Проектируем студию нового поколения
Проектируем студию нового поколения Вот уже несколько лет кряду нас постоянно потчуют сырыми продуктами, и что самое смешное, мы к этому уже привыкли. Если сначала выходит новая версия Windows, а потом несколько лет выпускаются заплатки к ней — это нормально. Хотя если вы купите телевизор, а потом годами будете получать новые исправленные детали от него, так как в исходном варианте оные либо отсутствовали, либо были кривыми и ржавыми, такой вариант может показаться диким.
Другая дикость компьютерного рынка — пирамида, или "все делается за наши деньги". Посмотрим на историю... Сначала все покупали 286-е за несколько тысяч $. Эти же "несколько тысяч $" мы выкинули на свалку через несколько лет. Деньги пропали? Нет. На них были изобретены и разработаны Pentium'ы, Athlon'ы и т.п., которые сейчас продают нам же.
Все зеркально и в музыкальной сфере компьютерного обеспечения. Только рынок намного мельче, чем кажется. Обычно самый раскрученный профессиональный аппаратный интерфейс выпускается, в среднем, в количестве примерно 5-20 тыс. экземпляров. ПО имеет примерно такие же численные показатели. Вот и посчитайте, сколько приблизительно зарабатывает фирма, оплачивая накладные расходы и рекламу. Именно из-за мелкости данного рынка можно говорить о его нестабильности, неправильности некоторых маркетинговых линий. И может ли фирма, не продав запланированное количество устройств или программ, осуществлять их поддержку? Сейчас, кстати, появилась тенденция очередной перетасовки среди брэндов, например, Gigastudio уже принадлежит Tascam/Teac, а Samplitude после некоторых перипетий попадает к Emagic. Как сказал один мой злобный читатель: "Все равно их скоро всех купит Steinberg":). И он может оказаться прав, поскольку именно Steinberg претендует на звание Microsoft в музыкальном сегменте рынка.
Очень плохо, что часто за яркой рекламой скрываются поистине сырые продукты. Достаточно вспомнить Korg Oasys с частотой дискретизации до 48 КГц и очень мощным блоком синтеза, правда, в одновременном режиме доступно использование до 4-х инструментов, больше — перегружается DSP. А сколько раз программы меняли свой интерфейс, исправляя недостатки разработки за счет пользователей или просто подменяя одно другим! Куй железо пока горячо. Именно так можно оценить третью версию Sonic Foundry ACID, которая интерфейсно практически повторила менее удачный вариант разработчиков — Sonic Foundry Vegas и потеряла популярность впоследствии. А как сейчас смакуется связка по Re-Wire протоколу Cakewalk Sonar и Propellerheads Reason! И неопытный пользователь клюнет на это, хотя некоторые программы, такие как WaveWarp, Spark FX Machine, могут работать с любыми типами синтеза, при этом являясь открытыми для пользовательских разработок и экспериментов архитектурами и подключаясь на уровне plug-ins. Зачем тогда, спросите, Propellerheads Reason, Re-Wire и SONAR? Наверное, для начинающих специалистов и читателей рекламных проспектов. При этом все будет дорабатываться, требовать дополнительных вложений и т.п. Кстати, фанаты Reason могут купить в Интернет майки с логотипом программы — это может сказаться на развитии Re-Wire-технологии:).
Итак, что мы собственно имеем?
— Множество сырых продуктов и примененных технологий, которые зачастую не нужны, так как являются громоздкими надстройками, не более.
— В большинстве случаев на рынке работают разработчики-одиночки либо небольшие корпорации.
— Все делается за наши деньги.
— В рекламе разработчики преуспели гораздо больше, нежели в качестве своих продуктов.
— "Нормальные парни" постепенно начинают отказываться от коммерческих интерфейсов, предпочитая интегрированные среды разработки типа Matlab (DSP), MathCAD (DSP) и WaveWarp. На этом можно делать деньги и самим, поскольку Matlab и MathCAD позволяет компилировать составленные алгоритмы в C/C++ программный код.
Таким образом, сама индустрия постепенно откатывается от понятия "системы под ключ", оставляя зеленый свет только для очень сложных и заслуженно уважаемых программных и аппаратных решений. Например, Nuendo с его возможностями по автоматизации еще долго будет лидером в области мультитрековых рекордеров. Среди звуковых интерфейсов достаточно широкую популярность приобретут дорогие, но простые по архитектуре многоканальные аудио-интерфейсы 96-192 КГц/24-32 бит. В любом случае, мощные мультитреки и аппаратные интерфейсы должны будут в скором будущем просто давать простор для алгоритмических реализаций открытых систем.
Уже сейчас практически все VST-программы можно считать абсолютно открытыми для алгоритмического моделирования комплексами благодаря программе TC Works Spark FX Machine. Давайте остановимся на ней немного подробнее. После этого перейдем к небольшому, но подробному обзору звукового редактора № 1 — Steinberg WaveLab, который может являться, по сути, интегрированной системой управления вашей рабочей станцией.
TC Works Spark FX Machine v. 2.1 — систематизируем работу с плагинами
www.tcworks.de
Судя по возможностям, Spark FX Machine может эффективно заменить панель эффектов в мастер-секции WaveLab и Audio Plug-ins Chainer в Sound Forge (если последний будет когда-нибудь поддерживать VST). Эта замена необходима для большей профессионализации используемых программных интерфейсов.
Принцип работы Spark — матрица подключений, состоящая из виртуальных схематических блоков. В каждый такой блок можно загрузить VST-плагин, собственный эффект-модуль программы, или указать прямое следование сигнала (Line through). Таким образом, из множества элементов формируются параллельно-последовательные цепочки. Размер матрицы может быть абсолютно любой (в пресетах есть вариант 12х12, что подразумевает возможность одновременного использования 144 плагинов). В схематическом изображении блоков предусмотрено наличие индикаторов загрузки CPU и указатель количества входных/выходных каналов плагина. Переход к интерфейсам подключенных эффектов осуществляется двойным кликом мыши по соответствующим им блокам.
В основном окне можно произвести общее коммутационное управление (нижняя панель). Выделенный блок отображается в селекторе, и мы можем в режиме реального времени поменять его статус (active, mute, bypass) и изменить такие характеристики, как уровни входного/выходного сигналов и микс в % для каждого модуля. Последние настройки никак не связаны с теми, что мы регулируем внутри плагинов.
На примере программы Spark можно доказать, что вложенные алгоритмы не зависят от программной оболочки, так как с помощью одной и той же цепочки генератор-фильтр-усилитель можно синтезировать звук ударных, скрипок, бас-инструментов и т.п. То есть внешне она стандартна для всех инструментов, а внутри имеет различные пресеты.
Первый элемент найден...
Мы уже несколько раз обращались к Spark FX Machine на страницах "КГ", и это неспроста, поскольку при проектировании студии нового поколения этот VST-плагин может оказаться одним из ключевых ее модулей.
Естественно, для дальнейшего проектирования необходимо предусмотреть некую базовую программную среду. И уже на этом этапе мы поставим акцент на немецком редакторе WaveLab. 2002 год можно смело назвать годом побед немецких программных технологий в звуке, и через некоторое время вы поймете почему.
Мы уже подробно рассматривали эту программу на страницах "КГ", только несколько в другом качестве — флагмана музыкальной индустрии. Теперь же рассмотрим ее как элемент студии нового поколения.
Steinberg WaveLab v. 4.0
www.steinberg.de
WaveLab представляет интерфейс нового поколения, как с точки зрения возможностей, так и их реализаций. Можно сказать, что WaveLab 4.0 — это отполированный вариант всего того, что хотели нам донести разработчики в старых версиях этого продукта и не только они.
Первое, что бросается в глаза — это многозадачный интерфейс-трансформер. Мы можем открывать одновременно несколько копий WaveLab. При этом, если, например, работаем с базами данных, то перед нами реальный редактор баз данных, начиная от главного меню и заканчивая кнопками управления. Получается, что мы имеем множество программ в одной оболочке — каждый раз интерфейс трансформируется под определенные задачи. Другой плюс, как я уже сказал, в возможности использования нескольких копий сразу. То есть мы можем одновременно записывать CD, делать архивы, конвертировать множество файлов и производить простое редактирование. Для описанного случая нужно просто открыть четыре версии WaveLab. Можно представить, как глобально и футуристично смотрелась обрисовка интерфейса и описание его возможностей на начальной стадии разработки новой версии программы.
Для того чтобы понять возможности WaveLab, мы рассмотрим его поэтапно, вернее, попрограммно. Итак, мы имеем восемь основных модулей: аудио-редактор, мультитрековый редактор AudioMontage, архиватор Backup Plan, редактор баз данных Audio Database, редактор CD Project, графический модуль Label Set, модули систематизированной обработки большого количества файлов Batch process и Batch file encoding.
Начать работу с WaveLab мы можем двумя принципиально разными способами: используя и не используя "рабочие области" (workspace). Независимо от типов используемых окон и файлов, можно осуществить сохранение всей информации о рабочем процессе, включая геометрические размеры и месторасположение окон. Если мы захотим использовать эту возможность, то достаточно перед началом работы создать новый Workspace-файл (*.prj). После этого не надо заботиться даже о его сохранении — оно выполняется автоматически.
Еще одним общим элементом для многих модулей, или рабочих окон, является закладка Preset. Воспользовавшись ею, можно произвести сохранение текущих настроек в виде пресета и потом вернуться к ним, при желании.
Теперь по порядку.
Звуковой редактор
При работе с редактированием аудио-файлов мы оперируем следующими основными элементами интерфейса: окно редактирования звуковой волны и мастер-секция, включающая блок подключения эффектов, мастер-фэйдеры и окно дитеринга. Помимо этого, пользуемся главным меню, панелями управления и индикаторами. Программа поддерживает DirectX и VST-плагины. В мастер-секции возможно одновременное подключение до восьми таких модулей.
Окно редактирования звуковой волны состоит из двух функционально различных, но внешне подобных окон. С помощью верхнего окна мы можем производить быструю навигацию по всей длине файла, выделять фрагменты, необходимые для отображения.
Нижнее окно является главным. В нем происходит основное редактирование. Здесь мы не будем останавливаться на простых возможностях обработки, так как в большинстве случаев они стандартны. Принципиальное отличие от Sound Forge — колесико мыши используется для скроллинга по волне, а не для масштабирования.
Используя систему Global Analysis (опция главного меню Analysis), мы можем "покопаться" внутри звуковой волны. Программа детектирует пики, ошибки и дефекты, отображает RMS и DC-уровень, показывает высоту основного тона (питч). Из этой же опции главного меню вызывается 3D-спектроанализатор (3D Frequency Analysis). Нужно отметить, что варианты настроек и отображения позволяют не прибегать к помощи внешних программ спектрального анализа. Этот модуль выполнен лучше некоторых из них.
Основные индикаторы, используемые при работе, — это шесть специальных модулей, в числе которых есть коррелометр, спектроанализаторы, индикатор уровней и... самый что ни на есть хит — Bit Meter. В процессе работы с аудио-файлами мы часто прибегаем к обработке на повышенных значениях разрядности. При понижении таковой появляются ошибки квантования, которые компенсируются дитерингом. Но всегда ли нужно использовать дитер? Вот как раз, смотря на Bit Meter, мы можем сказать, на какой разрядности происходит обработка, и сделать соответствующие выводы. В новой версии WaveLab добавлен известный алгоритм дитера Apogee UV22 HR, уже опробированный перед этим в Cubase и Nuendo.
Audio Montage
Audio Montage является мультитрековым редактором. В нем мы можем использовать бесконечное количество треков, обрабатывать их эффектами, управлять большим количеством параметров по огибающим (envelopes). Как один из интересных моментов, можно отметить возможность разбиения одного стерео-трека на два моно, при этом разбиваются не только сами треки, но и огибающие, использующиеся при работе.
В этом же редакторе можно сформировать аудио-CD, расставив маркеры для треков.
Честно сказать, я с удовольствием покопался в Audio Montage. Своими возможностями она мне напомнила лучшие времена Sonic Foundry ACID (версии 1 и 2). Все достаточно просто и функционально, а выход напрямую к редактированию аудио делает эту программу еще удобнее. В принципе, я не вижу ничего против того, чтобы считать WaveLab мультитрековой программой.
Файлы Audio Montage сохраняются отдельно со специфическим разрешением *.mon.
Редактор баз данных Audio Database
Интерфейс этого редактора состоит из трех окон: месторасположение файлов на физических дисках (location), категории (category) и таблица отображения файлов и их свойств. Если локация и таблица отображения имеют непосредственное отношение к физическим параметрам файлов, то категория присваивает им виртуальные свойства. Удобство составления баз данных состоит в том, что они не привязаны к физическим носителям. То есть, если вы имеете большое количество CD с библиотеками сэмплов, то достаточно их инициализировать в существующей базе данных, отсортировать файлы и данная информация сохранится в общем массиве. Редактор баз данных не осуществляет физического копирования, удаления, переноса файлов — мы просто видоизменяем общую информацию. Размещая файлы по категориям, добавляя ключевые слова и описания, мы просто создаем дополнительные поля для поиска и сортировки данных.
Систематизированная обработка множества файлов Batch Process и Batch File Encoding
В WaveLab для работы с множеством файлов используется два модуля: Batch Process (для обработки эффектами, переформатирования и т.п.) и Batch File Encoding (для конвертации в основные форматы сжатия). Оба вызываются из опции главного меню Process.
Используя Batch Process, мы можем создать множество виртуальных Batch-папок с различными заданиями для каждой из них, произвести поиск и сортировку файлов. Для внедрения обработки в процесс предназначены специальные модули Processors List. С их помощью формируется список и производится отстройка необходимых plug-ins. Для каждой виртуальной Batch-папки предусмотрен свой Processors List. При конвертировании и обработке к выходным файлам можно добавить суффиксы и префиксы, порядковые номера и дату. Один из вариантов использования Batch Process — перекодировка файлов (изменение формата).
Batch File Encoding является более простым модулем по сравнению с предыдущим и предназначен только для кодирования в МР3, WMA и OSQ-файлы. OSQ (Original Sound Quality) — внутренний формат WaveLab, подразумевающий скомпрессированные без потери качества аудио-данные.
Создание резервных копий и архивов Backup Plan
Произведя поиск и сортировку файлов, мы можем создать архивы и резервные копии в виде CD, ZIP-файлов либо отдельных папок. Хочется отметить наличие сортировки файлов по расширениям и датам создания, исключения отдельных типов файлов.
Рабочий интерфейс состоит из двух окон-закладок: Definition (загружаем список файлов, производим основные настройки) и Preview (отображаются результаты после фильтрования и произведенных настроек).
Резервирование запускается на исполнение в двух режимах: Simulate и Execute. В первом случае мы имеем дело с симуляцией процесса с последующим выводом отчета о количестве файлов, задействованном и сэкономленном объеме дискового пространства.
CD Project и Label Set
С помощью редактора CD Project мы можем создавать и записывать CD-Audio, Data CD и CD-Extra (смешанный тип Audio + Data). Для Data CD и CD-E программа предлагает сформировать файл AUTORUN.INF и добавить Image Viewer или любую другую программу для просмотра графических файлов. Опция рабочего меню — CD — позволяет получить доступ к записи дополнительной информации о формируемом компакт-диске, а также перейти к графическому редактору Label Set, в котором производится обложка для диска и лэйбл. Модули CD-риппера и копирования дисков вынесены отдельно и вызываются из опции главного меню Tools — Import Audio CD Tracks и CD Copy соответственно.
Label Set
Есть множество шаблонов, поэтому не нужно мучаться с обрисовкой основных форм и конфигурированием размеров. После того, как определились с формой, стоит перейти и к содержанию. В специальном редакторе мы можем оперировать текстовыми и графическими объектами, производить их монтаж и копирование. В качестве импортированных изображений подойдут графические файлы практически всех популярных форматов, включая Adobe Photoshop (*.psd).
Перед выводом на печать мы можем установить месторасположение объекта на листе стандартного формата и произвести тестирование (колибровку) подключенного принтера.
В завершении о WaveLab
В WaveLab очень удобно решена навигация между файлами в виде панели с закладками снизу. В нее включаются абсолютно все файлы, будь-то база данных или простой Wave.
Как мы смогли понять, все модули (или дочерние программы) этого редактора могут работать взаимосвязанно. Например, в Audio Montage мы формируем аудио-диск, загружая файлы в мультитрек и разбивая их маркерами, тут же нам доступен и графический редактор Label Set. Импортировав из CD Audio трек, мы можем его дополнительно обработать в редакторе и включить в другой диск или архив. То есть вариантов взаимосвязанной работы может быть очень много.
В WaveLab меня интересовал один серьезный момент — реализация питча и стретча (изменение тона звука и растягивание его по времени). Дело в том, что в мультитреке Steinberg Nuendo для реализации подобных модулей был внедрен алгоритм MPEX (Minimum Perceived Loss Time Compression/ Expansion), который я считаю одним из лучших в современной индустрии на сегодня. Достаточно привести в пример Prosoniq TimeFactory и Prosoniq EZTimeStretch plug-in, где MPEX использовался впервые. Эти программы, особенно Time Factory, стали очень популярными. В WaveLab нет прямой ссылки на MPEX, но архитектура эффектов построена по схожему принципу. Плюс добавлено детектирование существующего тона. Результаты оказались неплохими. Большой разницы с Prosoniq TimeFactory я не заметил.
...в завершение темы
WaveLab, SparkFX и доступный набор плагинов — одна из самых эффективных и перспективных программных связок. Дальше двигаться можно по двум направлениям:
— программирование собственных эффектов и инструментов в WaveWarp (работает как DirectX-плагин). WaveWarp имеет возможность импорта файлов из Matlab, где есть множество сложных примеров по обработке звука. То есть добавляем WaveWarp и Matlab;
— основная мультитрековая программа. Интересует с нескольких позиций: стабильность обновлений, поддержка большинства современных технологий. Пожалуй, самыми стабильными сейчас можно назвать Nuendo и Logic Audio (хотя ситуация постоянно меняется).
