Sony PlayStation 3

Sony PlayStation 3 Не секрет, что после запуска очередной консоли конструкторы Sony сразу же принялись за разработку следующего поколения "игрового железа"...
Учитывая то, что уже удалось продать более 30 млн PS2 по всему свету, компании можно не беспокоиться о судьбе данной приставки, и это дает ей возможность полностью переключиться на свой новый проект. Разрабатывать PlayStation 3 (а именно так ее планируют назвать) поручено двум компаниям — IBM и Toshiba, причем под пристальным вниманием корпорации Sony Computer Entertainment. Бюджет проекта составляет около 6 (шести) миллиардов долларов США, что еще раз указывает на серьезные намерения компании закрепиться на рынке игровых развлечений. Собственно, не столь важно, сколько денег затратит Sony, а то, что из себя будет представлять игровая система следующего поколения. Попробуем в этом разобраться...

Начнем, пожалуй, с главного — процессора. Как уже отмечалось выше, в разработке системы будет участвовать старейший и, пожалуй, самый крупный производитель компьютеров и комплектующих в мире. Вы, наверное, догадались, что речь идет о компании IBM. Надо отметить, что данная корпорация не является новичком на рынке консолей. Последние ее наработки получили свое реальное воплощение в игровой системе GameCube от Nintendo. Именно центральный процессор от IBM под кодовым названием Gekko стал главным компонентом консоли, позволив ей тем самым достигнуть и даже в чем-то даже превзойти Xbox (в плане вычислительной мощности). Решив же продолжить начатое, компания вместе с Toshiba взялась за разработку нового процессора, впоследствии дав ему имя Grid (ранее известный как Cell), рассчитывая, таким образом, закрепиться на новом и перспективном рынке. Именно ему суждено стать "сердцем" PlayStation 3...
Так что же собой представляет таинственный процессор Grid (от англ. grid — решетка)? На данный момент известно, что новинка от IBM в три раза превосходит по вычислительным мощностям всемирно известный Deep Blue. Революционная технология в 0,10 микрон и абсолютно новая архитектура позволят достичь предполагаемого результата. Выступая на конференции Game Developers Conference (GDC), генеральный конструктор проекта Синити Окамото заявил, что исследования, связанные с PlayStation 3, сосредоточены на распределенных вычислениях. "До сих пор распределенные вычисления развивались как способ решения сложных научных проблем объединенными усилиями тысяч отдельных компьютеров — таков проводимый в настоящее время Стэндфордским университетом проект по расшифровке структуры белка. Разработчики игр выразили желание, чтобы новая игровая консоль была в тысячи раз мощнее, чем PlayStation 2".
По заявлениям разработчиков, Grid проектируется таким образом, чтобы справляться с множеством задач. Прежде всего, он сможет выполнять триллион операций с плавающей точкой в секунду. Таким образом, процессор от IBM и Toshiba будет в 100 раз превышать скорость Pentium 4 2,5 GHz. Чип будет состоять из ячеек (отсюда и раннее название — Cell), каждая из которых будут иметь свое предназначение: одна занимается обычными вычислениями, другая — графикой и т.д. Количество сегментов может варьироваться от 4-х до 16, в зависимости от конкретного устройства. Как раз за счет этого планируется достичь (в принципе, уже достигнуто) невероятных вычислительных мощностей чипа. Мало того: различные устройства, находящиеся под управлением данного процессора, смогут общаться между собой по широкополосной связи и распределять вычислительную нагрузку.

Основная проблема, стоящая перед авторами технологии, заключается в необходимости максимально упростить процесс программирования. Как известно, именно сложным процессом разработки игр "грешна" PlayStation 2. Далеко не всем разработчикам удается достичь тех результатов, на которые способна эта игровая система. Виной тому — довольно сложная структура консоли, на изучение которой уходит уйма времени. Что касается PlayStation 3, то разработка надлежащей операционной системы уже ведется, и от нее во многом будет зависеть успех революционного чипа от IBM и Toshiba. В ближайшее время планируется приступить к созданию опытных образцов Grid, необходимых для испытаний. Не исключено, что они (испытания) уже проводятся, и в ближайшее время, возможно, опубликуются уже окончательные характеристики процессора. И еще одно. Компания MIPS Technology передала лицензию на использование своей архитектуры MIPS64 компании Sony Computer Entertainment, Inc. Данная технология уже долгие годы используется в процессорах с MIPS-архитектурой в приставках от Sony, и не исключено, что лицензия на MIPS64 приобретается именно с расчетом на разработку PlayStation 3.
Что же касается оперативной памяти, то эта проблема уже решена. Не так давно стало известно, что Sony заключила долгосрочное соглашение с компанией Rambus. Предполагается, что именно она будет поставлять модули памяти для PlayStation 3. Президент компании Аво Канаджан, разумно полагает, что только Rambus может удовлетворить запросам Sony. Вероятнее всего, здесь может идти речь только о технологии Rambus Yellowstone RAM, той самой, что используется в самых мощных суперкомпьютерах. Кто интересуется не какими-то технологиям, а конкретными цифрами, могу уточнить: на новую игровую систему будет установлена сверхбыстрая оперативная память размером в 512 Mb и пропускной способностью в 10 Gb/s. На первый взгляд объем памяти может показаться малым, но не будем забывать, что в той же PlayStation 2 оный равен 32 Mb, и это почти не отражается негативно на играх, за редким исключением, конечно. Здесь все решает всем известное правило — важно не количество, а качество. Именно по этому пути пошли конструкторы компании Sony — и не ошиблись. Надеюсь, что это правило не подведет их и в очередной раз...

Вообще-то, описывая великолепные характеристики нового детища IBM и Toshiba, не стоит забывать, что еще одним важным компонентом системы является графический сопроцессор, за разработку которого взялась сама Sony. Производиться он будет по технологии 0,13 микрон. Предполагаемая частота процессора — 750 MHz. Также известно, что данная плата будет оборудована оперативной памятью размером 64 Mb и пропускной способностью в 12 Gb/s. Многим этого может показаться мало учитывая то, что приставка должна выйти в мае 2005 года, но, я думаю, решить эту проблему сможет особая технология компрессии текстур. Возможно, полностью решится проблема и с так называемым "эффектом лесенки", который возникает на границах моделей, состоящих из полигонов. Именно этим "грешна" PlayStation 2, где технология сглаживания наподобие SmoothVision Anti-Aliasing не поддерживается системой изначально, и эту проблему разработчики игр решают программно, причем не всегда достигая нужного результата. В случае с PlayStation 3 это исправится благодаря совершенно новой технологии полноэкранного сглаживания, разработанной специалистами компании Sony, аналогов которой нет во всем мире.
Не совсем ясна ситуация с цифровым носителем. Пока точно не известно, что это будет — более быстрый DVD или какое-то совершенно иное устройство. Ясно одно: формат будет поддерживать игры от предыдущих игровых платформ Sony, т.е. вы сможете спокойно запустить на приставке диски и от PS2, и от PSOne, что является неоспоримым плюсом для игровой системы. Помимо этого, в консоль изначально будет встроен жесткий диск размером в 180 Gb, а также сетевой адаптер для высокоскоростного выхода в Интернет. Предполагается, что большинство продуктов для новой системы будут требовать активации через всемирную паутину благодаря получению управляющих компонентов с официального сервера Sony. Таким образом компания попытается решить проблему пиратства. Мало того, ходят слухи, что игры для PlayStation 3 можно будет скачивать через Интернет. Тем самым Sony сэкономит часть финансов, которые могли бы уйти на производство компактов. В результате снизится и цена самих игр. Но повторяю — это только слухи. Что касается звука, то здесь обещана полная поддержка технологии Dolby Digital 5.1.

В одном интервью Синити Окамото отметил, что в день презентации системы PlayStation 3 в Японии Sony представит две-три готовых игры, как это было во время презентации PS2. Количество игр возрастет лишь через несколько месяцев после выхода приставки PS3 из-за соблюдения секретности технических составляющих проекта и неготовности основной массы разработчиков создавать игры на требуемом высоком уровне. Но, я думаю, это не повлияет на продажи системы, т.к. изначально новая приставка будет полностью поддерживать более семи тысяч игр, вышедших для PSOne и PS2.
В заключение хотелось бы сказать, что и в этот раз Sony опередила конкурентов. Пока Nintendo и Microsoft всеми силами пытаются раскрутить свои игровые системы (GameCube и Xbox, соответственно), их главный соперник уже вовсю продвигает в массы свой новый проект, хотя в большей степени мне это напоминает заигрывание с публикой. Такая тактика уже применялась компанией во время запуска PlayStation 2, и мы знаем, что в итоге вышло. Что выйдет на этот раз, не рискнет предположить даже смелый и опытный аналитик. По крайней мере, поддержка такого монстра, как IBM, еще никому не вредила... Но это еще не все. Окамото решил пойти дальше, заявив, что PlayStation 6 или 7 будет основана на биотехнологии. Такой ход событий вполне предсказуем учитывая стремление Sony занять свою нишу на рынке hi-tech-технологий. Применяя нестандартные решения в своих проектах, она реально рискует потерять на этом много денег и сил. Путь, который выбрала корпорация, довольно опасный, но именно так можно достичь доминирования на рынке. Осталось только добавить, что выход PlayStation 3 намечен на весну 2005 года...

Александр Дорохович
(dracula@tut.by )



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 2002 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2021 Компьютерная газета