Звуковые редакторы-2002

Звуковые редакторы-2002
Компьютерные звуковые редакторы — это вершина современной научной и профессиональной мысли. Цифровые тракты сравнительно недавно пришли в индустрию производства звука — им 10-20 лет. И это была технологическая революция — ведь оперируя цифровыми данными, мы можем произвести копирование без потери качества и обработку, используя определенные программные алгоритмы, которые отличаются высокой степенью точности.

До того, как перейти в компьютерный вид, первые цифровые устройства заставляли музыкантов и композиторов всматриваться в маленькие монохромные жидко-кристаллические экранчики и выкладывать по несколько тысяч $ за какую-нибудь небольшую, по современным меркам, новацию. Сейчас мы видим продолжение развития ситуации. Современный музыкант или композитор устает от 21-дюймового цветного монитора с разрешением экрана 2048 на 1536 точек, производя навигацию среди бесконечного количества окон с 3D-графикой. Программ расплодилось настолько много, что разработчики их дарят, говоря, что они Free... Несколько футуристично получилось:), но, думаю, что через пару лет это будет нормой. По крайней мере, сегодня уже реально собрать эмуляцию всей техники, выпущенной в период до... А также предсказать, что будет после... Что интересно, в современной музыке уже становятся модными цифровые искажения, такие как шумы квантования и пониженные частоты дискретизации. Скоро придет мода на звук старого поколения программ, с их первыми примитивными реализациями эффектов.

Ну, а сейчас мы будем рассматривать современные программы для редактирования звука TOP-класса. Следует отметить наличие двух основных гигантов в этой отрасли — Cool Edit Pro 2.0, Sonic Foundry Sound Forge v. 6.0 и Steinberg WaveLab v. 4.0. Мы их уже подробно рассматривали на страницах КГ. В начале 2002 года чаша весов склонилась в сторону Steinberg. Но для того чтобы оценить весь рынок программ, наш кругозор следует несколько расширить, что и является задачей этого обзора.


R. M. de Boer Software SoundEdit Pro v.1.1.367
www.rmbsoft.com


Рис.1. R. M. De Boer Sound Edit Pro. Обучающий звуковой редактор.

SoundEdit Pro нельзя отнести к профессиональным программам, но для детей и начинающих она может оказаться полезной. С ее помощью можно самостоятельно освоить основы современного редактирования звука. Используя SoundEdit, вы научитесь работать с маркерами и регионами, устанавливать основные параметры для вашей системы, производить простейшие действия по обработке. Список возможностей редактирования является стандартным для большинства программ звуковых редакторов, и если вы не хотите начинать сразу с профессиональных систем, то SoundEdit может оказаться незаменимым помощником. Помимо этого, программа позволяет работать с файлами популярных форматов, таких как МР3, WMA, Ogg Vorbis и CD Audio (*.cda). Соответственно, ее можно использовать в качестве конвертора. Профессионалов Sound Edit введет в полный ступор отсутствием скроллинга и реализацией управления масштабированием (Zoom) с помощью трех окон с цифровыми значениями.


Рис. 2. Mystik Media Audio Edit Deluxe. Найдите пять отличий от R. M. De Boer Sound Edit Pro...

Как оказалось, SoundEdit не единственная программа в своем роде. Есть еще одна, интерфейсно и функционально с ней схожая — Mystik Media AudioEdit Deluxe. Как говорится, найдите пять отличий. В ней, я бы сказал, по-другому расставлены кнопки и элементы интерфейса — наполнение то же.


FMJ Software & F. M. J. Awave Studio v. 8.2
www.fmjsoft.com


Рис. 3. FMJ Software & F. M. J. Awave Studio.

Что такое Awave, можно попробовать сказать в одном предложении... Возможность импорта 196 форматов файлов и экспорта в 91. Среди поддерживаемых устройств следует отметить синтезаторы и сэмплеры Ensoniq, Akai, Kurzweil, Roland, Yamaha, Casio, Gigastudio/GigaSampler, wavetable-форматы для SB AWE32, SB Live!, Vortex II-карт, TB Pinnacle, TB Maui, AVM Apex, Gravis UltraSound и многих других. Также есть поддержка чтения и сохранения сжатого аудио различных стандартов и типов.

Что удивительно, так это присутствие некоторых расширений для специфических программных библиотек. Например, Awave читает файлы от Native Instruments drum Kit и Native Instruments Reaktor. В эти же форматы возможен и экспорт. То есть без участия самих программ можно редактировать библиотеки файлов для них.


Рис. 4. Система Batch Conversion Wizard в Awave Studio.

Естественно, если имеется такой массив поддерживаемых форматов, в программе просто обязана присутствовать систематизированная обработка множества файлов (Batch Processing). И она есть. В данном случае предусмотрен целый программный комплекс — система Batch Conversion Wizard . Форматы файлов разделены по следующим типам:

— аудио (waveforms) — файлы, содержащие digital audio;

— инструменты (instruments) — файлы, которые могут использоваться в качестве инструментов;

— мультиинструментальные банки (collections) — сложные инструменты, включающие определенное количество простых (сэмплов или т.п.);

— файлы, подобные MIDI-композициям (MIDI-songs).

Определив на начальном этапе в Batch Conversion Wizard необходимый тип файлов, мы создаем их список. Реализована очень удобная функция поиска. Перейдя непосредственно в окно настроек выходных параметров (Select Output Options), мы можем переконвертировать файл в подобный ему формат либо экспортировать в любой совместимый. Например, для MIDI есть функция транспортирования в Wave. На данном этапе (Select Output Options) мы можем указать возможности простейшей обработки (нормализация, удаление тишины в начале и конце файла, ресэмплинг) и загрузить до 4 DirectX-эффектов.

Помимо систематизированной обработки множества файлов, в программе качественно реализованы модули по обработке звука (Audio Processing Wizard), редактирования инструментов (Instrument Processing Wizard), создания инструментов (Create Instrument Wizard) и для записи аудио (Waveform Recording Wizard). Осуществлена поддержка обмена данных по MIDI SDS (аббревиатура от Sample Dump Standard) и SMDI (SCSI Musical Data Interchange protocol).

В принципе, Awave является уникальной программой-менджером между различными стандартами в цифровом звуке. На одной из первых страниц Help'а автор говорит: "Извините, что даю такую длинную страницу для чтения — просто эта программа делает так много вещей...".

Действительно, такая подробная документация встречается довольно редко. Ее можно с интересом прочитать, даже не используя Awave.


Gold Wave v. 4.26
www.goldwave.com


Рис. 5. Gold Wave — интерфейс с годами не меняется.

Программа имеет очень мягкие ограничения shareware-версии, за счет чего ее можно считать весьма удобным free-редактором. На этом почти все преимущества Gold Wave заканчиваются. Отсутствует процесс обработки эффектами в режиме реального времени, что отбрасывает программу на пять лет назад. Обладая неплохим банком собственных модулей, Gold Wave не поддерживает ни DirectX-, ни VST-плагинов. Обработка производится весьма необычным способом — без предпросмотра (Preview).

Хотя исторически сложилось так, что без Gold Wave нельзя сделать полноценный обзор по звуковым редакторам. В начальных версиях программы практически впервые были реализованы эффекты Допплера, Remove Vocals (удаление из фонограммы голоса) и Robot (как один из пресетов флэнджера). Тогда этого не было даже в plug-ins. Следует отметить наличие довольно интересно представленного модуля динамической обработки, с помощью которого можно быстро создать интересные варианты искажения (Dynamics → Weird).