Вот, примерно, все, что можно выжать из рынка музыкального ПО на данный момент.
Кристофер-2002
christopher@tut.by
Другая дикость компьютерного рынка — пирамида, или "все делается за наши деньги". Посмотрим на историю... Сначала все покупали 286-е за несколько тысяч $. Эти же "несколько тысяч $" мы выкинули на свалку через несколько лет. Деньги пропали? Нет. На них были изобретены и разработаны Pentium'ы, Athlon'ы и т.п., которые сейчас продают нам же.
Все зеркально и в музыкальной сфере компьютерного обеспечения. Только рынок намного мельче, чем кажется. Обычно самый раскрученный профессиональный аппаратный интерфейс выпускается, в среднем, в количестве примерно 5-20 тыс. экземпляров. ПО имеет примерно такие же численные показатели. Вот и посчитайте, сколько приблизительно зарабатывает фирма, оплачивая накладные расходы и рекламу. Именно из-за мелкости данного рынка можно говорить о его нестабильности, неправильности некоторых маркетинговых линий. И может ли фирма, не продав запланированное количество устройств или программ, осуществлять их поддержку? Сейчас, кстати, появилась тенденция очередной перетасовки среди брэндов, например, Gigastudio уже принадлежит Tascam/Teac, а Samplitude после некоторых перипетий попадает к Emagic. Как сказал один мой злобный читатель: "Все равно их скоро всех купит Steinberg":). И он может оказаться прав, поскольку именно Steinberg претендует на звание Microsoft в музыкальном сегменте рынка.
Очень плохо, что часто за яркой рекламой скрываются поистине сырые продукты. Достаточно вспомнить Korg Oasys с частотой дискретизации до 48 КГц и очень мощным блоком синтеза, правда, в одновременном режиме доступно использование до 4-х инструментов, больше — перегружается DSP. А сколько раз программы меняли свой интерфейс, исправляя недостатки разработки за счет пользователей или просто подменяя одно другим! Куй железо пока горячо. Именно так можно оценить третью версию Sonic Foundry ACID, которая интерфейсно практически повторила менее удачный вариант разработчиков — Sonic Foundry Vegas и потеряла популярность впоследствии. А как сейчас смакуется связка по Re-Wire протоколу Cakewalk Sonar и Propellerheads Reason! И неопытный пользователь клюнет на это, хотя некоторые программы, такие как WaveWarp, Spark FX Machine, могут работать с любыми типами синтеза, при этом являясь открытыми для пользовательских разработок и экспериментов архитектурами и подключаясь на уровне plug-ins. Зачем тогда, спросите, Propellerheads Reason, Re-Wire и SONAR? Наверное, для начинающих специалистов и читателей рекламных проспектов. При этом все будет дорабатываться, требовать дополнительных вложений и т.п. Кстати, фанаты Reason могут купить в Интернет майки с логотипом программы — это может сказаться на развитии Re-Wire-технологии:).
Итак, что мы собственно имеем?
— Множество сырых продуктов и примененных технологий, которые зачастую не нужны, так как являются громоздкими надстройками, не более.
— В большинстве случаев на рынке работают разработчики-одиночки либо небольшие корпорации.
— Все делается за наши деньги.
— В рекламе разработчики преуспели гораздо больше, нежели в качестве своих продуктов.
— "Нормальные парни" постепенно начинают отказываться от коммерческих интерфейсов, предпочитая интегрированные среды разработки типа Matlab (DSP), MathCAD (DSP) и WaveWarp. На этом можно делать деньги и самим, поскольку Matlab и MathCAD позволяет компилировать составленные алгоритмы в C/C++ программный код.
Таким образом, сама индустрия постепенно откатывается от понятия "системы под ключ", оставляя зеленый свет только для очень сложных и заслуженно уважаемых программных и аппаратных решений. Например, Nuendo с его возможностями по автоматизации еще долго будет лидером в области мультитрековых рекордеров. Среди звуковых интерфейсов достаточно широкую популярность приобретут дорогие, но простые по архитектуре многоканальные аудио-интерфейсы 96-192 КГц/24-32 бит. В любом случае, мощные мультитреки и аппаратные интерфейсы должны будут в скором будущем просто давать простор для алгоритмических реализаций открытых систем.
Уже сейчас практически все VST-программы можно считать абсолютно открытыми для алгоритмического моделирования комплексами благодаря программе TC Works Spark FX Machine. Давайте остановимся на ней немного подробнее. После этого перейдем к небольшому, но подробному обзору звукового редактора № 1 — Steinberg WaveLab, который может являться, по сути, интегрированной системой управления вашей рабочей станцией.
TC Works Spark FX Machine v. 2.1 — систематизируем работу с плагинами
www.tcworks.de
Судя по возможностям, Spark FX Machine может эффективно заменить панель эффектов в мастер-секции WaveLab и Audio Plug-ins Chainer в Sound Forge (если последний будет когда-нибудь поддерживать VST). Эта замена необходима для большей профессионализации используемых программных интерфейсов.
Принцип работы Spark — матрица подключений, состоящая из виртуальных схематических блоков. В каждый такой блок можно загрузить VST-плагин, собственный эффект-модуль программы, или указать прямое следование сигнала (Line through). Таким образом, из множества элементов формируются параллельно-последовательные цепочки. Размер матрицы может быть абсолютно любой (в пресетах есть вариант 12х12, что подразумевает возможность одновременного использования 144 плагинов). В схематическом изображении блоков предусмотрено наличие индикаторов загрузки CPU и указатель количества входных/выходных каналов плагина. Переход к интерфейсам подключенных эффектов осуществляется двойным кликом мыши по соответствующим им блокам.
В основном окне можно произвести общее коммутационное управление (нижняя панель). Выделенный блок отображается в селекторе, и мы можем в режиме реального времени поменять его статус (active, mute, bypass) и изменить такие характеристики, как уровни входного/выходного сигналов и микс в % для каждого модуля. Последние настройки никак не связаны с теми, что мы регулируем внутри плагинов.
На примере программы Spark можно доказать, что вложенные алгоритмы не зависят от программной оболочки, так как с помощью одной и той же цепочки генератор-фильтр-усилитель можно синтезировать звук ударных, скрипок, бас-инструментов и т.п. То есть внешне она стандартна для всех инструментов, а внутри имеет различные пресеты.
Первый элемент найден...
Мы уже несколько раз обращались к Spark FX Machine на страницах "КГ", и это неспроста, поскольку при проектировании студии нового поколения этот VST-плагин может оказаться одним из ключевых ее модулей.
Естественно, для дальнейшего проектирования необходимо предусмотреть некую базовую программную среду. И уже на этом этапе мы поставим акцент на немецком редакторе WaveLab. 2002 год можно смело назвать годом побед немецких программных технологий в звуке, и через некоторое время вы поймете почему.
Мы уже подробно рассматривали эту программу на страницах "КГ", только несколько в другом качестве — флагмана музыкальной индустрии. Теперь же рассмотрим ее как элемент студии нового поколения.
Steinberg WaveLab v. 4.0
www.steinberg.de
WaveLab представляет интерфейс нового поколения, как с точки зрения возможностей, так и их реализаций. Можно сказать, что WaveLab 4.0 — это отполированный вариант всего того, что хотели нам донести разработчики в старых версиях этого продукта и не только они.
Первое, что бросается в глаза — это многозадачный интерфейс-трансформер. Мы можем открывать одновременно несколько копий WaveLab. При этом, если, например, работаем с базами данных, то перед нами реальный редактор баз данных, начиная от главного меню и заканчивая кнопками управления. Получается, что мы имеем множество программ в одной оболочке — каждый раз интерфейс трансформируется под определенные задачи. Другой плюс, как я уже сказал, в возможности использования нескольких копий сразу. То есть мы можем одновременно записывать CD, делать архивы, конвертировать множество файлов и производить простое редактирование. Для описанного случая нужно просто открыть четыре версии WaveLab. Можно представить, как глобально и футуристично смотрелась обрисовка интерфейса и описание его возможностей на начальной стадии разработки новой версии программы.
Для того чтобы понять возможности WaveLab, мы рассмотрим его поэтапно, вернее, попрограммно. Итак, мы имеем восемь основных модулей: аудио-редактор, мультитрековый редактор AudioMontage, архиватор Backup Plan, редактор баз данных Audio Database, редактор CD Project, графический модуль Label Set, модули систематизированной обработки большого количества файлов Batch process и Batch file encoding.
Начать работу с WaveLab мы можем двумя принципиально разными способами: используя и не используя "рабочие области" (workspace). Независимо от типов используемых окон и файлов, можно осуществить сохранение всей информации о рабочем процессе, включая геометрические размеры и месторасположение окон. Если мы захотим использовать эту возможность, то достаточно перед началом работы создать новый Workspace-файл (*.prj). После этого не надо заботиться даже о его сохранении — оно выполняется автоматически.
Еще одним общим элементом для многих модулей, или рабочих окон, является закладка Preset. Воспользовавшись ею, можно произвести сохранение текущих настроек в виде пресета и потом вернуться к ним, при желании.
