РО "Белтелеком". Время разбрасывать и время собирать камни

РО "Белтелеком". Время разбрасывать и время собирать камни Если мы зададимся целью и спросим обывателя, что тот думает о РО "Белтелеком", то, скорее всего, в большинстве случаев мы получим стандартный ответ: "Монополист. Завышает цены на услуги доступа к Internet. Насквозь пропитан бюрократией". А теперь все-таки задумаемся, почему же глас народа базируется именно на таком мнении? Рассуждать, конечно, можно очень долго. Но это будет скорее похоже на безосновательное изыскание неведомого и неподтвержденного. Потому и было решено выяснить до конца, что же все-таки скрывается за нашими догадками. Для этого мы обратились непосредственно в РО "Белтелеком" с массой актуальных вопросов, так горячо обсуждаемых в приватных беседах, форумах и при on-line общении. Беседовали мы на территории РО "Белтелеком" с сотрудниками, чья трудовая деятельность напрямую связана как с обеспечением работы самого предприятия, так и поддержанием на должном уровне всей электросвязи в Республике. Выражаем им благодарность за проявленное внимание и развернутые, объективные ответы. Следует отметить, что в ходе интервью мы задавали порой и достаточно каверзные вопросы, но, несмотря на это, наши собеседники проявляли огромное терпение и выдержку, за что участникам разговора также огромное спасибо. И еще: хотелось бы особо отметить тот факт, что сотрудники, с которыми мы беседовали, и после взятия интервью продолжали оказывать поддержку в подготовке статьи, помогали корректировать и уточнять необходимые данные.

Итак, оказавшись в здании, откуда поступают указания и где регулируется функционирование связи в Республике — главном управлении РО "Белтелеком", — мы приступили к долгой беседе со Спасовой Ларисой Васильевной (начальник управления маркетингом), Михалакиной Еленой Николаевной (начальник отдела международного маркетинга), Секлицким Олегом Феликсовичем (начальник отдела передачи данных), Пренц Светланой Аркадьевной (специалист отдела маркетинга и рекламной информации). Весь материал интервью представлен в структурном виде "вопрос-ответ". Заметим, что в целях упрощения представления информации ответы вынесены без указания имени интервьюируемого, равно как и потому, что все сотрудники вместе активно обсуждали тот или иной вопрос.

— Кто на данном этапе является вышестоящим провайдером для самого РО "Белтелеком"?
— Для начала проведем краткий экскурс в историю наших отношений с международными операторами. Начиная с 1996 года, для обеспечения доступа к мировым ресурсам Internet РО "Белтелеком" заключало договора с телекоммуникационными операторами — известными поставщиками Internet. Выбор поставщика — процесс достаточно серьезный: в нем участвуют, как правило, не только маркетинговые структуры, но и, в первую очередь, технические службы. Смена провайдера объясняется как и экономическими причинами, так и возможностью операторов обеспечивать постоянно возрастающие потребности в различных приложениях на базе IP-протокола, готовностью делиться своими знаниями. Если же говорить о хронологии, то мы сотрудничали с такими операторами, как Polpak (Польша), Global One (США), MCI (США), Cable&Wireless (США), Ростелеком (Россия), TeleGlobe (Канада). На данный момент нашим провайдером является российский оператор "Метроком". Выбор данного провайдера в свое время объяснялся не только отличным качеством предоставляемого сервиса, оптимальными ценами, но и тяготением пользователей Республики Беларусь к русскоязычным серверам (около 60% общего трафика). Сейчас мы изыскиваем возможности, рассматриваем множество предложений и собираем всю маркетинговую информацию для того, чтобы выбрать второго поставщика услуг Internet. В то же время мы понимаем, что существует необходимость в подписании соглашения еще с одним оператором международного уровня для того, чтобы создать дополнительную гарантию непрерывности Internet-соединения.

— Какие факторы определяют выбор вышестоящего провайдера?
— Выбор провайдера осуществляется на основании решения тендерной комиссии (прим. автора: тендерная комиссия включает в себя представителей всех заинтересованных управлений РО "Белтелеком"), исходя как из экономических соображений, так и из оценки качества предоставляемых услуг.

— Скажите, на какую сумму был заключен договор с "Метрокомом"?
— Сумма контракта с "Метрокомом" является коммерческой тайной, но на момент его заключения была наиболее оптимальной.

— Давайте немного поговорим о внешнем шлюзе в Internet. Каким объемом международного канала располагает на данный момент РО "Белтелеком"?
— До недавнего времени емкость внешнего канала составляла 34 Мбит/с, но в ночь с 30 июля на 31 июля 2002 года канал был расширен до 45 Мбит/с.

— Можно выяснить, какие средства связи используются для организации международного шлюза?
— Одно время у нас был период, когда международный канал был представлен спутниковым доступом в Internet как на прием, так и на передачу данных. Причем, в отличие от частных провайдеров, наш спутниковый канал не являлся обычной тарелкой, а был действительно полноценным спутниковым каналом обмена информацией, так как оборудование позволяло организовать подобный вид связи. И до сих пор, например, международная телефония построена на технологии спутниковой связи. Теперь же мы перешли на более высокоскоростную систему обмена данными по наземному опто-волоконному каналу.

— Существует ли разделение общего канала РО "Белтелеком" на приемную и передающую части?
— Нет, наш канал является синхронным, что обеспечивает одновременную передачу и прием данных.

— При емкости внешнего шлюза в 45 Мбит/с будет ли это достаточным объемом для обеспечения качества предоставляемых РО "Белтелеком" услуг по доступу в Internet?
— Исходя из анализов среднестатистических выборок по использованию доступа к Internet, данного расширения канала будет более чем достаточно до середины сентября 2002 года. Но уже к концу октября этого года мы постараемся заключить новый договор, что позволит увеличить емкость еще на 34 Мбит/с. Таким образом, в ближайшее время мы предполагаем создание двух путей доступа в Internet: один емкостью 45 Мбит/с, другой — 34 Мбит/с.

— Вопрос о ценах: приведут ли данные изменения, связанные как с увеличением емкости внешнего шлюза до 45 Мбит/с, так и заключением договора еще с одним международным оператором, к повышению тарифов на доступ в Internet?
— Эти изменения ни в коем случае не приведут к повышению тарифов на доступ к Internet, ведь последний во всем мире все-таки дешевеет. Для справки: в 1996 году за доступ к международному шлюзу в Internet на скорости 1 Мбит/с РО "Белтелеком" платило более 32 тысяч USD в месяц, а уже в январе 2001 года эта сумма стала составлять около 12 тысяч USD, и в настоящее время продолжает снижаться. РО "Белтелеком" на протяжении трех лет и до сих пор продолжает снижать тарифы. И это несмотря на то, что возрастают расходы в связи с расширением канала и введением второго направления. Нам просто надо будет быстрее продавать свою емкость заинтересованным компаниям. Как вам известно, до 1 сентября 2002 года действуют льготные тарифы на беспарольный доступ в Internet. Они специально были введены на летний период, считающийся непопулярным из-за отъездов и отпусков. Так вот, уже решено, что тариф "Летний" будет продлен до 31 октября 2002 года (приказ от 15.08.2002 г.).

— В связи с расширением канала и введением дополнительного маршрута планируется ли увеличение охвата территории Республики Беларусь для предоставления доступа в Internet и в удаленных населенных пунктах?
— Конечно же, Internet будет интенсивно развиваться по всей Республике. Увеличение скорости доступа повлечет за собой соответствующее увеличение емкостей каналов на областные города и районные центры.

— Хотелось бы выяснить, каким образом общий канал РО "Белтелеком" распределен между частными провайдерами?
— Информация по распределению канала между провайдерами является конфиденциальной, так как данное условие оговорено в договоре. Если у провайдера пользователей гораздо больше, чем позволяет пропускная способность его канала, то ему совсем не интересно, чтобы данная информация стала общедоступной. Однако следует заметить, если провайдер не скрывает этих цифр, то их всегда можно найти на его сайте.

— Что вы скажите по поводу устойчивости связи, если, например, приемная часть канала представлена только спутниковым доступом?
— Даже при наличии только спутниковой тарелки на прием данных можно смело утверждать, что связь будет устойчивой, если передающий спутник находится на геостационарной орбите. То есть период его обращения и скорость относительно планеты совпадают со скоростью ее вращения — спутник как бы "висит" над одной точкой Земли. Кроме того, качество приема может зависеть от погодных условий (лето-зима), от загрузки транспондеров (передающих компонентов) спутника и прочих факторов.

— Скажите, каким модемным пулом располагает на данный момент РО "Белтелеком" и планируется ли его расширение?
— В июле модемный пул составлял почти 1500 отдельных портов. В настоящее время идет добавление к уже существующему пулу еще более 2300 портов по всей Республике, что составит объем в 3800-4000 одновременных модемных соединений. В Минске будет (как всегда) половина от общего числа портов: по статистике столица создает 50-60% нагрузки как по Internet, так и по всем остальным услугам связи.

— Было бы любопытно выяснить, каким образом производится расчет необходимого количества модемных портов?
— Как правило, это количество рассчитывается, исходя из 10-15 пользователей на один порт. В месяц наш пул уже может пропустить через себя более 150 тысяч абонентов. Для справки: по статистике загрузка портов в летний период не превышает 55% по июлю 2002 года.

— С чем связан тот факт, что, порой, бывает достаточно сложно дозвониться по беспарольному соединению?
— Следует заметить, что в отличие от прошлых лет одной причины данной проблемы быть не может. Для компетентного ответа необходимо знать номер того телефона, при попытках соединения с которого существуют проблемы с дозвоном, а также время таких попыток. Как уж упоминалось выше, в настоящее время модемный пул загружен чуть более чем наполовину, а кроме того, постоянно идет его расширение. С другой стороны, существуют так называемые часы наибольшей нагрузки (ЧНН), когда возможен отказ при первых попытках выхода в Internet. Суть проблемы заключена в том, что сейчас, начиная примерно в период с 23:00 по 23:30 и заканчивая ровно в 01:00, наблюдается резкий всплеск активности пользователей, что и приводит к возникновению проблем, связанных с дозвоном. Отметим, что это вызвано отнюдь не тарифной политикой, а скорее психологией людей. Ведь наш первый льготный период начинается с 20:00 и продолжается до 02:00 часов ночи. Действительно, и в 20 часов наблюдается подъем активности пользователей, но достаточно небольшой. В 23 часа (то ли жара спадает, то ли народ отдыхает) замечен резкий всплеск увеличения активности пользователей. Это единственная проблема в данном контексте, которую мы устраним с расширением количества модемов дозвона (как упоминалось выше). Проблема очень сложная, и ее необходимо рассматривать более широко.

— Не могли бы вы более детально описать техническую подоплеку данной проблемы?
— Итак, все базируется на том, что существует телефонная сеть общего пользования. Чтобы там ни говорили, но это действительно сложный технический объект, который строился по законам речевой связи. Отсюда вытекает, что средняя продолжительность разговора считается не превышающей трех минут. Как правило, это всего полторы-две минуты. Сетью же Internet пользуются в среднем по 15-30 минут (в течение одного сеанса связи). Теперь представим, что есть АТС, к которой подключен ваш городской телефон. Допустим, что данная АТС располагает возможностью обеспечить связью 100 тысяч абонентов. Далее, есть и другая телефонная станция, обеспечивающая междугородную связь (тот же номер 8-600-100, который мы используем для централизованного обеспечения Республики доступом в Internet).
Что же получается на практике? Никто не будет вести 100 тысяч линий от вашей АТС до междугородной телефонной станции (МТС). Расчет числа межстанционных соединений производят согласно статистическим данным по продолжительности голосового соединения. Вот и получается, что в вашем случае от АТС до МТС проведено 10 тысяч межстанционных каналов для 100 тысяч абонентских линий (цифры чисто условные, призванные только иллюстрировать суть проблемы). И даже в этом случае в ЧНН ни один из абонентов не получит отказа при попытке выхода на межгород. Но вот появился Internet — резко возросла нагрузка именно на линии выхода на межгород, а также на те линии, которые соединяют вашу АТС с телефонной станцией, которую использует частный провайдер. Не забывайте, что у провайдеров мощность по модемному пулу уже перевалила значение и в 120, и в 240 портов, что в некоторых моментах сопоставимо и с РО "Белтелеком". Так вот, такая нагрузка вызывает появление перегрузок межстанционных линий, принадлежащих нашему объединению, что и приводит к отказам выхода на межгород как для обычных абонентов, желающих позвонить голосом, так и для пользователей Internet.
Для справки: из 700 тысяч абонентов минской области число пользователей Internet составляет порядка 150 тысяч. Таким образом, отказ в доступе к Internet может быть вызван перегрузкой телефонной сети общего пользования, а не по причине занятости модемного пула провайдера.

— Планируется ли решение этой проблемы?
— Да, мы вынуждены перестраиваться и учитывать в наших планах развития постоянное увеличение числа пользователей Internet, чтобы продолжать поддерживать уровень и качество обслуживания своих клиентов. Естественно, для этого нам необходимо как увеличивать затраты на модернизацию самих АТС (замена декадно-шаговых АТС выпуска 50-х годов прошлого века), так и увеличивать количество межстанционных соединений, перейти с обычных кабелей на опто-волоконные технологии. Поймите, что корень проблемы с выходом на восьмерку отнюдь не заключен в том, что не хватает модемного пула. Он может иметь под собой реальную нехватку числа межстанционных соединений (особенно, если велико число активных пользователей Internet, подключенных к вашей АТС), а затраты на увеличение их числа на порядок выше, чем установка дополнительного сервера дозвонки. Для справки: сервер содержит 240 портов. Сейчас мы готовим проект, в котором, учитывая все увеличивающееся количество пользователей Internet, планируется децентрализация структуры серверной организации доступа в Сеть. Такой способ дозвона, как, например, 8-600-100, сохранится для пользователя, но будет произведен переход на обычные узловые АТС, на которых и будут располагаться серверы дозвона, для того чтобы снять проблему перегрузки межстанционных соединений и концентрации Internet-нагрузки непосредственно на междугородной станции. Таким же образом данная проблема решается в Москве.

— Означает ли вышесказанное, что большинство проблем с доступом в Internet будет снято?
— Практически, проблем 90-х годов, связанных с возможностью получить доступ в Internet, уже нет. С другой стороны, любой технический проект рассчитывается на основе усредненных данных. Например, если сейчас какая-либо АТС обеспечивает доступом некоторое число Internet-пользователей и наблюдается фиксированное число их прироста в месяц, то на ближайшее время проектируется портовая емкость для обслуживания данного числа абонентов с конкретной величиной этого прироста. Далее, вдруг случается неожиданное: на рынке появляется множество компьютеров по бросовым ценам. Конечно же, люди приобретают их и, соответственно, начинают активно использовать Internet. Что же получается в итоге? Резко возрастает нагрузка на АТС, и нам приходится перемещать портовую емкость для сглаживания пиковой нагрузки на уровень средних показателей, чтобы избежать подобных проблем. Тем не менее можно уверенно сказать, что в общем серьезных проблем действительно уже нет. Поймите, Internet для провайдера — это как езда на велосипеде: вам необходимо крутить педали, иначе вы рискуете упасть.

— Существует ли договоренность между государством и РО "Белтеком" на то, что в течение какого-то времени в РБ не появится второй первичный провайдер?
— Нет, такого договора нет. У РО "Белтелеком" существует лишь право на предоставление услуг международного доступа в Internet.

— Допустим, если я хочу стать вторым первичным провайдером на территории Республики, равно как и РО "Белтелеком", что мне для этого потребуется?
— Помимо решения всех сложных технических, экономических и юридических вопросов и проблем, вам необходимо получить лицензию на предоставление услуг международной электросвязи в Министерстве Связи Республики Беларусь (прим. автора: выяснить стоимость лицензии не представляется возможным, поскольку цена каждой из них рассчитывается, исходя из многих факторов, присущих только тому или иному договору).

— Сколько лицензий на предоставление провайдерских услуг выдано Министерством Связи РБ?
— Выдано около 45 лицензий (прим. автора: к сожалению, в Министерстве Связи не посчитали нужным обсуждать данный вопрос по телефону и в крайне негативной форме предложили обратиться за информацией к первоисточникам. Однако данные о количестве лицензий были также подтверждены и в редакции "Вестник Связи").

— Могут ли частные провайдеры предоставлять часть своего канала (который арендуют у РО "Белтелеком") в аренду другим провайдерам?
— Да, с недавних пор уже могут, при соблюдении определенных условий. Например, СП "Деловая Сеть" получило изменения в лицензии, и на данный момент к нему подключены три других провайдера: "Соло", "Открытый Контакт" и "Авилинк". Но условия подключения были таковыми, чтобы это оказалось взаимовыгодным соединением.

— Какой объем канала арендует СП "Деловая Сеть"?
— Каждый месяц мы продаем им 5 Мбит/с нашего шлюза.

— Известно ли РО "Белтелеком", что провайдерами используются приемные спутниковые тарелки?
— Нам известно, что обратные пассивные спутниковые тарелки используются как абонентами провайдеров, так и нашими пользователями. Законодательством это не запрещено.

— Принимаете ли Вы какие-либо меры для борьбы с этим явлением?
— На уровне пользователей — нет. На уровне провайдеров — несколько иначе. У каждого провайдера в лицензии явно указано, что весь трафик должен проходить через сеть "БелПак" или РО "Белтелеком". Вопрос контроля за соблюдением данного условия лицензии относится к компетенции Белорусской государственной инспекции по электросвязи (БелГИЭ).

— Скажите, почему возникает гораздо больше претензий к провайдерам, чем к РО "Белтелеком", по поводу предоставления качества соединения, хотя оборудование (по заверению обеих сторон) хорошее и здесь, и там, да и канал провайдеры арендуют у вас?
— Качественный товар стоит денег. Оборудование — это только одна составная часть услуги и иногда не самая важная. Здесь необходимо учитывать множество факторов: систему доступа, эксплуатации, поддержки, работы с клиентами (хотя по работе с клиентами провайдеры на порядок выше), службу технической поддержки, емкость, обеспечение качества внешнего доступа. Поймите, можно декларировать, что у меня, допустим, 240 абонентов, но когда они "сидят на узком шнурке", я, для того чтобы сбить цены и удержать свою клиентуру, экономлю на всем, а это и приводит, в свою очередь, к отказам.
Вот вы спрашиваете, почему у нас такие цены? Отвечу вопросом на вопрос: вы, когда пользуетесь беспарольным доступом, ощущаете качество? Хотелось бы еще раз заметить, что стоимость и качество товара есть суть взаимосвязанные вещи, и это комплекс подхода к клиенту, комплекс раскрутки услуги от момента, как и что я могу себе позволить. В части провадейров мы не управляем их внутренними технологическими процессами, предоставляя в аренду часть своего канала и телефонные линии, — мы выполняем свои обязательства на уровне стыка технических узлов и сетей.

— Есть ли государственный контроль за деятельностью РО "Белтелеком"?
— За последнее время уже дважды осуществлялась проверка нашей деятельности со стороны Министерства Экономики, Комитета по Ценам, налоговой инспекции. Ранее же проверка проводилась КГК (Комитетом Государственного Контроля). Поверьте, мы находимся под большим увеличительным стеклом.

— РО "Белтелеком" — монополист?
— Ответ на данный вопрос будет состоять из двух частей. На внутреннем рынке — нет, так как кроме нас еще есть, например, провайдеры, предоставляющие услуги доступа в Internet. На внешнем — да, потому что только мы обладаем лицензией и правом заключения международных договоров.

— Необходимо ли проходить процедуру регистрации модема в МГТС и иметь на него сертификат качества?
— Для беспарольного доступа — нет. На остальные услуги связи — да. Давайте разберемся с общими принципами, почему вам это необходимо проделывать. Ведь можно рассудить и так, что это просто очередная бюрократическая уловка государства, необходимая для того, чтобы выкачивать деньги. Но есть же и другая точка зрения: существуют общие правила пользования телефонной сетью, где сказано, что любое абонентское оборудование должно иметь сертификат соответствия Республики Беларусь. Это касается в том числе и модемов, и факсов. Кроме того, нам необходимо для вашей же пользы вести статистику модемных подключения там, где это действительно важно: мы отслеживаем загрузку наших старых декадно-шаговых станций. С течением времени данная политика будет постепенно меняться.

— Каково соотношение цифровых и аналоговых АТС по Минску и Республике в целом?
— По всей Республике достаточно активно идет процесс вытеснения старых станций новыми: сейчас ставятся только электронные АТС. На данный момент процент цифровых станций составляет порядка 40 от их общего числа по Минску, и 21% по Республике.

— Насколько наши телефонные линии, в том числе и цифровые и аналоговые, приспособлены к передаче данных при использовании услуги Internet?
— Мы стараемся приблизить качество телефонных линий к мировым стандартам: все новые станции имеют в своей основе опто-волоконное кольцо системы уплотнения, то есть максимально приспособлены и под использование Internet.

— Какова максимальная пропускная способность телефонной линии?
— Технология ADSL на абонентских линиях позволяет добиться на малых расстояниях скорости передачи данных с ее пороговым значением в 8 Мбит/с.

— Почему, например, в спецификации модема указано, что он поддерживает протокол v90, и это, соответственно, означает, что максимальная его скорость ограничивается 56 Кбит/с, но на практике наблюдается иная картина: как правило, модем соединяется на гораздо меньшей скорости, а реальный показатель передачи данных оказывается и того меньше?
— Существует множество факторов, определяющих значение скорости модемного соединения. Например, диаметр жилы, состояние кабеля, внутренней проводки, величина сопротивления и многое другое. Поэтому, допустим, при подключении выделенного абонента мы всегда тестируем линию, чтобы знать, на какой реальный показатель мы выйдем. Что касается режима dial-up, то пока, к сожалению, протокол v90 ограничивает обратный канал линейной скоростью в 56 Кбит/с. Эффективная скорость передачи информации будет, соответственно, ниже, так как она определена объемом полезной информации принимаемой/передаваемой в единицу времени за вычетом служебных данных, заголовков пакетов, потерянных фрагментов. Хотелось бы заметить, что когда вы получаете 2-3 Кб/с обратной закачки, то это считается более чем достаточно для домашнего потребления. Если же вы профессионально работаете с Internet, то тогда, конечно же, необходимо рассматривать переход к другим технологиям.

