Audigy или Live? Звуковые карты Creative с точки зрения непрофессионала 1

Audigy или Live? Звуковые карты Creative с точки зрения непрофессионала
Сингапурская фирма Creative хорошо известна всем пользователям компьютеров как первооткрыватель эры звука на платформе IBM PC. Ее торговая марка Sound Blaster давно уже стала синонимом звуковой карты. Creative практически всегда была флагманом отрасли потребительского звука для ПК. Таковым она и остается до последнего времени. Планируя приобрести дорогостоящую звуковую карту для игр, музыки и фильмов, пользователь прежде всего думает о последней модели саундбластера — Audigy.

В то же время, у Creative есть более дешевая звуковая карта предыдущего поколения — SB Live! 5.1. Есть ли у нее существенные недостатки по сравнению с Audigy? Имеет ли смысл потратиться на звуковую карту нового поколения, или для обычных задач вполне достаточно будет остановиться на Live? Каковы вообще отличия двух саундбластеров? Уверен, что многие задавались подобными вопросами. Чтобы получить ответ, необходимо поставить рядом обе звуковые карты и сравнить их. У меня была такая возможность.



Что такое Audigy?
Sound Blaster Audigy — это новая разработка фирмы Creative, в основе которой лежит универсальный DSP-процессор EMU10000, созданный инженерами фирмы E-mu (входит в состав Creative) и ориентированный на обработку звука. Первая версия этого контроллера, EMU10K1, появилась на звуковой карте SB Live!, созданной в ответ на первые звуковые карты с возможностью аппаратной обработки трехмерного звука, выпущенные конкурентами. Специально для своего DSP-процессора Creative разработала интерфейс EAX, который позволял не только позиционировать звук в пространстве путем применения HRTF-фильтров, но и имитировать окружающую среду с помощью эффектов реверберации. Звуковой процессор Audigy, EMU10K2, был усовершенствован в направлении увеличения вычислительной мощности, благодаря чему он способен воспроизводить более сложные звуковые эффекты. В частности, интерфейс EAX Advanced HD позволяет улучшить имитацию звучания в определенной среде следующим образом:
— количество имитируемых сред увеличено до четырех;
— возможна плавная, а не скачкообразная смена среды;
— среда может быть локализована в трехмерном пространстве;
— возможна имитация сред как открытых, так и закрытых пространств.
Кроме этого, звуковая карта Audigy способна выполнять некоторые специфические функции — такие как удаление шума и импульсных помех из звукового сигнала в реальном времени, имитация вращения инструментов и голосов в музыкальной композиции, изменение скорости воспроизведения звука без искажений тональности.

С точки зрения аппаратной начинки разработчики обещают, что Audigy превосходит конкурентов, в том числе своего предшественника, по следующим параметрам:
— увеличение разрядности звуковых данных до 24 бит;
— увеличение частоты дискретизации до 96 КГц;
— улучшение соотношения сигнал/шум до 100 дБ;
— встроенная поддержка интерфейса FireWire/IEEE1394a;
— повышение мощности DSP по сравнению с Live в два раза.
На самом деле из приведенной официальной информации неясно, что именно было улучшено в Audigy по сравнению с Live. Понятно, что эффекты EAX будут обрабатываться быстрее, но насколько и в каких случаях? За счет чего была улучшена аналоговая часть звуковой карты? Откуда взялся FireWire и для чего он вообще нужен? Сколько у карты каналов и какую акустику она поддерживает? Попробую внести ясность и рассмотреть сначала аппаратную, а потом и программную составляющую новой звуковой карты, заодно поделюсь субъективными впечатлениями от общения с Audigy.

Аппаратная часть
Разберемся для начала с различными модификациями Audigy. Так, большинство звуковых карт этой марки выпускаются на базе единого дизайна и имеют маркировку SB0090. На рынке имеются как коробочные версии Audigy (MP3, Gamer, Platinum), так и OEM (просто Audigy 5.1). Самое существенное их отличие, не считая того, что коробочная версия минимум в полтора раза дороже — позолоченные контакты у коробочных версий. У серии Platinum в комплекте есть еще и Audigy Drive (об этом устройстве — чуть позже), пульт ДУ, а также большое количество кабелей и шнурков. Но я уверен, что большинство пользователей интересуются прежде всего OEM-картами, стоимость которых на момент написания статьи уже снизилась до $60.
"Сердцем" карты является контроллер EMU10K2. Он берет на себя все функции по цифровой обработке звуковых данных. Как и EMU10K1, он работает со звуком, оцифрованным с частотой дискретизации 48 КГц, поэтому данные в широко распространенном формате 16 бит/44 КГц будут дополнительно обработаны перед началом или после обработки, что неизбежно внесет дополнительные искажения. Также многие возможности контроллера Audigy ориентированы на профессиональную обработку звука в виде MIDI и PCM, поэтому обычными пользователями будут не востребованы.

С аналоговой частью чип EMU10K2 связан 24-разрядными цифровыми каналами. Для преобразования данных в аналоговую форму используется шестиканальный 24-разрядный ЦАП фирмы Philips — UDA1328T, а для оцифровки — тоже филипсовский АЦП 1361T. Кодек Creative CT1297, который удовлетворяет спецификациям AC'97, используется в основном для микширования аналоговых входов и других второстепенных задач. Как известно, предшественник, SB Live, использует 18-разрядный AC'97 кодек SigmaTel STAC9708T для фронтальных и тыловых каналов и дополнительный ЦАП Philips для центрального и сабвуферного каналов. О том, какое решение более качественное, будет сказано ниже.
Интерфейс FireWire (Creative называет его SB1394) поддерживается звуковой картой благодаря наличию контроллера TI TSB41AB2. Место привычного Game-порта занимает разъем FireWire. К нему можно подключать любую стандартную периферию — видео- и фотокамеры, внешние жесткие диски и плейеры, цифровые видеомагнитофоны и т.д. Для полноценной работы интерфейса необходима операционная система WinME, Win2000 или WinXP. Драйверы устанавливать специально не нужно — интерфейс соответствует спецификации OHCI. Кроме этого, можно даже организовать небольшую локальную сеть на базе FireWire — если удастся достать кабель и преодолеть ограничение его длины (по данным Creative, для сегмента длиннее 5 м требуется репитер или концентратор).
Сама звуковая карта Audigy по размерам заметно больше SB Live, хотя количество разъемов увеличилось незначительно. Так, в число внешних разъемов входят два стереоджека для фронтальных и тыловых каналов, линейный и микрофонный входы, цифровой джек (для цифровой акустики) — он же выход на центральный и саб-канал, а также разъем FireWire. Входящий в комплект Game-порт подключается к внутреннему разъему звуковой карты. Туда же можно подключить спикер. Остались на месте разъем для внешнего устройства AudigyDrive, цифровой вход S/PDIF и три аналоговых входа — CD, AUX и TAD. Добавился внутренний разъем интерфейса FireWire, который может быть выведен на панель Drive.
Кстати, о панели. Это новая версия Live!Drive — коробки для 5" отсека корпуса — имеющая еще большее количество разъемов. Имеются сведения, что она соединяется со звуковой картой с помощью цифрового интерфейса, что исключает негативное влияние наводок. На панели имеются два цифровых разъема S/PDIF (вход и выход) для больших штекеров, два оптических разъема (вход и выход), два разъема линейного входа формата "тюльпан", выходной разъем для большого штекера с регулятором уровня, вход для микрофона с регулятором уровня, два разъема DIN для MIDI-аппаратуры, разъем FireWire и инфракрасный порт. В комплекте с Audigy Platinum идет пульт управления, который при использовании программы RemoteCenter позволяет управлять проигрывателем Creative PlayCenter и некоторыми функциями ОС (запуском программ, завершением работы).