Теперь по порядку.
Звуковой редактор
При работе с редактированием аудио-файлов мы оперируем следующими основными элементами интерфейса: окно редактирования звуковой волны и мастер-секция, включающая блок подключения эффектов, мастер-фэйдеры и окно дитеринга. Помимо этого, пользуемся главным меню, панелями управления и индикаторами. Программа поддерживает DirectX и VST-плагины. В мастер-секции возможно одновременное подключение до восьми таких модулей.
Окно редактирования звуковой волны состоит из двух функционально различных, но внешне подобных окон. С помощью верхнего окна мы можем производить быструю навигацию по всей длине файла, выделять фрагменты, необходимые для отображения.
Нижнее окно является главным. В нем происходит основное редактирование. Здесь мы не будем останавливаться на простых возможностях обработки, так как в большинстве случаев они стандартны. Принципиальное отличие от Sound Forge — колесико мыши используется для скроллинга по волне, а не для масштабирования.
Используя систему Global Analysis (опция главного меню Analysis), мы можем "покопаться" внутри звуковой волны. Программа детектирует пики, ошибки и дефекты, отображает RMS и DC-уровень, показывает высоту основного тона (питч). Из этой же опции главного меню вызывается 3D-спектроанализатор (3D Frequency Analysis). Нужно отметить, что варианты настроек и отображения позволяют не прибегать к помощи внешних программ спектрального анализа. Этот модуль выполнен лучше некоторых из них.
Основные индикаторы, используемые при работе, — это шесть специальных модулей, в числе которых есть коррелометр, спектроанализаторы, индикатор уровней и... самый что ни на есть хит — Bit Meter. В процессе работы с аудио-файлами мы часто прибегаем к обработке на повышенных значениях разрядности. При понижении таковой появляются ошибки квантования, которые компенсируются дитерингом. Но всегда ли нужно использовать дитер? Вот как раз, смотря на Bit Meter, мы можем сказать, на какой разрядности происходит обработка, и сделать соответствующие выводы. В новой версии WaveLab добавлен известный алгоритм дитера Apogee UV22 HR, уже опробированный перед этим в Cubase и Nuendo.
Audio Montage
Audio Montage является мультитрековым редактором. В нем мы можем использовать бесконечное количество треков, обрабатывать их эффектами, управлять большим количеством параметров по огибающим (envelopes). Как один из интересных моментов, можно отметить возможность разбиения одного стерео-трека на два моно, при этом разбиваются не только сами треки, но и огибающие, использующиеся при работе.
В этом же редакторе можно сформировать аудио-CD, расставив маркеры для треков.
Честно сказать, я с удовольствием покопался в Audio Montage. Своими возможностями она мне напомнила лучшие времена Sonic Foundry ACID (версии 1 и 2). Все достаточно просто и функционально, а выход напрямую к редактированию аудио делает эту программу еще удобнее. В принципе, я не вижу ничего против того, чтобы считать WaveLab мультитрековой программой.
Файлы Audio Montage сохраняются отдельно со специфическим разрешением *.mon.
Редактор баз данных Audio Database
Интерфейс этого редактора состоит из трех окон: месторасположение файлов на физических дисках (location), категории (category) и таблица отображения файлов и их свойств. Если локация и таблица отображения имеют непосредственное отношение к физическим параметрам файлов, то категория присваивает им виртуальные свойства. Удобство составления баз данных состоит в том, что они не привязаны к физическим носителям. То есть, если вы имеете большое количество CD с библиотеками сэмплов, то достаточно их инициализировать в существующей базе данных, отсортировать файлы и данная информация сохранится в общем массиве. Редактор баз данных не осуществляет физического копирования, удаления, переноса файлов — мы просто видоизменяем общую информацию. Размещая файлы по категориям, добавляя ключевые слова и описания, мы просто создаем дополнительные поля для поиска и сортировки данных.
Систематизированная обработка множества файлов Batch Process и Batch File Encoding
В WaveLab для работы с множеством файлов используется два модуля: Batch Process (для обработки эффектами, переформатирования и т.п.) и Batch File Encoding (для конвертации в основные форматы сжатия). Оба вызываются из опции главного меню Process.
Используя Batch Process, мы можем создать множество виртуальных Batch-папок с различными заданиями для каждой из них, произвести поиск и сортировку файлов. Для внедрения обработки в процесс предназначены специальные модули Processors List. С их помощью формируется список и производится отстройка необходимых plug-ins. Для каждой виртуальной Batch-папки предусмотрен свой Processors List. При конвертировании и обработке к выходным файлам можно добавить суффиксы и префиксы, порядковые номера и дату. Один из вариантов использования Batch Process — перекодировка файлов (изменение формата).
Batch File Encoding является более простым модулем по сравнению с предыдущим и предназначен только для кодирования в МР3, WMA и OSQ-файлы. OSQ (Original Sound Quality) — внутренний формат WaveLab, подразумевающий скомпрессированные без потери качества аудио-данные.
Создание резервных копий и архивов Backup Plan
Произведя поиск и сортировку файлов, мы можем создать архивы и резервные копии в виде CD, ZIP-файлов либо отдельных папок. Хочется отметить наличие сортировки файлов по расширениям и датам создания, исключения отдельных типов файлов.
Рабочий интерфейс состоит из двух окон-закладок: Definition (загружаем список файлов, производим основные настройки) и Preview (отображаются результаты после фильтрования и произведенных настроек).
Резервирование запускается на исполнение в двух режимах: Simulate и Execute. В первом случае мы имеем дело с симуляцией процесса с последующим выводом отчета о количестве файлов, задействованном и сэкономленном объеме дискового пространства.
CD Project и Label Set
С помощью редактора CD Project мы можем создавать и записывать CD-Audio, Data CD и CD-Extra (смешанный тип Audio + Data). Для Data CD и CD-E программа предлагает сформировать файл AUTORUN.INF и добавить Image Viewer или любую другую программу для просмотра графических файлов. Опция рабочего меню — CD — позволяет получить доступ к записи дополнительной информации о формируемом компакт-диске, а также перейти к графическому редактору Label Set, в котором производится обложка для диска и лэйбл. Модули CD-риппера и копирования дисков вынесены отдельно и вызываются из опции главного меню Tools — Import Audio CD Tracks и CD Copy соответственно.
Label Set
Есть множество шаблонов, поэтому не нужно мучаться с обрисовкой основных форм и конфигурированием размеров. После того, как определились с формой, стоит перейти и к содержанию. В специальном редакторе мы можем оперировать текстовыми и графическими объектами, производить их монтаж и копирование. В качестве импортированных изображений подойдут графические файлы практически всех популярных форматов, включая Adobe Photoshop (*.psd).
Перед выводом на печать мы можем установить месторасположение объекта на листе стандартного формата и произвести тестирование (колибровку) подключенного принтера.
В завершении о WaveLab
В WaveLab очень удобно решена навигация между файлами в виде панели с закладками снизу. В нее включаются абсолютно все файлы, будь-то база данных или простой Wave.
Как мы смогли понять, все модули (или дочерние программы) этого редактора могут работать взаимосвязанно. Например, в Audio Montage мы формируем аудио-диск, загружая файлы в мультитрек и разбивая их маркерами, тут же нам доступен и графический редактор Label Set. Импортировав из CD Audio трек, мы можем его дополнительно обработать в редакторе и включить в другой диск или архив. То есть вариантов взаимосвязанной работы может быть очень много.
В WaveLab меня интересовал один серьезный момент — реализация питча и стретча (изменение тона звука и растягивание его по времени). Дело в том, что в мультитреке Steinberg Nuendo для реализации подобных модулей был внедрен алгоритм MPEX (Minimum Perceived Loss Time Compression/ Expansion), который я считаю одним из лучших в современной индустрии на сегодня. Достаточно привести в пример Prosoniq TimeFactory и Prosoniq EZTimeStretch plug-in, где MPEX использовался впервые. Эти программы, особенно Time Factory, стали очень популярными. В WaveLab нет прямой ссылки на MPEX, но архитектура эффектов построена по схожему принципу. Плюс добавлено детектирование существующего тона. Результаты оказались неплохими. Большой разницы с Prosoniq TimeFactory я не заметил.
...в завершение темы
WaveLab, SparkFX и доступный набор плагинов — одна из самых эффективных и перспективных программных связок. Дальше двигаться можно по двум направлениям:
— программирование собственных эффектов и инструментов в WaveWarp (работает как DirectX-плагин). WaveWarp имеет возможность импорта файлов из Matlab, где есть множество сложных примеров по обработке звука. То есть добавляем WaveWarp и Matlab;
— основная мультитрековая программа. Интересует с нескольких позиций: стабильность обновлений, поддержка большинства современных технологий. Пожалуй, самыми стабильными сейчас можно назвать Nuendo и Logic Audio (хотя ситуация постоянно меняется).
Вот, примерно, все, что можно выжать из рынка музыкального ПО на данный момент.
Кристофер-2002
christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 2002 год в рубрике hard :: sound