Футбол, как яблоко раздора

Футбол, как яблоко раздора
Компания-производитель:
EA Sports (http://www.easports.ea.com).
Требования к ПК (минимальные): Pentium-200, 64 Мб, Windows 95/98/2000/ME/XP, 4 MB 3D-ускоритель, 4x CD ROM/DVD
Требования к ПК (рекомендуемые): Pentium 3-500, 128 Мб, 16 MB 3D-ускоритель
Жанр: виртуальный футбол


Мы все долго и упорно ждали выхода очередного шедевра серии FIFA от небезызвестной компании EA Sports. Ждали и гадали, чего же это нового и интересного предложит нам очередной футбольный симулятор? Что смогут поменять в лучшую сторону разработчики в игре, которая, судя по 2001-ой версии, считалась практически идеальным и безупречным виртуальным воплощением игры №1 в мире? Ждали, ждали и дождались. Выход игры FIFA Soccer 2002 можно сравнить со взрывом бомбы просто недетских размеров, ибо она породила разлом в преданных поклонниках игр этой серии. Оппоненты разделились на два лагеря: те, кто считает FIFA 2002 великолепной игрой, отражающей футбол во всех его тонкостях, и те, кто так вовсе не считает. Сейчас я постараюсь осветить доводы обеих сторон.
Если вспомнить предыдущие, "ранние" игры серии, т.е. FIFA 98, 99, ну и, если так можно назвать, 2000-ю, то различия в движке игры были не столь существенны, чтобы о них говорить как о революционных. Более или менее революцией можно было назвать переход от 2000-ой к 2001-ой, потому что поменялось действительно многое не только в графическом оформлении, но и непосредственно в процессе игры. Играть стало немножечко сложнее, совсем чуть-чуть, но от этого и интереснее. Игра стала чуть более похожа на реальный футбол, но все же грань между этими двумя понятиями сохранялась. Ведь многое из того, что делают реальные игроки в реальном футболе просто невозможно подогнать под какие-то рамки и присвоить этому самому какую-нибудь клавишу или сочетание клавиш. В предыдущих версиях не надо было уж очень задумываться. Многое было поставлено на "автомат". От играющего только требовалось управлять тремя вещами: перемещением футболиста по полю, пасами и ударами по воротам. А все остальное зависело непосредственно от того, как человек умеет играть и понимает ли он футбол. И все. А то, что разработчики сделали с игрой на этот раз, мне до сих пор не удается понять. Понятно, конечно, что хочется сделать все как можно более реалистичным, но если этот сверхреализм мешает игровому процессу, то он не нужен. Хотя со временем и исчезает впечатление непонимания того, где ты находишься и во что ты, собственно, сейчас играешь. Некоторыми нововведениями эта Fifa напоминает игру из серии Championship Manager.
Все действительно выглядит великолепно: оформление меню, графика, звуки — все это производит потрясающее впечатление. Однако все потрясающее исчезает после первого же удара по мячу. Первое, что бросилось в глаза — это передвижение игроков по полю. Практически никакого различия между просто бегущим трусцой футболистом и ускорившимся, хотя, может быть, это что-то с моими глазами... Игроки стали медленнее перемещаться по полю, которое в свою очередь потеряло всякую пропорциональность со всем окружающим: уж очень маленьким оно мне показалось. Немного привыкнув и сделав пару передач, обнаружилось, что кнопка Q имеет другое назначение по сравнению с прошлыми версиями. Она заставляет игрока бежать в атаку на свободное место, а силу и направление паса мы должны рассчитать сами. Поначалу сделать это невероятно сложно, но после нескольких матчей, если руки растут откуда надо, получаются ювелирные пасы. Прекратила свое существование и кнопка Shift, с помощью которой в предыдущей версии, как вы знаете, включалась помощь при отборе мяча, т.е. компьютер сам направлял ближайших к мячу игроков вашей команды для отбора его самого.
Зато появилась возможность играть в стенку. Даешь пас своему игроку, а сам бежишь открываться — он, сообразив, что ты от него хочешь, в одно касание возвращает вам мяч. Атака получается просто на загляденье красивой, но как-то все это не натурально выглядит. Разработчики не ограничились изменением передач и отбора, они изменили и удары, максимально приблизив их к реальности. Раньше в играх серии FIFA все с этим было просто: держишь клавиши вверх плюс вправо — и мяч летит точнехонько в девяточку. Теперь же все намного сложнее. В первых своих играх я не забивал даже с выходов один на один. Пальцы словно завороженные занимали выученные по 2001 Фифе позиции и ни в какую не хотели выполнять требуемые задачи. Весь процесс удара был проработан достаточно грамотно. Теперь траектория полета мяча задается тремя параметрами: смещение по горизонтали, по вертикали и сила удара. Это, конечно, грамотно, но есть одно существенное "но", и заключается оно в том, что забивать стало намного сложнее, играя даже на любительском уровне.
Еще одним интересным фактором является количество попаданий в штанги и перекладины, с этим разработчики явно переборщили, уж очень часто игроки проверяют ворота на прочность. А забить в девятку в FIFA 2002 очень сложно, тут не только играющий должен быть опытным, но и игрок мастером. Учитывается почти все: какой ногой бьет игрок, с какой позиции (они тоже нелюбимыми бывают), сила, с которой вы решили бить, — да что тут говорить, все характеристики, связанные с ударом, задействованы.
После такого за концовку любой атаки ручаться практически невозможно. Удары издали тоже не подкачали. Порой они являются единственным продолжением атаки. А отбить хороший удар не сможет ни один вратарь.
Кстати, есть что рассказать и об игре вратарей. Еще одна вещь, которая обратила на себя внимание, — это то, что пенальти теперь можно и не забить :-))... Во-первых, намного сложнее стало прицеливаться для удара точно в угол, а во-вторых, вратари стали более проворными при исполнении 11-метровых ударов.
Вообще, игра вратарей стала гораздо естественнее, что, в свою очередь, привело к упрощению игры. С некоторых пор вратари уже не столь уверенно ловят дальние удары, нередко предпочитая их отбивать куда подальше (на ногу подоспевшему нападающему, например), переводить на угловой, а то и просто пропустить со спокойной душой. Столь же неуверенной стала игра и штрафной площади. Компьютерный вратарь весьма нечасто выходит из рамы, забавно кувыркается на обманных движениях и вообще всеми силами старается не мешать нам забить столько, сколько нам захочется. Иногда эти чудо-хранители неприкосновенности сетки ваших ворот пускают такие пенки, что глаз радуется. Например, пропускают голы после несильных ударов низом с довольно приличного расстояния.
Еще одной вещью, над которой вдоволь поиздевались разработчики, является подкат, столь любимое средство отбора мяча у миллионов поклонников игры. Раньше все было просто: догоняешь противника — подкат — мяч отобран или фол. А теперь с помощью подката можно только нижнее белье своему игроку испачкать.
Неплохо поработали товарищи из EA Sports над эмоциями игроков (есть за что похвалить). Эмоции, не те, которые показывались отдельно в предыдущей версии, а эмоции на самом поле, без смены камеры. Игроки хватаются за головы, падают на колени и просто разводят руками после неудачного момента. Это внешне неплохо украсило игру.
Вот, в принципе, и все, что хотелось сказать насчет этого футбольного симулятора. Игры серии FIFA всегда считались эталоном виртуального воплощения футбола. Однако очередная его версия произвела неоднозначное впечатление. Впрочем, не мне судить, насколько хорошей или плохой она оказалась. Ведь, как известно, сколько людей, столько и мнений. Поэтому только вам решать, играть в FIFA Soccer 2002, или не делать этого.

Dimasan, Dimasan@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 11 за 2002 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2021 Компьютерная газета