— Почему бытует мнение о том, что РО "Белтелеком" является монополистом в предоставлении услуг доступа в Internet, и, соответственно, это вызывает негативное отношение к вам, проявляющееся, например, в критике тарифной политики объединения?
— Действительно, в Республике Беларусь РО "Белтелеком" — единственная организация, предоставляющая услуги международной электросвязи, в том числе и международный шлюз в Internet. Но при этом РО "Белтелеком" берет на себя все расходы и всю убыточность междугородной, городской и сельской связи.
Для справки: минута разговора по городу в настоящее время составляет для населения около 4,79 руб., а за час непрерывного разговора вы заплатите только 288 рублей, чего, соответственно, не наблюдается практически ни в одной стране.
Следует заметить, что для нас многие услуги электросвязи являются убыточными. Исключение составляют международная телефония и Internet. Для справки: городская телефонная связь — убыточность около 30%, сельская — около 40-45%. РО "Белтелеком" вынуждено использовать так называемое перекрестное субсидирование для развития средств сельской связи и не может допустить убыточность Internet-услуг. Знаете, все хотят делать только то дело, которое приносит быструю прибыль. К нам постоянно обращаются организации и просят разрешение и лицензию на международную деятельность, но никто, заметьте, никто не попросил лицензию на сельскую связь. А ведь кто-то должен развивать и поддерживать связь в удаленных регионах: везде живут такие же люди, как и мы с вами. (Прим. автора: теперь ясна логическая цепочка, почему нет второго первичного провайдера Internet на территории РБ: если он появится, то не будет источника, за счет которого можно поднимать сельскую связь, и поэтому созданы такие условия, чтобы он не появился. Всегда имеет преимущества тот, кто занимается развитием связи, в том числе и сельской, пусть даже и с убытком для себя. Но это, видимо, только одна из причин).

— Зачем же, в таком случае, совмещать тарифную политику на услуги связи и на доступ к Internet, делая последний несколько дорогим для пользователя?
— Естественно, подобный вопрос не может не возникнуть у обывателя, так как механизм регулирования тарифов сокрыт гораздо глубже, чем можно себе представить. Ответим вопросом на вопрос: а как вам понравится проживать в районах, например Хойникском, без средств электросвязи?

— Чем объясняется существующая ценовая политика, избранная руководством РО "Белтелеком"?
— Во-первых, как вы понимаете, если бы мы работали только на территории Минска, то тарифы на услуги Internet были бы в два, а то в три раза ниже существующих. Задумайтесь, почему большинство провайдеров (порядка сорока) находятся в столице при том, что население Республики составляет более 10 миллионов жителей? В других городах Беларуси их всего четыре (Гомель, Витебск, Бобруйск). Это вызвано тем, опять-таки, что все хотят с наименьшими потерями заработать как можно больше, что легче сделать в столице, где уровень жизни гораздо выше областей и районов.
Во-вторых, РО "Белтелеком" является государственным предприятием, и потому мы вынуждены работать в социальной сфере в целом по республике. Что это означает? Мы не можем снизить тарифы и сделать, например, бросовые цены для Минска, потому что у нас есть еще области и районы, которые необходимо обслуживать, предоставляя сравнимую по качеству с Минском связь. Потому мы всегда ищем и находим компромиссные решения между качеством, охватом и ценой.
В-третьих, подобное ценовое регулирование, а именно тарифы в течение рабочего дня нами созданы в какой-то степени и для того, чтобы хоть каким-либо образом регулировать, сглаживать и сбивать накал от работы Internet-абонентов. Потому как в этот период не желательна загрузка телефонной сети из-за того, что гораздо важнее иметь, например, свободный доступ к службам спасения, чем Internet.
В-четвертых, поймите, что мы не запрещаем и не ставим никаких ограничений на предоставление услуг коммутируемого доступа в Internet частными провайдерами населению. Мы предлагаем: идите в область, предоставьте там свои карточки, ставьте там свои же узлы. Но что интересно: желающих очень мало. Почему? Да потому, что это очень сложное с технической стороны решение. Хотя мы и предлагаем по низким ценам взять у нас в аренду канал, а не прокладывать его самим. Но слишком велики затраты: одно дело подключиться к уже существующей станции города Минска и набрать минских абонентов, другое — прийти в область, взять в аренду канал, купить оборудование, привезти его и найти площадки для установки, запитать, подключиться к телефонной станции, которую построил все тот же "Белтелеком", или же построить свою (ведь никто не запрещает — бери лицензию и занимайся, но не берут), обеспечить работу, найти персонал и прочее. Таким образом, выходит, что заниматься этим в областях, районах под силу пока только нашему предприятию.

— Включены ли цены за обычные телефонные переговоры по городу в тарифы за услуги доступа в Internet?
— Если вы имеете в виду местную связь, то да, потому что стоимость минуты местного соединения по городу клиент оплачивает при любом телефонном звонке — равно как на местный номер, так и на Internet или межгород.

— Скажите, почему за каждое модемное соединение взимается дополнительная плата в размере пяти процентов от суммы, рассчитываемой за одно соединение?
— Дело в том, что мы предоставляем связь в кредит. Это означает, что мы берем оплату только по факту установления соединения: вы разговариваете в течение месяца, а оплату производите, соответственно, в течение следующего. Потому нам необходимо прибегать к подобной ценовой политике хотя бы по причине наблюдающейся инфляции.

— Можно ли ожидать появления посекундной тарификации за услуги доступа к Internet?
— Нет, это же все-таки не сотовый телефон, и стоимость минуты не так велика, чтобы переходить на посекундную тарификацию.

— Планируется ли введение карт предоплаты для населения на услуги доступа в Internet?
— Борьба на Internet-фронте идет в двух направлениях: между беспарольным доступом и картами предоплаты. Последние впервые появились у провайдеров мелкого и среднего звена для того, чтобы не держать большие биллинговые системы (прим. автора: системы учета и взаиморасчетов). Конечно, мы планируем введение карт предоплаты в широкое использование, но делаем это с большой осторожностью. Да, это выгодно для вас, но велик шанс перевести пользователей на этот вид услуг с беспарольного доступа и, тем самым, получить ухудшение качества. Здесь необходимо соблюсти какой-то баланс. Одним словом, есть реальные факты "за" и "против", но первых, кстати, гораздо больше.

— Если допустить введение карт предоплаты, то будет ли это связано с какими-либо экономическими или техническими трудностями, например учета пользователей?
— Нет, наоборот, это выгодно любому провайдеру. Во-первых, оплату за услуги предоставления доступа в Internet провайдер получает заранее. Во-вторых, карточки, как показывает практика, никогда стопроцентно не используются до конца. В-третьих, как правило, провайдер выпускает гораздо больше карточек, чем действительно может через себя пропустить. Что же касается технических вопросов, то они уже давно решены, причем не только нами, так что имеется большой потенциал в разрешении этой проблемы на достаточно высоком уровне.

— Что бы вам хотелось пожелать как своим пользователям и абонентам, так и частным провайдерам в целом?
— Хотелось бы, в первую очередь, пожелать каждому жителю Республики иметь на своем рабочем столе компьютер и достаточно средств для неограниченного доступа в Internet.

Вот мы и получили всю имеющуюся и разрешенную для СМИ информацию, удовлетворив, таким образом, безосновательные домыслы наших граждан, которые, кстати говоря, зачастую часто не видят суть любых проблем, а занимаются пустыми "измышлизмами" вместо того, чтобы разобраться в вопросе досконально и, тем самым, развеять тот странный и печальный облик, который навлекли они сами на себя. Заметим однако, что, несмотря на приведенные в статье факты и цифры, многое и по сей день остается не более чем загадкой. Так что единственно правильным решением для всех продолжающих сомневаться будет жизнь по принципу мгновения: "когда ты разбросал камни, потрудись их и собрать, дабы вновь обрести равновесие". Мир вам!

Специально для "Компьютерной Газеты"
Юрий Стрельченко dot@omen.ru



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 2002 год в рубрике del :: беларусь

©1997-2021 Компьютерная газета