Интеллектуальная собственность в Сети
Интеллектуальная собственность в Сети Когда оказываешься в новых, доселе неизведанных условиях — например, на Луне, с ее слабым тяготением, или в Интернете, где так легко копировать информацию, — начинает казаться, что законы физики изменились. Происходящее с внедрением компьютерных сетей изменение физических условий передачи информации существенным образом изменяет экономику и законодательство, управляющее созданием и распространением интеллектуальной собственности. Некоторые из описываемых мною процессов уже можно наблюдать в настоящее время.
Ввиду того, что деятельность читателей КГ протекает вблизи компьютеров и несколько отдалена от реалий юридической деятельности, у них, вероятно, сложилось расплывчатое представление о том, что же входит в понятие "интеллектуальная собственность". Посему считаю своим долгом произвести некоторые пояснения.
Прежде всего, следует отметить, что интеллектуальная собственность является собирательным, обобщающим понятием, которое подразумевает под собой исключительное право физического или юридического лица на использование результатов своей интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации (иначе говоря, на использование объектов интеллектуальной собственности).
В число объектов интеллектуальной собственности входят: произведения науки, литературы и искусства; исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания; изобретения, полезные модели, промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки (знаки обслуживания); наименования мест происхождения товаров; другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Что же происходит с интеллектуальной собственностью в Сети?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо для начала выяснить, в чем же может состоять ценность создаваемого в ней произведения? Я полагаю, что в ответ можно назвать услуги (преобразование битов, а не сами биты), возможность отбора информации, присутствие других людей и общение с ними. Короче говоря, интеллектуальные процессы и услуги возрастают в цене, а информация — обесценивается.
Благодаря механическим и электронным носителям интеллектуальные ценности стало легко воспроизводить, в связи с чем и возникла потребность их защиты. Благодаря Интернету любой объект интеллектуальной собственности может быть почти мгновенно воспроизведен в любой точке земного шара. Уследить за количеством копий (созданных автором или третьими лицами) практически невозможно. В этой связи возникают два варианта: либо ввести жесточайший контроль, сводящий группу потребителей к узкому кругу доверенных лиц, либо со временем произведение окажется в руках обширной публики, не желающей платить, — если, конечно, оно будет представлять какую-то ценность.
Разумеется, что для создателей интеллектуальной собственности наиболее предпочтительным является второй вариант, т.к. ценность трудов не будет признана, если их не распространять. Всякий творец должен каким-либо образом привлечь внимание широкой публики, чтобы получать высокую плату за копии, — т.е. давать концерты, издавать книги и прочее, в надежде получить вознаграждение за продажу последующих произведений. И тут сама широта распространения затрудняет контроль. В принципе, существует возможность контроля и изъятия платы за подобные произведения. Например, можно запросить небольшую плату за массовое копирование, но со временем это становится все сложнее и сложнее.
Сеть бросает обладателям, создателям, продавцам интеллектуальной собственности необычный вызов. Сводя затраты на копирование информации к нулю, она разительным образом меняет информационную экономику. Творчество широко распространено и общедоступно, но творения высокого качества трудно найти и распознать. Уменьшаются шансы творца получить справедливое вознаграждение за свое творение.
Авторам произведений следует приспособиться к новой ситуации и научиться использовать ее: распространять интеллектуальную собственность бесплатно, чтобы продавать услуги и отношения. Большая часть интеллектуальной собственности таким образом начнет играть роль рекламы: информация или развлечения будут распространяться бесплатно, чтобы привлечь внимание к тому, за что можно получить деньги, и побудить людей платить.
Я вовсе не берусь утверждать, что интеллектуальная собственность, размещенная в Интернете, не заключает в себе никакой ценности или что ее можно создать, не понеся никаких расходов. Я лишь говорю о том, что ее создатели должны строить свой бизнес так, словно оно дается им даром, а затем думать, как выстроить отношения или какие создать вспомогательные продукты или услуги, чтоб окупить затраты.
Выход для создателей и продавцов объектов интеллектуальной собственности я вижу в следующем.
Управлять в данной ситуации надо не копированием, а отношениями с клиентом: например, через подписку. Это и есть предложение, перед которым невозможно устоять, потому что зачастую клиент сам к этому стремится, т.к. видит в этом гарантию постоянной поставки надежной современной информации. А создатели интеллектуальной собственности, в свою очередь, получают неплохой шанс "раскрутить" свое произведение на рынке, а затем воспользоваться его популярностью.
Но в данной ситуации перед создателями возникает небольшая проблема. Возникновение по-настоящему действенного информационного рынка не самым лучшим образом отразится на интересах творцов. Хотя большинство авторов считает свои произведения уникальными и незаменимыми, на самом деле информация в большинстве случаев вовсе не так уникальна, как хотелось бы думать ее создателям, — надо только отыскать альтернативу.
В мире программ становится легче определять и отыскивать (или создавать) эквивалентные продукты. Неизвестные продавцы, способные гарантировать работоспособность своих продуктов, начнут сбивать цены рыночных лидеров. Конечно, такие лидеры, как, например, Microsoft, в конечном итоге одержат победу, потому что могут распространять почти бесплатные товары, чтобы стимулировать продажи вспомогательных продуктов или обновленных версий, также потому, что развили свои каналы сбыта.
Итак, из вышесказанного можно вывести две тенденции. С одной стороны, обесценивание интеллектуальной собственности. То, что ужасает владельцев и авторов, но ничего нового в этом нет. Этот процесс уже вовсю идет в софтверном бизнесе. Большинство программных продуктов становится ширпотребом и продается дешево не потому, что так уж легко разработать их аналог, а потому, что их легко выбить с рынка.
С другой стороны, на каждом рынке найдется несколько лидеров, создающих и защищающих незаменимый, уникальный товар. Прочим участникам рынка будет все труднее продавать интеллектуальную собственность как имущество, потому они вынуждены будут искать новые способы получения вознаграждения за свое творчество.
Поскольку читатели КГ по роду своей деятельности сталкиваются далеко не со всеми объектами ИС, рассмотрим более подробно процессы, происходящие в Сети с теми категориями объектов, которые им ближе.
К первой категории объектов относятся компьютерные программы. Они создаются для того, чтобы с их помощью делать что-то полезное. Их ценность зависит от их предназначения, от того, насколько людям легко ими пользоваться, насколько широк круг этих пользователей, а также от того, насколько они совместимы с другими программными продуктами.
Таким образом, чем шире используется программный продукт, тем больше людей хотят с ним работать. С другой стороны, программы быстро устаревают. Люди хотят получать новые расширенные и улучшенные версии, которые могут приходить от первоначального поставщика или из других источников.
Программы можно использовать для обработки деловой информации, они могут служить носителем ценных услуг, таких, как помощь, консультации, обучение, программирование и устранение ошибок, которые могут исходить от первоначального поставщика, от его партнеров или из других источников. Наконец, программы могут выступать как средство развлечения (игры, чаты, литература, средства массовой информации). Иногда это искусство, иногда — забавы, почти лишенные внутренней ценности. Программы подобного рода призваны воздействовать на человеческие эмоции, в то время как деловая информация должна быть как минимум достоверной. Как программное обеспечение при стандартизации приобретает ценность, так и некоторые продукты этой группы увеличивают свою ценность, становясь привычными: поп-звезды становятся тем популярнее, чем чаще выступают, а популярные фильмы привлекают новых зрителей, которые хотят видеть то, что уже видели остальные.
Все, о чем шла речь до сих пор, могло быть "нанесено" на какой-либо носитель и скопировано. Но есть интеллектуальные ценности или, во всяком случае, что-то не являющееся осязаемой собственностью — менее взаимозаменяемые и, уж точно, труднее воспроизводимые. Эту категорию объектов можно озаглавить как "Интеллектуальные ценности иного рода". Это человеческое внимание и взаимодействие. Оно тоже служит делу или досугу (развлечению или искусству), охватывая обучение, тренировку, анализ специфических вопросов (в приложении к специфическим ситуациям) и личное внимание. К ценности иного рода относится и просто присутствие других людей, даже если они взаимодействуют лишь от случая к случая. Ценность и уникальность взаимодействуют самым таинственным образом.
Интеллектуальная собственность этого рода не поддается легкому воспроизведению через Сеть. Удивительным образом она зависит от действий или присутствия человека — здесь и сейчас, или где-то когда-то, лишь бы был личный отклик.
Фундаментальная разница между этими типами интеллектуальной собственности заключается в том, что первая легко поддается воплощению и автоматизации, легко тиражируется, — в то время как вторая, собственно, и является деятельностью, услугой или процессом, порой ею можно делиться, но "воспроизвести" невозможно, если только другой человек не возьмется делать то же самое.