Теперь поговорим о качестве звучания Audigy. Раньше я не брался за сравнение звуковых карт, так как не обладаю ни качественной звуковоспроизводящей аппаратурой, ни тонким слухом. А сейчас появились программы, позволяющие измерить важные характеристики в домашних условиях. Я имею в виду Rightmark Audio Analyzer. Если соединить входы и выходы звуковой карты, можно с помощью программы прогнать несколько звуковых образцов и проанализировать полученный на входе результат. Что я и сделал для аналоговых выходов (фронтальных и тыловых) Audigy и Live. Цифровой сигнал протестировать не удалось, так как не было подходящего кабеля. Измерения проводились при частотах дискретизации 44 и 48 КГц, разрядность составила 16 бит, так как 24 бита для аналоговых выходов почему-то не поддерживаются.
Сначала рассмотрим фронтальные выходы обеих звуковых карт. Говорят, у карт Creative качество звука на них хуже, чем на тыловых выходах. Проверим.

АЧХ (уровень сигнала в зависимости от частоты) у Audigy заметно ровнее, чем у Live. Так, при 20 Гц у Audigy сигнал все еще сильный (0 дБ), а у Live начинает затухать (-0.5 дБ) и только при 50 Гц выходит на нужный уровень. В области высоких частот при дискретизации 44 КГц и у Audigy, и у Live наблюдаются одинаковые волнообразные колебания АЧХ, связанные, очевидно, с внутренним форматом. При частоте дискретизации 48 КГц АЧХ Audigy полностью выравнивается, а у Live колебания остаются. Следовательно, с высокими частотами Audigy должна справляться лучше.
Посмотрим на уровень шума. Согласно данным Rightmark Audio Analyzer, соотношение сигнал/шум у Audigy составляет 93 дБ — очень неплохо, но все-таки не 100 дБ. У Live результат чуть хуже — 85 дБ. Если посмотреть на графики записи цифровой тишины, то становится очевидно, что Live сильнее шумит на высоких частотах (-100 дБ), а Audigy — на низких (-108 дБ). Такая же картина наблюдается при измерении уровня шума при наличии слабого сигнала.
Audio Analyzer позволяет измерить уровень искажений. Нелинейные искажения он отлавливает, подавая сигнал с частотой 1 КГц и измеряя возникающие гармоники других частот. И у Audigy, и у Live результат одинаково хороший — никакого паразитного сигнала мощнее -90 дБ не появляется. У Live на высоких (> 8 КГц) частотах возрастает шум, а у Audigy все в порядке. Зато интермодуляционные искажения, возникающие при воспроизведении двух сигналов с близкими частотами, у обеих звуковых карт очень сильны при дискретизации 44 КГц. А вот при 48 КГц их практически нет — следовательно, искажения связаны с преобразованием данных из внутреннего формата в требуемый, которое не происходит, если сигнал уже имеет частоту дискретизации 48 КГц.

Остались только измерения взаимного проникновения сигнала между стереоканалами. Audio Analyzer проигрывает сигнал в одном из каналов и записывает данные из противоположного. На графиках видно, что у Live в противоположном канале есть сигнал -90 дБ на низких частотах и -60 дБ на высоких, а у Audigy АЧХ почти ровная — паразитный сигнал имеет уровень около -70 дБ, то есть в среднем хуже, чем у Live.
Я тестировал и тыловые каналы, но, как ни странно, не заметил у них каких-либо заметных отличий от фронтальных — ни по шуму, ни по искажениям. Это касается и Live, и Audigy.
В общем, по качеству звучания оба саундбластера примерно равноценны. Они немного лучше современных интегрированных решений по искажениям и особенно по уровню шума, включая модный кодек Realtek — ALC650. Но до уровня профессиональных звуковых карт они все-таки не дотягивают.

Звуковые карты предоставлены фирмой "Ронгбук"
Макс Курмаз, max@hw.by

Окончание следует



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 2002 год в рубрике hard :: sound

©1997-2024 Компьютерная газета