а также от мультитрековых систем записи/воспроизведения. И вместе с тем Live можно назвать абсолютно открытой архитектурой — пользователю доступны все необходимые свойства треков, в качестве эффектов можно использовать VST-плагины, и также в режиме реального времени производить импорт файлов, обрабатывать их и подгонять под темп.

Элементы интерфейса — Browser
Вместо привычных нам консольных окон для каждого трека в левой части рабочей области экрана, в Ableton Live установлен браузер. В данном функциональном окне можно производить навигацию по имеющимся на диске сэмплам и VST-плагинам, а также находить сохраненные сессии и пользоваться собственными эффектами программы.
Самих эффектов немного, кстати, они называются там Devices: AutoFilter; Chorus; Compressor; EQ Filter; Erosion; Filter Delay; Grain Delay; Ping Pong Delay; Simple Delay; Vinyl Distortion; Reverb.
Как вы понимаете, для хорошего живого концерта этого набора эффектов хватит с лихвой. Причем все эффекты — "ди-джейские", то есть популярные в этой среде.
С помощью курсора мыши (метод drug'n'drop) можно переносить сэмплы или модули эффектов на другие рабочие панели — окно Arranger, микшер (Session), панель редактирования.

Элементы интерфейса — Session и нижняя панель свойств
Данный интерфейсный модуль прекрасно подходит для обеспечения живого выступления. Он многофункционален. При создании нового проекта по умолчанию нам дается 8 пустых каналов, или треков — смотря как на это дело смотреть. Дело в том, что Ableton Live может работать с многоканальными устройствами и Session может выступать в роли обыкновенного микшера. Но, скорее, все-таки это треки. Чтобы понять это, нам необходимо перейти в модуль Arranger. В таком случае перед нами открывается обычный мультитрек, правда, консольные окна для треков находятся справа, что обычному пользователю слегка непривычно. Но следует отметить, что главным модулем, особенно при работе в режиме реального времени, будет все-таки являться Session — он практичнее.
За каждым таким треком в Session можно закрепить до 7 аудиофайлов в форматах WAV или AIFF. Производится это простым drug'n'drop из Browser или из другого трека.
Для первого знакомства с программой рекомендую загрузить по одному loop на каждый трек. Одинарное нажатие на изображение треугольника (Play) напротив каждого loop ассоциируется программой как команда на воспроизведение. Одинарное или двойное нажатие на прямоугольник с названием позволяет открыть свойства трека в нижней панели программы (Clip).
Эффекты переносятся таким же образом.
В панели свойств мы можем получить отображение параметров трех типов:
— Clip (опция главного меню View — Clip);
— Track (опция главного меню View — Track);
— Bus (опция главного меню View — Bus).
В варианте Clip нам доступны свойства текущего трека, такие как общие настройки, тюнер, гейн, параметры дробления при стретче, указывается исходный bpm, размер и т.п.

Данная панель в таком варианте очень похожа функционально на Sonic Foundry ACID. Но я бы сказал, что в нашем случае исполнение более удачно. Как самый яркий эффект могу привести в пример возможность расстановки скоростей воспроизведения частей loop в одном или нескольких тактах. Для этого нужно воспользоваться интерактивной сеткой дробления loop'а на части.
Например, она выглядит следующим образом: 1, 1.2, 1.3, 1.4, 2, соответственно деля такт на четыре четверти. Расстояние между 1 и 1.2 равно расстоянию между 1.2 и 1.3, что понятно и для большинства программ — вещь незыблемая. В Ableton Live границы могут смещаться. То есть, совершив двойное нажатие на цифру 1.2, мы делаем ее метку активной, после чего можем перенести ее вправо или влево. То есть, по метроному первая четверть ничем не будет отличаться от второй, а вот loop распределится соответственно метке: например, сначала ускорится, а потом будет замедляться, или наоборот.
На самом деле такие эффекты работы с loop'ами уже используются в музыкальной индустрии, но еще не вошли в моду (может, и не войдут).
Соотвественно, панель свойств можно использовать и в качестве триммера, но, еще раз хочу отметить, принцип работы программы несколько отличен от многих уже известных и популярных, поэтому триммер больше подойдет для выполнения несколько других задач.
В варианте, когда панель свойств находится в положении Track, нам отображаются свойства непосредствено целого трека, а именно эффект-процессоры, которые к нему подключены. Как я уже говорил, можно использовать собственные модули программы, а также подключать VST-плагины.
В остальном рабочий интерфейс в режиме Session достаточно стандартен и пользовательски интуитивен.
Arranger
В данном случае мы работаем с обыкновенным мультитреком, который внешне очень похож на дэнсмейкер. Поддерживается drug'n'drop и т.п.

Работа с программой
Изначально сформируем папку с готовыми loop'ами для нашей композиции или воспользуемся тем, что поставляется с версией программы. После этого переходим в режим Session. Включаем необходимые loop'ы и производим запись получившегося творения, что можно будет весьма иллюстративно пронаблюдать в режиме Arranger (View — Arranger).
После этого, не выходя из Arranger, мы можем добавить на трек эффект (drug'n'drop) из списка, который хранится в Browser в отдельной папке. Загрузив эффект, мы опять включаем запись и в режиме воспроизведения крутим всевозможные ручки и т.п. Отключаем запись — программа запоминает все изменения параметров эффекта, что, собственно, и есть его автоматизация. Теперь добавляем другой эффект (можно на этот же трек), включаем запись и опять крутим программные ручки. И... теперь у нас уже прыгает, крутит, винтит и т.п. половина экрана, что и требовалось доказать в первой части нашего знакомства.
Теперь стоит немножко другая задача... Сделать реальный ди-джей-сет. Для этого уже понадобится несколько аудио-карт или же одна многоканальная плата (интерфейс). Вы помните, что мы говорили насчет микшера — за каждым треком можно устанавливать свой канал. Таким образом в режиме реального времени, можно одновременно крутить микс и готовить прослушку. Так что запасайтесь loop'ами, дорогие граждане. Не забывайте перед своим сетом включать кнопку записи: тогда можно будет сохранить ваш live-вариант.
Вот такой он, Ableton Live!

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 2002 год в рубрике soft :: мультимедиа

©1997-2021 Компьютерная газета