Капитализм

Капитализм

Название игры: Capitalism II
Жанр: экономическая стратегия
Системные требования: Windows 95/98/Me, Pentium II — 400, 64 Mb RAM, 8 Mb Video, Sound Blaster 16 Compatible Sound Card, 250 Mb Hard Disk Space

Помню как-то давно (еще в прошлом тысячелетии:) встретилась мне такая игрушка — Capitalism. Вначале показалась жутко неинтересной — и вскоре после установки я ее удалил. А потом решил все-таки разобраться, что это и с чем его едят. И вдруг обнаружилось, что игра захватывает и, попав в водоворот современного бизнеса в его виртуальном отражении, можно там и остаться. Не так давно вышла вторая часть этой замечательной игры — Capitalism II. Ее мы сегодня и рассмотрим.
Для человека, который желает практически сразу сесть играть, не обучаясь этому высокому искусству, Capitalism II покажется неимоверно сложной. Поэтому желательно пройти обучающую кампанию из восьми миссий, где вас научат всему необходимому для преуспевания вашей фирмы. Обучающая кампания в легкой и доступной форме научит вас управляться с игрой и расскажет об основных понятиях современной экономики. Пройдя ее, можно приступать непосредственно к игре.
Играть можно как в режиме кампании, так и в свободную игру. Кампания состоит из 20 миссий, в каждой из которых вам будет предложено взять под свое управление какую-либо фирму и привести ее к процветанию. Задания встречаются самые разнообразные: добиться превосходства в какой-нибудь отрасли экономики (таковых более десяти), накопить определенную сумму денег, поглотить фирму-конкурента, а то и вовсе все это сразу. Кампания очень непростая, и немногие миссии проходятся сходу, но как же это все-таки приятно — поглотить всех серьезных конкурентов и наблюдать, как твои доходы растут не по дням, а по часам. В свободной игре вы сами задаете для себя карту, количество конкурентов, начальную сумму денег, условия победы и т.д. и т.п.
Основной игровой экран представляет собой изображение города, на которое в данный момент и направлено ваше внимание. Вы увидите всевозможные здания: магазины, деловые центры, фабрики, фермы, жилые дома, газетные издательства, телекомпании и многое другое. Сразу надо отметить, что игра не отличается супернавороченной графикой, но здесь это и не нужно. В игре такого характера в первую очередь важно количество представленной игровой информации — уж поверьте мне (ветерану деньговыкачивательского бизнеса) — чего-чего, а необходимой информации в игре хватает.
Заработать деньги можно сотнями различных способов. Конечно, самым простым из них в начале игры является розничная торговля. Находим ближайший порт, завозящий в город потребительские товары, строим магазин, связываем свой магазин с портом — и вот уже первые честно заработанные миллионы падают в ваш карман. Правда, в розничной торговле надо учитывать тот факт, что существует шестнадцать видов магазинов, каждый из которых специализируется на определенных видах товаров (ну нельзя в ювелирном магазине продавать молоко — нельзя и все). В универмагах и супермаркетах можно продавать практически все, но, продавая, к примеру, бытовую технику в магазине электронных товаров, вы получите гораздо больше прибыли.
Еще один способ заработать деньги — играть на бирже. В Ca-pitalism II очень хорошо оформлен рынок акций. Играя на бирже, можно заработать миллионы (а можно и в момент прогореть). Причем ваш успех зависит не столько от везения, сколько от трезвой оценки возможностей роста цены на акции ваших конкурентов (для этого также существуют специальные графики). Дешево купить, дорого продать — главная заповедь фондовой биржи (как и розничной торговли). Но необязательно продавать акции других фирм. Существует и такая возможность, как взятие под свой контроль "вражеской" корпорации. Если вы обладаете более чем 50-% пакетом акций другой фирмы, то вы фактически контролируете ее деятельность, а получив 75-% пакет, можете произвести слияние фирм. В таком случае все предприятия конкурента становятся вашими, на его товарах появляется логотип вашей фирмы и вы получаете все имевшиеся у конкурента технологии. Был у меня такой случай: фирма-соперник захватила лидерство во многих областях капиталистической индустрии, подмяла под себя практически всю розничную торговлю, обладала первейшими технологиями — а я взял и скупил 75-% пакет их акций (пришлось, конечно, постараться). Слияние — и все, чем владели они, стало моим. Так что следите за делами на фондовой бирже — иначе можно потерять "нажитое непосильным трудом".
