Первые фильмы о хакерах
Первые фильмы о хакерах
1982, Tron (Трон)
История, опередившая свое время. В Троне впервые рассмотрена концепция киберпространства как реально существующего измерения, в котором сталкиваются в непримиримом конфликте Добро и Зло.
Программист и разработчик видео-аркад Кевин Флинн, которого играет Джеф Бриджес, создает великолепный продукт, который вскоре начинает пользоваться огромной популярностью. Наниматель Флинна крадет игру, и программист проникает в корпоративную сеть нанимателя в надежде найти доказательства преступления. Охранная программа системы засекает нарушителя и запирает его внутри киберпространства, где Флинн вынужден сражаться за свою жизнь.
В фильме впервые применена компьютерная графика и, как и большинство последующих шедевров о хакерах, Трон сразу становится культовой картиной.
1983, WarGames (Серьезные игры)
В этом фильме (а он вышел на экран как раз после появления первых настольных РС) Мэтью Бродерик играет роль Дэвида Лайтмэна, умного и любопытного тинэйджера, использующего свой компьютер для хакинга конторы, которая, как считает Дэвид, занимается производством компьютерных игр. Вместо этого он взламывает WOPR, систему, управляющую станцией NORA — командным центром ядерных ракет, расположенным в Колорадо, в котором разрабатываются сценарии ядерной войны с помощью программы-симулятора.
Когда Лайтмэн запускает игру "Мировая Термоядерная война", персонал базы воспринимает ее как реальную ядерную атаку и переходит в режим наивысшей тревоги, готовясь ответить врагу. Предотвратить мировую катастрофу Лайтмэну удается только с помощью создателя WOPR.
Кроме того, что WarGames впервые показали хакера-подростка, его технику и приемы, там еще осветили (а возможно, и положили непосредственное начало) неприязненным взаимоотношениям хакеров и военных.
1985, Real Genius (Настоящий Гений)
Изображение хакера в качестве молодого гения, который понимает и уважает технологии намного больше, чем взрослые, их создающие. Чудо-подросток Митч Тейлор (его играет Гейб Джаррет) поступает в университет в возрасте 15 лет, где вскоре сходится с другим молодым дарованием Крисом Найтом (Вэл Килмер). Парни помогают сконструировать высокомощный лазер в рамках исследовательского проекта одного из профессоров университета и становятся свидетелями похищения изобретения с целью продажи его военным и для использования в качестве оружия. Студенты взламывают механизм управления лазером и срывают планы профессора.
В этом фильме впервые показано, как негодяй воспользовался знаниями неплохих, в общем-то, парней для достижения собственных корыстных целей.
1992, Sneakers (Невидимки)
Впервые показано применение метода социального инжиниринга (обман или подкуп человека с целью получения необходимого пароля или информации), с помощью которого можно войти в любую, даже, казалось бы, недоступную систему. Sneakers — первый фильм, который проиллюстрировал эффективность метода. Кроме того, первый хакерский фильм, поднявший вопрос важности кодирования информации.
Группа стареющих радикалов, специалистов по компьютерной безопасности, привлекается агентами правительства для получения таинственного устройства неизвестного назначения и функционирования. Когда группа, возглавляемая Мартином Бишопом (Роберт Редфорд), достигает поставленной цели, она обнаруживает истинное предназначение устройства — раскодирование информации и предоставление доступа на защищенные правительственные системы. Также компьютерщики осознают, что агенты, пригласившие их, на самом деле являются членами преступной организации, стремящейся воспользоваться устройством в собственных целях...
Современные картины о хакерах
По мере распространения хакерского движения оно удостаивается все более пристального внимания. В частности, именно с начала девяностых годов правительство начинает ужесточать меры, предпринимаемые против киберпреступников. В это же время происходит несколько громких взломов, посеявших настоящий хаос в еще не крепко ставшем на ноги Интернете — и как следствие, новый образ хакера на киноэкране. Большинство фильмов остается банальными боевичками или мелодрамами, однако из картинно хорошего хакер становится картинно плохим. Пожалуй, эти фильмы и этот период оказали наибольшее влияние на сложившийся собирательный образ хакера: это уже не просто умный безобидный парень, который если и делает по незнанию какое-либо зло, то немедленно пытается его исправить, а темный, искушенный в своем деле антигерой, способный вызвать серьезные разрушения.
