Страсти по Интернету

Страсти по Интернету Страсти по Интернету, похоже, улегаются да еще насдаковский облом помогает. Совсем недавно желание стать программистом походило на желание стать космонавтом в 70-е годы прошлого столетия. Стать хакером — сродни космическому пирату, вытаптывающему грязным сапогом "здесь был Димон" на лунной поверхности.

Космонавты. "Покорение" космоса тоже шло пафосно. Только в отличие от развития Интернета, Беларусь участвовала в "покорении" одной-там-какой-то частью. Наверное, поставляла микросхемы с "Интеграла" или литые субмодули с тракторного. Я не знаю, я не об этом. Я о том, что слово "космос" будоражило умы молодых и прогрессивных. Уставшие от скуки войн и бесконечных измерений скорости падения яблок и груш, они обратили свой взгляд вверх. В небо. Романтики.
Когда прорыли самую большую скважину в недра земли, это было не так романтично, потому что вниз. Космос — это вверх. Это было выше птиц, даже выше всяких микробов и вирусов (компьютерных тогда еще не было). Все хотели смотреть на мир из иллюминатора какого-нибудь "Союза". Просто смотреть, ну, еще, может, есть щи из тюбика. Хотели быть космонавтом, да чтоб известным, да с показом по Первому государственному. Наверное, потому что у нас тогда не было рок-н-ролла, а души требовали.
Так вот я о космосе. Как-то немногим хотелось с листиком что-то рассчитывать. Кого там помнят: Лобачевский (да и то некоторые говорят, что это тренер такой), Королев и... все. Мало кому хотелось идти на завод отливать эти самые субмодули и штамповать микросхемы, это занятие ничем не отличающееся от производства тракторов "Белорус" и мясорубок завода им.Ленина. Одним словом, привлекала сама идея. Идея послужила кладезем сюжетов для писателей, поэтов etc. Выход в космос отмечен красной датой в истории человечества, даже затмил собой изобретение колеса.

Жизнь на Марсе. Железные болванки с человеками и без висят над нашими головами. По ним передают информацию в виде всяких там импульсов. Импульсы несут секретные военные переговоры, команды запуска систем ПВО etc. Болванки одних стран шпионят за территориями других. Хвастаются: можем узреть надпись на спичечном коробке во дворе шейха Брунея; можем подслушать, о чем там ирландские крайние беседуют. Шоу называется "под колпаком". А что же обещанное покорение новых галактик? На Марс что-то послали, что-то это что-то передало, но на риторический вопрос о жизни на Марсе не ответило. Что-то послали еще дальше, вроде к Солнцу. До нас довели просто констатацию фактов: запущено, отправлено, потрачено, получены ценнейшие результаты для будущих научных исследований. Все это я о том, что никаких новых миров не покорили за 50 лет различных запусков. Сейчас поищи дураков, желающих вымывать кальций из костей ради трех строк в "Известиях". На вопрос "так когда ж полетим в другую галактику?" — ответ: "денег жалко, да и че летать и так все на бумажках рассчитано". То есть налицо тенденция наступления неромантических надатмосферных полетов: шпионаж, сдача в аренду арабским шейхам спутников, шпионаж, метеорологические сводки на Yahoo!, шпионаж, шпионаж и еще раз шпионаж. То есть пока "покорение" космоса отложено, процесс перешел в русло практического использования оного.
Интернет. Так вот об Интернете. Где-то позже, где-то раньше он появился. Народ, взросший на корветах и байтах, ушел в он-лайн. Игры по Лантастику стали неинтересны. Привлекало, что пользователем Интернета стать было (и есть) проще, чем космонавтом. Бегать по стадиону не надо, можно быть им (пользователем), сидя в кресле с "марльборро" в зубах. Интернет доступнее космонавтики, а налет романтичной прогрессивности передовых технологий тот же.
Не-интернетчики восторженно спрашивают прогрессивных с красными глазами: что есть Интернет? Пользователь глядя на вопрошавшего: это просто рулез. Обычно не-интернетчики потупляют взгляд, боясь показаться ламерьем, идут в интернет-кафе и приобретают статус Пользователя. Входят в круг Посвященных. Это сродни тому, что у нас каждый, кто имеет дело с компьютером и в седьмом классе видел Паскаль и Бейсик, программист.

Так вот об Интернете. Индивидуальная эволюция отношения пользователя Интернета к этому самому Интернету почти совпадает с групповой. Лет пять назад, в связи с появлением Сети, говорили о каких-то необратимых изменениях, о том, что с появлением Интернета все (вопрос что?) изменилось в нашей жизни. Сайты появлялись, как грибы после дождя. "Нам доступна информация со всего мира". Интернет тонул в мириадах сайтах о себе любимых. Да — люди общались между собой, да — кому-то полученная информация помогла что-то изобрести. Потом на смену эпохи любительского Интернета стал приходить коммерческий, правда тоже какой-то любительский. Появились профессионально оформленные страницы. Стала писаться своя интернет-история: java-script, DHTML, Flash и т.д.

Деньги. В Интернет потекли деньги частных лиц. Сотни, миллионы долларов. Прибыльность первых интернет-проектов в разы покрывала прибыльность наркобизнеса и интим-услуг, и это при мизерных стартовых затратах. Правда, оказалось, что эта прибыльность виртуальная. По Америке толпами бродили "новые" миллионеры в потертых джинсах и свитерах. Я "Экономикс" не читал, но в нем, как я понимаю, описаны какие-то механизмы, модели бизнеса, экономики. Так вот, глядя на Интернет, я понимаю, что все это работает. Нельзя бесконечно проводить рекламные акции по стимулированию трафика. Бизнес значит "зарабатывать". А этого новоиспеченные рогокопытные не делали. У них в интернет-магазинах околачивались толпы людей. Все трогали, пробовали, уходили с халявным ковриком или CD. Вместо продаж, получали новые инвестиции, но однажды все-таки инвесторы спросили: эй, гении в штанах с вытянутыми коленями, где наши дивиденды? "Трафик" не хотел покупать, количество не переходило в качество. Интересно, сколько среди того трафика было нашего брата из зон .by и .ru. У меня подозрения, что много. И кто из вас вник, что же они там продают. Мой один знакомый выписывал себе килограммы буржуйской ерунды просто ради праздного интереса, называя высылавших "придурками". Может, они и такие, но наши визиты приносили им сотни процентов роста акций. Потом самые умные хозяева е-проектов слили часть акций в нужный день, прикупили дом в Сан-Хосе и порш на черный день, который, как они понимали, должен вскоре наступить. В 2000 году все поняли, что изобретенный е-велосипед это тот же просто-велосипед, только пока без колес, т.е. проехать на нем не удалось, зато на раме заработали. Да и то, вся эта развлекуха была по ту сторону Атлантики. Нам было не до того, мы демократию строили.

Информация. Количество информации в Сети удваивается очень часто. Это хорошо или нет? Вот, например, сижу я у себя дома. Женя И. приносит мне одну книгу в день. Это хорошо. Потом он приносит две книги в день. Еще лучше. Я сколачиваю полочку и складирую книжечки на полочку. Потом Женя И. приносит мне четыре книги и Вова П. — две. Неплохо. Через неделю Женя И. притаскивает и сгружает в углу 512 книг и Вова П. — штук триста, а еще соседка из кладовки сотенку. Надо составлять каталог. А книги все носят. Вопрос: во что превращаются книги? Ответ: в макулатуру. Их некогда складывать, их просто сгружают, а я, плюнув на все, сижу в пока еще свободном углу и читаю то, что поближе. Хорошо это или плохо?

Общение. Получив свободу общения, возникает вопрос: что с ней (свободой) делать? Многие ли из вас активно общаются с китайцами или арабами? Те, у кого друзья в Европе или Штатах, общаются по email или в чатах скорее потому, что телефонная связь дорогая.
Большая часть трафика Интернета — mp3, avi, mpeg, jpeg, soft. По мылу гоняются документы, фотки памел, драйвера. В Америке опросы говорят, что серфить некогда, основное время уходит на 20 ежедневных писем в ящике, на информацию о биржах, погоде, президенте, новой (скажем мягко) эротике.

Общение в чатах извращает реальное общение. Если ваше общение с людьми не выходит за пределы чата или icq, если в них вы mona liza или tf44fh6798, а в жизни Толик Сидоров, нормально ли это? Общение ли это? Это общение виртуальных масок и теней. Чатлане так же остроумны и оригинальны, как сильны и кровожадны квакеры.
Такую историю мне рассказали ребята с одной крупной фирмы. Один из них получает icq-сообщение от другого: "Вовка, пошли курить". Расстояние между ними в этот момент метр. Они молча встают и идут дымить.

Революция. Так вот об Интернете. Мое мнение, что никакой принципиальной революции он не произвел. В целом тенденции указывают на то, что некоторые старые вещи стали удобнее, качественнее, быстрее. Как когда-то телефон или факсовый аппарат.
Революции не было, потому что нет революции понятий. Понятие Интернета стало шире слова "Интернет". А это — признак будущих изменений, возможно революций. Но не скорых — если строить параллели, то лет через "надцать". За это время должна произойти эволюция понятий. Посмотрите, компьютер вошел в нашу жизнь лет 35 назад, а он до сих пор в 95% случаях печатная машинка, игровая приставка и проигрыватель компакт-дисков. Три-в-одном. Может, в будущем, когда всем по домам разведут Х-мегабитные каналы, он заменит еще телевизор с расширенными возможностями. Может, тогда он станет четыре-в-одном, но на 90%. Это будет означать победу. Вот мы и подобрались к оптимистичному финалу.

Оптимистичный эпилог. Напоследок всего две цитаты об Интернете и его месте в нашей жизни.
Майкл Гоуэн (Калифорния), артикль "WEB будущего" ("Мир ПК", №6, 2001). "Но даже при этом будущее выглядит достаточно светлым. Граница между подключенным и неподключенным состоянием сотрется, когда мы начнем сразу в обеих сферах ходить в магазин, слушать музыку и запускать программы... И может быть, лет через пять мы вообще забудем нечто под названием Internet — Сеть станет частью повседневной жизни".

Всеволод Бродский (Россия), артикль "Девушки и смерть Интернета" ( www.vesti.ru ). "Интернет, скорее всего, все-таки не умрет. <..> Интернет не исчезнет, просто слегка сократится — слишком уж он активно вошел в нашу жизнь. Просто в ближайшее время в Сети будет больше обнаженных девушек и меньше толковых проектов".

kolm kolmkolm@mail.ru


(c) компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2001 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета