Флагманы музыкальной индустрии: Звуковой редактор Steinberg WaveLab 4.0с

Флагманы музыкальной индустрии
Звуковой редактор Steinberg WaveLab 4.0с


В этом цикле статей мы попытаемся предельно внимательно присмотреться к программам — флагманам индустрии, таким как Steinberg WaveLab, Steinberg Nuendo, Propellerheads Reason, Magix Samplitude 2496, Emagic Logic Audio, Digidesign Pro Tools, Sonic Foundry Sound Forge, Sonic Foundry Vegas, Cakewalk SONAR, Sonic Syndicate Orion и др. Сегодня разговор пойдет о самом мощном профессиональном звуковом редакторе Steinberg WaveLab.

Что мы знаем о WaveLab? Это звуковой редактор от известной немецкой фирмы Steinberg, практически ровесник компьютерных музыкальных технологий. А еще это главный конкурент Sound Forge:). На самом деле WaveLab 4.0 является лучшим профессиональным звуковым редактором, и моя задача убедить вас в этом. Фирма Steinberg выпустила продукт, который оставил далеко позади всех своих конкурентов. Современный WaveLab — это:
— Многозадачный интерфейс.
— Работа с файлами с разрядностью до 32 бит и частотой дискретизации до 192 КГц.
— Поддержка ASIO, MME и WDM-драйверов.
— Новый формат файлов — OSQ.
— Широкие возможности по аудио-монтажу. Встроенный мультитрек. Управление уровнем эффектов по огибающим (envelopes).
— Поддержка до восьми одновременно загруженных плагинов в режиме реального времени (VST и DirectX).
— Создание и использование баз данных. Сортировка файлов по таким параметрам, как дата создания, качество, размер и т.п.
— Обработка большого количества файлов (Batch Process).
— Создание архивов.
— Профессиональная запись CD с оформлением. Мастеринг.
— Копирование CD, CD-граббер.
— Конвертирование в МР3 и другие популярные форматы.
— Поддержка сэмплеров.
— Мощный блок анализа и индикации, включающий коррелометр и многополосный анализатор спектра, работающие в режиме реального времени.
И многое другое...

Управление. Интерфейс-трансформер
В зависимости от того, как вы используете программу, интерфейс меняется. Появляются и исчезают пункты главного меню, рабочие окна для каждого из процессов различны. При этом сама программа многозадачна. Вы можете одновременно записывать CD, компрессировать данные для архива и воспроизводить аудио-файлы с загруженными плагинами. Более того, вы можете одновременно работать в нескольких копиях WaveLab (данная функция вызывается из главного меню: Options-> Open a new WaveLab application)
Интерфейс, соответствующий определенному процессу, мы будем называть рабочей областью. Помимо рабочих областей, в качестве самостоятельных элементов программы можно выделить главное меню, рабочее меню управления ("горячие" кнопки), выпадающие меню и мастер-секцию.
Рабочее меню управления можно подстраивать под себя, перетаскивая мышью блоки-панели Standart commands, Transport, Meters и Tools. С помощью "горячих" кнопок осуществляется быстрый доступ к стандартным функциям. В данном случае дублируются пункты главного меню. Каждая функция может вызываться и с помощью "горячих" клавиш. В программе уже имеется стандартный список таких команд, но его можно менять и подстраивать под себя: Options-> Key commands... "Горячими" клавишами можно охватить практически все существующие в программе команды.

Работа с множеством файлов
Во время работы мы постоянно оперируем достаточно большим количеством файлов, которые необходимо упорядочить и подвергнуть сортировке. Разработчики качественно решили эту проблему и позаботились о нас на всех уровнях. Например, в программе присутствует органайзер для плагинов: Options-> Organize Master Section plug-ins... С помощью этого программного модуля возможна сортировка имеющегося арсенала плагинов по папкам, а также закрепление за каждым из них (плагинов) своей комбинации "горячих" клавиш.
Если мы работаем сразу с несколькими аудиофайлами или рабочими областями, то в интерфейсе предусмотрена очень удобная система закладок (снизу). Благодаря этой функции нам не нужно искать требуемый файл среди множества окон — используем "менеджер".
Для удобства работы с большим количеством мультимедийных файлов разработчики предусмотрели редактор баз данных (см. Audio Databases), модуль архивирования (Backup Plan) и обработчик файловых массивов (Batch process и Batch file encoding).

