Виртуальная студия АudioMulch Interactive Music Studio 0.9 beta 9 patch 1
Флагманы музыкальной индустрии.
Виртуальная студия АudioMulch Interactive Music Studio 0.9 beta 9 patch 1
AudioMulch Interactive Music Studio — это открытая программная архитектура виртуальной студии. Впервые она появилась 24 марта 1998 года. С тех пор AudioMulch, одновременно представляя рынок независимых разработчиков, создает нешуточную конкуренцию "фирменным" коммерческим приложениям. С программой я столкнулся в первый раз примерно в начале 2000 года. Именно после ее обзора я пришел к тому выводу, что надо вводить понятие виртуальных студий. И не ошибся, под эту же концепцию в скором будущем подошли Arturia Storm, Propellerheads Reason, Image-Line Fruity Loops, Native Instruments Reaktor, Native Instruments Dynamo, Sonic Syndicate Orion и многие другие.
Программы и виртуальные студии отличаются своей концепцией. Это архитектуры, включающие инструменты и устройства различных типов с возможностью коммутации последних различными способами. В виртуальных студиях необязательно наличие мультитрекового блока и поддержки аудио-файлов и даже, в некоторых случаях, секвенсора и плэй-листа.
Перейдем к AudioMulch...
Инструменты
В программе предусмотрены генераторы сигнала, виртуальные инструменты и синтезаторы:
10 Harmonics. Аддитивный синтез. Используется 10 генераторов синусоидального сигнала. При их взаимодействии генерируемые волны смешиваются, образуя, таким образом, более сложный синтезированный тембр.
Arpeggiator. Данный модуль эмулирует аналоговый синтезатор с двумя осцилляторами и арпеджиатором. Используя Arpeggiato можно создать монофонические арпеджио различной длительности, направления и диапазона. Осцилляторы работают в унисон, и каждый из них может генерировать один из трех видов сигналов: sine, square или saw-tooth. Программный модуль позволяет управлять балансом двух волн. Диапазон Arpeggiator состоит из двух октав.
Bassline. Эмулятор TB-303.
BubbleBlower. Гранулятор, основанный на сэмплах. Для использования берутся первые 15 секунд загруженного сэмпла или аудио-файла. Подобных этому модулей сейчас очень много. Что удивительно, на данный момент этот эффект больше моден среди разработчиков, нежели у музыкантов.
Drums. Обыкновенная ритм-машинка со стерео выходом. В одном модуле Drums можно использовать 5 инструментов (загруженных сэмплов).
Loop player. Модуль циклического воспроизведения загруженных аудио-файлов. Предусмотрена функция stretch (растягивание/сжатие по времени).
File Player. Воспроизведение аудио-файлов с жестких дисков.
TestGen. Простейший генератор синусоидальной волны или белого шума.
RissetTones. Данный модуль разработан на базе работ Роджера Шеппарда и Жана-Клода Риссета и предназначен для создания акустических иллюзий. Суть этих иллюзий состоит в том, что звук меняет свой тон при неизмененных основных составляющих сигнала.
Эффекты и фильтры
DigiGrunge. Эффект цифровых искажений — шумы квантования и низкие частоты дисретизации.
DLGranulator. Данный эффект пока уникален. С помощью DLGranulator можно создать сложный дилэй-эффект (линию задержки), основанный на гранулированном сигнале. Делая выборку фрагментов из исходного сигнала, этот модуль эффекта создает дифференцированную структуру эффекта (дополнительные линии задержки) — гранулированные фрагменты можно транспонировать, создать арпеджио на возврате. С помощью параметра IOT (interonset time) устанавливается время от начала воспроизведения одного фрагмента до начала другого.
Flanger. Моно-эффект флэнджера.
Nasty Reverb. Эмуляция старых устройств ревербераторов.
Phaser. Простейший модуль фазера.
PulseComb. Амплитудно-модуляционный comb-фильтр. Мы указываем частоту фильтра, параметры пульсации. Можно скомбинировать сложный дилэй-эффект.
RingAM. Кольцевая и амплитудная модуляция.
SDelay. Стерео-дилэй.
Shaper. Эффект, создающий гармонические искажения по множественным формам волны, в представлении Чебышева. Пользователю предоставляется возможность графического редактирования первых 27 гармоник сигнала.
SSpat. Неплохой модуль стерео панорамирования (Stereo Spatial). С его помощью можно задать движение объекта в 3D-пространстве. Для управления используется два графических окна — Path и Trajectory. В первом мы указываем путь следования звука, во втором обозначаем месторасположение данного пути относительно правого и левого канала. Для обеспечения более яркого эффекта движения предусмотрено наличие эффектов Допплера и реверберации, а также есть возможность увеличения глубины эффекта и расширения стерео пространства — параметр Separation.
5Combs — пять запараллеленных comb-фильтров. Для каждого выбирается частота, ее уровень и время затухания.
MParаEQ, SParaEQ — моно/стерео параметрические эквалайзеры.
Nebuliser — гранулятор и фильтры в одном модуле. Практически повторяет DLGranulator, только включает дополнительные настройки, связанные с действием фильтров.
RissetFilter. Фильтр, основанный на принципе RissetTones.
Микшеры, Busses, входы/выходы
Программа позволяет построить коммутацию на любых уровнях: стерео входы-выходы саундкарты, Busses, AUX In/Out, моно и стерео микшеры. Моделировать систему мы можем сами.
VST
В AudioMulch можно использовать любые плагины стандартов VST 2.0 (и раньше), включая VSTi — подключаемые инструменты.
Рабочий интерфейс программы
Рабочий интерфейс AudioMulch состоит из трех окон и главного меню управления.
Окно построения схем (слева). Модули показаны в схематическом блочном виде, и мы оперируем только их входами/выходами — производим коммутацию (с помощью мыши). Доступны операции Cut, Copy, Paste, Delete, Edit, Help.
Окно отображения рабочих интерфейсов программных модулей (справа). В этом окне мы можем работать с самими интерфейсами подключенных модулей.
Редактор автоматизации (снизу). Редактор изменения характеристик с помощью огибающих (envelopes) в процессе времени (по тактам).
Меню управления (сверху). Состоит из главного меню и панели управления.
Работа с AudioMulch
Любые регулируемые параметры родных инструментов, эффект-процессоров, фильтров, коммутационных блоков, микшеров можно вывести на автоматизированное управление. При этом каждым параметром мы можем управлять по MIDI или же в специальном редакторе — по огибающим (envelopes).
В AudioMulch нет явного секвенсора, из-за чего программа может казаться неудобной. К тому же, для каждого модуля нет возможности сохранения и комбинирования палитр (patterns). Это предусмотрено концепцией программы. Во-первых, мы можем использовать бесконечное множество одних и тех же модулей (сколько позволят ресурсы компьютера). А во-вторых, существует автоматизация управления всеми параметрами, в том числе и включением/отключением блоков.
Приведу самый простой пример. Для создания ударной секции нам необходимо использовать 3 вида рисунков. 1-й — основной ритм, 2-й — основной ритм с добавленным элементом (сыгранный по-другому хай-хэт, тарелка и т.п.), 3-й — сбивка. Для этого необходимо использовать три модуля Drums. Закоммутировав их на микшер и создав ритмические фразы, выводим на автоматизацию параметр mute от каждого блока. И включаем/отключаем их по сетке времени, создавая тем самым непрерывную ритм-секцию.
Второй пример — создание сложных эффектов. При подключении инструмента или генератора к эффект-модулю SSpat (эффект 3D-движения) дополнительно можно использовать шум от TestGen, примешав его к исходному сигналу. Результат станет намного эффектнее, так как движение будет осуществляться в более насыщенном частотами спектре. И эффекты Допплера и реверберации зазвучат ярче.
Тонкости
Огромное значение имеет разрешение экрана. При работе с множеством объектов интерфейс перегружен.
Общие впечатления
"Создание музыки "на уровне программных кодов" — примерно такое ощущение складывается от работы в AudioMulch. Несмотря на то, что программа кажется довольно громоздкой, ее возможности превышают своим качеством и количеством многие современные, пусть и лучше "упакованные", коммерческие продукты. Но в любом случае — это вспомогательная программа в рабочей системе. С помощью AudioMulch можно создать принципиально новые звуки и сочетания. Возможности использования эффектов не ограничены, — все зависит от умения построения сложных схем и тяги к экспериментам.
Среди недостатков AudioMulch хотелось бы выделить отсутствие поддержки высоких значений частот дискретизации (хотя 32 бита есть), наличие в большинстве модулей инструментов только одного моно или стерео выхода (что особенно контрастно для модуля Drums).
Плюсами программы AudioMulch являются хорошо продуманная иерархическая структура и блок построения схем, а также вынесение автоматизации управления в одно окно.
