Mandrake Linux: установка драйверов от NVIDIA
Mandrake Linux: установка драйверов от NVIDIA Если у вас установлен Mandrake Linux и вы считаете, что это отличная операционная система, но вам не хватает hi-end игр вроде Quake III, то вам повезло. Эта статья доходчиво разъяснит, как настраивать Linux-драйвер для NVIDIA-видеокарт. Если у вас есть видеокарточка NVIDIA и вы хотите использовать аппаратные драйверы OpenGL под Mandrake, то читайте дальше.
Прежде чем что-либо совершить, есть некоторые вещи, которые следует сделать заранее, перед тем как приступить к самой процедуре. Первое и самое главное: вам нужна установленная и работающая версия Mandrake Linux. Также вам необходимо скачать драйверы ядра и библиотеки OpenGL с сайта NVIDIA (http://www.nvidia.com/Products/Drivers.nsf/Linux.html). Мы будем самостоятельно создавать драйверы и OpenGL-библиотеки из файлов tarball (вида *.tar.gz или *.tgz).
Важным требованием является то, чтобы версия драйверов/библиотек NVIDIA была не ниже XFree86 4.0. Во время установки Mandrake вы должны были ответить на вопрос, какую версию загружать — XFree86-3.3.x или XFree86-4.x.x ("x" — любая из цифр, мало ли какая версия Xсов будет существовать на момент прочтения статьи). Если вы не выбрали второй вариант, то далее вкратце мы рассмотрим, как установить XFree86-4.x.x. Одно из отличий, с которым мы столкнемся, заключается в файле конфигурации для XFree86-4.x.x: XF86Config-4. Этот файл не совпадает с используемым в XFree86-3.3.x (XF86Config) и может вызвать небольшие затруднения, но об этом далее.
И последнее, следует убедиться, загружены ли исходные файлы ядра. Если этого у вас нет, то читайте об их установке далее, когда я буду писать про установку Xсов. А сейчас перейдите в директорию "/usr/src", воспользовавшись командной строкой либо графическим менеджером файлов, где вы увидите symlink с именем "linux" и директорию "kernel 2.4.xx". Если вы не нашли их или есть какие-то отличия, скорее всего исходные файлы ядра не установлены. Если во время установки Mandrake вы выбрали пункт "Development", то у вас должны быть исходные файлы ядра и все другие программы, необходимые для создания комплекта драйверов. Внимание: Исходные файлы ядра очень большие, поэтому убедитесь в наличии достаточного места на диске для них и для других программ.
Поскольку процесс установки XFree86 4.x.x весьма схож с процессом установки исходных файлов ядра, мы рассмотрим оба в одном разделе. Войдите в KDE (GNOME и т.п.) как "root", чтобы не пришлось беспокоиться о достаточных правах для установки системных программ. Запустите менеджер программ (Software Manager). Сейчас также будет неплохо найти установочные диски Mandrake, чтобы они лежали под рукой, когда менеджер программ потребует их. Если вы посмотрите на левую сторону появившегося окна, в верхней его части обнаружите две закладки: установленное (Installed) и готовое к установке (Installable). Прямо под этими закладками вы видите выпадающее меню, озаглавленное "All". Откройте его и выберите пункт "Uninstalled only", чтобы в списке программ отображались только не установленные модули. Чуть ниже меню имеются еще две закладки: "Tree view" и "Flat list". Продолжите, нажав "Flat list". Идите по списку пока не найдете "kernel-source", после чего поместите отметку напротив этого пункта. Теперь продолжайте поиск, пока не увидите XFree86-4.x.x — отметьте этот пункт тоже. Удобство менеджера программ станет очевидным, после того как вы нажмете кнопку Install наверху. Mandrake, как и большинство других комплектов поставки, проверит наличие всех других программ, которые нужно установить для полной поддержки изменений, сделанных вами. Для исходных файлов ядра таких программ мало, и менеджер программ автоматически установит их. Как только все будет выполнено, вы можете вернуться в менеджер программ и посмотреть раздел установленных модулей, чтобы проверить, что программы появились там.