Batch process и Batch file encoding
На данной теме я остановлюсь чуть-чуть поподробнее...
Среди самых удобных свойств современных звуковых редакторов можно выделить возможность систематизированной обработки большого количества файлов.
Представим ситуацию: нам необходимо обработать таких 100 штук одним и тем же эффектом или конвертировать их в другой формат, например, из WAV в МР3. Вручную это сделать нереально. Решение подобных вопросов берут на себя Batch-процессоры. В WaveLab мы можем увидеть одну из самых качественных реализаций этого типа программных модулей. Tools-> Batch Process... Перед нами открывается одноименное окно (Batch Processing).

Сначала необходимо загрузить массив файлов в рабочее окно закладки Input. Программа позволяет это сделать тремя путями:
1. Искать и выбирать аудио-файлы вручную (Browse and add file). В открывшемся окне выбирается тип файлов, и проводник их отображает.
2. Загружать все файлы из указанных папок (Add all files from folder). Мы выбираем папку, вводим необходимое расширение (например, wav), и программа сама производит поиск в указанной директории. Если указатель Look in subfolders сделать активным, то поиск распространяется и на поддиректории данной папки.
3. Добавить файлы уже открытые в программе (Add file already open in WaveLab).
Загруженный таким образом массив можно подвергнуть сортировке по именам, месторасположению, формату, размеру, частоте дискретизации, разрядности и количеству каналов. Функция и вид сортировки вызываются из выпадающего меню кнопки Extra. Полученный список файлов можно сохранить и использовать впоследствии (Save/Open file list). Для анализа изменений в списке используется функция Validate List, которая проверяет его достоверность. Удобный интерфейс позволяет прослушать файлы, не выходя из списка (Play Selected File), и при необходимости загрузить их в WaveLab для редактирования (Edit selected file). При этом загруженные в редактор файлы имеют другой тип значка в списке (отображаются индикативно).
Все найденные или выбранные файлы находятся в виртуальной Batch-директории. Таких директорий можно создать много, присваивая каждой из них свое название и папку на физическом диске. Смысл создания нескольких директорий состоит в том, что для каждой из них можно указать свои задания. Например, файлы, находящиеся в Batch-директории N 1, будут обрабатываться эффектом реверберации, а в Batch-директории N 2 — хоруса.
Как мы можем это осуществить? Две директории уже созданы. Теперь выделяем первую либо выбираем один файл, в нее входящий, и нажимаем кнопку Edit Batch plug-ins. Перед нами открывается окно Processor List.

В нем мы можем загрузить необходимое количество плагинов, изменив их настройки по мере надобности, и после этого возвращаемся в исходное окно. Точно так же поступаем и с Batch-директорией N 2, с той разницей, что загружаем другие эффекты.
Произведя ввод исходных данных для конвертирования, мы должны определиться с тем, что будет на выходе. Открываем закладку Output окна Batch Processing. Там мы указываем папку, в которую будут сохраняться файлы после обработки. Если вместо названия папки выбирается Bath Path, то сохранение будет происходить в директории, которые мы указали вначале. В имена выходных файлов можно внести изменения — вписать префиксы или суффиксы. Программа предлагает также возможность их нумерации.
При необходимости полученный массив мы можем заключить в zip-архив, а также изменить формат выходных файлов (Output Format), например, МР3. Теперь нажимаем Run и можем отдыхать.

Batch file encoding — это упрощенная модель Batch Process..., предназначенная только для перекодировки файлов в форматы *.mp3, *,wma и *.osq. Первые два — известные нашему читателю типы файлов. OSQ требует расшифровки. OSQ (аббревиатура от Original Sound Quality) — внутренний формат сжатия для WaveLab. Компрессия происходит без потери качества, и при этом мы экономим место на диске.

Базы данных Audio Databases
С помощью WaveLab из всех аудио-файлов, находящихся в нашей библиотеке, можно создать единую структурированную базу данных. Зачем это нужно? Для порядка. Мы уже знаем, по каким параметрам в программе можно производить поиск и сортировку файлов. Но при этом есть необходимость в еще более структурированном подходе к данным. Представьте, что у нас есть некий виртуальный банк сэмплов малого барабана. Библиотека находится на различных носителях, одна часть ее — на нескольких CD, другая раскидана по всевозможным папкам на HDD...
File-> New (Audio Database — редактор баз данных.

В левом верхнем окне (Location) мы идентифицируем физические носители, автоматически выполняя поиск мультимедийных файлов, на них расположенных. Все команды, в данном случае, производятся из выпадающего меню, появляющегося по нажатию правой кнопки мыши. Список найденных файлов отображается в центральном окне.
Таким образом, формируется некая общая база из всех аудио-файлов, содержащая информацию об их месторасположении, датах создания, названиях, технических параметрах. Для каждого файла мы можем ввести дополнительное описание (Properties). Следующим своим действием мы добавляем еще одно поле для поиска и сортировки — имя виртуальной папки, к которой отнесем выбранные файлы. Например, малые барабаны из нашего примера поместим в папку Snare. Список виртуальных папок отображен в правом верхнем окне (Category).
Обращаться с такой базой данных очень удобно. Можно быстро найти нужный файл, определить, на каком он диске или CD-ROM, даже если последнего нет в приводе.

Архивирование. Backup Plan
File-> Edit (Add to Backup Plan... Прибегая к архивированию, мы можем решить следующие задачи: освобождаем место на диске, упорядочиваем или дублируем данные. Обычно такие операции производятся без участия звуковых редакторов. Но теперь наличие средства создания Backup представлено в WaveLab как необходимый элемент. Нашими помощниками являются сортировка, возможность прослушивания и редактирования "не отходя от кассы", встроенный архиватор, система создания CD, включающая даже подготовку лэйбла и обложки (в WaveLab, как оказалось, есть в наличии некое подобие графического редактора:)). Архивы создаются довольно просто, интерфейс редактора интуитивен. Единственное, что хочется отметить на данном этапе, — возможность кодирования в OSQ-файлы. И еще, формируя архив, можно воспользоваться двумя режимами архивирования: Simulate и Execute. Simulate рассчитывает архивирование, но не производит его. Результатом работы такого режима является отчет: сколько файлов в архиве, сколько они занимают места и сколько места сэкономлено.

Работа редактора
Интерфейс WaveLab как редактора можно по праву считать интуитивным. Еще бы! Программе уже восемь лет! За это время основную функцию нельзя не отшлифовать.
Редактирование разделено на офф-лайн-процессинг и наложение эффектов в режиме реального времени. К оффлайн-процессингу относятся такие операции, как нормализация, изменение громкости, fade in, fade out, crossfade, инверт-фазы, реверс, DC Offset, декликер, time stretch, коррекция питча, питч-шифтер, гармонизация, hi-fi хорус, конвертор частоты дискретизации. Все эти функции вызываются из пункта главного меню Process.
Самое яркое отличие WaveLab от других редакторов — поддержка работы одновременно загруженных плагинов в режиме реального времени. Для загрузки этих программных модулей предусмотрено окно Effects из мастер-секции.

Воспользовавшись этим окном, загружаем VST или DirectX-плагины. В режиме реального времени можно произвести настройку их параметров. Что удивительно, аппаратные ресурсы не дают о себе знать при полноценной загрузке эффектами. Чувствуется Steinberg (я его особенно полюбил после Nuendo). В мастер-секции отдельно предусмотрен модуль дитеринга (dithering). В четвертой версии WaveLab появилась возможность использования Aprogee UV22 HR для этих целей. Дитеринг необходим при переходе с более высшей разрядности на более низкую. Например, часть обработок и эффектов работают на уровне 32 бит. В таких случаях дитеринг необходим. Но всегда ли программа использует 32 бита? Для того чтобы это узнать, в программе предусмотрен специальный индикатор Bit Meter, который показывает, когда используется более 16 бит.
Внизу мастер-секции находится кнопка Render, которая запускает процесс преобразования файла или деструктивную обработку.

