Audigy или Live? Звуковые карты Creative с точки зрения непрофессионала 2
Audigy или Live? Звуковые карты Creative с точки зрения непрофессионала Окончание. Начало в КГ №34
Программная часть
Драйверы и утилиты Creative — это важная часть звуковой карты Sound Blaster. Установить и настроить карту просто скачав драйверы из Интернета не удастся — как минимум не будет возможности включить больше двух колонок и настроить EAX. Поэтому для установки Sound Blaster жизненно необходим оригинальный компакт-диск с драйверами и ПО. В общей сложности драйверы и утилиты (только необходимые!) весят более 100 Мб. Обновляются они нечасто, в лучшем случае выходит официальный апдейт ядра драйверов объемом более десятка Мб. Стабильность работы в целом удовлетворительная. Правда, с поддержкой Win2000 и XP не все в порядке — я несколько раз наблюдал такую ситуацию: после обновления драйверов система загружалась только первый раз, показывала "синий экран" при перезагрузке и после этого не хотела загружаться вообще. Не помогало ни удаление всех драйверов с последующей установкой старой версии, ни очистка реестра и системных файлов. Поэтому следует сто раз подумать, прежде чем устанавливать новые драйверы для Audigy. Но не будем о грустном. Рассмотрим наиболее важные компоненты драйверов Creative. Следует заметить, что у Audigy интерфейс драйверов и утилит стал более понятным и логичным по сравнению с драйверами Live. Так, главная настроечная утилита называется AudioHQ. Ее можно найти в стандартной "Панели управления". Из нее можно вызвать настройки таблиц сэмплов MIDI (SoundFont), виртуальной клавиатуры, микшер SurroundMixer, панель настройки EAX и настройку параметров S/PDIF. Для S/PDIF можно указать частоту дискретизации (44, 48 или 96 КГц). SoundFont рядового пользователя вряд ли заинтересует. Другое дело — EAX.
EAX — это расширение возможностей интерфейса DirectSound3D в области моделирования окружающей среды. С помощью эффектов реверберации (отражения звука, то есть эха) звуковая карта создает ощущение замкнутого пространства определенных размеров, со стенами из определенного материала. Программист имеет возможность переключать динамически тип и конфигурацию среды, а если поддержка EAX отсутствует, то пользователь может статически задать для всей игры определенную среду, отрегулировать ее параметры и степень преобразования исходного звука.
В драйверах Audigy, а точнее, в панели настройки EAX, все режимы имитации окружающей среды разделены на три группы — среды (ENV), эквалайзеры (EQ) и эффекты (FX). Первые позволяют включить статическую имитацию среды — пещера, коридор, стадион и т.п. На мой взгляд, это не более, чем эффектная демонстрация возможностей звуковой карты. Эквалайзер — вещь более полезная, однако она имеется в любом более-менее приличном проигрывателе. Спецэффекты предусматривают включение EAX в играх, изменение питча и внесение искажений в звучание вокала и инструментов. В общем-то, тоже ничего полезного.
Кроме выбора режима EAX, панель настройки EAX Control Panel позволяет настроить тип и степень реверберации и хоруса для основного источника звука, а также для входных каналов и MIDI. Лично мне не совсем ясно, для чего это нужно обычному пользователю.
Микшер SurroundMixer содержит собственно сам микшер и панель настройки колонок и EAX. Микшер выполнен сине-серебристым в стиле остальных утилит Creative. Он позволяет установить громкость для основного канала, сабвуферного и центрального каналов, входных каналов, выбрать источник при записи (цифровой вход, аналоговый микшер, микрофон, MIDI, основной канал воспроизведения, What-U-Hear — сразу все входные каналы). Есть небольшой двухполосный эквалайзер. Предусмотрено переключение в цифровой режим. Все то же самое можно сделать и с помощью стандартного микшера Windows.
Для настройки колонок предусмотрено переключение в цифровой режим и выбор типа акустики — 2/4/5.1 и наушники. Куда-то подевался режим LiveSurround, который позволял владельцу SB Live имитировать многокомпонентную акустику на двух колонках. Баланс между левым и правым, а также тыловым и фронтальным каналами предусмотрен, как и распределение низких частот между каналом сабвуфера и сателлитами для акустики 5.1. Также предусмотрена возможность декодирования звука в формате AC3 средствами звуковой карты. Впрочем, с этой функцией, а также со многими другими, связанными с проигрыванием видеофильмов со звуковой дорожкой Dolby, хорошо справится проигрыватель типа PowerDVD.
В целом мне не очень понравилось настраивать Audigy — можно было сделать интуитивнее и предусмотреть больше режимов работы.
К звуковой карте прилагается несколько различных утилит. Самые простые и понятные из них — PlayCenter и Recorder. Первая — это проигрыватель музыкальных файлов MIDI, WAV, MP3, WMA и AC3 (формат Dolby Digital), а также видео. У нее есть несколько уникальных возможностей — сжатие в формат MP3 и WMA, оцифровка и запись аудиодисков, закачка файлов на плейеры Creative. Во время воспроизведения музыки можно применять любые EAX-эффекты, в том числе уникальные для Audigy — очистку звука от шумов и искажений (действительно работает), изменение скорости, вращение голосов и инструментов. Вторая утилита — это простая программа для записи звука. Работает с цифровыми и аналоговыми источниками, позволяет на лету применять эффекты EAX. Кроме того, на компакт-диске Audigy имеются программы для работы с минидиск-плейерами и пультом ДУ, определения типа вставленных компакт-дисков и автозапуска, утилита диагностики звуковой карты, панель быстрого запуска, обширные файлы справки по технологиям работы со звуком, интерактивные демо и руководства по настройке и подключению и много чего еще, с чем я не успел разобраться. Приятно, что в драйверах Audigy эти компоненты не навязчивы — не лезут в автозагрузку и на рабочий стол, как обычно.
Производительность
Для рядового пользователя звуковые карты Creative представляют интерес прежде всего поддержкой трехмерного звука в играх. Интерфейс EAX по идее должен добавить реалистичности 3D-играм благодаря имитации окружающей среды и алгоритмам позиционирования источников звука в пространстве. Однако проблема состоит в том, что разработчики игр далеко не всегда реализуют поддержку EAX в своих продуктах. А если и реализуют, то лишь частично (например, не поддерживают EAX2 или Advanced HD), не дают возможности включить и настроить режим 3D-звука и т.п. Их можно понять. Далеко не у каждого пользователя есть звуковая карта и встроенный звук с корректной поддержкой EAX. А если и есть, то затраты ресурсов процессора на звук возрастают настолько, что игра начинает ощутимо тормозить.
Оценить скорость обработки звуковой картой 3D-звука и спецэффектов сложно еще и потому, что количество игр, в которых можно измерить fps с нужной степенью точности, и так невелико, а поддерживающих EAX и того меньше. Мне удалось отобрать только четыре игры, в которых есть поддержка EAX — Unreal Tournament, Serious Sam, Dungeon Siege и Giants. В тестовую конфигурацию входили: процессор Pentium 4 2.2, материнская плата Intel D845GBV (i845G), видеокарта GeForce3 Ti200. Тестирование проводилось в разрешении 1024х768х32 при включенном звуке. Сначала я установил SoundBlaster Live! 5.1 (модель SB0100), потом — SoundBlaster Audigy (модель SB0090). Измерения fps проводились как при включенной поддержке EAX, так и без нее. Получить информацию о том, какая версия EAX использовалась в той или иной игре, не удалось — разработчики не заостряли на этом внимание в readme-файлах.
Игра Unreal Tournament, похоже, поддерживает A3D, а не EAX. В ней при включении 3D-звука хорошо слышно позиционирование источников в пространстве. Правда, за это приходится платить снижением производительности. В случае с SB Live падение fps составило 26.7%, при этом абсолютное значение снизилось до критического уровня в 45 fps. С Audigy все еще хуже — fps снизились до 41.1 (-33%). (Unreal Tournament — забавная игрушка. Ей уже столько лет, но до сих пор она умудряется тормозить на современных компьютерах).
Serious Sam — вполне современный 3D-shooter, в котором есть полноценная поддержка EAX. Звуковой движок поддерживает позиционирование звука и реверберацию в зависимости от игровой обстановки. Необходимо только включить в панели EAX Control Panel режим "FX: EAX Games". Тем не менее, fps практически не снижается как с SB Live, так и c Audigy.
Есть поддержка EAX и в игре Giants, только ее нужно включить хитрым образом. Но и в ней не наблюдается падения fps. Похоже, что EAX работает только в некоторых местах, но не в той демке, которая используется для измерения fps.
Лучше обстоит дело с игрой Dungeon Siege. В ней при отключенной поддержке EAX эффекты реверберации работают одинаково во всех игровых локациях и не так заметно присутствие позиционирования звука. Если EAX включить, появляется динамическое управление звуковым окружением в зависимости от того, где происходит действие — в здании, в пещере, на открытом воздухе и т.д. Преимущество более мощного процессора Audigy тут немного заметно — fps снижаются не на 11.7%, а на 10.9%, хотя это совсем незначительная разница.
Итог
Итак, какие же рекомендации можно дать, основываясь на проведенном тестировании? Качество звука у Audigy по результатам измерений ненамного выше, чем у Live! 5.1. Разве что отчетливее воспроизводятся низкие частоты и чище — высокие. Но для того, чтобы это услышать, нужна очень качественная акустика. Возможности по воспроизведению звука у обеих звуковых карт одинаковы, и только при наличии цифровой акустики можно будет работать с 24-разрядным звуком. Да и где найти такие композиции? На обычных аудиодисках музыка записана в формате 16 бит/44 КГц.
И Live, и Audigy поддерживают аналоговую и цифровую акустику в формате 5.1. На обеих можно воспроизводить звуковую дорожку DVD-фильмов. Цифровой вход есть также у обеих звуковых карт. Правда, у Audigy есть встроенный FireWire-контроллер, который сегодня может быть и не актуальным, но завтра понадобится. Например, вы купите переносной винчестер или плейер с жестким диском. Производительность в играх, похоже, больше зависит от разработчиков этих игр, чем от мощности DSP-звуковой карты. Возможно, в будущем ситуация изменится в лучшую сторону.
Программная часть у Audigy однозначно лучше. Нельзя сказать, что драйверы ровнее, но настройки и опции организованы немного проще и логичнее. Впрочем, сейчас вышли новые драйверы и для Live, и для Audigy (только под Win2000/XP), которые очень похожи. Короче говоря, кому стоит покупать Audigy? Музыкантам и людям, увлекающимся музыкальным творчеством? Наверняка, хотя я не могу судить о том, в чем не разбираюсь. Любителям всего нового и прогрессивного? Определенно, так как в ближайшем будущем могут появиться игры, в которых Audigy покажет, на что способна. А вот те, кто ищет надежную и функциональную звуковую карту, могут остановить свой выбор на Live! 5.1 и получить практически все то же самое, но вдвое дешевле.
Звуковые карты предоставлены фирмой "Ронгбук"
Макс Курмаз, max@hw.by
Программная часть
Драйверы и утилиты Creative — это важная часть звуковой карты Sound Blaster. Установить и настроить карту просто скачав драйверы из Интернета не удастся — как минимум не будет возможности включить больше двух колонок и настроить EAX. Поэтому для установки Sound Blaster жизненно необходим оригинальный компакт-диск с драйверами и ПО. В общей сложности драйверы и утилиты (только необходимые!) весят более 100 Мб. Обновляются они нечасто, в лучшем случае выходит официальный апдейт ядра драйверов объемом более десятка Мб. Стабильность работы в целом удовлетворительная. Правда, с поддержкой Win2000 и XP не все в порядке — я несколько раз наблюдал такую ситуацию: после обновления драйверов система загружалась только первый раз, показывала "синий экран" при перезагрузке и после этого не хотела загружаться вообще. Не помогало ни удаление всех драйверов с последующей установкой старой версии, ни очистка реестра и системных файлов. Поэтому следует сто раз подумать, прежде чем устанавливать новые драйверы для Audigy. Но не будем о грустном. Рассмотрим наиболее важные компоненты драйверов Creative. Следует заметить, что у Audigy интерфейс драйверов и утилит стал более понятным и логичным по сравнению с драйверами Live. Так, главная настроечная утилита называется AudioHQ. Ее можно найти в стандартной "Панели управления". Из нее можно вызвать настройки таблиц сэмплов MIDI (SoundFont), виртуальной клавиатуры, микшер SurroundMixer, панель настройки EAX и настройку параметров S/PDIF. Для S/PDIF можно указать частоту дискретизации (44, 48 или 96 КГц). SoundFont рядового пользователя вряд ли заинтересует. Другое дело — EAX.
EAX — это расширение возможностей интерфейса DirectSound3D в области моделирования окружающей среды. С помощью эффектов реверберации (отражения звука, то есть эха) звуковая карта создает ощущение замкнутого пространства определенных размеров, со стенами из определенного материала. Программист имеет возможность переключать динамически тип и конфигурацию среды, а если поддержка EAX отсутствует, то пользователь может статически задать для всей игры определенную среду, отрегулировать ее параметры и степень преобразования исходного звука.
В драйверах Audigy, а точнее, в панели настройки EAX, все режимы имитации окружающей среды разделены на три группы — среды (ENV), эквалайзеры (EQ) и эффекты (FX). Первые позволяют включить статическую имитацию среды — пещера, коридор, стадион и т.п. На мой взгляд, это не более, чем эффектная демонстрация возможностей звуковой карты. Эквалайзер — вещь более полезная, однако она имеется в любом более-менее приличном проигрывателе. Спецэффекты предусматривают включение EAX в играх, изменение питча и внесение искажений в звучание вокала и инструментов. В общем-то, тоже ничего полезного.
Кроме выбора режима EAX, панель настройки EAX Control Panel позволяет настроить тип и степень реверберации и хоруса для основного источника звука, а также для входных каналов и MIDI. Лично мне не совсем ясно, для чего это нужно обычному пользователю.
Микшер SurroundMixer содержит собственно сам микшер и панель настройки колонок и EAX. Микшер выполнен сине-серебристым в стиле остальных утилит Creative. Он позволяет установить громкость для основного канала, сабвуферного и центрального каналов, входных каналов, выбрать источник при записи (цифровой вход, аналоговый микшер, микрофон, MIDI, основной канал воспроизведения, What-U-Hear — сразу все входные каналы). Есть небольшой двухполосный эквалайзер. Предусмотрено переключение в цифровой режим. Все то же самое можно сделать и с помощью стандартного микшера Windows.
Для настройки колонок предусмотрено переключение в цифровой режим и выбор типа акустики — 2/4/5.1 и наушники. Куда-то подевался режим LiveSurround, который позволял владельцу SB Live имитировать многокомпонентную акустику на двух колонках. Баланс между левым и правым, а также тыловым и фронтальным каналами предусмотрен, как и распределение низких частот между каналом сабвуфера и сателлитами для акустики 5.1. Также предусмотрена возможность декодирования звука в формате AC3 средствами звуковой карты. Впрочем, с этой функцией, а также со многими другими, связанными с проигрыванием видеофильмов со звуковой дорожкой Dolby, хорошо справится проигрыватель типа PowerDVD.
В целом мне не очень понравилось настраивать Audigy — можно было сделать интуитивнее и предусмотреть больше режимов работы.
К звуковой карте прилагается несколько различных утилит. Самые простые и понятные из них — PlayCenter и Recorder. Первая — это проигрыватель музыкальных файлов MIDI, WAV, MP3, WMA и AC3 (формат Dolby Digital), а также видео. У нее есть несколько уникальных возможностей — сжатие в формат MP3 и WMA, оцифровка и запись аудиодисков, закачка файлов на плейеры Creative. Во время воспроизведения музыки можно применять любые EAX-эффекты, в том числе уникальные для Audigy — очистку звука от шумов и искажений (действительно работает), изменение скорости, вращение голосов и инструментов. Вторая утилита — это простая программа для записи звука. Работает с цифровыми и аналоговыми источниками, позволяет на лету применять эффекты EAX. Кроме того, на компакт-диске Audigy имеются программы для работы с минидиск-плейерами и пультом ДУ, определения типа вставленных компакт-дисков и автозапуска, утилита диагностики звуковой карты, панель быстрого запуска, обширные файлы справки по технологиям работы со звуком, интерактивные демо и руководства по настройке и подключению и много чего еще, с чем я не успел разобраться. Приятно, что в драйверах Audigy эти компоненты не навязчивы — не лезут в автозагрузку и на рабочий стол, как обычно.
Производительность
Для рядового пользователя звуковые карты Creative представляют интерес прежде всего поддержкой трехмерного звука в играх. Интерфейс EAX по идее должен добавить реалистичности 3D-играм благодаря имитации окружающей среды и алгоритмам позиционирования источников звука в пространстве. Однако проблема состоит в том, что разработчики игр далеко не всегда реализуют поддержку EAX в своих продуктах. А если и реализуют, то лишь частично (например, не поддерживают EAX2 или Advanced HD), не дают возможности включить и настроить режим 3D-звука и т.п. Их можно понять. Далеко не у каждого пользователя есть звуковая карта и встроенный звук с корректной поддержкой EAX. А если и есть, то затраты ресурсов процессора на звук возрастают настолько, что игра начинает ощутимо тормозить.
Оценить скорость обработки звуковой картой 3D-звука и спецэффектов сложно еще и потому, что количество игр, в которых можно измерить fps с нужной степенью точности, и так невелико, а поддерживающих EAX и того меньше. Мне удалось отобрать только четыре игры, в которых есть поддержка EAX — Unreal Tournament, Serious Sam, Dungeon Siege и Giants. В тестовую конфигурацию входили: процессор Pentium 4 2.2, материнская плата Intel D845GBV (i845G), видеокарта GeForce3 Ti200. Тестирование проводилось в разрешении 1024х768х32 при включенном звуке. Сначала я установил SoundBlaster Live! 5.1 (модель SB0100), потом — SoundBlaster Audigy (модель SB0090). Измерения fps проводились как при включенной поддержке EAX, так и без нее. Получить информацию о том, какая версия EAX использовалась в той или иной игре, не удалось — разработчики не заостряли на этом внимание в readme-файлах.
Игра Unreal Tournament, похоже, поддерживает A3D, а не EAX. В ней при включении 3D-звука хорошо слышно позиционирование источников в пространстве. Правда, за это приходится платить снижением производительности. В случае с SB Live падение fps составило 26.7%, при этом абсолютное значение снизилось до критического уровня в 45 fps. С Audigy все еще хуже — fps снизились до 41.1 (-33%). (Unreal Tournament — забавная игрушка. Ей уже столько лет, но до сих пор она умудряется тормозить на современных компьютерах).
Serious Sam — вполне современный 3D-shooter, в котором есть полноценная поддержка EAX. Звуковой движок поддерживает позиционирование звука и реверберацию в зависимости от игровой обстановки. Необходимо только включить в панели EAX Control Panel режим "FX: EAX Games". Тем не менее, fps практически не снижается как с SB Live, так и c Audigy.
Есть поддержка EAX и в игре Giants, только ее нужно включить хитрым образом. Но и в ней не наблюдается падения fps. Похоже, что EAX работает только в некоторых местах, но не в той демке, которая используется для измерения fps.
Лучше обстоит дело с игрой Dungeon Siege. В ней при отключенной поддержке EAX эффекты реверберации работают одинаково во всех игровых локациях и не так заметно присутствие позиционирования звука. Если EAX включить, появляется динамическое управление звуковым окружением в зависимости от того, где происходит действие — в здании, в пещере, на открытом воздухе и т.д. Преимущество более мощного процессора Audigy тут немного заметно — fps снижаются не на 11.7%, а на 10.9%, хотя это совсем незначительная разница.
Итог
Итак, какие же рекомендации можно дать, основываясь на проведенном тестировании? Качество звука у Audigy по результатам измерений ненамного выше, чем у Live! 5.1. Разве что отчетливее воспроизводятся низкие частоты и чище — высокие. Но для того, чтобы это услышать, нужна очень качественная акустика. Возможности по воспроизведению звука у обеих звуковых карт одинаковы, и только при наличии цифровой акустики можно будет работать с 24-разрядным звуком. Да и где найти такие композиции? На обычных аудиодисках музыка записана в формате 16 бит/44 КГц.
И Live, и Audigy поддерживают аналоговую и цифровую акустику в формате 5.1. На обеих можно воспроизводить звуковую дорожку DVD-фильмов. Цифровой вход есть также у обеих звуковых карт. Правда, у Audigy есть встроенный FireWire-контроллер, который сегодня может быть и не актуальным, но завтра понадобится. Например, вы купите переносной винчестер или плейер с жестким диском. Производительность в играх, похоже, больше зависит от разработчиков этих игр, чем от мощности DSP-звуковой карты. Возможно, в будущем ситуация изменится в лучшую сторону.
Программная часть у Audigy однозначно лучше. Нельзя сказать, что драйверы ровнее, но настройки и опции организованы немного проще и логичнее. Впрочем, сейчас вышли новые драйверы и для Live, и для Audigy (только под Win2000/XP), которые очень похожи. Короче говоря, кому стоит покупать Audigy? Музыкантам и людям, увлекающимся музыкальным творчеством? Наверняка, хотя я не могу судить о том, в чем не разбираюсь. Любителям всего нового и прогрессивного? Определенно, так как в ближайшем будущем могут появиться игры, в которых Audigy покажет, на что способна. А вот те, кто ищет надежную и функциональную звуковую карту, могут остановить свой выбор на Live! 5.1 и получить практически все то же самое, но вдвое дешевле.
Звуковые карты предоставлены фирмой "Ронгбук"
Макс Курмаз, max@hw.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 2002 год в рубрике hard :: sound