Если бы этим технологическим решением воспользовались производители современного мультитрекового ПО, то им бы удалось разгрузить интерфейсы примерно на 20-30%.
Автор благодарит фирму "TECHNIS" за техническую поддержку.
Кристофер-2002, christopher@tut.by
Виртуальная студия АudioMulch Interactive Music Studio 0.9 beta 9 patch 1
AudioMulch Interactive Music Studio — это открытая программная архитектура виртуальной студии. Впервые она появилась 24 марта 1998 года. С тех пор AudioMulch, одновременно представляя рынок независимых разработчиков, создает нешуточную конкуренцию "фирменным" коммерческим приложениям. С программой я столкнулся в первый раз примерно в начале 2000 года. Именно после ее обзора я пришел к тому выводу, что надо вводить понятие виртуальных студий. И не ошибся, под эту же концепцию в скором будущем подошли Arturia Storm, Propellerheads Reason, Image-Line Fruity Loops, Native Instruments Reaktor, Native Instruments Dynamo, Sonic Syndicate Orion и многие другие.
Программы и виртуальные студии отличаются своей концепцией. Это архитектуры, включающие инструменты и устройства различных типов с возможностью коммутации последних различными способами. В виртуальных студиях необязательно наличие мультитрекового блока и поддержки аудио-файлов и даже, в некоторых случаях, секвенсора и плэй-листа.
Перейдем к AudioMulch...
Инструменты
В программе предусмотрены генераторы сигнала, виртуальные инструменты и синтезаторы:
10 Harmonics. Аддитивный синтез. Используется 10 генераторов синусоидального сигнала. При их взаимодействии генерируемые волны смешиваются, образуя, таким образом, более сложный синтезированный тембр.
Arpeggiator. Данный модуль эмулирует аналоговый синтезатор с двумя осцилляторами и арпеджиатором. Используя Arpeggiato можно создать монофонические арпеджио различной длительности, направления и диапазона. Осцилляторы работают в унисон, и каждый из них может генерировать один из трех видов сигналов: sine, square или saw-tooth. Программный модуль позволяет управлять балансом двух волн. Диапазон Arpeggiator состоит из двух октав.
Bassline. Эмулятор TB-303.
BubbleBlower. Гранулятор, основанный на сэмплах. Для использования берутся первые 15 секунд загруженного сэмпла или аудио-файла. Подобных этому модулей сейчас очень много. Что удивительно, на данный момент этот эффект больше моден среди разработчиков, нежели у музыкантов.
Drums. Обыкновенная ритм-машинка со стерео выходом. В одном модуле Drums можно использовать 5 инструментов (загруженных сэмплов).
Loop player. Модуль циклического воспроизведения загруженных аудио-файлов. Предусмотрена функция stretch (растягивание/сжатие по времени).
File Player. Воспроизведение аудио-файлов с жестких дисков.
TestGen. Простейший генератор синусоидальной волны или белого шума.
RissetTones. Данный модуль разработан на базе работ Роджера Шеппарда и Жана-Клода Риссета и предназначен для создания акустических иллюзий. Суть этих иллюзий состоит в том, что звук меняет свой тон при неизмененных основных составляющих сигнала.
Эффекты и фильтры
DigiGrunge. Эффект цифровых искажений — шумы квантования и низкие частоты дисретизации.
DLGranulator. Данный эффект пока уникален. С помощью DLGranulator можно создать сложный дилэй-эффект (линию задержки), основанный на гранулированном сигнале. Делая выборку фрагментов из исходного сигнала, этот модуль эффекта создает дифференцированную структуру эффекта (дополнительные линии задержки) — гранулированные фрагменты можно транспонировать, создать арпеджио на возврате. С помощью параметра IOT (interonset time) устанавливается время от начала воспроизведения одного фрагмента до начала другого.
Flanger. Моно-эффект флэнджера.
Nasty Reverb. Эмуляция старых устройств ревербераторов.
Phaser. Простейший модуль фазера.
PulseComb. Амплитудно-модуляционный comb-фильтр. Мы указываем частоту фильтра, параметры пульсации. Можно скомбинировать сложный дилэй-эффект.
RingAM. Кольцевая и амплитудная модуляция.
SDelay. Стерео-дилэй.
Shaper. Эффект, создающий гармонические искажения по множественным формам волны, в представлении Чебышева. Пользователю предоставляется возможность графического редактирования первых 27 гармоник сигнала.
