Wolfenstein 9 лет спустя

Wolfenstein 9 лет спустя
Увидев в названии игры знакомое слово "Wolfenstein", у каждого из читателей, наверное, возникли свои ассоциации. Кто-то припомнил те далекие и страшные времена, когда дискеты были большими, а винчестеры — маленькими. Кто-то вспомнил, что почти 10 лет назад ныне легендарная контора Id software выпустила прародителя всех 3D шутеров, а именно Wolfenstein 3D. А кто-то улыбнулся, вспоминая, как во времена бурной молодости он штабелями укладывал нацистов, гоняя в незабвенный Wolfenstein 3D. Многие читатели уже подумали, что я сейчас начну рассказывать про те далекие времена и жаловаться по поводу того, что раньше игры были ого-го, а сейчас ни одна игра не цепляет, как надо. Но нет, этого не случится, ибо по причине своего молодого возраста поиграть в тот шедевр мне не довелось (предвижу легкую ухмылку на лицах "ветеранов ратного дела"), а сейчас эта игра у многих лишь вызывает усмешку: кто-то ухмыляется, глядя на устаревшую графику, а кто-то вспоминает про свои подвиги. Но разговор сейчас не про это. Нашему с вами вниманию представляют продолжение в лице игры Return To Castle Wolfenstein.

Тайны Третьего рейха
Ударники игровой индустрии из Gray Matter вполне справедливо посчитали, что менять что-то в сюжете игры не имеет смысла. Поэтому, как и прежде, нам предстоит вести массовый планомерный отстрел фашистов и расплодившихся просто до неприличного количества зомби и прочей нежити.
Все та же Вторая мировая война, все тот же 43-й год и все тот же харизматичный персонаж по имени B.J. Blazkowicz, который и будет расхлебывать всю заваренную немцами кашу. Нацисты все так же в поте лица трудятся над созданием некоего суперсолдата, который и в дождь, и в снег, и в сорокоградусную жару будет нести свою службу, не жалуясь ни на пули, ни на нехватку кислорода, ни на прочие досадные недоразумения. В общем, парень должен быть похожим на терминатора, но только говорить по-немецки. Всю эту плодотворную деятельность ведут два подразделения СС: отдел паранормальных исследований и отдел специальных проектов. Ну, а наш Блажкович, руководимый приказами из офиса секретных действий, и должен будет выяснить, что тут к чему, ну и, конечно, показать им всем "кузькину мать".

Первый парень на деревне с автоматом на плече
Первым, что бросается в глаза, так это графическое оформление игры. Движок от Quake 3: Arena, косметически доделанный и немного подправленный, делает свое дело и погружает в атмосферу игры целиком и надолго. Про графические прелести игры еще будет спета отдельная песня, а пока нужно рассказать про то, что же нас ожидает в сырых темных коридорах мрачных зданий.
А ничего хорошего там не будет и быть, в принципе, не могло, потому что, как известно, "наша служба и опасна, и трудна", а "враг никогда не дремлет". Вот и получается, что нас, напичкав всевозможным оружием под завязку, запускают во всевозможные плохо проветриваемые места, чередуя это легкими пробежками по пересеченной местности или прогулками по городским улицам при непосредственном обстреле со всех сторон (это, чтобы не расслаблялись). Но оно и понятно, ведь и так почти десять лет черти знает чем занимались — пора наверстывать упущенное.
Кстати, об оружии. Справедливо посчитав, что Вторая мировая война — это не время для появления "рельсы", "плазмагана", "Бфг-и" и прочего фантастического оружия, разработчики пораскинули тем самым своим "серым веществом" и выдали нам вполне приличный список реально существовавшего оружия (кроме некоторых, отдельно взятых экземпляров). Итак, что же мы имеем? Первым в списке жизненно необходимых вещей стоит нож. Штука полезная в отдельно взятых ситуациях. Кроме того, что сможете им чистить картошку, еще эффективнее им можно резать фрицев. Далее идут 2 вида пистолетов (люгер и кольт). В арсенале неугомонного Блажковица имеется также 3 разновидности снайперских винтовок, причем одна со встроенным устройством ночного видения, что, несомненно, облегчает массовый отстрел арийцев. 3 разновидности автоматов не должны оставить равнодушными любителей нашинковать все как можно мельче. А для любителей еще более "острых ощущений" предусмотрен пулемет с длиннющей такой лентой патронов, который, кстати, и перегревается при длительной стрельбе. Для подрывников в арсенале Блажковица имеются динамит и два вида гранат. Чтобы от врагов оставалась лишь невнятная кучка пепла, в игре имеются неплохая ракетница и огнемет. Огнемет — вещь, конечно, красивая, но на практике он проявил себя не самым лучшим образом. При обращении с этой штуковиной скорее сам себя поджаришь, чем кого-нибудь из недругов. Ну, и напоследок кое-что из области фантазии разработчиков. Имеется пушка, которая рассеивает электричество, цепляясь своими лучами в произвольном направлении. Эдакий электрошокер с увеличенной мощностью.
Непонятно каким образом умудрившись рассовать все это вооружение по карманам, Блажковиц принимается за свои повседневные обязанности. Наш матерый человечище вовсе не супермен, как могло некоторым показаться с первого взгляда, а вполне нормальный человек с вполне нормальными человеческими слабостями.
Ограничением его способностей вынести всех к чертовой бабушке да как можно быстрее будет служить такой параметр, как стамина. Так что вдоволь побегать, попрыгать и разогнаться стрейфджампом, который, благодаря движку от третьего Квака, присутствует в игре в полной мере, со всем арсеналом оружия нам не дадут. Ну да что поделаешь, старым Блажковиц стал — уже не те годы...

Не спешите говорить "Гитлер капут"
На протяжении всех 26 миссий вас не перестанет удивлять вражеский искусственный интеллект. Нет, вы подумайте только, AI поумнел настолько, что теперь вам не придется сталкиваться с тупым бараном с единственным ветвящимся алгоритмом в голове: увидел — побежал — стрельнул — упал замертво. Вместо этого мы видим в игре прекрасно ориентирующихся на карте противников, грамотно сменяющих оружие и делая отступления и перегруппировки для того, чтобы перезарядить оружие или вызвать подмогу. А уж умение вражеских солдат ловким пинком сапога швырять только что кинутую вами гранату в вашу же сторону не раз заставит бравого товарища Блажковица пораскинуть мозгами, причем в прямом смысле этого слова. Интеллект фрицев и прочих любителей пострелять и помахать чем-нибудь тяжелым в игре, конечно, не совершенен, но это определенно шаг в светлое будущее. На фоне всех недавних FPS проектов Return To Castle Wolfenstein выглядит в плане AI весьма и весьма убедительно.

Quake 3 only and forever...
Как уже было сказано выше, в игре используется движок от игры Quake 3: Arena. Прекрасно смоделированные уровни и отличные модели противников вкупе с отличной анимацией показали, что Квакушку еще не стоит списывать со счетов. Движок игры еще о-го-го в сравнении с конкурентами. Только вот парни из Gray Matter не смогли до конца использовать все его возможности (лень-матушка дала о себе знать). Где же, спрашивается, умопомрачительная интерактивность и свобода действий? Только кое-где можно встретить одинокую пустую бочку да еще деревянный стул, над которыми тут же можно произвести сеанс экзекуции по полной программе. Несмотря на обилие показываемых в игре транспортных средств, покататься ни на одном не получится. Приятным исключением будет служить стационарный пулемет, который произведет на вас, не сомневаюсь, весьма приятное впечатление. Также к недостаткам можно отнести... разговор немецких солдат. Если быть совсем точным, то тут вина вовсе не движка, а самих разработчиков, потому что немцы говорят на "своем языке" так, как будто они ученики-двоечники английской школы после двух недель занятий немецким. Только бодрое "яволь" из уст солдат не дает окончательно запутаться, где мы: в Японии, Англии или все же в Германии. Нет, дорогие товарищи-разработчики, уж если добрый дядя Кармак дал попользоваться вам движком от Quake 3, то пригласить хоть одного настоящего немца для озвучки можно было или нет?

Но на этом все недостатки благополучно заканчиваются. А начинается просто умиление всеми прелестями движка. Черт побери, все же нет прекраснее картины, чем наблюдать за фрицем через линзу оптического прицела своей верной снайперской винтовки, который стоит на посту и всячески потягивается и топчется на месте. Затем от нечего делать фриц может достать пачку сигарет и натурально так закурить, пуская клубы дыма. А мы, хорошо закемперившись, наблюдаем за этим из ближайшего куста через оптический прицел и плавно нажимаем на спусковой крючок. Солдат плавно падает (а ведь Минздрав предупреждал, что курение опасно для здоровья, тем более на рабочем месте), а мы идем дальше к победе кому... Эээ, простите, просто к победе. Идем и удивляемся богатой и разнообразной архитектуре уровней. Кривая судьбы американского солдата занесет вас не только в подземелья замка, кишащего нежитью, но и на аэродромы, просто на природу, на лютый мороз и даже в церковь. К сожалению, отмолить свои грехи Блажковицу так и не дадут, отвлекая вояку очередями из автомата.

Итого
Итог для всех нас будет неутешительным. Ибо на вашу и мою голову свалился стопудовый хит, который, как всегда, будет с жадностью пожирать все наше свободное время, не оставляя никакой надежды на то, чтобы заняться каким-нибудь общественно-полезным делом. Когда игра заканчивается, чувствуешь, что этого мало, и пострелять в немцев хочется еще больше, чем раньше.
Подобное явление, кстати, не характерно для многих игр, где концовку воспринимаешь с глубоким вздохом и словами "ну наконец-то!".
Я не буду заниматься анализом мультиплеерной части игры и делать прогнозы относительно его провала или, наоборот, успеха.
Будет ли пользоваться игра успехом (именно мультиплеерная ее часть), сможет показать только время. Ну а то, что от сингла вас за уши не оттянешь — это я вам гарантирую.

Бурдыко Алексей aka KNES
Диск для обзора предоставлен точкой у торгового дома "НА НЕМИГЕ" "МИР ИГР"


(c) компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2001 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета