C Line6 делают современный шоу-бизнес
C Line6 делают современный шоу-бизнес "Не смотри на название, просто послушай!"
девиз Line6
Примерно до 1996 года разработчики от Line6 были известны как Fast Forward Designs. Данная корпорация занималась разработками для сторонних фирм, среди которых стоит отметить Steinberg, Digidesign, Alesis, Studer, Fostex и другие не менее знаменитые на массовом рынке имена. Но с 1996 для этих имен настали черные дни, поскольку в Fast Forward Designs решили организовать собственное производство.
Приобретенный до этого опыт, однако, не шел в ногу с тогдашним представлением о звуке, когда предпочиталось все ламповое, аналоговое и так далее. Один из первых продуктов — Первый продукт AxSys212 — являлся цифровой эмуляцией гитарного усилителя. И, следует отметить, что он оказался революционным — так же, как в свое время становились популярными устройства от Roland (70-е, 80-е). В 1998 появляется устройство POD, эмулирующее целую серию классических устройств, акустику помещений и условий записи. И в принципе все вложенные алгоритмы являлись программными эмуляциями на уровне физического моделирования.
В то время рынок устройств, таких как гитарные педали, комбики и т.п., почему-то не сильно волновал разработчиков ПО. А зря! Line6 отвоевали себе целую нишу. Ведь гитаристам не нужно знать компьютер: они привыкли к другим устройствам. И многим музыкантам было невдомек, что дело они имеют с портативным устройством, работающим по всем принципам компьютерной техники. Только упаковка была привычной. В этом мне видится главный успех Line6 — в вовремя реализовавшей себя идее. 2000 год стал наиболее плодотворным: вышли педаль-процессор для бас-гитары Bass POD, POD Pro (рэковая версия примочки POD) и гитарный комбик Flextone II, в котором можно было использовать различные типы усилителей (более 20).
В 2001 году Line6 представила новую линейку гитарных усилителей Vetta, и, наконец, в марте 2002 появилась система GuitarPort, базирующаяся на компьютере. Это далеко не весь список устройств, выпущенных Line6, мы прошлись только по самым значимым из них.
И сейчас без разработок Line6 нельзя представить современный шоу-бизнес. Достаточно произнести какое-нибудь популярное имя музыканта, и сразу же окажется, что он использует Line6. Например, для меня было полным удивлением узнать, что Edge из U2 играет на их примочках, хотя я явно видел видео, где расставлялись комбики от другого производителя... Ну да ладно. Line6 действительно звучит очень вкусно, и, в основном, благодаря удачному физическому моделированию аналоговых процессов. И нельзя сказать, что лучше: приобрести прототип в современном серийном исполнении либо его эмуляцию в исполнении от Line6. Лично я в последнее время стал все больше сомневаться.
Хочется отметить еще один момент: Line6 выпускает ПО в сотрудничестве с Digidesign.
Давайте немного подробнее рассмотрим линейку продуктов Line6. Это нам будет интересно по многим причинам. Дело в том, что для реализации эмуляции устройства или эффекта разработчики выбирали лучшие из существующих на сегодняшний день прототипов. Поэтому мы можем узнать, например, какой усилитель для бас-гитары считается лучшим и т.п.
Bass POD/Bass POD Pro
Выпускается в двух видах — примочка (Bass POD) и рэковый модуль (Bass POD Pro). Устройство может подключаться к компьютеру (PC/Mac) с помощью драйверов от Emagic и управляться по MIDI.
Что мы имеем в наличии?
На данном этапе следует отметить, что выбор прототипов очень грамотен.
Достаточно пообщаться с профессиональными музыкантами или посмотреть листинги аппаратуры крупных студий, и вы обязательно найдете имена Marshall, SWR, Mesa Boogie, Fender и т.п. Причем зачастую именно перечисленные модели.
Далее по устройству...
— Возможность сохранения 36 пользовательских пресетов.
— Стерео-выходы (Balanced или Unbalanced +4/-10 TRS).
— Отдельный выход для наушников.
— Хроматический тюнер.
Рэковый модуль Bass POD Pro является более навороченным вариантом, и в его варианте мы имеем:
— 24-битные цифровые выходы (ASE/EBU and S/PDIF) c внешней синхронизацией по word clock.
— XLR Outputs.
POD 2.0/POD Pro
В принципе, ознакомившись с устройством для бас-инструмента, описание POD 2.0 начнем сразу же с моделей эмулируемых усилителей.
Стоит отметить, что эффекты отсутствуют. В остальном все достаточно стандартно и в стиле Line6.
Не следует забывать о том, что все реализовано на уровне программных алгоритмов.
Новый хит — Guitar Port
Не стоит забывать, что практически вся продукция Line6 представляет цифровые технологии, и, если мы говорим об эффектах, то подразумеваем качественно спроектированные и реализованные программные алгоритмы. Естественно, когда-то нужно было интегрироваться и с РС. Guitar Port — это гитарная примочка, подключающаяся к USB-порту вашего РС. Драйверы также стандартны — DirectX/MME. Соответственно можно производить запись прямо в компьютер, используя при этом любой доступный софт. Качество записи на профессиональном уровне — 24 бит. Помимо этого, с примочкой поставляется софт, с помощью которого можно устроить джем-сейшн с любым музыкантом, записанным на вашем РС.
Что касается моделей эмулируемых усилителей, то их не много по сравнению с POD, всего десять, но список, как всегда, внушительный. Приводить не будем. Самое интересное — цена такого устройства менее $200.
VARIAX — это не MIDI-гитара
Представьте себе гитару, но на ней нет привычных нам звукоснимателей, а на каждую струну установлены специальные пьезодатчики. Считывающее с них сигнал цифровое устройство преобразует его согласно вложенному математическому алгоритму. То есть, по сути это близко к реализациям современных MIDI-гитар, но подход другой — опять же физическое моделирование процессов. Вся электроника встроена в инструмент, и на выходе мы имеем простой аналоговый сигнал. То есть внешне VARIAX ничем не отличается от обычной электрогитары, только звучать она может, как Fender Stratocaster, Fender Telecaster, Fender Telecaster Custom, Gibson ES-175, Epiphone Casino, Gibson ES-335, Gibson Firebird VII, Gibson J-200, Gibson L5, Gibson Les Paul Custom, Gibson Les Paul Special, Gibson Les Paul Standard, Gibson Mastertone Banjo, Gretsch 6120, Gretsch Duo-Jet, Guild F212, Martin 0-18, Martin D-12-28, Martin D-28, National Tricone, Rickenbacker 360, Rickenbacker 360-12, Coral/Dano Electric Sitar, Danelectro 3021, Dobro Number 32.
Вложенные алгоритмы учитывают такие параметры как расположение звукоснимателей, резонанс корпуса, особенности звучания струн. Также в алгоритмы внесены некоторые исправления, которые помогут музыкантам, например, избавиться от лишнего шума, обратной связи и т.п. Диапазон инструментов достаточно велик, и, конечно, необычно, что можно переключиться со звука Fender Stratocaster на акустическую двенадцатиструнную гитару, но нам, уже столкнувшимся с шаблонными методами (например, подобное мы видели в Antares Microphone Modeller DirectX plug-in, Sintefex Replicator, Sonic Foundry Acoustic Mirror) и физическим моделированием процессов, понятно, что все это уже правда и быть может.
Остальные характеристики, которые могут быть интересны гитаристам, следующие:
— Корпус из ольхи.
— Гриф длиной 647,7 мм, 22 лада.
— Стандартные ручки управления. Калибруются в зависимости от выбранной модели, то есть при Gibson Les Paul они ведут себя, как в Gibson Les Paul.
— С гитарой в комплекте дается твердый кейс, необходимые шнуры и педали.
— VARIAX выпускается в трех цветовых решениях: черном, "красное яблоко" и sunburst (золотистый с перламутром).
Более подробные обзоры всех устройств, выпускаемых фирмой Line6, вы сможете прочитать в первом номере специализированного журнала "Компьютер-Медиа", посвященного аудио, графике, видео и программированию.
Кристофер-2002
christopher@tut.by
девиз Line6
Примерно до 1996 года разработчики от Line6 были известны как Fast Forward Designs. Данная корпорация занималась разработками для сторонних фирм, среди которых стоит отметить Steinberg, Digidesign, Alesis, Studer, Fostex и другие не менее знаменитые на массовом рынке имена. Но с 1996 для этих имен настали черные дни, поскольку в Fast Forward Designs решили организовать собственное производство.