Достаточно уникальным на сегодняшний день является модуль Expression evaluator. Внешне он напоминает калькулятор, а предназначен для изменения либо генерации аудио-сигналов. Все описывается в виде обычных тригонометрических функций и арифметических операций с применением констант и переменных. С программой поставляется банк примеров, включающий группы Dial Tones, Effects, Harmonics, Music, Noise, Waves. Для каждой группы имеется несколько функций-примеров. Данный модуль кажется интересным только на первый взгляд, реальное его применение — эксперименты с генераторами сигнала.

Интерфейс программы довольно громоздок и не трансформируем — панели с горячими кнопками управления стационарны. При работе с множеством файлов мы не имеем широких возможностей по быстрой навигации между ними, как это есть в ряде современных программных продуктов. Также довольно непривычно отсутствие выпадающего меню от правой кнопки мыши, что, в принципе, понятно — выносить на управление нечего.

Программа удобна в качестве конвертора из одного формата файлов в другой. Существует поддержка большинства современных форматов, а также предусмотрен модуль Batch Conversion — для систематизированной работы с множествами. В данном случае речь идет только о конвертировании без обработки.


Cubici Cubic Studio 2.0
www.cubicstudio.com



Рис. 6. Корейский редактор Cubici Cubic Studio 2.0.

Этот корейский звуковой редактор не отличается использованием большого количества форматов файлов, наличием множества эффектов и поддержкой DirectX или VST. Основной козырь Cubic Studio — 3D-трансформация звука. Ее решение предусматривает два вида обработки и представления пространственных моделей управления: слушатель находится в объемном кубе (Predefined 3D Sound) и горизонтальная проекция вида сверху (Free 3D). Оба метода имеют принципиальную разницу. В случае с Predefined 3D Sound мы оперируем возможностями локализации звука в определенных трехмерных положениях — углы и стороны куба. Используя Free 3D, мы указываем абсолютно любую траекторию движения источника звука относительно слушателя, но только в горизонтальной плоскости (вид сверху). Очень интересно звучат пресеты для обоих случаев, например, сведение звука в затылок (Behind you!) и т.п. В предыдущей версии 1.2 аналог Free 3D представлялся несколько по-другому — в четырех горизонтальных проекциях. Но сегодня, к сожалению, эта версия нам доступна только на корейском языке.


Рис. 7. Free 3D в Cubicstudio.

Хоть эффектов у программы не много, нужно отметить качество их реализаций. Например, модуль Panpot/Expansion позволяет одновременно управлять по огибающим (envelopes) панорамным положением и расширением стереобазы. Управление уровнем громкости может производиться как по огибающим, так и с помощью ручек для правого и левого канала в начале и конце файла соответственно (рис. 6).


Black Diamond Sound Systems Tsunami Pro v. 2.4D
www.soundlabs.com


Рис. 8. Black Diamond Sound Systems Tsunami Pro v. 2.4D.

Во время своего появления на массовом рынке несколько лет назад разработка Tsunami Pro удивила многих пользователей наличием поддержки DirectX-эффектов. Тогда это было редкостью.

Программа предназначена для записи, обработки, редактирования и конвертирования файлов. Дополнительные возможности: CD-риппер и плеер, MIDI-плеер, подключение внешнего сэмплера.

Как одна из особенностей конвертирования в Tsunami — формат JAF. Он представляет мощный алгоритм сжатия wav-файлов, более эффективный, чем МР3. При одинаковых характеристиках качества JAF файлы занимают примерно в шесть раз меньший объем. Еще одно отличие JAF — возможность произвести эквализацию перед кодированием. Программа поддерживает большое количество форматов, включая и МР3, и AVI.

Напрямую из редактора можно производить запись одновременно двух стерео-файлов, используя две саундкарты либо одну многоканальную. Развернутый вариант возможностей записи открывается при переходе в соответствующий режим.

Кроме простейших операций редактирования, стандартных для всех современных программ, предусмотрено удаление дефектов (glitch) звуковой волны в специальном окне Magnified Display. В нем мы можем найти некорректные фрагменты и исправить их. Поиск также распространяется на фрагменты тишины и изменения DC-уровня. В этом же окне (Magnified Display) мы можем рисовать форму волны самостоятельно. Предусмотрена автоматизированная функция De-glitch all. На данном этапе следует отметить, что искажения и дефекты — это не всегда отрицательный момент. В некоторых случаях — это специфика инструмента. Используя много раз функцию De-glitch all для файла со звуком TB-303, в котором изначально были заложены искажения, я получил практическое отсутствие звуковой волны в итоге:).

Помимо поддержанных DirectX-плагинов, Tsunami имеет набор собственных эксклюзивных эффектов. Эксклюзивны они по многим параметрам — в частности, по отсутствию в большинстве случаев управляемых характеристик — только пресеты. С другой стороны, эти модули производят достаточно качественные и новые по звучанию результаты. Здесь можно найти неожиданные находки. Весьма интересно звучит 3D-эффект Spatial Localization.

Несмотря на кажущуюся примитивность интерфейса, следует отметить его практичность.

Основные плюсы Tsunami Pro.

— Поддержка DirectX-плагинов.

— Поиск различных фрагментов файла и их "лечение" (Magnified Display).

— 3D-эффект.

— Спектроанализаторы и индикаторы нескольких типов.


...и о погоде


Созданных программ для редактирования звука очень много. Большинство из них имеет серьезные недостатки в интерфейсе, за счет чего я их не вставлял в данный обзор. Одно можно сказать определенно — рынок независимых разработчиков повлиял на брэндов. Почти все, что хоть косо или криво было реализовано, но несло в себе интересную идею, в конце 90-х уже внедрено и разработано на высоком профессиональном уровне. Мало того, современные программы-редакторы практически замещают рынки MP3, WMA-кодеров, CD-рипперов и программ для записи CD, архиваторов, специфических редакторов баз данных. И это далеко не все, на что наступает современный рынок звуковых редакторов. По всей видимости, следующими станут программы для ди-джеинга и обеспечение радиостанций, МР3-проигрыватели, интернет-браузеры. Модуль AudioMontage в WaveLab иллюстрирует, как легко можно перейти из редактора в мультитрековую систему. И нужно отметить, эта программа обладает гораздо более современным интерфейсом, нежели Steinberg Nuendo или Cakewalk SONAR. Поэтому скоро следует ожидать перемен и в данном сегменте рынка.

Есть и минусы. В современных звуковых редакторах пока еще не реализовано автоматизированное управление внутренними параметрами плагинов по огибающим (envelopes) — субтреки автоматизации. Они присутствуют только в избранных программах, не связанных с рассматриваемым рынком. Достаточно не убедительно выглядит 3D. Большое количество plug-ins пока еще не систематизировано до того, чтобы производить по ним быструю навигацию (например, производить выбор и сортировку по наличию того или иного эффекта). Огромные списки в выпадающих меню или структурированные таблицы — не выход. Не плохо бы создать общую базу данных в Интернете, как это есть для музыкальных файлов.

Подводя итоги, можно выделить еще одну тенденцию. На самом деле, редактированию одной звуковой волны сегодня уделяют намного меньше внимания, чем раньше. Современные технологии позволяют быстро найти и исправить за раз все дефекты, произвести качественную обработку и конвертацию. Уже есть попытки полной автоматизации работы с файлами. И, скорее всего, современная работа с редактированием звука будет напоминать нашим потомкам "копание в программном коде" (как это мы понимаем сейчас). Вполне может случиться, что программы по исправлению ошибок, удалению шума и искажений, динамическая обработка и эквалайзинг объединятся в один модуль с большим количеством пресетов, среди которых мы будем выбирать "женский голос", "гитара" и т.п., даже не вдумываясь во внутреннее наполнение выбранного алгоритма редактирования. А может это будет и более сложный шаблонный модуль...


Кристофер-2002, christopher@tut.by




Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2002 год в рубрике soft :: мультимедиа

©1997-2021 Компьютерная газета