Обзор звуковой карты Creative SoundBlaster Live! 5.1
Обзор звуковой карты Creative SoundBlaster Live! 5.1 Сингапурская фирма Creative Technologies прочно удерживает позиции лидера на рынке звуковых карт среднего уровня и Hi-End. Будучи фактическим изобретателем звуковых карт для персонального компьютера (название "soundblaster" стало уже нарицательным), эта компания на протяжении многих лет "держит марку", выпуская современные, качественные и надежные продукты, разрабатывая новые технологии, регулярно обновляя программное обеспечение.
В данном обзоре речь пойдет о звуковой карте из семейства SoundBlaster Live! 5.1. Конечно, эта карта не является новинкой в прямом смысле, однако она — новичок в новом секторе рынка. Дело в том, что с выходом следующего поколения звуковых карт Creative — SoundBlaster Audigy — карты семейства Live 5.1 резко снизили цену и перешли из категории Hi-End в разряд обычных игровых и мультимедийных карт. Теперь ими могут пользоваться не только музыканты и аудиофилы, но и обычные пользователи. Поэтому я предлагаю посмотреть на SB Live! 5.1 не глазами профессионального музыканта, а "железного" обозревателя, которого прежде всего интересует совместимость, поддержка новых технологий, драйверы, быстродействие и т.д.
Семейство SoundBlaster Live!
Вообще-то звуковые карты Live! 5.1 относятся к третьему и последнему поколению, основанному на чипе EMU10K1. С появлением новой модификации чипа — EMU10K2, и новой звуковой карты на его базе, семейство Live! 5.1 больше не позиционируется как полупрофессиональное решение. Оно заняло место Live! 1024 — предыдущего поколения звуковых карт на базе чипа EMU10K1.
Основное отличие Live! 5.1 от предшественника указано в самом названии: у данного семейства звуковых карт имеется не четыре, а шесть аналоговых выходов (четыре канала плюс центр плюс сабвуфер), а также один цифровой выход. Таким образом, пользователь имеет возможность просматривать DVD-видео с шестиканальным звуком в формате AC3, не пользуясь аппаратным декодером и другим дорогостоящим оборудованием. Кроме того, можно использовать не только обычную акустику, но и пока экзотические цифровые колонки, получая при этом звук с минимумом искажений и не путаясь в многочисленных проводах.
Семейство SB Live! 5.1 состоит фактически из четырех звуковых карт. Три из них поставляются в полной комплектации, а одна — в пластиковом пакете. Карты Live! 5.1 X-Gamer и Live! 5.1 MP3+ — это retail-версии (коробочные), различающиеся только комплектом программного обеспечения. Звуковая карта Live! Platinum 5.1 поставляется с устройством Live!Drive, у которого имеется большое количество входов и выходов, а также с инфракрасным пультом дистанционного управления. А есть еще и Live! 5.1 Value — недорогая OEM-версия, доступная многим пользователям благодаря своей не очень высокой цене. О ней мы и поговорим в этой статье.
Модель SB0060
У меня на тестировании побывала звуковая карта, кодовый номер которой — SB0060. Как известно, Creative выпускает еще несколько вариантов звуковых карт — SB0100, SB0101, SB0105 и др. Отличаются они, по всей видимости, дизайном и некоторыми компонентами, но функционально они равноценны.
Звуковая карта оснащена звуковым контроллером EMU10K1-SEF, AC'97-кодеком SigmaTel STAC9708T (четырехканальный качественный кодек) и несколькими дополнительными микросхемами. Набор внутренних разъемов следующий: три аналоговых входа (CD-In, AUX-In, TAD), цифровой вход S/PDIF, выход для подключения "спикера", вход для подключения удаленной кнопки управления громкостью. Также имеется разъем для устройства Live!Drive — на случай, если пользователь захочет купить его отдельно и подключить к звуковой карте.
Выходов у звуковой карты всего пять, и все они промаркированы цветом согласно схеме PC99. Во-первых, имеется два аналоговых стереовыхода — для фронтальных и тыловых колонок. Линейный и микрофонный входы, порт для подключения джойстика или MIDI-клавиатуры — это стандарт. Последний выход — совмещенный аналоговый и цифровой. С помощью программного обеспечения его можно переключить в один из двух режимов: либо аналоговый стереовыход для сабвуфера и центрального канала, либо цифровой выход для цифровой же акустики или другой аналогичной техники. Как видите, с помощью Live! 5.1 можно организовать настоящий домашний кинотеатр для просмотра DVD-фильмов, причем при наличии цифровой акустики — с максимально возможным качеством звучания.
Осталось только добавить, что карта имеет узнаваемый темно-коричневый цвет, но в закрытом корпусе этого все равно не видно. Зато слышно.
EAX — ключевая особенность SoundBlaster Live!
Чем SoundBlaster Live! отличается от любой другой звуковой карты? Конечно же, "родной" поддержкой технологии EAX — Environmental Audio Extension. Следует заметить, что эффекты EAX обрабатываются с помощью встроенного цифрового сигнального процессора (DSP), в то время как у конкурентов поддержка EAX реализована программно либо посредством эмуляции с помощью других технологий. Нужно ли говорить, что в последнем случае качество и быстродействие страдает?
Технология EAX — это несколько различных направлений в обработке компьютерного звука. Во-первых, EAX является программной надстройкой над интерфейсом позиционирования звука DirectSound3D. Используя этот интерфейс, игры могут управлять положением источников звука в пространстве, причем делать это с помощью двух или четырех колонок. Конкурирующий интерфейс A3D, разработанный Aureal, уже не интересен разработчикам игр. А о поддержке других аналогичных технологий (Q3D, C3D и т.д.) пока не слышно.
Во-вторых, EAX позволяет имитировать определенную звуковую среду. Другими словами, при воспроизведении звука учитывается размер и форма помещения, материал стен и другие параметры, задаваемые игрой динамически. Для этого нет необходимости заранее подготавливать звук — цифровой процессор сам обработает его необходимым образом.
А еще EAX позволяет реализовать различные звуковые эффекты, например, преобразовывать мужской голос в женский и наоборот. Еще раз напомню, что, в отличие от аналогичных решений конкурентов, это делается аппаратно. Кроме разгрузки центрального процессора, это дает возможность применять звуковые эффекты к сигналу, поступающему не по системной шине, а с одного из входов звуковой карты.
К сожалению, преимущества EAX используют далеко не все современные игры. Поэтому есть возможность добавить статические спецэффекты (имитацию звучания в различных окружениях) в некоторые игры без поддержки со стороны последних. А при проигрывании музыки эффекты можно добавить, если пользоваться программами Creative.
Программное обеспечение
Для своих звуковых карт Creative предлагает большое количество различного программного обеспечения собственной разработки, не считая отдельных коммерческих приложений. Постараюсь кратко рассказать о том, что мне показалось наиболее интересным.
Апплет AudioHQ "повисает" в системном трее для того, чтобы обеспечить быстрый доступ к компонентам настройки звуковой карты. Он содержит ссылки на несколько утилит, которые будут описаны ниже:
• SoundFont — утилита управления загружаемым набором MIDI-сэмплов формата SoundFont. SB Live! 5.1, как и большинство современных звуковых карт, для проигрывания MIDI использует табличный волновой синтез. О том, как реализовано MIDI у данной карты, я судить не берусь, но, судя по отзывам, сделано это неплохо.
• AutoEAX — утилита, отслеживающая запуск различных программ. Сделано это для того, чтобы в той или иной игре или программе активировать заданный режим работы EAX. Достаточно указать исполнимый файл и выбрать предустановленный режим виртуального окружения (из имеющегося списка).
• EAX Control Panel — утилита для редактирования вышеупомянутых предустановленных режимов. Можно также создать свой режим, манипулируя параметрами Chorus, Reverb, Pitch и некоторыми другими.
• Keyboard — работа с MIDI-клавиатурой.
• Speaker — выбор типа подключенных колонок, а также переключение между цифровым и аналоговым режимами работы аудиовыхода. Есть также возможность включить режим имитации звучания многоканальной акустики на двух колонках.
• Surround Mixer — утилита-микшер, позволяющая помимо обычных функций управления громкостью управлять спецэффектами.
Вообще о Surround Mixer стоит сказать отдельно. С ее помощью можно не только получить доступ к микшеру, но и отрегулировать тембр звучания для лучшего согласования с колонками. К сожалению, многополосного эквалайзера, как у Aureal Vortex2, я не нашел — можно было только настроить высокие и низкие частоты, а также распределение громкости между левыми правыми каналами.
С помощью того же Surround Mixer можно установить EAX-эффекты для выбранного канала записи и воспроизведения. Эффекты выбираются из имеющегося списка. При этом в списке они собраны в несколько групп — для музыки (фактически эквалайзер), для игр (виртуальное окружение), для записи звука, для онлайновых конференций, а также просто комбинация эффектов (забавно, но не более). Тип работы можно тоже выбрать из списка, тогда доступными станут только несколько предустановленных режимов.
В комплекте драйверов имеется также специальная панель Creative Launcher, с помощью которой можно получить доступ к большинству вышеперечисленных настроек, а также запустить любую из описанных утилит. Однако с моей точки зрения лишние панели только загромождают рабочий стол Windows и мешают работе.
Теперь — о программе PlayCenter2. Это не просто проигрыватель звуковых файлов, хотя у него есть такой режим работы. PlayCenter2 позволяет упорядочивать и каталогизировать коллекции звуковых файлов, "грабить" и кодировать музыку, скачивать ее из Интернета, а также работать с цифровыми плеерами Creative (закачивать файлы). Также есть возможность назначать для каждого файла свой набор спецэффектов, использовать ID3-тэги и множество других функций.
Как видите, у звуковой карты SB Live 5.1 имеется большое количество разнообразных настроек, позволяющих точно подобрать наиболее приемлемый режим звучания имеющейся акустики. Правда, интерфейс утилит и программного обеспечения мне показался не совсем удачным и не очень интуитивным, о чем, скорее всего, знает и сама Creative, выложившая на сайте FAQ по использованию своего софта. К тому же слишком много различных компонентов стараются закрепиться в автозагрузке, и чтобы их оттуда выгнать, даже опытному пользователю приходится приложить немало усилий.
Драйверы к SB Live! 5.1
Фирма Creative при выпуске новых драйверов поступает не совсем стандартным образом. Обычно новый комплект драйверов можно устанавливать и поверх, и вместо старых, т.к. в нем содержатся все необходимые компоненты. Новые драйверы Creative обычно выпускаются в виде так называемого пакета Web Update, который включает в себя либо только основные файлы, либо некоторые из программных компонентов. Причем такой пакет не имеет версии и может подходить либо к целому семейству звуковых карт, либо к нескольким моделям (особенности которых далеко не всегда очевидны). Для правильной установки драйверов необходимо сначала поставить полный комплект с приложенного к звуковой карте компакт-диска, а потом найти подходящий update на сайте Creative.
В процессе тестирования я использовал октябрьский апдейт драйверов для SoundBlaster Live! под Windows 2000 / XP. В нем содержались, помимо самих драйверов, обновленные утилиты AudioHQ и Surround Mixer. Установка прошла в полностью автоматическом режиме — достаточно было запустить только один файл, и после перезагрузки драйверы были обновлены.
Должен заметить, что драйверы оказались достаточно стабильными и не вызвали никаких нареканий. В небольшом наборе игр, который я обычно использую для тестирования, проблем не было. Впрочем, в среде Windows 2000 часто бывают проблемы со звуком в играх, в том числе и при использовании SB Live! 5.1.
Известно, что материнские платы на базе чипсетов VIA (одним из компонентов которых является южный мост 686B) часто сбоят при копировании файлов, если в составе системы имеется звуковая карта SoundBlaster Live!. Выражается это в искажении звука и порче копируемых данных. Для "лечения" применяется либо специальный патч, либо обновленные драйверы (и к материнской плате, и к звуковой карте). Я специально проверил, есть ли у данной звуковой карты несовместимость с чипсетом KT266A, точнее, с новым южным мостом VIA 8233. При проигрывании звука одновременно с копированием файлов с одного ATA-устройства на другое все было в порядке, а значит, несовместимость осталась в прошлом.
Тестирование
Как известно, многие современные игры, особенно трехмерные симуляторы и шутеры, используют аппаратные возможности современных звуковых карт для создания эффекта позиционированных в пространстве источников звука. Подавляющее большинство звуковых чипов поддерживают одну из конкурирующих технологий и несколько интерфейсов (API) трехмерного звука. Исторически первым широко распространенным API стал A3D фирмы Aureal, однако сегодня он практически не используется по причине исчезновения разработчика и производителя звуковых карт, поддерживающих A3D. Интерфейс DirectSound3D и его расширение EAX — нынешний стандарт, который поддерживают все разработчики звуковых чипов. Для звуковых карт Creative SB Live! и Audigy эти интерфейсы "родные", поэтому качество реализации востребованных играми функций у них очень хорошее. Причем, в отличие от аналогов, в том числе карт Vortex, четырехканальное позиционирование выполняется честно, на все каналы, а не дублированием звука с фронтальных колонок на тыловые.
Я проверил работу алгоритмов трехмерного звука и нашел их достаточно эффективными и убедительными. Впрочем, по моему субъективному мнению, они не добавляют реализма компьютерным играм, особенно если пользоваться колонками, а не наушниками, а иногда даже искажают звук. И к тому же съедают заметную часть ресурсов процессора.
Я провел серию тестов, целью которых было определить степень загрузки процессора при обработке спецэффектов, прежде всего позиционируемого в пространстве звука. Очевидно, что если звуковая карта выполняет обработку трехмерного звука слишком медленно, пользователь не захочет включать эту функцию. Тем самым никакой пользы от приобретения дорогостоящей звуковой карты не будет. Поэтому включение 3D-звука должно минимально сказываться на производительности системы.
Я измерял падение FPS в играх Unreal Tournament и Serious Sam — первая использует DirectX и EAX, вторая — OpenGL и EAX 2. В первой игре включение EAX вызывает снижение производительности на 30%, а во второй — на 11%. Тестирование проводилось в разрешении 640х480, когда производительность целиком зависит от процессора и памяти. Как видим, трехмерный звук обходится слишком дорого, поэтому далеко не всегда возникает желание его включить, даже когда частота процессора приближается к гигагерцу.
К качеству звука и стабильности никаких претензий нет — по этим параметрам звуковые карты Creative всегда выгодно отличались от конкурентов.
Итог
Покупая звуковую карту Creative SoundBlaster Live! 5.1 Value, вы платите за поддержку нескольких типов акустики (в том числе и цифровой), безупречную аппаратную реализацию звуковых спецэффектов и трехмерного звука, отличное общее качество звучания, расширенные возможности настройки, постоянное обновление драйверов. На данный момент это наиболее предпочтительный выбор для "продвинутого" компьютера, ориентированного на компьютерные игры и/или полупрофессиональную работу со звуком (запись, редактирование и т.д.).
Плюсы:
— невысокая цена для звуковой карты такого класса;
— наличие цифровых входов и выходов;
— поддержка шестиканальной акустики;
— аппаратная реализация наиболее распространенного интерфейса 3D-звука;
— большое количество различного софта;
— поддержка стандарта SoundFont;
— хорошее качество звука.
Минусы:
— неудобство пользования утилитами;
— часто возникающие проблемы совместимости;
— путаница с драйверами;
— бесполезность или невостребованность многих функций.
Дизайн, компоновка, компоненты 5
Качество изготовления 5
Качество звучания 5
Алгоритмы обработки звука 5
Производительность 4
Драйверы 4
Дополнительные возможности 4
Упаковка и комплектация OEM
Цена 4
Общая оценка 4,5
Звуковая карта предоставлена компанией EastSide Consulting Belarus
Макс Курмаз, hardware@kv.by
(c) компьютерная газета
В данном обзоре речь пойдет о звуковой карте из семейства SoundBlaster Live! 5.1. Конечно, эта карта не является новинкой в прямом смысле, однако она — новичок в новом секторе рынка. Дело в том, что с выходом следующего поколения звуковых карт Creative — SoundBlaster Audigy — карты семейства Live 5.1 резко снизили цену и перешли из категории Hi-End в разряд обычных игровых и мультимедийных карт. Теперь ими могут пользоваться не только музыканты и аудиофилы, но и обычные пользователи. Поэтому я предлагаю посмотреть на SB Live! 5.1 не глазами профессионального музыканта, а "железного" обозревателя, которого прежде всего интересует совместимость, поддержка новых технологий, драйверы, быстродействие и т.д.
Семейство SoundBlaster Live!
Вообще-то звуковые карты Live! 5.1 относятся к третьему и последнему поколению, основанному на чипе EMU10K1. С появлением новой модификации чипа — EMU10K2, и новой звуковой карты на его базе, семейство Live! 5.1 больше не позиционируется как полупрофессиональное решение. Оно заняло место Live! 1024 — предыдущего поколения звуковых карт на базе чипа EMU10K1.
Основное отличие Live! 5.1 от предшественника указано в самом названии: у данного семейства звуковых карт имеется не четыре, а шесть аналоговых выходов (четыре канала плюс центр плюс сабвуфер), а также один цифровой выход. Таким образом, пользователь имеет возможность просматривать DVD-видео с шестиканальным звуком в формате AC3, не пользуясь аппаратным декодером и другим дорогостоящим оборудованием. Кроме того, можно использовать не только обычную акустику, но и пока экзотические цифровые колонки, получая при этом звук с минимумом искажений и не путаясь в многочисленных проводах.
Семейство SB Live! 5.1 состоит фактически из четырех звуковых карт. Три из них поставляются в полной комплектации, а одна — в пластиковом пакете. Карты Live! 5.1 X-Gamer и Live! 5.1 MP3+ — это retail-версии (коробочные), различающиеся только комплектом программного обеспечения. Звуковая карта Live! Platinum 5.1 поставляется с устройством Live!Drive, у которого имеется большое количество входов и выходов, а также с инфракрасным пультом дистанционного управления. А есть еще и Live! 5.1 Value — недорогая OEM-версия, доступная многим пользователям благодаря своей не очень высокой цене. О ней мы и поговорим в этой статье.
Модель SB0060
У меня на тестировании побывала звуковая карта, кодовый номер которой — SB0060. Как известно, Creative выпускает еще несколько вариантов звуковых карт — SB0100, SB0101, SB0105 и др. Отличаются они, по всей видимости, дизайном и некоторыми компонентами, но функционально они равноценны.
Звуковая карта оснащена звуковым контроллером EMU10K1-SEF, AC'97-кодеком SigmaTel STAC9708T (четырехканальный качественный кодек) и несколькими дополнительными микросхемами. Набор внутренних разъемов следующий: три аналоговых входа (CD-In, AUX-In, TAD), цифровой вход S/PDIF, выход для подключения "спикера", вход для подключения удаленной кнопки управления громкостью. Также имеется разъем для устройства Live!Drive — на случай, если пользователь захочет купить его отдельно и подключить к звуковой карте.
Выходов у звуковой карты всего пять, и все они промаркированы цветом согласно схеме PC99. Во-первых, имеется два аналоговых стереовыхода — для фронтальных и тыловых колонок. Линейный и микрофонный входы, порт для подключения джойстика или MIDI-клавиатуры — это стандарт. Последний выход — совмещенный аналоговый и цифровой. С помощью программного обеспечения его можно переключить в один из двух режимов: либо аналоговый стереовыход для сабвуфера и центрального канала, либо цифровой выход для цифровой же акустики или другой аналогичной техники. Как видите, с помощью Live! 5.1 можно организовать настоящий домашний кинотеатр для просмотра DVD-фильмов, причем при наличии цифровой акустики — с максимально возможным качеством звучания.
Осталось только добавить, что карта имеет узнаваемый темно-коричневый цвет, но в закрытом корпусе этого все равно не видно. Зато слышно.
EAX — ключевая особенность SoundBlaster Live!
Чем SoundBlaster Live! отличается от любой другой звуковой карты? Конечно же, "родной" поддержкой технологии EAX — Environmental Audio Extension. Следует заметить, что эффекты EAX обрабатываются с помощью встроенного цифрового сигнального процессора (DSP), в то время как у конкурентов поддержка EAX реализована программно либо посредством эмуляции с помощью других технологий. Нужно ли говорить, что в последнем случае качество и быстродействие страдает?
Технология EAX — это несколько различных направлений в обработке компьютерного звука. Во-первых, EAX является программной надстройкой над интерфейсом позиционирования звука DirectSound3D. Используя этот интерфейс, игры могут управлять положением источников звука в пространстве, причем делать это с помощью двух или четырех колонок. Конкурирующий интерфейс A3D, разработанный Aureal, уже не интересен разработчикам игр. А о поддержке других аналогичных технологий (Q3D, C3D и т.д.) пока не слышно.
Во-вторых, EAX позволяет имитировать определенную звуковую среду. Другими словами, при воспроизведении звука учитывается размер и форма помещения, материал стен и другие параметры, задаваемые игрой динамически. Для этого нет необходимости заранее подготавливать звук — цифровой процессор сам обработает его необходимым образом.
А еще EAX позволяет реализовать различные звуковые эффекты, например, преобразовывать мужской голос в женский и наоборот. Еще раз напомню, что, в отличие от аналогичных решений конкурентов, это делается аппаратно. Кроме разгрузки центрального процессора, это дает возможность применять звуковые эффекты к сигналу, поступающему не по системной шине, а с одного из входов звуковой карты.
К сожалению, преимущества EAX используют далеко не все современные игры. Поэтому есть возможность добавить статические спецэффекты (имитацию звучания в различных окружениях) в некоторые игры без поддержки со стороны последних. А при проигрывании музыки эффекты можно добавить, если пользоваться программами Creative.
Программное обеспечение
Для своих звуковых карт Creative предлагает большое количество различного программного обеспечения собственной разработки, не считая отдельных коммерческих приложений. Постараюсь кратко рассказать о том, что мне показалось наиболее интересным.
Апплет AudioHQ "повисает" в системном трее для того, чтобы обеспечить быстрый доступ к компонентам настройки звуковой карты. Он содержит ссылки на несколько утилит, которые будут описаны ниже:
• SoundFont — утилита управления загружаемым набором MIDI-сэмплов формата SoundFont. SB Live! 5.1, как и большинство современных звуковых карт, для проигрывания MIDI использует табличный волновой синтез. О том, как реализовано MIDI у данной карты, я судить не берусь, но, судя по отзывам, сделано это неплохо.
• AutoEAX — утилита, отслеживающая запуск различных программ. Сделано это для того, чтобы в той или иной игре или программе активировать заданный режим работы EAX. Достаточно указать исполнимый файл и выбрать предустановленный режим виртуального окружения (из имеющегося списка).
• EAX Control Panel — утилита для редактирования вышеупомянутых предустановленных режимов. Можно также создать свой режим, манипулируя параметрами Chorus, Reverb, Pitch и некоторыми другими.
• Keyboard — работа с MIDI-клавиатурой.
• Speaker — выбор типа подключенных колонок, а также переключение между цифровым и аналоговым режимами работы аудиовыхода. Есть также возможность включить режим имитации звучания многоканальной акустики на двух колонках.
• Surround Mixer — утилита-микшер, позволяющая помимо обычных функций управления громкостью управлять спецэффектами.
Вообще о Surround Mixer стоит сказать отдельно. С ее помощью можно не только получить доступ к микшеру, но и отрегулировать тембр звучания для лучшего согласования с колонками. К сожалению, многополосного эквалайзера, как у Aureal Vortex2, я не нашел — можно было только настроить высокие и низкие частоты, а также распределение громкости между левыми правыми каналами.
С помощью того же Surround Mixer можно установить EAX-эффекты для выбранного канала записи и воспроизведения. Эффекты выбираются из имеющегося списка. При этом в списке они собраны в несколько групп — для музыки (фактически эквалайзер), для игр (виртуальное окружение), для записи звука, для онлайновых конференций, а также просто комбинация эффектов (забавно, но не более). Тип работы можно тоже выбрать из списка, тогда доступными станут только несколько предустановленных режимов.
В комплекте драйверов имеется также специальная панель Creative Launcher, с помощью которой можно получить доступ к большинству вышеперечисленных настроек, а также запустить любую из описанных утилит. Однако с моей точки зрения лишние панели только загромождают рабочий стол Windows и мешают работе.
Теперь — о программе PlayCenter2. Это не просто проигрыватель звуковых файлов, хотя у него есть такой режим работы. PlayCenter2 позволяет упорядочивать и каталогизировать коллекции звуковых файлов, "грабить" и кодировать музыку, скачивать ее из Интернета, а также работать с цифровыми плеерами Creative (закачивать файлы). Также есть возможность назначать для каждого файла свой набор спецэффектов, использовать ID3-тэги и множество других функций.
Как видите, у звуковой карты SB Live 5.1 имеется большое количество разнообразных настроек, позволяющих точно подобрать наиболее приемлемый режим звучания имеющейся акустики. Правда, интерфейс утилит и программного обеспечения мне показался не совсем удачным и не очень интуитивным, о чем, скорее всего, знает и сама Creative, выложившая на сайте FAQ по использованию своего софта. К тому же слишком много различных компонентов стараются закрепиться в автозагрузке, и чтобы их оттуда выгнать, даже опытному пользователю приходится приложить немало усилий.
Драйверы к SB Live! 5.1
Фирма Creative при выпуске новых драйверов поступает не совсем стандартным образом. Обычно новый комплект драйверов можно устанавливать и поверх, и вместо старых, т.к. в нем содержатся все необходимые компоненты. Новые драйверы Creative обычно выпускаются в виде так называемого пакета Web Update, который включает в себя либо только основные файлы, либо некоторые из программных компонентов. Причем такой пакет не имеет версии и может подходить либо к целому семейству звуковых карт, либо к нескольким моделям (особенности которых далеко не всегда очевидны). Для правильной установки драйверов необходимо сначала поставить полный комплект с приложенного к звуковой карте компакт-диска, а потом найти подходящий update на сайте Creative.
В процессе тестирования я использовал октябрьский апдейт драйверов для SoundBlaster Live! под Windows 2000 / XP. В нем содержались, помимо самих драйверов, обновленные утилиты AudioHQ и Surround Mixer. Установка прошла в полностью автоматическом режиме — достаточно было запустить только один файл, и после перезагрузки драйверы были обновлены.
Должен заметить, что драйверы оказались достаточно стабильными и не вызвали никаких нареканий. В небольшом наборе игр, который я обычно использую для тестирования, проблем не было. Впрочем, в среде Windows 2000 часто бывают проблемы со звуком в играх, в том числе и при использовании SB Live! 5.1.
Известно, что материнские платы на базе чипсетов VIA (одним из компонентов которых является южный мост 686B) часто сбоят при копировании файлов, если в составе системы имеется звуковая карта SoundBlaster Live!. Выражается это в искажении звука и порче копируемых данных. Для "лечения" применяется либо специальный патч, либо обновленные драйверы (и к материнской плате, и к звуковой карте). Я специально проверил, есть ли у данной звуковой карты несовместимость с чипсетом KT266A, точнее, с новым южным мостом VIA 8233. При проигрывании звука одновременно с копированием файлов с одного ATA-устройства на другое все было в порядке, а значит, несовместимость осталась в прошлом.
Тестирование
Как известно, многие современные игры, особенно трехмерные симуляторы и шутеры, используют аппаратные возможности современных звуковых карт для создания эффекта позиционированных в пространстве источников звука. Подавляющее большинство звуковых чипов поддерживают одну из конкурирующих технологий и несколько интерфейсов (API) трехмерного звука. Исторически первым широко распространенным API стал A3D фирмы Aureal, однако сегодня он практически не используется по причине исчезновения разработчика и производителя звуковых карт, поддерживающих A3D. Интерфейс DirectSound3D и его расширение EAX — нынешний стандарт, который поддерживают все разработчики звуковых чипов. Для звуковых карт Creative SB Live! и Audigy эти интерфейсы "родные", поэтому качество реализации востребованных играми функций у них очень хорошее. Причем, в отличие от аналогов, в том числе карт Vortex, четырехканальное позиционирование выполняется честно, на все каналы, а не дублированием звука с фронтальных колонок на тыловые.
Я проверил работу алгоритмов трехмерного звука и нашел их достаточно эффективными и убедительными. Впрочем, по моему субъективному мнению, они не добавляют реализма компьютерным играм, особенно если пользоваться колонками, а не наушниками, а иногда даже искажают звук. И к тому же съедают заметную часть ресурсов процессора.
Я провел серию тестов, целью которых было определить степень загрузки процессора при обработке спецэффектов, прежде всего позиционируемого в пространстве звука. Очевидно, что если звуковая карта выполняет обработку трехмерного звука слишком медленно, пользователь не захочет включать эту функцию. Тем самым никакой пользы от приобретения дорогостоящей звуковой карты не будет. Поэтому включение 3D-звука должно минимально сказываться на производительности системы.
Я измерял падение FPS в играх Unreal Tournament и Serious Sam — первая использует DirectX и EAX, вторая — OpenGL и EAX 2. В первой игре включение EAX вызывает снижение производительности на 30%, а во второй — на 11%. Тестирование проводилось в разрешении 640х480, когда производительность целиком зависит от процессора и памяти. Как видим, трехмерный звук обходится слишком дорого, поэтому далеко не всегда возникает желание его включить, даже когда частота процессора приближается к гигагерцу.
К качеству звука и стабильности никаких претензий нет — по этим параметрам звуковые карты Creative всегда выгодно отличались от конкурентов.
Итог
Покупая звуковую карту Creative SoundBlaster Live! 5.1 Value, вы платите за поддержку нескольких типов акустики (в том числе и цифровой), безупречную аппаратную реализацию звуковых спецэффектов и трехмерного звука, отличное общее качество звучания, расширенные возможности настройки, постоянное обновление драйверов. На данный момент это наиболее предпочтительный выбор для "продвинутого" компьютера, ориентированного на компьютерные игры и/или полупрофессиональную работу со звуком (запись, редактирование и т.д.).
Плюсы:
— невысокая цена для звуковой карты такого класса;
— наличие цифровых входов и выходов;
— поддержка шестиканальной акустики;
— аппаратная реализация наиболее распространенного интерфейса 3D-звука;
— большое количество различного софта;
— поддержка стандарта SoundFont;
— хорошее качество звука.
Минусы:
— неудобство пользования утилитами;
— часто возникающие проблемы совместимости;
— путаница с драйверами;
— бесполезность или невостребованность многих функций.
Дизайн, компоновка, компоненты 5
Качество изготовления 5
Качество звучания 5
Алгоритмы обработки звука 5
Производительность 4
Драйверы 4
Дополнительные возможности 4
Упаковка и комплектация OEM
Цена 4
Общая оценка 4,5
Звуковая карта предоставлена компанией EastSide Consulting Belarus
Макс Курмаз, hardware@kv.by
(c) компьютерная газета
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 2001 год в рубрике hard :: sound