Именно из-за своей уникальности и невоспроизводимости интеллектуальная собственность второго рода может стать источником высочайшей прибыли в коммерческом мире будущего.
Ирина Чижевская
Ввиду того, что деятельность читателей КГ протекает вблизи компьютеров и несколько отдалена от реалий юридической деятельности, у них, вероятно, сложилось расплывчатое представление о том, что же входит в понятие "интеллектуальная собственность". Посему считаю своим долгом произвести некоторые пояснения.
Прежде всего, следует отметить, что интеллектуальная собственность является собирательным, обобщающим понятием, которое подразумевает под собой исключительное право физического или юридического лица на использование результатов своей интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации (иначе говоря, на использование объектов интеллектуальной собственности).
В число объектов интеллектуальной собственности входят: произведения науки, литературы и искусства; исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания; изобретения, полезные модели, промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки (знаки обслуживания); наименования мест происхождения товаров; другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Что же происходит с интеллектуальной собственностью в Сети?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо для начала выяснить, в чем же может состоять ценность создаваемого в ней произведения? Я полагаю, что в ответ можно назвать услуги (преобразование битов, а не сами биты), возможность отбора информации, присутствие других людей и общение с ними. Короче говоря, интеллектуальные процессы и услуги возрастают в цене, а информация — обесценивается.
Благодаря механическим и электронным носителям интеллектуальные ценности стало легко воспроизводить, в связи с чем и возникла потребность их защиты. Благодаря Интернету любой объект интеллектуальной собственности может быть почти мгновенно воспроизведен в любой точке земного шара. Уследить за количеством копий (созданных автором или третьими лицами) практически невозможно. В этой связи возникают два варианта: либо ввести жесточайший контроль, сводящий группу потребителей к узкому кругу доверенных лиц, либо со временем произведение окажется в руках обширной публики, не желающей платить, — если, конечно, оно будет представлять какую-то ценность.
Разумеется, что для создателей интеллектуальной собственности наиболее предпочтительным является второй вариант, т.к. ценность трудов не будет признана, если их не распространять. Всякий творец должен каким-либо образом привлечь внимание широкой публики, чтобы получать высокую плату за копии, — т.е. давать концерты, издавать книги и прочее, в надежде получить вознаграждение за продажу последующих произведений. И тут сама широта распространения затрудняет контроль. В принципе, существует возможность контроля и изъятия платы за подобные произведения. Например, можно запросить небольшую плату за массовое копирование, но со временем это становится все сложнее и сложнее.
Сеть бросает обладателям, создателям, продавцам интеллектуальной собственности необычный вызов. Сводя затраты на копирование информации к нулю, она разительным образом меняет информационную экономику. Творчество широко распространено и общедоступно, но творения высокого качества трудно найти и распознать. Уменьшаются шансы творца получить справедливое вознаграждение за свое творение.
Авторам произведений следует приспособиться к новой ситуации и научиться использовать ее: распространять интеллектуальную собственность бесплатно, чтобы продавать услуги и отношения. Большая часть интеллектуальной собственности таким образом начнет играть роль рекламы: информация или развлечения будут распространяться бесплатно, чтобы привлечь внимание к тому, за что можно получить деньги, и побудить людей платить.
Я вовсе не берусь утверждать, что интеллектуальная собственность, размещенная в Интернете, не заключает в себе никакой ценности или что ее можно создать, не понеся никаких расходов. Я лишь говорю о том, что ее создатели должны строить свой бизнес так, словно оно дается им даром, а затем думать, как выстроить отношения или какие создать вспомогательные продукты или услуги, чтоб окупить затраты.
Выход для создателей и продавцов объектов интеллектуальной собственности я вижу в следующем.
Управлять в данной ситуации надо не копированием, а отношениями с клиентом: например, через подписку. Это и есть предложение, перед которым невозможно устоять, потому что зачастую клиент сам к этому стремится, т.к. видит в этом гарантию постоянной поставки надежной современной информации. А создатели интеллектуальной собственности, в свою очередь, получают неплохой шанс "раскрутить" свое произведение на рынке, а затем воспользоваться его популярностью.
Но в данной ситуации перед создателями возникает небольшая проблема. Возникновение по-настоящему действенного информационного рынка не самым лучшим образом отразится на интересах творцов. Хотя большинство авторов считает свои произведения уникальными и незаменимыми, на самом деле информация в большинстве случаев вовсе не так уникальна, как хотелось бы думать ее создателям, — надо только отыскать альтернативу.
В мире программ становится легче определять и отыскивать (или создавать) эквивалентные продукты. Неизвестные продавцы, способные гарантировать работоспособность своих продуктов, начнут сбивать цены рыночных лидеров. Конечно, такие лидеры, как, например, Microsoft, в конечном итоге одержат победу, потому что могут распространять почти бесплатные товары, чтобы стимулировать продажи вспомогательных продуктов или обновленных версий, также потому, что развили свои каналы сбыта.
Итак, из вышесказанного можно вывести две тенденции. С одной стороны, обесценивание интеллектуальной собственности. То, что ужасает владельцев и авторов, но ничего нового в этом нет. Этот процесс уже вовсю идет в софтверном бизнесе. Большинство программных продуктов становится ширпотребом и продается дешево не потому, что так уж легко разработать их аналог, а потому, что их легко выбить с рынка.
С другой стороны, на каждом рынке найдется несколько лидеров, создающих и защищающих незаменимый, уникальный товар. Прочим участникам рынка будет все труднее продавать интеллектуальную собственность как имущество, потому они вынуждены будут искать новые способы получения вознаграждения за свое творчество.
Поскольку читатели КГ по роду своей деятельности сталкиваются далеко не со всеми объектами ИС, рассмотрим более подробно процессы, происходящие в Сети с теми категориями объектов, которые им ближе.
К первой категории объектов относятся компьютерные программы. Они создаются для того, чтобы с их помощью делать что-то полезное. Их ценность зависит от их предназначения, от того, насколько людям легко ими пользоваться, насколько широк круг этих пользователей, а также от того, насколько они совместимы с другими программными продуктами.
Таким образом, чем шире используется программный продукт, тем больше людей хотят с ним работать. С другой стороны, программы быстро устаревают. Люди хотят получать новые расширенные и улучшенные версии, которые могут приходить от первоначального поставщика или из других источников.
Программы можно использовать для обработки деловой информации, они могут служить носителем ценных услуг, таких, как помощь, консультации, обучение, программирование и устранение ошибок, которые могут исходить от первоначального поставщика, от его партнеров или из других источников. Наконец, программы могут выступать как средство развлечения (игры, чаты, литература, средства массовой информации). Иногда это искусство, иногда — забавы, почти лишенные внутренней ценности. Программы подобного рода призваны воздействовать на человеческие эмоции, в то время как деловая информация должна быть как минимум достоверной. Как программное обеспечение при стандартизации приобретает ценность, так и некоторые продукты этой группы увеличивают свою ценность, становясь привычными: поп-звезды становятся тем популярнее, чем чаще выступают, а популярные фильмы привлекают новых зрителей, которые хотят видеть то, что уже видели остальные.
Все, о чем шла речь до сих пор, могло быть "нанесено" на какой-либо носитель и скопировано. Но есть интеллектуальные ценности или, во всяком случае, что-то не являющееся осязаемой собственностью — менее взаимозаменяемые и, уж точно, труднее воспроизводимые. Эту категорию объектов можно озаглавить как "Интеллектуальные ценности иного рода". Это человеческое внимание и взаимодействие. Оно тоже служит делу или досугу (развлечению или искусству), охватывая обучение, тренировку, анализ специфических вопросов (в приложении к специфическим ситуациям) и личное внимание. К ценности иного рода относится и просто присутствие других людей, даже если они взаимодействуют лишь от случая к случая. Ценность и уникальность взаимодействуют самым таинственным образом.
Интеллектуальная собственность этого рода не поддается легкому воспроизведению через Сеть. Удивительным образом она зависит от действий или присутствия человека — здесь и сейчас, или где-то когда-то, лишь бы был личный отклик.
Фундаментальная разница между этими типами интеллектуальной собственности заключается в том, что первая легко поддается воплощению и автоматизации, легко тиражируется, — в то время как вторая, собственно, и является деятельностью, услугой или процессом, порой ею можно делиться, но "воспроизвести" невозможно, если только другой человек не возьмется делать то же самое.
Именно из-за своей уникальности и невоспроизводимости интеллектуальная собственность второго рода может стать источником высочайшей прибыли в коммерческом мире будущего.
Ирина Чижевская
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 2002 год в рубрике интернет :: разное