SSpat. Неплохой модуль стерео панорамирования (Stereo Spatial). С его помощью можно задать движение объекта в 3D-пространстве. Для управления используется два графических окна — Path и Trajectory. В первом мы указываем путь следования звука, во втором обозначаем месторасположение данного пути относительно правого и левого канала. Для обеспечения более яркого эффекта движения предусмотрено наличие эффектов Допплера и реверберации, а также есть возможность увеличения глубины эффекта и расширения стерео пространства — параметр Separation.
5Combs — пять запараллеленных comb-фильтров. Для каждого выбирается частота, ее уровень и время затухания.
MParаEQ, SParaEQ — моно/стерео параметрические эквалайзеры.
Nebuliser — гранулятор и фильтры в одном модуле. Практически повторяет DLGranulator, только включает дополнительные настройки, связанные с действием фильтров.
RissetFilter. Фильтр, основанный на принципе RissetTones.
Микшеры, Busses, входы/выходы
Программа позволяет построить коммутацию на любых уровнях: стерео входы-выходы саундкарты, Busses, AUX In/Out, моно и стерео микшеры. Моделировать систему мы можем сами.
VST
В AudioMulch можно использовать любые плагины стандартов VST 2.0 (и раньше), включая VSTi — подключаемые инструменты.
Рабочий интерфейс программы
Рабочий интерфейс AudioMulch состоит из трех окон и главного меню управления.
Окно построения схем
Окно отображения рабочих интерфейсов программных модулей
Редактор автоматизации
Меню управления
Работа с AudioMulch
Любые регулируемые параметры родных инструментов, эффект-процессоров, фильтров, коммутационных блоков, микшеров можно вывести на автоматизированное управление. При этом каждым параметром мы можем управлять по MIDI или же в специальном редакторе — по огибающим (envelopes).
В AudioMulch нет явного секвенсора, из-за чего программа может казаться неудобной. К тому же, для каждого модуля нет возможности сохранения и комбинирования палитр (patterns). Это предусмотрено концепцией программы. Во-первых, мы можем использовать бесконечное множество одних и тех же модулей (сколько позволят ресурсы компьютера). А во-вторых, существует автоматизация управления всеми параметрами, в том числе и включением/отключением блоков.
Приведу самый простой пример. Для создания ударной секции нам необходимо использовать 3 вида рисунков. 1-й — основной ритм, 2-й — основной ритм с добавленным элементом (сыгранный по-другому хай-хэт, тарелка и т.п.), 3-й — сбивка. Для этого необходимо использовать три модуля Drums. Закоммутировав их на микшер и создав ритмические фразы, выводим на автоматизацию параметр mute от каждого блока. И включаем/отключаем их по сетке времени, создавая тем самым непрерывную ритм-секцию.
Второй пример — создание сложных эффектов. При подключении инструмента или генератора к эффект-модулю SSpat (эффект 3D-движения) дополнительно можно использовать шум от TestGen, примешав его к исходному сигналу. Результат станет намного эффектнее, так как движение будет осуществляться в более насыщенном частотами спектре. И эффекты Допплера и реверберации зазвучат ярче.
Тонкости
Огромное значение имеет разрешение экрана. При работе с множеством объектов интерфейс перегружен.
Общие впечатления
"Создание музыки "на уровне программных кодов" — примерно такое ощущение складывается от работы в AudioMulch. Несмотря на то, что программа кажется довольно громоздкой, ее возможности превышают своим качеством и количеством многие современные, пусть и лучше "упакованные", коммерческие продукты. Но в любом случае — это вспомогательная программа в рабочей системе. С помощью AudioMulch можно создать принципиально новые звуки и сочетания. Возможности использования эффектов не ограничены, — все зависит от умения построения сложных схем и тяги к экспериментам.
Среди недостатков AudioMulch хотелось бы выделить отсутствие поддержки высоких значений частот дискретизации (хотя 32 бита есть), наличие в большинстве модулей инструментов только одного моно или стерео выхода (что особенно контрастно для модуля Drums).
Плюсами программы AudioMulch являются хорошо продуманная иерархическая структура и блок построения схем, а также вынесение автоматизации управления в одно окно.
Если бы этим технологическим решением воспользовались производители современного мультитрекового ПО, то им бы удалось разгрузить интерфейсы примерно на 20-30%.
Автор благодарит фирму "TECHNIS" за техническую поддержку.
Кристофер-2002, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2002 год в рубрике soft :: мультимедиа