После того как вы успешно завершите установку и у вас будет полностью рабочий NVIDIA OpenGL драйвер, рекомендуется еще раз запустить менеджер программ и посмотреть, не хотите ли вы установить что-нибудь еще из списка.
Чтобы закончить установку XFree86-4.x.x, мы должны настроить Linux на использование новой версии. Выйдите из менеджера программ и запустите центр управления Mandrake (Mandrake Control Center). В разделе Hardware найдите и откройте опцию Display, а затем нажмите кнопку Expert в нижнем правом углу. Самое первое, что появится на экране, — выбор между XFree86 — 4.x.x и 3.3.x. Пройдите через все остальные этапы выбора, указав монитор, видеокарту, разрешение и глубину цвета. Обязательно проверьте свою конфигурацию, чтобы убедиться, что система будет работать корректно, затем запишите конфигурацию и перезагрузитесь. После перезагрузки вы уже будете использовать XFree86-4.x.x, но для большей уверенности мы удалим старый файл XF86Config. Как "root" откройте менеджер файлов и найдите директорию /etc/X11. В этой директории вы обнаружите XF86Config и XF86Config-4; удалите файл XF86Config и все файлы отката (backup). Файл отката можно узнать по тильде в конце его имени, например, XF86Config~. Перезагрузитесь еще раз; и если все пойдет нормально, вы будете знать, что установка XFree86 прошла успешно и система не пытается использовать старый файл XF86Config.
Итак, у вас есть полностью рабочая XFree86-4.x.x, исходные файлы ядра установлены и необходимые программы скачаны. Найдите незанятую директорию, до которой будет легко добраться (свою домашнюю директорию или создайте директорию с именем "tmp", где можно временно размещать разные данные). Командная строка Linux — мощный инструмент, поэтому выполним последние шаги из командной строки, некоторые из окна терминала и некоторые целиком из графического интерфейса XWindows.
Теперь откройте окно терминала; перед вами появится командная строка с курсором. Текущей директорией будет домашняя директория того пользователя, которым вы вошли в систему. Поэтому если вы root, вы окажетесь в домашней директории "root". В данный момент вы можете зайти как простой пользователь, нам пока еще не нужны "root" привелегии.
Перейдите в директорию с файлами NVIDIA при помощи команды "cd", например "cd /home/xstranger/tmp", а затем выполните команду "ls", чтобы увидеть список содержимого директории. Для этой же цели можно использовать команду "dir" (если вы используете оболочку bash), но "ls" намного лучше, она отмечает файлы разными цветами в зависимости от их функции. Чтобы распаковать tarball-файлы, выполните команду "tar zxvf NVIDIA_kernel-1.0-1251.tar.gz". Сделайте то же самое с GLX tarball-файлом. Совет: когда вам встречаются длинные имена файлов, вроде таких, наберите команду, параметры (здесь это "zxvf") и часть имени файла (NVIDIA_k), затем дважды нажмите "ESC" — и остальная часть появится сама. На самом деле, она появится лишь до того места, где кончается совпадение.
Выполните команду "ls" — и вы увидите две директории, плюс два исходных tarball-файла. Теперь мы готовы выйти из XWindows и работать только из командной строки. Не пугайтесь, это легко. Чем больше вы используете CLi (Command Line Interface — интерфейс командной строки), тем уверенней вы будете себя чувствовать. Запомните, где находятся файлы, и выйдите в консоль.