1995, Goldeneye (Золотой глаз)
Джеймс Бонд (Пирс Броснан) всегда пользовался технологиями, намного опережающими свое время. В этой серии с помощью таких технологий Бонд сражается с русской мафией и коррумпированными российскими военными, на службе у которых и состоит русский хакер-самоучка. С помощью Бориса (имя хакера) нехорошие парни воруют с засекреченной базы в Сибири бронированный вертолет, последнее слово техники: он не обнаруживается радарами и несет оружие, способное вырубить всю электронику в радиусе сотен километров от места поражения.
Бонд тоже не одинок в своей битве — ему помогает чудом выжившая программистка с той самой засекреченной базы. Как всегда, злодеи стремятся к мировому господству, как всегда, Бонд ложит их даже не пачками, а снопами, как всегда, "Добро" побеждает "Зло" и зритель ликует. В фильме представлена ситуация найма армией хакера, что, кстати говоря, спецслужбы наверняка взяли на вооружение задолго до выхода картины на широкий экран.
1995, Hackers (Хакеры)
Фильм, который видели все. Культ в полном смысле этого слова, несмотря на то, что любой человек, мало-мальски смыслящий в компьютерах, будет усмехаться на протяжении всего фильма — уж больно наивно там показан процесс взлома. Культовый статус фильму принесло несколько вещей.
Во-первых, впервые была сделана попытка отобразить не отдельного талантливого подростка, а все хакерское сообщество в целом, со всей сложностью внутренних взаимоотношений: стремление быть лучшим, показная ненависть к отсутствию свободы. Кроме того, мир уже знал о парнях, которые могут с помощью нескольких нажатий клавиш стать обладателями миллионов (пусть и чужих), хотел эти знания приумножить — и эти желания были удовлетворены. Создатели "Хакеров" показали своеобразный быт скрытого общества, их увлечения и внешний вид.
Во-вторых, впервые в мужское сообщество была допущена женщина, которая играла роль не просто равной, а одной из лучших — сексопилочка Анджелина Джоли смотрелась в этой роли просто великолепно (вовсе неудивительно, что на ее образе "зациклилось" много реально существующих хакеров). Несмотря на культовый статус, фильм есть некая завуалированная насмешка над технологически образованными подростками — зачастую единственное, что подвигает их на взлом чужой системы, — это банальная скука.
1995, The Net (Сеть)
Всего за пару часов до того, как отправиться на каникулы, специалист в области высоких технологий Анджела Бенннет (ее роль иполняет Сандра Балок) получает странную программу от друга, с которым она знакома только по Интернету. Вскоре после этого Анджела узнает о скоропостижной и таинственной смерти этого человека и понимает, что это каким-то образом связано с информацией, находящейся в программе. Героиня Сандры Балок, уверен, не раз потом пожалела, что родилась такой умной, — ей приходится вступить в схватку с могущественной правительственной организацией, сотрудники которой начинают настоящую охоту за девушкой, предварительно изменив все файлы ее личных дел и превратив скромного компьютерного специалиста в опасную преступницу, которую обязан задержать любой полицейский. Уверен, что фильм напугал многих: Анджела была весьма скрытным человеком, жила одна, общалась только по Интернету — как, оказывается, просто "стереть такого человека" или переписать наново. Честно говоря, не представляю, насколько это возможно в том далеком забугорье, где человек есть лишь номер счета и карточки страхования, — однако в родной Беларуси над таким сценарием можно лишь посмеяться.
Среди творений последних лет можно отметить "Матрицу", которую нет смысла пересказывать — ее не посмотрел лишь ленивый. дальше
1982, Tron (Трон)
История, опередившая свое время. В Троне впервые рассмотрена концепция киберпространства как реально существующего измерения, в котором сталкиваются в непримиримом конфликте Добро и Зло.
Программист и разработчик видео-аркад Кевин Флинн, которого играет Джеф Бриджес, создает великолепный продукт, который вскоре начинает пользоваться огромной популярностью. Наниматель Флинна крадет игру, и программист проникает в корпоративную сеть нанимателя в надежде найти доказательства преступления. Охранная программа системы засекает нарушителя и запирает его внутри киберпространства, где Флинн вынужден сражаться за свою жизнь.
В фильме впервые применена компьютерная графика и, как и большинство последующих шедевров о хакерах, Трон сразу становится культовой картиной.
1983, WarGames (Серьезные игры)
В этом фильме (а он вышел на экран как раз после появления первых настольных РС) Мэтью Бродерик играет роль Дэвида Лайтмэна, умного и любопытного тинэйджера, использующего свой компьютер для хакинга конторы, которая, как считает Дэвид, занимается производством компьютерных игр. Вместо этого он взламывает WOPR, систему, управляющую станцией NORA — командным центром ядерных ракет, расположенным в Колорадо, в котором разрабатываются сценарии ядерной войны с помощью программы-симулятора.
Когда Лайтмэн запускает игру "Мировая Термоядерная война", персонал базы воспринимает ее как реальную ядерную атаку и переходит в режим наивысшей тревоги, готовясь ответить врагу. Предотвратить мировую катастрофу Лайтмэну удается только с помощью создателя WOPR.
Кроме того, что WarGames впервые показали хакера-подростка, его технику и приемы, там еще осветили (а возможно, и положили непосредственное начало) неприязненным взаимоотношениям хакеров и военных.
1985, Real Genius (Настоящий Гений)
Изображение хакера в качестве молодого гения, который понимает и уважает технологии намного больше, чем взрослые, их создающие. Чудо-подросток Митч Тейлор (его играет Гейб Джаррет) поступает в университет в возрасте 15 лет, где вскоре сходится с другим молодым дарованием Крисом Найтом (Вэл Килмер). Парни помогают сконструировать высокомощный лазер в рамках исследовательского проекта одного из профессоров университета и становятся свидетелями похищения изобретения с целью продажи его военным и для использования в качестве оружия. Студенты взламывают механизм управления лазером и срывают планы профессора.
В этом фильме впервые показано, как негодяй воспользовался знаниями неплохих, в общем-то, парней для достижения собственных корыстных целей.
1992, Sneakers (Невидимки)
Впервые показано применение метода социального инжиниринга (обман или подкуп человека с целью получения необходимого пароля или информации), с помощью которого можно войти в любую, даже, казалось бы, недоступную систему. Sneakers — первый фильм, который проиллюстрировал эффективность метода. Кроме того, первый хакерский фильм, поднявший вопрос важности кодирования информации.
Группа стареющих радикалов, специалистов по компьютерной безопасности, привлекается агентами правительства для получения таинственного устройства неизвестного назначения и функционирования. Когда группа, возглавляемая Мартином Бишопом (Роберт Редфорд), достигает поставленной цели, она обнаруживает истинное предназначение устройства — раскодирование информации и предоставление доступа на защищенные правительственные системы. Также компьютерщики осознают, что агенты, пригласившие их, на самом деле являются членами преступной организации, стремящейся воспользоваться устройством в собственных целях...
Современные картины о хакерах
По мере распространения хакерского движения оно удостаивается все более пристального внимания. В частности, именно с начала девяностых годов правительство начинает ужесточать меры, предпринимаемые против киберпреступников. В это же время происходит несколько громких взломов, посеявших настоящий хаос в еще не крепко ставшем на ноги Интернете — и как следствие, новый образ хакера на киноэкране. Большинство фильмов остается банальными боевичками или мелодрамами, однако из картинно хорошего хакер становится картинно плохим. Пожалуй, эти фильмы и этот период оказали наибольшее влияние на сложившийся собирательный образ хакера: это уже не просто умный безобидный парень, который если и делает по незнанию какое-либо зло, то немедленно пытается его исправить, а темный, искушенный в своем деле антигерой, способный вызвать серьезные разрушения.
1995, Goldeneye (Золотой глаз)
Джеймс Бонд (Пирс Броснан) всегда пользовался технологиями, намного опережающими свое время. В этой серии с помощью таких технологий Бонд сражается с русской мафией и коррумпированными российскими военными, на службе у которых и состоит русский хакер-самоучка. С помощью Бориса (имя хакера) нехорошие парни воруют с засекреченной базы в Сибири бронированный вертолет, последнее слово техники: он не обнаруживается радарами и несет оружие, способное вырубить всю электронику в радиусе сотен километров от места поражения.
Бонд тоже не одинок в своей битве — ему помогает чудом выжившая программистка с той самой засекреченной базы. Как всегда, злодеи стремятся к мировому господству, как всегда, Бонд ложит их даже не пачками, а снопами, как всегда, "Добро" побеждает "Зло" и зритель ликует. В фильме представлена ситуация найма армией хакера, что, кстати говоря, спецслужбы наверняка взяли на вооружение задолго до выхода картины на широкий экран.
1995, Hackers (Хакеры)
Фильм, который видели все. Культ в полном смысле этого слова, несмотря на то, что любой человек, мало-мальски смыслящий в компьютерах, будет усмехаться на протяжении всего фильма — уж больно наивно там показан процесс взлома. Культовый статус фильму принесло несколько вещей.
Во-первых, впервые была сделана попытка отобразить не отдельного талантливого подростка, а все хакерское сообщество в целом, со всей сложностью внутренних взаимоотношений: стремление быть лучшим, показная ненависть к отсутствию свободы. Кроме того, мир уже знал о парнях, которые могут с помощью нескольких нажатий клавиш стать обладателями миллионов (пусть и чужих), хотел эти знания приумножить — и эти желания были удовлетворены. Создатели "Хакеров" показали своеобразный быт скрытого общества, их увлечения и внешний вид.
Во-вторых, впервые в мужское сообщество была допущена женщина, которая играла роль не просто равной, а одной из лучших — сексопилочка Анджелина Джоли смотрелась в этой роли просто великолепно (вовсе неудивительно, что на ее образе "зациклилось" много реально существующих хакеров). Несмотря на культовый статус, фильм есть некая завуалированная насмешка над технологически образованными подростками — зачастую единственное, что подвигает их на взлом чужой системы, — это банальная скука.
1995, The Net (Сеть)
Всего за пару часов до того, как отправиться на каникулы, специалист в области высоких технологий Анджела Бенннет (ее роль иполняет Сандра Балок) получает странную программу от друга, с которым она знакома только по Интернету. Вскоре после этого Анджела узнает о скоропостижной и таинственной смерти этого человека и понимает, что это каким-то образом связано с информацией, находящейся в программе. Героиня Сандры Балок, уверен, не раз потом пожалела, что родилась такой умной, — ей приходится вступить в схватку с могущественной правительственной организацией, сотрудники которой начинают настоящую охоту за девушкой, предварительно изменив все файлы ее личных дел и превратив скромного компьютерного специалиста в опасную преступницу, которую обязан задержать любой полицейский. Уверен, что фильм напугал многих: Анджела была весьма скрытным человеком, жила одна, общалась только по Интернету — как, оказывается, просто "стереть такого человека" или переписать наново. Честно говоря, не представляю, насколько это возможно в том далеком забугорье, где человек есть лишь номер счета и карточки страхования, — однако в родной Беларуси над таким сценарием можно лишь посмеяться.
Среди творений последних лет можно отметить "Матрицу", которую нет смысла пересказывать — ее не посмотрел лишь ленивый. дальше
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2002 год в рубрике разное :: виртуальные радости