В принципе, гораздо больше денег, чем на розничной торговле, можно сделать на производстве различных товаров. Но для этого нужен стартовый капитал, а заработать его как раз проще всего на покупке/продаже акций либо товаров широкого потребления. А подзаработав деньжат, смело открывайте свое дело. Главное — возьмитесь за отрасль рынка, не контролируемую вашими конкурентами хотя бы в одном городе. И еще учтите, что для производства большинства товаров нужно несколько видов сырья. Если же это сырье не завозят морские порты и не продают другие фирмы, то придется производить его самому. Продукцию сельского хозяйства можно производить достаточно недорого (построил ферму — и выращивай на ней коров или кукурузу), однако производство растительного сырья для ваших заводов будет сильно зависеть от климатических условий. В то же время добыча, например, нефти от погоды не зависит, но постройка шахт для добычи полезных ископаемых — дело безумно дорогое и окупится далеко не сразу. Если же вы захотите заняться высокотехнологичным производством, то для этого вам понадобится не один и не два вида сырья, что потребует огромных вложений.
Естественно, гораздо лучше производить сырьевую продукцию самому, чем покупать ее в портах или у конкурентов. Дело в том, что конкуренты могут взвинтить цены, а порты и вовсе прекратить поставки сырья — и вам придется либо повышать цену на конечную продукцию, либо сворачивать производство (ни то, ни другое к росту доходов не приведет). Производя же сырье собственными усилиями, вы можете установить на него низкую цену и поставить внутреннюю продажу (тогда его смогут купить только ваши предприятия) — в конечном итоге это приведет к уменьшению как себестоимости конечной продукции ваших заводов, так и цены на ваши товары в магазинах. Да, такой подход может повлечь за собой превращение шахты в убыточное предприятие, зато доходы ваших заводов и магазинов резко возрастут за счет увеличения продаж товаров.
Как только вы накопите достаточное количество денег, появится возможность приобрести у государства газетное издательство, теле- или радиокомпанию. Расходуя относительно небольшое количество денег на улучшение качества вещания, вы сможете получать с них стабильный и высокий доход. Также СМИ нужны для размещения в них рекламы своей продукции. Чем больше денег потрачено на рекламу, тем известнее станет торговая марка вашей фирмы. Покупаемость товара потребителями зависит не только от его цены и качества, но и от раскрученности торговой марки. Она бывает трех видов: 1. для всей компании, 2. отраслевая марка, 3. для отдельных товаров. При выборе первой стратегии все виды товаров вашей компании получат одинаковое значение торговой марки. Вам будет легче "раскрутить" новый товар, однако большое количество качественной продукции, производимой вашей фирмой достаточно давно, не сможет превысить уровень марки, характерный для всей компании. Вторая стратегия назначит одинаковое значение торговой марки для товаров одной отрасли, а третья присвоит каждому товару собственную торговую марку. Естественно, что в каждом случае потребуется разное количество денег на повышение рейтинга различных товаров.
Для улучшения качества ваших товаров существует несколько способов: повысить качество сырья (перейдя на новое месторождение), повысить квалификацию ваших рабочих (проведя их обучение) и проводить изучение новых технологий. Новые технологии исследуются в научно-исследовательских центрах. Вы можете исследовать улучшение качества производимой вами продукции (для каждого вида товаров надо проводить отдельные от других исследования) либо изобрести совершенно новую продукцию. В последнем случае можно значительно повысить свои доходы, начав производить продукцию, которой не обладает ни один из конкурентов. Исследования же качества производимых товаров может занимать от 6 месяцев до 10 лет. Чем большее количество времени отводится на исследование, тем большим будет технологический скачок. Однако существует и обратная сторона медали — тем большее количество лет вы будете производить продукцию прежнего качества, а конкуренты не преминут этим воспользоваться.
В целом, возможности Capitalism II практически неисчерпаемы. Хотите — покупайте нерентабельные здания и делайте их рентабельными, хотите — станьте медиа-магнатом, хотите — захватите рынок компьютеров. Вы даже сможете назначить себе зарплату и обойти по собственному капиталу Билла Гейтса. Главное — это малая толика желания да диск с игрой Capitalism II.

Morgul


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2002 год в рубрике виртуальные радости :: Жанр: экономическая стратег

©1997-2021 Компьютерная газета