Подземелья Аркса

Подземелья Аркса

Название: Arx Fatalis.
Разработчик: Arkane Studios
Издатель: JoWood Рroduction
Жанр: RPG
Минимальные системные требования: PII-500, 128 Mb RAM, 16Video, 700Mb HDD
Рекомендуемые: PII- 800, 258 Mb RAM, 32Video, 1000Mb HDD

В последнее время на рынке появляется все больше и больше РПГ, что объясняется популярностью этого жанра. Конечно, каждый уважающий себя геймер уже успел выбрать себе ту или иную игру из нынешних хитов (Morrowind, Newerwinter Nights, Dungeon Siege, Arx Fatalis) и играет в нее. По моему скромному мнению, лучшей игрой из вышеназванных является Morrowind, но на моей машине с моей видеокартой она страшно тормозит (и как я его вообще умудрился запустить?:)). Так что моим выбором стал Arx Fatalis — лучшее (но не все) из Morrowind и Gothiс с хорошей графикой, умеренными требованиями, увлекательным сюжетом и до чертиков затягивающим геймплеем.

Сюжет
Много лет назад на самом большом континенте мира Аркса проживало пять племен. Они постоянно воевали друг с другом, и чем более развитыми становились племена, тем ожесточеннее становилась война. После многих лет войны и ненависти появился человек по имени Покселлис, которому удалось объединить людей. Он стал их первым королем.
После последней битвы в 170 году в Арксе на долгое время воцарились мир и спокойствие. За время правления Покселлиса единственной войной была так называемая война магов, начавшаяся из-за расхождений в философии магии. Хоть эта война и была ужасной и в ней погибло много людей, она длилась всего лишь несколько месяцев и никак не повлияла на политическую систему королевства. До конца своего правления Покселлису пришлось подвергать свою жизнь многим опасностям. Была отбита атака огромного количества гоблинов, в то время как в каналах города поселились люди-крысы. Бои были кровавыми, и эта несправедливая война длилась долгое время, но армия королевства под командованием самого Покселлиса победила своих врагов. Потом в Арксе раз и навсегда воцарился мир.
Началось исследование океанов. Большие корабли пересекали моря в поисках новых земель и новых сокровищ. Но в 216 году на мир Аркса упал метеорит. Сначала никто ничего не подозревал, но некоторые люди утверждали, что это плохой знак, касающийся будущего Аркса. И в самом деле, через несколько лет начало гаснуть солнце. Его свет стал слабее, температуры стали очень низкими. Молодой король Ланшир, сын Покселлиса, повел весь город в покинутую шахту гномов.
Подписали мирный договор со всеми другими расами, кроме людей-крыс, с которыми невозможно даже вступить в переговоры. Но к этому времени количество их нападений уменьшилось.
Все были заняты спасением Аркса. Затем подписали еще один договор, который предписывал свою часть шахты каждой расе, согласно количеству выполненной работы.
Этот мир длился пять лет, и за это время солнце окончательно потухло. Все было сделано для того, чтобы защитить жителей Аркса, но многие при этом погибли.
О других континентах вообще ничего не было слышно, так что можно было лишь догадываться, что они поступили так же.
Через некоторое время пришли известия от гильдии путешественников — людей, которые отказались спускаться под землю и остались жить на поверхности. Они научились выживать в условиях полного холода и были единственными, кто мог передвигаться из одного города в другой.
Существовало еще несколько крепостей, разбросанных по всему континенту и спрятанных под огромным слоем льда. Единственный способ общения — это гильдия путешественников. Иногда они даже переправляют некоторые товары. Но если не принимать во внимание эти редкие контакты, Аркс остался покинутым на произвол судьбы.
Об этом нам рассказывает заставка (и еще немного книги, которые встречаются на протяжении игры). А начало игры довольно оригинально. Наш герой появляется где-то в пещерах гоблинов и сразу же попадает за решетку. Притом он абсолютно не помнит, кто он такой и как здесь оказался. Но побег не заставляет себя долго ждать, и вот мы уже на свободе вместе со спасенным нами же членом гильдии путешественников, который и дает нам имя Ам Шагал, что на каком-то наречии значит Безымянный (слишком банально, неправда ли?).
На протяжении нашего путешествия мы узнаем, кто мы такие и что здесь делаем, но рассказывать я вам ничего не стану, так как не получите полного наслаждения от сюжета. А он, поверьте мне, очень интересный.

Геймплей
Геймплей главным образом от сюжета, так что даже если бы в игре отсутствовала половина нынешних фич, то играть было бы все равно интересно. Так, например, в игре довольно много разных квестов, для выполнения которых надо иногда хорошо подумать (это первая РГП, где мне пришлось воспользоваться подсказками других игроков, чтобы пройти некоторые квесты). Например, при поиске одного предмета у гоблинов нам требуется переговорить с их вожаком, который заперся в своем тронном зале и никого туда не пускает. Так что нам вначале надо проникнуть в лагерь гоблинов, потом додуматься, как поговорить с их вожаком. Когда же, в конце концов, дадут аудиенцию и откроют проход в еще одну комнату, придется думать, как открыть сундук, который там стоит. А ответ оказывается настолько простым, что потом смех берет. А таких квестов довольно много. И чем больше мы не можем пройти одно место, тем больше игра затягивает и играть хочется все сильнее.
Многие квесты можно пройти как минимум двумя способами, один из которых — полная зачистка местности, но она, между прочим, не всегда и помогает. То есть если вы решите напасть на гоблинов, то к ним в город вас никто не пустит. Если же вы что-то не то сделали и на вас ополчилось полкоролевства Аркса, а загрузиться нельзя, то тоже нет ничего страшного. Главное — найти вторую сюжетную линию, которая, между прочим, тоже запрятана.
Игра затягивает так, что если персонаж попадает в безвыходную ситуацию, становится страшно и играющему. За создание такой атмосферы можно поставить девять баллов из десяти. Один балл уходит только за то, что всю игру (по крайней мере, до того момента, что я прошел) нам приходится ползать по подземельям и узким коридорам, а это после IceWind Dale-а так надоело... Да и население мира как-то очень малочисленно.
Диалоги — одно из самых слабых мест игры. Они сводятся к полному общению персонажа с NPC без участия игрока. Нам даже не дана возможность выбрать вопрос, который мы хотим задать жителю Аркса.
Arx Fatalis — игра наподобие "Готики" и "Моровинда". Управление происходит с видом от первого лица. Впервые (насколько я помню РПГ) нам дана возможность лицезреть свои ноги. Это, конечно, ни на что не влияет, но приятно.
Большой недостаток — магия. Создатели игры, видимо, переиграли в Black & White и решили устроить здесь такую же систему. Поясняю: у нас есть руны и заклинание, которое делается при помощи этих рун. Чтобы вызвать силу руны, надо мышкой начертить ее символ на экране. То есть зажимаем клавишу магии и двигаем ручным грызуном, выводя на экране символ. Все бы хорошо, только вот половина рун похожа одна на одну, как братья-близнецы, и не всегда получается сделать данное заклинание сразу. Да и в битвах герою приходится все время убегать и уворачиваться от ударов, и в такой обстановке заклинания особо не помогут. Хорошо хоть их можно запомнить до трех штук и использовать быстрыми клавишами, но и это не спасает.
Что касается битв, то в Арксе существует такое понятие, как накопление силы удара, то есть чем больше держишь кнопку атаки, тем сильнее выйдет удар. То же и с луком. Чем больше держишь, тем сильнее будет удар стрелы и тем глубже стрела пробьет предмет. Стрела может или застрять в предмете, погрузив в него только наконечник, или пробить — это зависит от силы удара. Еще существуют зоны повреждения, то есть удар в голову много лучше, чем удар в руку, принимая во внимание то, что голова у монстров не всегда закрыта шлемом, а вот тело у 50% в доспехах. Да и мечом можно попасть в доспехи в такое место, что никакого урона и не будет, а вот меч поломается. А если противник полностью закован в тяжелые доспехи, то вся битва сводится к тому, что герой постоянно убегает и лишь изредка делает намеченные атаки в голову — по-другому никак.
А вот система характеристик ни в какое сравнение с "Моровиндом" не идет. Присутствует четыре основных параметра: сила, ловкость, интеллект и выносливость. Каждый из этих навыков по-своему влияет на три-четыре других навыка, коих всего девять, три из которых относятся к навыку война, три к магу и три к вору. Но при разном комбинировании у вас могут получиться и другие классы, но их не много.
Нашему герою требуется постоянное пропитание. Если он захочет есть, то напомнит вам об этом звуковым сообщением. При долгой же голодовке он начинает сообщать все чаще и чаще, и потом начинает постепенно уменьшаться полоска жизни. Благо, еды в игре навалом (хоть грибами и морковью питайтесь, но надолго голод не утолите). Да и самому, в крайнем случае, можно хлеб испечь. Лишь бы найти муку, воду и огонь. То же относится ко всяким разным напиткам — маны, невидимости, жизни и т.д. Только для создания оных напитков требуется навык знания предметов на определенном уровне, так что думайте — или вы будете крутым воином без баночек жизни, или воином немного слабее, но с возможностью создавать в полевых условиях дополнительные резервы восполнения хэлсы.

Звук и музыка
Как уже было сказано, озвучка NPC и героев в игре превосходная. Постоянно слышны звуки, характерные для этой местности. Например, если это город людей, то там будут кудахтанье кур, хрюканье свиней и разговоры стражников о жизни. Если это город гоблинов — иногда интересно послушать то, что они говорят друг другу, не зная, что смерть стоит за углом. Кстати, у меня версия от "Фаргуса", и все диалоги там переведены на русский язык очень даже неплохо, хоть и встречаются некоторые глюки.
Музыка тоже ничего, но через некоторое время начинает надоедать и появляется желание сделать ее немного тише. Но вообще без нее плохо — теряется ощущение полноты мира.

Графика
Графика в игре довольно привлекательная. Вещи хорошо прорисованы и смотрятся красиво, чего не скажешь о NPC, которые сбоку выглядят ничего, но при близком рассмотрении... Лучше не всматриваться. Спецэффекты от магии тоже на достойном уровне — и выглядят красиво, и действуют хорошо. Анимация персонажей сделана не лучшим образом, но жить можно, так как такой недостаток не особо и заметен.
В отличие от "Готики" и "Моровинда", в Арксе весь мир разбит строго на локации, да и грузятся они долго. Но в этом и преимущество — игра пойдет на слабых машинах без тормозов.
Стоит также отметить, что все предметы на карте сохраняются. То есть, если вы соберете все камни на карте (многие вещи можно просто передвигать, если не совать в инвентарь) и выстроите из них себе памятник (посмертный :)), то при выходе и обратном входе на карту вы увидите свой памятник во всей красе. То же самое касается трупов монстров и предметов. Стрелы же остаются в стенах только до перезагрузки игровой зоны.

Вывод
Я так и не понял, какая из этих трех игр (Morrowind, Gothic, Arx Fatalis) мне нравится больше — скорее последняя, это что-то среднее. Взято много хорошего из обеих игр, многое выдумано самими разработчиками, но также есть и недостатки. Но играть в игру стоит — хотя бы из-за сюжета. А начнете, так вас потом за уши от монитора не оторвешь.

Толик Альфер ака Fly

Диск предоставлен фирмой "Медиакрафт"


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 2002 год в рубрике разное :: виртуальные радости

©1997-2024 Компьютерная газета