Итак, перейдем к установке драйвера ядра. Оказавшись в CLi, войдите в систему как "root". Выполните команду "ls" и перейдите в директорию, куда вы распаковали файлы драйвера ядра NVIDIA. Совет: если вы нажмете клавишу F2, держа нажатой Alt, вы откроете другое окно виртуального терминала. Вы снова можете зайти как "root" и заниматься делами, пока другой терминал выполняет свою задачу. Чтобы вернуться к первому терминалу, удерживая Alt, нажмите клавишу F1. Таким образом вы можете открыть 8 или 9 таких терминалов, заходя в систему как кто угодно. Мы сейчас находимся в директории распакованного драйвера ядра и готовы выполнить команду "make". Помните, вы должны были войти как "root"! Наберите "make SYSINCLUDE=/usr/src/linux/include". Параметр SYSINCLUDE гарантирует, что мы используем файлы, построенные на kernel-2.4.xx, но на самом деле это необязательно. Если ваша система настроена правильно, параметр SYSINCLUDE можно не добавлять. В любом случае вы увидите, как по экрану пролетит куча непонятных слов от Linux, а затем все закончится. В общем, здесь нечего смотреть, только убедитесь, что вы не видели ни одной строки, начинающейся с "error". Если вы получили сообщение об ошибке, посмотрите на соответствующую строку, там должна быть указана причина ошибки. Если вы не увидели ошибок, то теперь вы являетесь счастливым обладателем только что созданного драйвера ядра NVIDIA.
Если вы не получили сообщений об ошибках при установке драйвера ядра, тогда вы можете просто сменить директорию на ту, где находятся распакованные библиотеки OpenGL. Именно это является главной причиной того, почему мы не в XWindows. Скомпилируем и заменим программные библиотеки OpenGL (известные как Mesa OpenGL) на аппаратно поддерживаемые библиотеки от NVIDIA. Просто выполните команду "make", находясь в директории с распакованными GLX, — и вы закончите установку. Но наша процедура еще не завершена. Нашим следующим шагом будет модификация файла XF86Congig-4.
Мы будем работать в двух разделах: Module и Display. Для изменения файлов из CLi рекомендуется использовать программу, которая называется Midnight Commander. Для ее запуска выполните команду "mcedit /etc/X11/XF86Config-4". Совет: Linux и Unix различают регистр символов, поэтому удостоверьтесь, что вы набрали все правильно. MC (Midnight Commander) откроет файл XF86Config-4 в цвете, после чего при помощи клавиш управления курсором вы сможете перейти к разделу Module.
Теперь ниже строки Load "dbe" просто дабавьте строку Load "glx". Эта команда сообщает XWindows загружать библиотеки OpenGL NVIDIA при запуске. Теперь идите по файлу дальше, пока не увидите раздел Display. Вы можете найти здесь пару разных конфигураций дисплея, но нас интересует та часть, которая относится к картам от NVIDIA. Смените строку драйвера с "nv" на "nvidia". Напомним, каждая строка, начинающаяся с символа #, считается комментарием и не влияет на работу файла конфигурации.
Сейчас вы сгораете от нетерпения посмотреть, как это все работает, и перезагрузка кажется хорошей идеей. Не перезагружайтесь! Если ваш Mandrake настроен загружать XWindows при старте, настоятельно рекомендуется изменить эту настройку на загрузку командной строки. Тогда, если вдруг XWindows не заработает и компьютер повиснет при загрузке, у вас будет возможность все исправить. Как это сделать? Просто: отредактируйте mcedit'ом файл inittab в директории /etc.
Когда вы откроете файл, недалеко от его начала вы увидите строку "id:5:initdefault:". Именно она и сообщает Linux загружаться прямо в системе XWindows. Если вы посмотрите, то прямо над ней вы найдете комментарий программиста, описывающий каждый из 6 доступных уровней запуска. Просто измените "id:5:initdefault:" на "id:3:initdefault:", сохраните файл и перезагрузитесь. Для этого наберите в CLi "reboot -n" и смотрите, как ваша система легко пройдет процесс остановки.
После перезагрузки выполните команду для запуска XWindows, набрав "startx". Если все пойдет хорошо, то вас будет приветствовать большой белый экран с логотипом NVIDIA прямо по центру, а затем появится рабочий стол. Единственное, что вам осталось сделать, это изменить уровень запуска снова на 5 в файле /etc/inittab — и все готово.
X-Stranger aka Змитраченок Дмитрий Константинович linux@hitech.by
www.linux.hitech.by
Прежде чем что-либо совершить, есть некоторые вещи, которые следует сделать заранее, перед тем как приступить к самой процедуре. Первое и самое главное: вам нужна установленная и работающая версия Mandrake Linux. Также вам необходимо скачать драйверы ядра и библиотеки OpenGL с сайта NVIDIA (http://www.nvidia.com/Products/Drivers.nsf/Linux.html). Мы будем самостоятельно создавать драйверы и OpenGL-библиотеки из файлов tarball (вида *.tar.gz или *.tgz).
Важным требованием является то, чтобы версия драйверов/библиотек NVIDIA была не ниже XFree86 4.0. Во время установки Mandrake вы должны были ответить на вопрос, какую версию загружать — XFree86-3.3.x или XFree86-4.x.x ("x" — любая из цифр, мало ли какая версия Xсов будет существовать на момент прочтения статьи). Если вы не выбрали второй вариант, то далее вкратце мы рассмотрим, как установить XFree86-4.x.x. Одно из отличий, с которым мы столкнемся, заключается в файле конфигурации для XFree86-4.x.x: XF86Config-4. Этот файл не совпадает с используемым в XFree86-3.3.x (XF86Config) и может вызвать небольшие затруднения, но об этом далее.
И последнее, следует убедиться, загружены ли исходные файлы ядра. Если этого у вас нет, то читайте об их установке далее, когда я буду писать про установку Xсов. А сейчас перейдите в директорию "/usr/src", воспользовавшись командной строкой либо графическим менеджером файлов, где вы увидите symlink с именем "linux" и директорию "kernel 2.4.xx". Если вы не нашли их или есть какие-то отличия, скорее всего исходные файлы ядра не установлены. Если во время установки Mandrake вы выбрали пункт "Development", то у вас должны быть исходные файлы ядра и все другие программы, необходимые для создания комплекта драйверов. Внимание: Исходные файлы ядра очень большие, поэтому убедитесь в наличии достаточного места на диске для них и для других программ.
Поскольку процесс установки XFree86 4.x.x весьма схож с процессом установки исходных файлов ядра, мы рассмотрим оба в одном разделе. Войдите в KDE (GNOME и т.п.) как "root", чтобы не пришлось беспокоиться о достаточных правах для установки системных программ. Запустите менеджер программ (Software Manager). Сейчас также будет неплохо найти установочные диски Mandrake, чтобы они лежали под рукой, когда менеджер программ потребует их. Если вы посмотрите на левую сторону появившегося окна, в верхней его части обнаружите две закладки: установленное (Installed) и готовое к установке (Installable). Прямо под этими закладками вы видите выпадающее меню, озаглавленное "All". Откройте его и выберите пункт "Uninstalled only", чтобы в списке программ отображались только не установленные модули. Чуть ниже меню имеются еще две закладки: "Tree view" и "Flat list". Продолжите, нажав "Flat list". Идите по списку пока не найдете "kernel-source", после чего поместите отметку напротив этого пункта. Теперь продолжайте поиск, пока не увидите XFree86-4.x.x — отметьте этот пункт тоже. Удобство менеджера программ станет очевидным, после того как вы нажмете кнопку Install наверху. Mandrake, как и большинство других комплектов поставки, проверит наличие всех других программ, которые нужно установить для полной поддержки изменений, сделанных вами. Для исходных файлов ядра таких программ мало, и менеджер программ автоматически установит их. Как только все будет выполнено, вы можете вернуться в менеджер программ и посмотреть раздел установленных модулей, чтобы проверить, что программы появились там.
После того как вы успешно завершите установку и у вас будет полностью рабочий NVIDIA OpenGL драйвер, рекомендуется еще раз запустить менеджер программ и посмотреть, не хотите ли вы установить что-нибудь еще из списка.
Чтобы закончить установку XFree86-4.x.x, мы должны настроить Linux на использование новой версии. Выйдите из менеджера программ и запустите центр управления Mandrake (Mandrake Control Center). В разделе Hardware найдите и откройте опцию Display, а затем нажмите кнопку Expert в нижнем правом углу. Самое первое, что появится на экране, — выбор между XFree86 — 4.x.x и 3.3.x. Пройдите через все остальные этапы выбора, указав монитор, видеокарту, разрешение и глубину цвета. Обязательно проверьте свою конфигурацию, чтобы убедиться, что система будет работать корректно, затем запишите конфигурацию и перезагрузитесь. После перезагрузки вы уже будете использовать XFree86-4.x.x, но для большей уверенности мы удалим старый файл XF86Config. Как "root" откройте менеджер файлов и найдите директорию /etc/X11. В этой директории вы обнаружите XF86Config и XF86Config-4; удалите файл XF86Config и все файлы отката (backup). Файл отката можно узнать по тильде в конце его имени, например, XF86Config~. Перезагрузитесь еще раз; и если все пойдет нормально, вы будете знать, что установка XFree86 прошла успешно и система не пытается использовать старый файл XF86Config.
Итак, у вас есть полностью рабочая XFree86-4.x.x, исходные файлы ядра установлены и необходимые программы скачаны. Найдите незанятую директорию, до которой будет легко добраться (свою домашнюю директорию или создайте директорию с именем "tmp", где можно временно размещать разные данные). Командная строка Linux — мощный инструмент, поэтому выполним последние шаги из командной строки, некоторые из окна терминала и некоторые целиком из графического интерфейса XWindows.
Теперь откройте окно терминала; перед вами появится командная строка с курсором. Текущей директорией будет домашняя директория того пользователя, которым вы вошли в систему. Поэтому если вы root, вы окажетесь в домашней директории "root". В данный момент вы можете зайти как простой пользователь, нам пока еще не нужны "root" привелегии.
Перейдите в директорию с файлами NVIDIA при помощи команды "cd", например "cd /home/xstranger/tmp", а затем выполните команду "ls", чтобы увидеть список содержимого директории. Для этой же цели можно использовать команду "dir" (если вы используете оболочку bash), но "ls" намного лучше, она отмечает файлы разными цветами в зависимости от их функции. Чтобы распаковать tarball-файлы, выполните команду "tar zxvf NVIDIA_kernel-1.0-1251.tar.gz". Сделайте то же самое с GLX tarball-файлом. Совет: когда вам встречаются длинные имена файлов, вроде таких, наберите команду, параметры (здесь это "zxvf") и часть имени файла (NVIDIA_k), затем дважды нажмите "ESC" — и остальная часть появится сама. На самом деле, она появится лишь до того места, где кончается совпадение.
Выполните команду "ls" — и вы увидите две директории, плюс два исходных tarball-файла. Теперь мы готовы выйти из XWindows и работать только из командной строки. Не пугайтесь, это легко. Чем больше вы используете CLi (Command Line Interface — интерфейс командной строки), тем уверенней вы будете себя чувствовать. Запомните, где находятся файлы, и выйдите в консоль.
