Виалли такой молодой...

Виалли такой молодой...
Название игры: Gianluca Vialli's European Manager
Жанр: Менеджер футбольной команды
Системные требования: Pentium 166, 16 Mb RAM,
Windows 95/98, 3D Hardware Accelerator, 4x CD-ROM,
165 Mb Hard Disk Space, Direct X 7.0


И снова перед нами футбольный менеджер. Всем, кто знает, что это такое, — читать дальше; кто не знает, но хочет узнать, — тоже читать; кто не желает — идите играться в свои Quake и Counter Strike.
Игра начинается, как обычно, с вступительного мультика. Надо сказать, что мультик поразил меня в самое сердце (в хорошем смысле слова). Обычно в менеджерах он либо отсутствует, либо банально показывает моменты футбольных матчей (это мы и по телевизору посмотреть можем). Здесь — что-то с чем-то. Итак, некто приходит домой. Смотрит, что есть в холодильнике — там практически пусто, идет читать газету и слушать музыку. Тут мы обнаруживаем, что этот таинственный поначалу некто — не кто иной как... (вы уже небось подумали Джанлука Виалли? — так вот — нет:) муравей. Сидит он, значит, никого не трогает — и вдруг его квартира начинает трястись (и так три раза подряд). После чего камера едет вверх через слои земли и дренажную систему — и мы видим, что на поверхности в это время начался футбольный матч. Да, мультик, пожалуй, стоит посмотреть. Забегая вперед, сразу скажу, что музыка в игре тоже ничего себе (Winamp можно не включать).
Сама игра загружается достаточно долго. Наконец, после загрузки, мы можем приступить к процессу. Вначале нам предлагают выбрать между карьерой, свободной игрой и случайной игрой. Различие в том, что в режиме карьеры вы получите возможность управлять только теми командами, в которых будет свободная вакансия менеджера. При свободной игре можно выбрать любую (из представленных) команд и вести ее от победы к победе, ну а при случайной — вам случайным образом попадется какая-нибудь команда. Далее перед нами открывается карта Европы, где отмечены страны, клубами которых мы сможем управлять. Выбор относительно небогатый. Присутствуют Англия (три лиги), Франция, Испания, Италия, Германия (во всех по две лиги) и Голландия (только первая лига). Маловато, конечно (тот же Championship Manager предлагает 26 стран, в некоторых число лиг доходит до 5), но это мы переживем. Переходим непосредственно к игровому процессу.
Первым делом я проверил соответствие национальной принадлежности игроков и реальной жизни. Могу сразу заявить — про Беларусь создатели этого менеджера знают слабовато. Если Виталий Кутузов и Сергей Гуренко считаются в игре беларусами, то Сергей Штанюк стал русским, а Александр Глеб и вовсе почему-то болгарином. Ладно, простим им этот ляп. Садимся за управление своей командой. Первым делом пройдемся по существующим в игре экономическим возможностям. Помимо покупки/продажи игроков (таковых в игре немного), вы можете изменять цены на входные билеты на своем стадионе (на отдельные трибуны и на весь стадион), Выбрать спонсора команде (на несколько лет вперед) и обозначить количество денег, которое будет уходить на поддержание поля в порядке и обеспечение безопасности матчей (а то ведь за беспорядки на стадионе могут и оштрафовать). Это все. Ну, не будем пинать ногами создателей игры — наверное, они хотели сделать как можно лучше именно тренерскую часть менеджера. Посмотрим, что же у них получилось.
Главное меню игры оформлено красиво. Именно отсюда вы будете управлять своим непобедимым клубом. Вначале, конечно, стоит посмотреть на игроков. Игровые амплуа стандартные, а вот характеристики стоит перечислить: Strength, Ability, Passing, Pace, Creativity, Heading, Tackling, Shooting, Marking, Off the Ball и Stamina. Этого достаточно для эффективного управления, но маловато для истинных фанатов (вновь с грустью вспоминаем Championship Manager). Для защитников и вратарей главная характеристика Tackling (т.е. подкаты, Handling — ловля мяча для вратарей здесь почему-то отсутствует), для полузащитников — Passing (пасы), для нападающих — Shooting. Для дальнейшего роста игроков в мастерстве стоит установить им режим тренировок. Таковых здесь два вида. Первый — командный. В нем вы устанавливаете количество часов, затрачиваемых игроками каждого из четырех амплуа, на тренировки в определенных компонентах игры (кстати, здесь тренировки Goal Saving присутствуют — вратарям однозначно на максимум). Второй режим — индивидуальные тренировки. Здесь можно назначить каждому игроку дополнительное время, которое он потратит на улучшение каких-либо нужных именно ему умений. Только сразу учтите, что слишком много часов для тренировок выставлять не следует — ваши игроки не железные, а ведь им еще и важные матчи играть. А при значительном увеличении количества тренировок начинает падать показатель Fitness игрока — и в результате он может даже травмироваться (будете потом знать, как мучить бедняжку:).
Приятно, что помимо характеристик нам показывают общий рейтинг игрока, а также его рейтинги в защите, полузащите и нападении. Это позволяет нам сразу сориентироваться в потенциале того или иного игрока и здорово помогает при покупке игроков себе в команду. Трансферный рынок в менеджере достаточно большой. Правда, цены иногда серьезно удивляют (тот же Кутузов стоит более 16 миллионов фунтов — прямо скажем, завышена цена). Если вы играете за небогатую команду, могу посоветовать покупать игроков, выставленных на свободный трансфер — за них откупную цену платить не придется и расходы будут только на зарплату. Если же ваш клуб богат, как Крез, — купите себе штук пять Бекхемов и Оуэнов — они вам окупятся сторицей.
Чтобы успешно играть и побеждать, надо правильно распорядиться своими игроками. Не советую оставлять тактическую расстановку, предлагаемую компьютером изначально, — "искусственный идиот" так и не поумнел. Часто он таких игроков загоняет в запас — просто диву даешься. Сразу проверьте всю свою команду, расставьте игроков на поле так, как удобно вам (и им). Здесь надо учесть, что в рамках игрового амплуа существуют свои подамплуа (например, левый защитник или оборонительный полузащитник) и рейтинги игроков. В соответствии с ними и надо строить тактический рисунок игры. Также можно указать темп, в котором будет проходить игра (медленный/средний/быстрый), стиль паса вашей команды (короткий/средний/длинный), будете вы атаковать преимущественно по центру или с какого-либо края и разрешенную дальность для игроков при ударе по воротам. Каждому игроку также разрешено поставить темп и стиль паса, отличающиеся от командных. После создания своей тактики ее можно записать в архив (а ранее созданную — считать).
Матчи обычно начинаются с красивого видеоролика (для разных соревнований — разного). Сам матч сопровождается комментариями, но отображен довольно схематично. А вот в процессе управления есть интересное нововведение. Называется сие чудо "термографический дисплей". Он представляет собой схематическое изображение футбольного поля синего цвета, стоящее вертикально сбоку от игрового поля, которое поделено на зоны-квадраты. Для каждой зоны можно посмотреть, сколько процентов игрового времени мяч находился в данной зоне. Надо отметить — очень удобно. Теперь вы можете сразу заметить, если кто-то из ваших игроков "проваливается" (ну не его сегодня день) или, наоборот, совершает невиданные успехи. Таким образом, становится гораздо легче решить, кого из игроков следует заменить либо какие изменения произвести в тактике, выбранной на матч. Второй же дисплей, представленный рядом с игровым полем, ничего особенного не представляет — это всего лишь отображение тактической расстановки команды-соперника в данный момент (хотя это тоже приятно — не придется лазить по всяческим менюшкам). Самые нетерпеливые могут моментально завершить матч и узнать счет, после чего снова перейти к управлению командой.
Как и всякий приличный футбольный менеджер, игра предоставляет достаточное количество различных статистических таблиц: результаты игр, таблицы чемпионатов, таблицы личных достижений игроков и т.д. и т.п. Скорее удивительно было бы, если бы все это отсутствовало. Как менеджер команды, вы получаете от руководства зарплату, которую могут повысить либо понизить — в зависимости от результатов. В режиме карьеры также важную роль играет ваша репутация: чем лучше будут играть команды под вашим управлением, тем лучший контракт на работу (в том числе с более солидным клубом) можно будет заключить. Не забывайте и о том, что задачи, поставленные руководством на сезон, надо выполнять (иначе последуют санкции). Вот, собственно, и все. Перейдем к оценке игры.
Да, Gianluca Vialli's European Manager — добротно сделанная игра. Оформление этого менеджера я, поигравший в огромное их количество, могу назвать наилучшим. Приятное впечатление оставляет и ноу-хау авторов — термографический дисплей. Но вот играбельность данного продукта и близко не стояла рядом с таким шедевром мирового менеджеростроения, как Championship Manager. Так что, господа, не тратьте свое время (и деньги) на этот продукт (разве что вам в жизни не хватает красивых мультиков и картинок) — поиграйте лучше во что-нибудь другое.

Morgul
Диск предоставлен интернет-магазином "МедиаКрафт" www.mediacraft.shop.by



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 2002 год в рубрике виртуальные радости :: Жанр: Менеджер футбольной к

©1997-2024 Компьютерная газета