Мы наш, мы новый мир построим

Мы наш, мы новый мир построим
В последние годы существует много игр, способных увлечь на час (пять, десять). А вот игры, способные затянуть игрока в свой мир на недели и месяцы, исчисляются едва ли десятком. Одна из таких игр — Europa Universalis II. В этой игре можно управлять практически любой из стран, существовавших в период с 1419 г. по 1820 г. Вы не являетесь всемогущим правителем страны, скорее — чем-то вроде первого министра, правда, бессмертного:). Количество возможных стран приближается к двумстам (!!!). В игре существует несколько отдельных сценариев (Эпоха географических открытий, Эпоха торговли, Наполеоновские войны и т.д.), а также режим Grand Campaign, позволяющий выбрать любую страну в 1419 г. и провести ее через все исторические этапы до 1820 г. Причем выбрать можно действительно любую из имеющихся стран. Как вам возможность поиграть за Тевтонский орден, или за Ирландию, или за государство ацтеков, а то и за Японию — возможностей сколько угодно. Более того, эта игра стала первой, в которой появилась возможность "порулить" нашей исторической Родиной — Великим княжеством Литовским.


Europa Universalis II — одна из стратегий, нарушающих обычные каноны жанра real-time (хотя полноценно реалтаймовой ее назвать нельзя — в любой момент вы можете остановить время и отдать все необходимые распоряжения — что есть хорошо:). В большинстве игр достаточно накопить побольше сил — и вот уже ваши армии сметают все и вся с лица Земли. Здесь это невозможно (да и не нужно). В истории нашей планеты ни одному завоевателю так и не удалось подчинить себе весь мир — не удастся и вам (если, конечно, обойтись без кодов). Базовым понятием игры является понятие стабильности вашего государства, которое изменяется от -3 до +3. При отрицательных значениях стабильности у вас будет все меньше доступных торговцев, дипломатов, миссионеров, колонистов (а при стабильности в -3 вы даже не сможете объявить войну). И наоборот, при стабильности +3 они к вам валом повалят. Отрицательная стабильность также вызывает постоянные восстания в ваших провинциях — а восстания надо подавлять (иначе восстания перекинутся на другие провинции, а впоследствии часть страны даже может провозгласить независимость).
В первую очередь на стабильность влияет ваша внешняя политика. Во-первых, для объявления войны нужен повод (casus belli) — война без повода повлечет за собой значительное уменьшение стабильности. Если религия государства, с которым вы собираетесь вести войну, совпадает с вашей, то стабильность также уменьшится. Если у вас мирный договор с этим государством — то же самое (вот и веди после этого войны!). Но даже если вы будете вести войну без уменьшения стабильности (ну-ну, посмотрим, как это у вас получится:), учтите, что отношение других государств к вам изменится. Две-три успешные войны — и практически все ваши соседи будут относиться к вам отрицательно. Так что завоеватель мира обязательно столкнется с коалицией государств, каждое из которых слабее его, но вместе они одолеют одиночку с легкостью.
Кстати, для того чтобы осуществить какое-либо дипломатическое действие (объявить войну, войти в состав коалиции государств или выйти из нее, предложить заем сопернику и т.д.), необходимы дипломаты. На одно действие расходуется один дипломат, следовательно, расходовать их придется с умом. Помимо дипломатов, у вас есть миссионеры — для смены религии своих провинций, колонисты — для колонизации незаселенных земель, и торговцы. Торговцы — это один из важнейших способов добычи денег в игре. Торговцев можно засылать в торговые центры, располагающиеся по всему миру. Засылка торговца может иметь три возможных варианта дальнейших событий: 1. Торговец не сможет установить торговлю в этом месте и исчезнет; 2. Торговец выкинет с рынка торговца из другого государства и также исчезнет (но ваша доля рынка увеличится); 3. Торговец откроет свою торговлю в центре. В одном торговом центре может одновременно торговать до пяти (после открытия технологии монополии — шести) ваших торговцев. Деньги, получаемые от доходов с торговли, расходуются на содержание армии, проведение исследований, увеличение стабильности или просто переходят в казну.
Исследования являются важнейшей частью жизни государства. Играя в Grand Campaign, вы начинаете управлять страной, не знающей аркебуз и артиллерии, обладающей слабым флотом, не знающей понятия торговой монополии, обладающей плохой системой налогообложения и т.д. Но, постепенно тратя деньги на исследования, вы откроете все это и многое другое. Естественно, что чем больше ваш уровень исследований в военной и внутригосударственной сферах, тем большими возможностями будет обладать ваша страна.
Ваша страна состоит из некоторого количества провинций. Каждая провинция дает определенный доход в казну (раз в год) и доход в торговый центр, к которому она принадлежит (раз в месяц). Доход с торгового центра распределяется между странами, имеющими на нем торговцев, а чем их больше и чем выше уровень торговых технологий у страны — тем большая часть денег перейдет государству. Доход с провинции также зависит от религиозных и культурных факторов. Если ее религия либо культура отличается от государственной, то доход уменьшается на 30 процентов. А если провинция не имеет связи со столицей по суше — еще на 10 процентов. В провинциях можно строить различные здания (для доступа к которым надо достичь определенных уровней в исследованиях инфраструктуры). Некоторые здания увеличивают доход с провинции, некоторые — уменьшают риск восстаний. Можно также строить мануфактуры (в каждой провинции — по одной), которые ускоряют исследования в различных областях, нанимать войска, а в провинциях с портом — строить корабли.
Тактических битв в игре нет. Битвы на суше и на море отображаются уменьшающейся полоской количества войск/кораблей противников. Есть три рода сухопутных войск — пехота, кавалерия и артиллерия. Артиллерия незаменима при осаде крепостей, кавалерия — в боях с армией противника, а пехота — это нечто среднее по полезности между двумя другими. Видов кораблей также три — боевые корабли (хорошо сражаются в океанских водах), галеры (дешево и сердито, но только во внутренних морях — Средиземном и Балтийском, в океане быстро вымирают) и транспортники (перевозят больше войск, чем другие, но в боевом отношении — полный ноль).
Каждые 10 лет вы можете менять внутреннюю политику страны по своему усмотрению. Можно выбрать между склонностью к личной свободе населения или крепостничеству, свободной торговлей или меркантилизмом, оборонительной либо наступательной доктринами и т.д. Каждое изменение во внутренней политике страны уменьшает стабильность на единицу. Не менее важной является и внешняя политика. Для того чтобы успешно отбиваться от врагов или вести завоевательные войны, нужны хорошие союзники. Как же можно привлечь союзников на свою сторону? Ответ прост — дайте им денег:). Можно просто послать письмо правителю другой страны (стоит недорого, но и результат не очень), можно послать подарок правителю (уже лучше), а можно послать подношение от всей страны (результат — огромен, но и стоить может как годовой доход государства). Если вам объявят войну (или вы объявите), можно попросить союзников о помощи. При хорошем к вам отношении они вступятся за вас. Только учтите, что хотя союзники ведут войну вместе с вами, но мир они могут заключить самостоятельно. И получится, что вы воевали, а плоды победы пожнут они:(.
В игре существует три основных режима. Первый — deathmatch — побеждает страна, первой захватившая указанное количество провинций. Второй — побеждает игрок, первым набравший определенную сумму очков. И третий — классический — побеждает тот, у кого сумма очков к моменту окончания сценария будет наибольшей. Очки даются за успешное ведение войн, внутренней и внешней политики, колонизацию новых земель. Также очки даются за выполнение миссий, выдаваемых вам правителем страны, но за невыполнение — отнимаются. Вы можете взять миссию и сами (если у вас не выбрано ни одной, то правитель назначит задание по своему усмотрению). Существует несколько видов миссий: удержать провинцию, завоевать провинцию, заключить новый союз, вступить в династический брак, открыть определенную провинцию, колонизировать провинцию и не допустить присутствия какой-то страны в определенном регионе. В связи с последней миссией есть любопытный прикол: играю я как-то за ацтеков и правитель предлагает мне миссию — не допустить присутствия Новгорода в Скандинавии (ага, щаззз! В начале XV в. прямо-таки ацтеки знали о существовании какого-то там Новгорода или Скандинавии:)).
Пожалуй, это все. Все возможности этой игры (а они практически безграничны) втиснуть в краткий обзор все равно невозможно. Итак: всем играть! играть! играть!, как завещал Великий Я. Ну, а у меня там маленькая литовско-казахская война намечается — так что я побежал...
Morgul



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2002 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2021 Компьютерная газета