Приобретенный до этого опыт, однако, не шел в ногу с тогдашним представлением о звуке, когда предпочиталось все ламповое, аналоговое и так далее. Один из первых продуктов — Первый продукт AxSys212 — являлся цифровой эмуляцией гитарного усилителя. И, следует отметить, что он оказался революционным — так же, как в свое время становились популярными устройства от Roland (70-е, 80-е). В 1998 появляется устройство POD, эмулирующее целую серию классических устройств, акустику помещений и условий записи. И в принципе все вложенные алгоритмы являлись программными эмуляциями на уровне физического моделирования.
В то время рынок устройств, таких как гитарные педали, комбики и т.п., почему-то не сильно волновал разработчиков ПО. А зря! Line6 отвоевали себе целую нишу. Ведь гитаристам не нужно знать компьютер: они привыкли к другим устройствам. И многим музыкантам было невдомек, что дело они имеют с портативным устройством, работающим по всем принципам компьютерной техники. Только упаковка была привычной. В этом мне видится главный успех Line6 — в вовремя реализовавшей себя идее. 2000 год стал наиболее плодотворным: вышли педаль-процессор для бас-гитары Bass POD, POD Pro (рэковая версия примочки POD) и гитарный комбик Flextone II, в котором можно было использовать различные типы усилителей (более 20).
В 2001 году Line6 представила новую линейку гитарных усилителей Vetta, и, наконец, в марте 2002 появилась система GuitarPort, базирующаяся на компьютере. Это далеко не весь список устройств, выпущенных Line6, мы прошлись только по самым значимым из них.
И сейчас без разработок Line6 нельзя представить современный шоу-бизнес. Достаточно произнести какое-нибудь популярное имя музыканта, и сразу же окажется, что он использует Line6. Например, для меня было полным удивлением узнать, что Edge из U2 играет на их примочках, хотя я явно видел видео, где расставлялись комбики от другого производителя... Ну да ладно. Line6 действительно звучит очень вкусно, и, в основном, благодаря удачному физическому моделированию аналоговых процессов. И нельзя сказать, что лучше: приобрести прототип в современном серийном исполнении либо его эмуляцию в исполнении от Line6. Лично я в последнее время стал все больше сомневаться.
Хочется отметить еще один момент: Line6 выпускает ПО в сотрудничестве с Digidesign.
Давайте немного подробнее рассмотрим линейку продуктов Line6. Это нам будет интересно по многим причинам. Дело в том, что для реализации эмуляции устройства или эффекта разработчики выбирали лучшие из существующих на сегодняшний день прототипов. Поэтому мы можем узнать, например, какой усилитель для бас-гитары считается лучшим и т.п.
Bass POD/Bass POD Pro
Выпускается в двух видах — примочка (Bass POD) и рэковый модуль (Bass POD Pro). Устройство может подключаться к компьютеру (PC/Mac) с помощью драйверов от Emagic и управляться по MIDI.
Что мы имеем в наличии?
16 моделируемых усилителей: | |
Модель LINE 6 | Прототип |
Tube Preamp | Эмуляция простого лампового предусилителя |
Session | SWR SM-400 |
California | Mesa/Boogie Bass 400+ |
Jazz Tone | Polytone Mini-Brute |
Adam and Eve | Eden Traveller WT-300 |
Eighties | Gallien Krueger 800RB |
Stadium | Sunn Coliseum 300 |
Amp 360 | Acoustic 360 |
Rock Classic | Ampeg SVT |
Brit Major | Marshall Major |
Brit Super | Marshall Super Bass |
Silver Panel | Fender Bassman Amp |
Brit Class A | Vox AC-100 |
Motor City | Versatone Pan-O-Flex |
Flip Top | Ampeg B-15 |
Sub Dub | Эмуляция современного устройства |
16 моделируемых эффектов: | |
EFFECT MODEL | Прототип |
Compressor | Стандартный студийный ламповый компрессор LA-2A |
Octave Down | Boss OC-2 |
Analog Chorus | Roland CE-1 |
Danish Chorus | t.c. electronics Chorus/Flanger |
Orange Phase | MXR Phase 90 |
Gray Flanger | MXR Flanger |
Tron Down | Mu-Tron III in the "down" position |
Tron Up | Mu-Tron III in the "up" position |
S/H | Oberheim Voltage Controlled Filter (sample and hold effect) |
S/H + Flanger | Combines Sample and Hold with Gray Flanger |
S/H + Driver | Combines Sample and Hold with Danish Driver |
Bass Synth | Inspired by the Boss Bass Synth — with a bit of extra Line 6 personality |
Danish Driver | t.c. electronics Booster Line Driver + Distortion: smooth distortion |
Large Pie | Big Muff Pi: fuzz delight |
Pig Foot | Hogs Foot: warm bass boost |
Rodent | Pro RAT: buzz saw bass and squeal |
Эмуляция помещений: | |
Помещение | Прототип |
10s | 1979 Ampeg SVT 8x10 Cab |
Eden "David" 4x10 | |
SWR "Goliath" 4x10 | |
Hartke 4x10 | |
12s | 60s Versatone Pan-O-Flex 1x12 |
1968 Marshall 4x12 with "pre-Rola" 25s | |
15s | Ampeg B-15 1x15 closed back combo |
Polytone 1x15 closed back combo | |
Vox AC-100 2x15 | |
Mesa/Boogie 2x15 (front loaded and front ported) | |
Fender Bassman 2x15 with JBLs | |
1969 Marshall Major 4x15 cab (Yeah, baby!) | |
18s | SWR 1x18 |
Acoustic 360 cab | |
Sunn Coliseum 8028 cab (1x18 + 1x12) | |
Без учета параметров помещения | Устанавливается по умолчанию при выборе Tube Preamp Amp Model и подходит для не-бас-звуков. |
Достаточно пообщаться с профессиональными музыкантами или посмотреть листинги аппаратуры крупных студий, и вы обязательно найдете имена Marshall, SWR, Mesa Boogie, Fender и т.п. Причем зачастую именно перечисленные модели.
Далее по устройству...
— Возможность сохранения 36 пользовательских пресетов.
— Стерео-выходы (Balanced или Unbalanced +4/-10 TRS).
— Отдельный выход для наушников.
— Хроматический тюнер.
Рэковый модуль Bass POD Pro является более навороченным вариантом, и в его варианте мы имеем:
— 24-битные цифровые выходы (ASE/EBU and S/PDIF) c внешней синхронизацией по word clock.
— XLR Outputs.
POD 2.0/POD Pro
Модель LINE 6 | Прототип |
Jazz Clean | 1987 Roland JC-120 |
Small Tweed | 1952 Fender Deluxe |
Small Tweed #2 | 1960 Tweed Fender Champ |
Tweed Blues | 1959 Fender Bassman |
Black Panel | 1964 Fender Deluxe |
Black Panel #2 | 1965 Blackface Fender Twin |
Modern Class A | 1996 Matchless Chieftain |
Brit Class A | 1963 Vox AC 30 with Top Boost |
Brit Class A #2 | 1960 Vox AC 30 non-Top Boost |
Brit Class A #3 | 1960 Vox AC 15 |
Brit Blues | 1965 Marshall JTM-45 |
Brit Classic | 1968 Marshall Plexi 50 Watt |
Brit Hi Gain | 1990 Marshall JCM-800 |
Boutique #1 | Dumble Overdrive Special Clean Channel |
Boutique #2 | Dumble Overdrive Special Drive Channel |
Boutique #3 | Budda Twinmaster head |
California Crunch #1 | 1985 Mesa Boogie Mark IIc+ Clean Channel |
California Crunch #2 | 1985 Mesa Boogie Mark IIc+ Drive Channel |
Rectified | 1994 Mesa Boogie Dual Rectifier Tremoverb Combo |
Rectified #2 | 1995 Mesa Boogie Dual Rectifier Head |
Modern Hi Gain | 1989 Soldano X88R Preamp |
Modern Hi Gain #2 | 1989 Soldano SLO Super Lead Overdrive |
Fuzz Box | 1960s Arbiter Fuzz Face |
Line 6 Clean | Line 6 21st Century Clean |
Line 6 Blues | Marshall JTM-45 meets Budda Twinmaster meets Line 6 |
Line 6 Twang | Fender Deluxe and Bassman, with more tone control range |
Line 6 Crunch | Line 6 Thick Grindage |
Line 6 Crunch #2 | 1968 Marshall Plexi 50 Watt with more tone control range |
Line 6 Drive | Line 6 Industrial Strength Overdrive |
Line 6 Insane | Way too many hours of shredding |
Line 6 Layer | Line 6 Clean meets Psychotic Drive |
Tube Preamp | Эмуляция простого лампового предусилителя, идеально подходит для не-гитарных звуков |
Эмуляция помещений: | |
Модель помещения | Прототип |
1 x 8 | 1960 Fender Tweed Champ |
1x12 | 1952 Fender Tweed Deluxe |
1960 Vox AC-15 | |
1964 Fender Blackface Deluxe | |
Line 6 1x12 | |
2x12s | 1965 Fender Blackface Twin |
1967 Vox AC-30 with "Blue Bell" speakers | |
1995 Matchless Chieftain with Celestion Vintage 30s | |
Line 6 2x12 | |
4x10s | 1959 Fender Bassman |
Line 6 4x10 | |
4x12s | 1996 Marshall with Vintage 30s |
1978 Marshall with stock 75s | |
1968 Marshall Basketweave with Greenbacks | |
Line 6 4x12 | |
Без учета параметров помещения | Устанавливается по умолчанию при выборе Tube Preamp Amp Model и подходит для не-гитарных звуков. |
Стоит отметить, что эффекты отсутствуют. В остальном все достаточно стандартно и в стиле Line6.
Не следует забывать о том, что все реализовано на уровне программных алгоритмов.
Новый хит — Guitar Port
Не стоит забывать, что практически вся продукция Line6 представляет цифровые технологии, и, если мы говорим об эффектах, то подразумеваем качественно спроектированные и реализованные программные алгоритмы. Естественно, когда-то нужно было интегрироваться и с РС. Guitar Port — это гитарная примочка, подключающаяся к USB-порту вашего РС. Драйверы также стандартны — DirectX/MME. Соответственно можно производить запись прямо в компьютер, используя при этом любой доступный софт. Качество записи на профессиональном уровне — 24 бит. Помимо этого, с примочкой поставляется софт, с помощью которого можно устроить джем-сейшн с любым музыкантом, записанным на вашем РС.
Что касается моделей эмулируемых усилителей, то их не много по сравнению с POD, всего десять, но список, как всегда, внушительный. Приводить не будем. Самое интересное — цена такого устройства менее $200.
VARIAX — это не MIDI-гитара
Представьте себе гитару, но на ней нет привычных нам звукоснимателей, а на каждую струну установлены специальные пьезодатчики. Считывающее с них сигнал цифровое устройство преобразует его согласно вложенному математическому алгоритму. То есть, по сути это близко к реализациям современных MIDI-гитар, но подход другой — опять же физическое моделирование процессов. Вся электроника встроена в инструмент, и на выходе мы имеем простой аналоговый сигнал. То есть внешне VARIAX ничем не отличается от обычной электрогитары, только звучать она может, как Fender Stratocaster, Fender Telecaster, Fender Telecaster Custom, Gibson ES-175, Epiphone Casino, Gibson ES-335, Gibson Firebird VII, Gibson J-200, Gibson L5, Gibson Les Paul Custom, Gibson Les Paul Special, Gibson Les Paul Standard, Gibson Mastertone Banjo, Gretsch 6120, Gretsch Duo-Jet, Guild F212, Martin 0-18, Martin D-12-28, Martin D-28, National Tricone, Rickenbacker 360, Rickenbacker 360-12, Coral/Dano Electric Sitar, Danelectro 3021, Dobro Number 32.
Вложенные алгоритмы учитывают такие параметры как расположение звукоснимателей, резонанс корпуса, особенности звучания струн. Также в алгоритмы внесены некоторые исправления, которые помогут музыкантам, например, избавиться от лишнего шума, обратной связи и т.п. Диапазон инструментов достаточно велик, и, конечно, необычно, что можно переключиться со звука Fender Stratocaster на акустическую двенадцатиструнную гитару, но нам, уже столкнувшимся с шаблонными методами (например, подобное мы видели в Antares Microphone Modeller DirectX plug-in, Sintefex Replicator, Sonic Foundry Acoustic Mirror) и физическим моделированием процессов, понятно, что все это уже правда и быть может.
Остальные характеристики, которые могут быть интересны гитаристам, следующие:
— Корпус из ольхи.
— Гриф длиной 647,7 мм, 22 лада.
— Стандартные ручки управления. Калибруются в зависимости от выбранной модели, то есть при Gibson Les Paul они ведут себя, как в Gibson Les Paul.
— С гитарой в комплекте дается твердый кейс, необходимые шнуры и педали.
— VARIAX выпускается в трех цветовых решениях: черном, "красное яблоко" и sunburst (золотистый с перламутром).
Более подробные обзоры всех устройств, выпускаемых фирмой Line6, вы сможете прочитать в первом номере специализированного журнала "Компьютер-Медиа", посвященного аудио, графике, видео и программированию.
Кристофер-2002
christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 2002 год в рубрике soft :: мультимедиа