Итак, перейдем к установке драйвера ядра. Оказавшись в CLi, войдите в систему как "root". Выполните команду "ls" и перейдите в директорию, куда вы распаковали файлы драйвера ядра NVIDIA. Совет: если вы нажмете клавишу F2, держа нажатой Alt, вы откроете другое окно виртуального терминала. Вы снова можете зайти как "root" и заниматься делами, пока другой терминал выполняет свою задачу. Чтобы вернуться к первому терминалу, удерживая Alt, нажмите клавишу F1. Таким образом вы можете открыть 8 или 9 таких терминалов, заходя в систему как кто угодно. Мы сейчас находимся в директории распакованного драйвера ядра и готовы выполнить команду "make". Помните, вы должны были войти как "root"! Наберите "make SYSINCLUDE=/usr/src/linux/include". Параметр SYSINCLUDE гарантирует, что мы используем файлы, построенные на kernel-2.4.xx, но на самом деле это необязательно. Если ваша система настроена правильно, параметр SYSINCLUDE можно не добавлять. В любом случае вы увидите, как по экрану пролетит куча непонятных слов от Linux, а затем все закончится. В общем, здесь нечего смотреть, только убедитесь, что вы не видели ни одной строки, начинающейся с "error". Если вы получили сообщение об ошибке, посмотрите на соответствующую строку, там должна быть указана причина ошибки. Если вы не увидели ошибок, то теперь вы являетесь счастливым обладателем только что созданного драйвера ядра NVIDIA.
Если вы не получили сообщений об ошибках при установке драйвера ядра, тогда вы можете просто сменить директорию на ту, где находятся распакованные библиотеки OpenGL. Именно это является главной причиной того, почему мы не в XWindows. Скомпилируем и заменим программные библиотеки OpenGL (известные как Mesa OpenGL) на аппаратно поддерживаемые библиотеки от NVIDIA. Просто выполните команду "make", находясь в директории с распакованными GLX, — и вы закончите установку. Но наша процедура еще не завершена. Нашим следующим шагом будет модификация файла XF86Congig-4.
Мы будем работать в двух разделах: Module и Display. Для изменения файлов из CLi рекомендуется использовать программу, которая называется Midnight Commander. Для ее запуска выполните команду "mcedit /etc/X11/XF86Config-4". Совет: Linux и Unix различают регистр символов, поэтому удостоверьтесь, что вы набрали все правильно. MC (Midnight Commander) откроет файл XF86Config-4 в цвете, после чего при помощи клавиш управления курсором вы сможете перейти к разделу Module.
Теперь ниже строки Load "dbe" просто дабавьте строку Load "glx". Эта команда сообщает XWindows загружать библиотеки OpenGL NVIDIA при запуске. Теперь идите по файлу дальше, пока не увидите раздел Display. Вы можете найти здесь пару разных конфигураций дисплея, но нас интересует та часть, которая относится к картам от NVIDIA. Смените строку драйвера с "nv" на "nvidia". Напомним, каждая строка, начинающаяся с символа #, считается комментарием и не влияет на работу файла конфигурации.
Сейчас вы сгораете от нетерпения посмотреть, как это все работает, и перезагрузка кажется хорошей идеей. Не перезагружайтесь! Если ваш Mandrake настроен загружать XWindows при старте, настоятельно рекомендуется изменить эту настройку на загрузку командной строки. Тогда, если вдруг XWindows не заработает и компьютер повиснет при загрузке, у вас будет возможность все исправить. Как это сделать? Просто: отредактируйте mcedit'ом файл inittab в директории /etc.
Когда вы откроете файл, недалеко от его начала вы увидите строку "id:5:initdefault:". Именно она и сообщает Linux загружаться прямо в системе XWindows. Если вы посмотрите, то прямо над ней вы найдете комментарий программиста, описывающий каждый из 6 доступных уровней запуска. Просто измените "id:5:initdefault:" на "id:3:initdefault:", сохраните файл и перезагрузитесь. Для этого наберите в CLi "reboot -n" и смотрите, как ваша система легко пройдет процесс остановки.
После перезагрузки выполните команду для запуска XWindows, набрав "startx". Если все пойдет хорошо, то вас будет приветствовать большой белый экран с логотипом NVIDIA прямо по центру, а затем появится рабочий стол. Единственное, что вам осталось сделать, это изменить уровень запуска снова на 5 в файле /etc/inittab — и все готово.
X-Stranger aka Змитраченок Дмитрий Константинович linux@hitech.by
www.linux.hitech.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2002 год в рубрике soft :: linux