Индикаторы
Помимо стандартного индикатора уровня громкости в мастер-секции, мы можем воспользоваться достаточно большим арсеналом индикативных средств. Используются Level/Pan Meter, Phase Scope (кореллометр), 60-полосный Spectrum Meter, FFT Meter (спектроанализатор), Bit Meter и Wave Scope. Переключение режимов работы этих устройств управляется либо "горячими" кнопками из панели Meters, либо вызываются из пункта главного меню Analysis. Таким образом, можно производить мониторинг воспроизведения (Monitor Playback), входного сигнала (Monitor Audio Input), а также "замораживать" индикаторы (Freeze All Meters), показывать значения в месте положения курсора (Monitor Edit Cursor Position) либо выделенного фрагмента (Analyze selection).

Audio Montage
Audio Montage — это мультитрековый программный модуль с недеструктивным редактированием. Мы можем использовать ненормированное количество виртуальных треков, управлять эффектами с помощью огибающих (envelopes), а также пользоваться при этом плагинами из мастер-секции. При сведении достаточно использовать стандартные функции редактирования и envelopes. В микс можно вставлять файлы любых доступных форматов, включая МР3. Микс-даун производится с помощью кнопки Render мастер-секции, как и при обычном редактировании. С помощью Audio Montage можно размечать и микшировать компакт-диски, а также записывать их, не выходя из данной рабочей области.
Эффекты для Envelopes — модули стандарта VST. Сами огибающие можно запоминать и копировать. Предусмотрен экспорт из недеструктивного редактирования в деструктивное (файлы с Envelopes экспортируются в обычные измененные). Огибающие некоторых функций и эффектов, как и сами файлы, могут преобразовываться из стерео в моно.
Предусмотрена расширенная система маркеров, с помощью которой можно быстро и эффективно произвести разметку CD.

CD Project
File-> Add to CD Project... Модуль CD Project напоминает обыкновенную программу-"писалку" дисков. Все функции стандартны, но хочется отметить, что в WaveLab встроен свой собственный редактор, позволяющий быстро и эффективно сделать лэйбл и обложку на диск.
Программа предлагает разместить на CD PhotoViewer, загрузить ваши изображения, сформировать и заполнить файл AUTORUN.INF и многое, многое другое, что касается качественного производства CD в домашних условиях. В общем, любой каприз за ваши деньги.

Import Audio CD и копирование дисков
Импортирование аудио-данных с музыкальных CD — дело нехитрое. Но и здесь Steinberg смогла внести разнообразие. Достаточно сказать, что предусмотрен CD reading-метод, который отличается от стандартных методов, используемых в CD-грабберах. Также реализован Ultra-Safe Mode, и пользователю предлагается выбрать варианты поканального импорта аудио (стерео, только правый канал, только левый). Разумно предусмотрена связь с интернет-базой CDDB, с помощью которой вы сможете распознать диск, получить названия композиций и т.п. Импорт файлов производится в форматы wav, mp3 и wma.
Модуль копирования дисков стоит отдельной опцией. Для того чтобы он работал, необходимо два устройства — считывающее и записывающее. Можно управлять скоростью копирования, а также предусмотрено несколько режимов этого действия.

Workspaсe
Workspaсe — это еще один тип файлов. В них сохраняются все текущие рабочие настройки. Если Вы создали Workspace-файл (*.prj), то его не нужно даже периодически сохранять, программа это делает автоматом. После создания можно открывать сколько угодно рабочих окон, работать с файлами различных типов: архивами, монтажом, базами данных, обыкновенным аудио и т.д. Все сохраняется. Если вы закрываете PRJ-файл, то все рабочие окна закрываются вместе с ним. При этом запоминается абсолютно все, вплоть до месторасположения окон. Снова открыв уже имеющийся в наличие PRJ-файл, вы полноценно возвращаетесь к работе.

Автор благодарит фирму TECHNIS за техническую поддержку.
Кристофер


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2002 год в рубрике soft :: мультимедиа

©1997-2021 Компьютерная газета