Видеокарта Gigabyte AR64S-H (Radeon 7500)

Видеокарта Gigabyte AR64S-H (Radeon 7500)
Все мы хорошо знаем фирму Gigabyte как производителя недорогих и достаточно надежных и неприхотливых материнских плат. А еще эта фирма успешно поставляла на наш рынок видеокарты на чипах NVIDIA. Ее графические решения были во многом похожи на материнские платы — такие же доступные по цене, надежные, без фокусов, но относительно простые, без наворотов, и со средним качеством. И вдруг мы узнаем, что Gigabyte больше не будет выпускать видеокарты "как у всех" — фирма начинает сотрудничать с канадским производителем ATI в рамках его партнерской программы.

Как известно, ATI занималась не только разработкой, как конкуренты, но и выпуском видеокарт на заводах в Канаде, что гарантировало высочайшее качество, совместмость, хорошую комплектацию, поддержку и т.п. Однако этот путь оказался тупиковым — NVIDIA со своими многочисленными партнерами стала быстро прибирать к рукам рынок игровых 3D-ускорителей и видеокарт других категорий. ATI ничего не оставалось, как поступить так же — начать поставку чипов сторонним компаниям, размещать заказы на свои видеокарты на чужих заводах, сотрудничать с серьезными Retail-фирмами вроде европейской Hercules. Фирма Gigabyte стала одним из самых серьезных партнеров ATI как по производственным мощностям и объемам выпуска, так и по научно-техническому потенциалу и опыту разработки и выпуска видеокарт. В текущей линейке Gigabyte имеются не только повторяющие эталонный дизайн модели, но и некоторые уникальные изделия, спроектированные самостоятельно.
Модель AR64S-H основана на графическом чипе ATI RV200, который лег в основу видеокарты Radeon 7500. Это дальнейшее развитие хорошо известного чипа Radeon R100, первого удачного 3D-ускорителя ATI со встроенным блоком аппаратного преобразования координат, отсечения и расчета освещения (TCL). Radeon RV200, как и его предшественник, имеет всего два конвейера рендеринга, хотя и с тремя текстурными модулями на каждом. В низких разрешениях он не может тягаться с чипами GeForce2, поскольку большинство игр не способно использовать преимущества конвейеров, накладывающих три текстуры. Однако благодаря технологии HyperZ, оптимизирующей работу с Z-буфером, и мощному T&L-блоку Charisma Engine Radeon в высоких разрешениях с глубиной цвета 32 бит показывает неплохую производительность.
Чип RV200 полностью унаследовал 3D-ядро предшественника. Однако в него были добавлены новые блоки (второй RAMDAC, TMDS-, TV-контроллеры), позволяющие использовать его не только в качестве основы для игровой видеокарты, но и для работы в мультимониторных конфигурациях, с видеоданными и т.п. К тому же RV200 выполнен по более прогрессивной тхнологии 0.15 мкм, благодаря чему его частота выросла, а потребление энергии снизилось. Кроме того, были окончательно отлажены драйверы — больное место всех ATI'шных чипов.
Видеокарта Gigabyte AR64S-H, хотя и ведет свое происхождение от Radeon 7500, на самом деле имеет с ним мало общего. Она оснащается не памятью DDR SDRAM, а обычной SDRAM, да еще и работающей на пониженных частотах (175 МГц против 460 (230x2) у Radeon 7500). Частота чипа RV200 тоже заметно снижена и составляет 256 МГц вместо положенных 290.
Видеокарта очень компактна — у нее на борту практически нет дополнительных микросхем, поскольку все необходимое уже встроено в графический чип. Восемь микросхем памяти размещено на одной стороне печатной платы. "Изюминка" видеокарты — огромный по площади радиатор, закрывающий ее большую часть. Он охлаждает не только чип (имеется небольшой вентилятор), но и микросхемы памяти. Кроме того, Gigabyte применила уникальную систему аппаратного мониторинга. Так, установленный на карте чип Winbond позволяет программно получать доступ к трем напряжениям (ядро, интерфейс, 3.3 В), температуре радиатора (под ним находится гибкий термодатчик), управлять частотами RV200 и памяти, а также скоростью вращения вентилятора (выбор режима Turbo, Normal и Energy Save). Для этих целей Gigabyte разработала утилиту V-Tunner. Она имеет интересный графический интерфейс, позвляет отображать текущие отслеживаемые значения, рисовать графики, разгонять чип и видеопамять. К сожалению, утилита пока не совсем доведена до кондиции, а новые версии на сайте не выкладываются.
Я надеялся, что удастся неплохо разогнать видеокарту с помощью V-Tunner, но — увы — к разгону она практически не приспособлена, несмотря на внушительный радиатор и кулер. Будем надеяться, что к моменту массового появления ее на рынке ситуация улучшится.
Отдельный плюс AR64S-H в том, что эта видеокарта оснащена тремя выходами — обычным аналоговым D-Sub, совмещенным (цифровым и аналоговым) DVI-I и выходом TV-Out (S-video и композитный). К сожалению, в комплекте нет переходника DVI<-> D-sub, поэтому для получения истинно "двухголовой" карты его придется приобретать отдельно. Зато есть кабель для TV-Out с двумя разъемами — DIN и RCA, подходящий к любому телевизору и видеомагнитофону.
Gigabyte поставляет видеокарту как в OEM-варианте, так и в коробке. Коробочная версия дополнительно комплектуется программным видеопроигрывателем PowerDVD XP 4.0 и пятью играми не первой свежести (Oni, Rune, Heavy Metal F.A.K.K., Motocross Mania и Serious Sam). На диске с драйверами я нашел только reference-драйвер ATI для "партнерских" видеокарт версии 7.64 (на момент написания статьи уже устарел), другого полезного софта там не оказалось. Теперь — о результатах испытания карты.
Качество в 2D у нее оказалось средним — на уровне прежних видеокарт Gigabyte. Визуально на первом и втором выходе картинка смотрится одинаково. Для недорогой потребительской видеокарты это вполне приемлемо.
Качество в 3D с выпуском новых драйверов улучшилось. Фактически удалось отловить только один глюк — в игре Comanche4 неверно отображались зеркальные поверхности. Однако в 16-битном цвете играть по-прежнему невозможно — сильный дизеринг, заметный на полупрозрачных поверхностях, тумане и т.п.
Скорость в 3D требует более детального рассмотрения. Напомню, что Radeon 7500 имеет встроенный блок T&L, поддерживает и FSAA, и анизотропную фильтрацию, и Environmental Bump-mapping, но не поддерживает вертексные и пиксельные шейдеры. То есть по возможностям находится на уровне GeForce2 и GeForce4 MX. Сравним его с GeForce2 MX400 (ABIT MX400) и GeForce2 Pro (ASUS V7700 Pro) на системе с процессором Athlon XP 1800+, 256 Мб памяти DDR SDRAM PC2100 и платой Epox 8KHA+ (KT266A).
Базовый показатель, влияющий на производительность видеокарты, — Fillrate, скорость закраски трехмерной сцены. Измерить его позволяет тест 3DMark2001. В режиме наложения одной текстуры мы видим количество обрабатываемых пикселей, которое зависит от частоты чипа и количества конвейеров. В режиме мультитекстурирования измеряется максимальное количество текселей — текстурных элементов, которых на один пиксель накладывается несколько. Так, "гигабайтовский" Radeon 7500 благодаря наличию трех текстурных модулей на каждом из двух конвейеров запросто обгоняет GeForce2 Pro в режиме мультитекстурирования. К тому же его частота на четверть выше, чем у карт NVIDIA. А вот в монотекстурировании он показывает результат на уровне GeForce2 MX400, так как конвейеров у него только два. Блок аппаратной обработки полигонов T&L у Radeon 7500 работает заметно быстрее, чем у чипов NVIDIA, благодаря высокой тактовой частоте. Правда, при выполнении вертексных шейдеров (программная эмуляция) он ненамного опережает GeForce2 MX400, а на тесте Point Sprites вообще сдается. Очевидно, это какая-то проблема драйверов.
Посмотрим на более реалистичные тесты. Сначала — Game1..3 из пакета 3DMark2001. В разрешении 640х480 Gigabyte AR64S идет вровень с GeForce2 MX400, иногда немного опережая последнего. В высоких разрешениях "гигабайтовская" видеокарта находится посередине между GeForce2 MX400 и GeForce2 Pro. Получается, что медленная память SDRAM компенсируется технологией HyperZ, и в итоге получается нечто среднее.
В играх ситуация в целом аналогичная. В Black&White, Unreal Tournament, GLMark, Serious Sam урезанный Radeon 7500 уступает в низких разрешениях, но реабилитируется в высоких, обходя GeForce2 MX400. В Quake3 и Comanche4 он изначально опережает последнего, но все равно не может достигнуть результата GeForce2 Pro. Теперь суммируем. В целом видеокарта выполнена качественно, работает стабильно, не имеет явных проблем с драйверами. Как 3D-ускоритель она может успешно конкурировать с "брэндовыми" видеокартами GeForce2 MX400, обгоняя их практически во всех режимах. К тому же у нее в активе качественная поддержка выхода на телевизор и цифровой монитор и неплохая комплектация.


640x480x16bit









GeForce2 MX400

ABIT MX400

Radeon 7500 SDR

Gigabyte AR64S-H

GeForce2 Pro

ASUS V7700 Pro

Unreal Tournament (DirectX)

73.3

70

73.6

Serious Sam (DirectX)

84.9

80

97.7

Black&White (DirectX)

90.6

65.6

142

Comanche 4 (DirectX)

26.5

31.1

25.6

Quake3 Arena (OpenGL)

204.8

212.6

216

DroneZ (OpenGL)

72.9

188.4

69

GLMark (OpenGL)

65.4

61.6

94.4

Serious Sam (OpenGL)

100.1

95

117.2

1024x768x32bit







Unreal Tournament (DirectX)

53

54.9

65.3

Serious Sam (DirectX)

31.9

45.1

62.4

Black&White (DirectX)

27.1

28.6

50

Comanche 4 (DirectX)

16.8

22.3

17.1

Quake3 Arena (OpenGL)

64

78

118.7

DroneZ (OpenGL)

57.5

129.6

68

GLMark (OpenGL)

24

33.1

42.3

Serious Sam (OpenGL)

38.6

48.8

67

1280x1024x32bit







Unreal Tournament (DirectX)

37.4

45.8

56.4

Serious Sam (DirectX)

20.9

31.9

40.7

Black&White (DirectX)

16.8



31

Comanche 4 (DirectX)

11.9

16.3

13.2

Quake3 Arena (OpenGL)

38.4

45.5

72.1

DroneZ (OpenGL)

42.1

82.9

61

GLMark (OpenGL)

14.9

22.3

27.8

Serious Sam (OpenGL)

23.4

32.8

44.3

640x480x16bit













GeForce2 MX400 ABIT MX400

Radeon 7500 SDR Gigabyte AR64S-H

GeForce2 Pro ASUS V7700 Pro

GeForce3 Ti200 Chaintech G320

Radeon 8500 Gigabyte AP64D-H

Game1 Low

99.4

107.8

119.1

132

145.7

Game1 Hi

41.2

43.7

48.6

52.5

52.3

Game2 Low

98.4

95.4

117.3

124

209.5

Game2 Hi

44.8

51.2

48.3

66.2

104.2

Game3 Low

116.2

121.3

130.6

143.8

141.2

Game3 Hi

55.3

52.6

56.8

66

62.4

Game4







61.4

82.3

Fillrate single

345.2

315.8

590.4

551

994.3

Fillrate multi

398

812.8

785.3

1097

1896.3

High polygon Low

16.6

18.3

17

14.2

38.6

High polygon High

3

4

3

2.8

9.9

Bump mapping Emboss



153.8



131.9

165.5

Bump mapping DOT3

85.6

96.5

151.6

248

232

Vertex shaders

55.2

47.5

56.1

51

112.4

Pixel shaders







161

160.7

Point sprites

10

0.3

12.1

17.4

39.1

Index

5965

6194

6626

8922

10946

1024x768x32bit











Game1 Low

41.4

58.7

68.2

102

129.6

Game1 Hi

22.8

33.2

33.5

47.4

48.5

Game2 Low

45.4

55

77.7

100.5

139.4

Game2 Hi

23.7

36.2

37.1

56.8

76.8

Game3 Low

41.4

63.8

80

113.6

129.8

Game3 Hi

24.1

34.3

42.6

56.7

58.8

Game4







30.9

46.2

Fillrate single

183.4

238

310.7

581

809.2

Fillrate multi

340.4

643.3

587

1202

2057.7

High polygon Low

14

15.9

15.7

13.8

36.9

High polygon High

2.9

3.9

3

2.7

9.7

Bump mapping Emboss



65.1



98

113.5

Bump mapping DOT3

24.1

32.1

45

97.6

87.7

Vertex shaders

33.2

37.2

52.4

48.2

87.5

Pixel shaders







67.3

100.9

Point sprites

5.1

0.3

7.5

13

28

Index

2694

3848

4522

6993

8588

1280x1024x32bit











Game1 Low

27.7

42.1

49.5

77.1

110.9

Game1 Hi

16.2

25.8

25.7

41.4

45.8

Game2 Low

29

39.9

55.9

81.5

104.5

Game2 Hi

15.8

27.2

27.7

47.1

60.6

Game3 Low

25.5

41.1

50.8

87.2

107.9

Game3 Hi

15.1

22.8

29

45

51.6

Game4







20.6

30.1

Fillrate single

193

238

316

605

810

Fillrate multi

351

644

589

1253

2065

High polygon Low

12.4

14.3

14.7

13.3

35.4

High polygon High

2.8

3.8

2.9

2.7

9.6

Bump mapping Emboss



43.2



77.9

87.5

Bump mapping DOT3

15.6

20.9

28.6

58

57.4

Vertex shaders

24.2

26.1

41

45

71.1

Pixel shaders







42.8

64.7

Point sprites

3.9

0.3

6.1

10.5

22.2

Index

1672

2743

3211

5540

6994
Плюсы:
— хорошее качество изготовления;
— 64 Мб памяти на борту;
— наличие трех выходов — на цифровой и аналоговый мониторы и телевизоры с разъемами Composite и S-Video;
— приличное быстродействие за свою цену.
Минусы:
— нет в комплекте переходника DVI;
— низкие частоты;
— использование обычной SDRAM.
P.S. Недавно Gigabyte анонсировала новую видеокарту — AR64DG, которая тоже построена на чипе Radeon 7500, но оснащается памятью DDR SDRAM. Это позволит существенно увеличить 3D-производительность, сохранив цену примерно на том же уровне.

Видеокарта Gigabyte AR64S-H предоставлена фирмой CD-Life
Макс Курмаз, max@hw.by



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2002 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета