Звуковая карта Philips Acoustic Edge (PSC706)
Звуковая карта Philips Acoustic Edge (PSC706) Звуковая карта уже давно стала неотъемлемой частью любого персонального компьютера. Звуковые возможности входят в число базовых, необходимых и недорогому офисному компьютеру, и "навороченной" рабочей станции. Но особенно важен звук для мультимедийного компьютера, ориентированного на компьютерные игры, прослушивание музыки, просмотр видеофильмов и другие аналогичные задачи. Для него встроенный звуковой кодек, имеющийся практически у каждой современной материнской платы, не подходит по нескольким причинам: отсутствие поддержки многоканальных акустических систем, скромные возможности настройки и конфигурирования, невозможность аппаратной реализации алгоритмов обработки звука (в частности, получения трехмерного звука), невысокое общее качество звучания и т.д. Поэтому полноценная звуковая карта для мультимедийного компьютера просто необходима.
На рынке полупрофессиональных и игровых звуковых карт сегодня наблюдается застой. Эра трехмерного звука началась с соревнования двух компаний — Creative и Aureal, за которыми стали подтягиваться другие. Однако после ликвидации Aureal фирма Creative осталась одна: другие фирмы (ESS, ForteMedia, Cirrus Logic, CMedia...) предпочли программные решения аппаратным. Поскольку реализация алгоритмов обработки звука в драйверах, а не в "железе", позволяет существенно снизить стоимость продукта, звуковые чипы этих фирм позволяют создавать гораздо более дешевые звуковые карты с почти аналогичными возможностями. Тот, кого это "почти" не устраивает, должен выбирать между Creative и... Creative.
Нечто похожее получилось и с API трехмерного звука. Поскольку A3D больше не актуален, остался только один интерфейс — DirectSound3D, к которому Creative добавила надстройку EAX 2.0. Впрочем, разработчики звуковых чипов могут приобретать технологии специализированных лабораторий, которые разрабатывают свои алгоритмы обработки трехмерного звука, совместимые с интерфейсами DS3D, A3D, EAX и некоторыми другими. Тем самым даже самые дешевые звуковые карты сегодня поддерживают трехмерный звук, хотя качество и полнота его реализации зачастую оставляют желать лучшего.
Небезызвестная фирма Philips сделала честную попытку завоевать часть рынка дорогих потребительских звуковых карт, выпустив линейку продуктов на базе чипа ThunderBird Avenger. О самой "навороченной" из них, шестиканальной Acoustic Edge PSC706, пойдет речь в этой статье.
Звуковой чип Thunderbird Avenger SAA7785
Этот чип компания Philips заполучила в начале 2000 года, купив фирму VLSI, известную своими разработками в области интегральных схем для телекоммуникационных и мультимедийных приложений. Сердцем чипа SAA7785 является 16-разрядный DSP-процессор ActiMedia, сочетающий фиксированные ("прошитые в железе") функции по параллельной обработке аудиоданных и возможность программирования для создания специальных эффектов. Звуковой чип ThunderBird Avenger способен одновременно обрабатывать до 256 каналов General MIDI, до 192 потоков DirectSound и до 96 потоков DirectSound3D одновременно, 64 из которых реализуются аппаратно, остальные — программно. Для этого чипа Philips лицензировала технологии фирмы QSound Labs, которые позволяют делать (частично аппаратно, частично программно) следующие вещи:
— аппаратно позиционировать звук в пространстве, используя 2, 4 или 6 колонок или наушники; поддерживаются интерфейсы DirectSound3D, A3D 1.0, EAX 1.0 и 2.0; технология называется QSound3DInteractive;
— транслировать стереозвук на 4 или 6 колонок, улучшая восприятие игр, MIDI- и обычной музыки, DVD-фильмов и т.д. (технология QSound Multi Speaker System);
— производить имитацию окружающей среды методом добавления эффектов реверберации и отражения звука; совместимость с EAX 2.0 и I3D level 2 (технология QSound Environmental Modelling, QEM);
— расширять стереобазу, имитировать звучание четырех- и шестикомпонентной акустической системы на двух колонках (технология QXpander).
Чип ThunderBird поддерживает вывод данных на шесть каналов, позволяя использовать акустику типа 5.1. Кроме того, он имеет цифровой вход и выход стандарта S/PDIF для подключения CD-ROM и другого источника сигнала (на вход) и Dolby-декодера или другой цифровой техники (на выход). Также имеется возможность эмуляции SoundBlaster в среде DOS.
Для работы чипа требуется один или два аудиокодека стандарта AC'97. Поддерживаются и двух-, и четырехканальные кодеки, что позволяет создавать несколько вариантов звуковых карт — с двумя, четырьмя или шестью выходами. Сам чип является PCI-устройством и поддерживает захват шины (Bus Mastering).
Как видите, по заявленным характеристикам ThunderBird Avenger вполне годится на роль чипа для современной звуковой карты для игр, MIDI-, CD-, DVD-музыки и просмотра DVD-видео.
Звуковые карты семейства xEdge
Фирма Philips решила пойти по пути Creative: она стала самостоятельно выпускать звуковые карты на новом чипе. Точнее, производство было поручено хорошо известной тайваньской фирме Labway (www.labway.com.tw), которая уже давно не новичок на рынке компьютерного звука. Philips получает из Тайваня готовые карты и продает их по своим дистрибьюторским каналам — обычная практика в мире информационных технологий.
Итак, на сегодня выпускаются следующие звуковые карты на базе чипа ThunderBird Avenger:
— Rhythmic Edge PSC702 — бюджетная двухканальная карта;
— Rhythmic Edge PSC703 — бюджетная четырехканальная карта;
— Seismic Edge PSC704 — более дорогая четырехканальная карта с расширенными возможностями;
— Seismic Edge PSC705 — шестиканальный вариант предыдущей карты;
— Acoustic Edge PSC706 — самая дорогостоящая из звуковых карт Philips, о которой и пойдет речь в статье.
Дизайн
Звуковая карта PSC706 имеет вид прямоугольной печатной платы полной высоты и длиной чуть больше PCI-слота. Цвет платы черный, поэтому она чем-то напоминает топовые SoundBlaster'ы Creative. На плате расположен сам цифровой процессор ThunderBird Avenger SAA7785, контроллер для обработки цифрового аудио TDA1315H, два AC'97-кодека и три качественных "филипсовских" усилителя. На самой карте есть четыре стереовхода: три аналоговых (CD Audio, TAD и AUX) и один цифровой S/PDIF. На панели портов есть пять разъемов: один для джойстика (поддерживаются цифровые и аналоговые модели), два аналоговых входа (один — для микрофона, с усилителем) и два разъема формата mini-DIN (вместо привычных jack-коннектеров). С помощью имеющихся в комплекте переходников можно подключить до шести аналоговых колонок (я имею в виду акустические системы 2.0, 2.1, 4.0, 4.1 и 5.1), а также организовать ввод и вывод цифрового сигнала на соответствующую аппаратуру, например, AC3-декодер.
В качестве цифроаналоговых преобразователей Philips использует два 18-разрядных кодека SigmaTel: четырехканальный STAC9708T и двухканальный STAC9721T. Они соединены по схеме Master-Slave, предусмотренной стандартом AC'97, позволяя тем самым выводить звук на шесть каналов: два фронтальных, два тыловых, один центральный и один сабвуферный. Впрочем, предусмотрены варианты работы с четырьмя и двумя каналами с эмуляцией звучания шестиканальной системы. Выполняет эмуляцию, конечно, цифровой контроллер ThunderBird, обрабатывая звук по алгоритмам, разработанным фирмой QSound Labs.
Установленные на карте усилители имеют, по отзывам специалистов, достаточно хорошее качество, позволяя использовать качественные наушники без применения внешнего усилителя. А наличие цифрового входа позволит слушать диски CD Audio с максимально возможным качеством. Заметьте также, что цифровой выход PSC706 не является совмещенным с аналоговым, как у других звуковых карт.
Каких-либо других разъемов или перемычек я не обнаружил. Видимо, Philips не выпускает дополнительных модулей или устройств для звуковых карт, как это делает Creative.
Комплектация
Я работал с OEM-картой, которая поставляется в невзрачной белой коробке. По сравнению с retail-версией в комплекте отсутствует дополнительное программное обеспечение и руководство пользователя, однако все шнуры оказались на месте. Их всего пять. Один — для аналоговых выходов, имеет вид переходника DIN-jack, имеет три стереоразъема для фронтального, тылового каналов и совмещенный Center/Subwoofer. Второй — для цифрового входа и выхода. Третий шнур — для CD Audio, он имеет три провода (Left, Right, общий), четвертый — общего назначения, с четырьмя проводами, и пятый — для подключения цифрового источника (обычно это CD/DVD-привод). Как видите, Philips позаботилась, чтобы пользователь не искал шнуры, а сразу мог подключить устройства к большинству имеющихся разъемов (внешних и внутренних).
Кроме шнуров, в комплекте есть краткое руководство по установке звуковой карты и компакт-диск с драйверами, документацией, демо-программами и какими-то утилитами. Я не стал дальше разбираться с комплектом поставки, а перешел непосредственно к испытаниям звуковой карты.
Драйверы
Я установил последние на тот момент WDM-драйверы (версии 1.55 для Win98SE/ME/2000/XP) и сразу же заглянул в настроечный апплет, который появился в "Панели управления" и в автозагрузке. И вот какие закладки я там обнаружил:
— Utilities — обычная для современных драйверов закладка, на которой расположены иконки быстрого доступа к мультимедийным компонентам Windows — регулятору громкости, звуковому проигрывателю, апплету настройки звука и т.п. Также есть ссылка на две программы, демонстрирующие эффективность алгоритмов трехмерного звука от QSound Labs.
— Settings — более интересная закладка. Здесь есть выбор режима вывода звука (наушники, 2, 4, 5, 6 колонок), причем можно включать виртуальное расширение типа 2а4, 2а6, 4а6 (для имитации звучания многокомпонентной акустики). Есть регулировка баланса между левыми и правыми каналами, а также фронтальными, тыловыми и средним каналами. Предусмотрен простенький двухполосный эквалайзер для компенсации недостатков дешевой акустики, а также управление обработкой аудиоданных, поступающих с одного из входов (применение эффектов виртуальной многокомпонентной акустики).
— S/PDIF — включение цифровых входов и выходов, управление их режимами (в частности, можно дополнительно обрабатывать данные с цифрового входа).
— Effects — включение QEM-режимов, создающих с помощью реверберации ощущения определенной звуковой среды (пещеры, стадиона, трубы, каменного коридора и т.п.). Можно управлять интенсивностью добавляемой реверберации отдельно для воспроизводимого и транслируемого (с аналоговых и цифровых входов) звука. На мой взгляд, ценность этой "фичи" достаточно сомнительна.
— MIDI — выбор типа MIDI-устройства, управление программным синтезатором Yamaha (есть в комплекте со звуковой картой), добавление эффектов Chorus и Reverb (c управлением интенсивностью), а также выбор количества голосов для аппаратного волнового синтеза. По-моему, для более-менее профессиональной работы с MIDI этого маловато.
— Speaker Test — запуск тестового звукового образца, который попеременно звучит на каждом из выбранных каналов. Можно не только проверить правильность подключения колонок, но и посмотреть работу настроек апплета. Для этого тест нужно запустить в непрерывном режиме (Loop) и переключиться на другие закладки: все настройки апплета работают без задержек, услышать эффект от их применения можно сразу же.
— Information — вывод информации об установленных драйверах (версия и дата).
Как видите, настроек достаточно много, они удобно расположены, хорошо структурированы, интуитивно понятны.
Теперь о работе драйверов. WDM-драйвер хорошо работал и в Windows 2000, и в Win98SE, хотя в последней не всегда становился "ровно". Обработка нескольких звуковых потоков работала, то есть несколько приложений "звучали" одновременно. Никаких заметных искажений звука в играх и при проигрывании музыки я не заметил, а о качестве MIDI судить не берусь — я в этом не специалист. Со стабильностью никаких проблем не наблюдалось, несмотря на то, что драйверы до сих пор не сертифицированы Microsoft WHQL.
Испытания
При проведении испытаний меня интересовала прежде всего работа звуковой карты в играх. По качеству звука нареканий быть не могло, т.к. звуковая карта выполнена очень качественно, имеет хорошие аналоговые компоненты, изготовлена по заказу известнейшей фирмы. А вот эффективность работы DSP-процессора, который по идее должен ускорять обработку обычного и 3D-звука, необходимо обязательно проверить.
Итак, я взял для сравнения три звуковые карты. Первая — незабвенный Vortex2 в исполнении ныне не существующей фирмы Diamond Multimedia. Вторая — Creative SoundBlaster Live! Value 4.0. Третья — даже не звуковая карта, а обычный аудиокодек VIA VT1611A, часто встречающийся на материнских платах с чипсетами VIA. Другие компоненты: процессор Athlon-850, чипсет KT133, 256 Мб памяти, видеокарта ASUS V7700 (GF2Pro), Windows 2000 SP2, набор action-игр — Quake3, Serious Sam, Expendable, Unreal Tournament. Я проводил замеры FPS при отключенном звуке и при включении разных режимов — A3D, EAX и обычный звук без 3D.
В игре Quake III Arena при включении звука быстродействие падает очень заметно, поскольку эта игра — идеальный "пожиратель" всех ресурсов компьютера. Acoustic Edge, к сожалению, проиграл всем звуковым картам — 31% потерь по сравнению с 26% Vortex2 и SBLive. Как ни странно, даже софтовый звук работал быстрее.
Unreal Tournament имеет встроенные "движки" для трехмерного звука, причем пользователь не выбирает, какой из них включать, — это делает сама игра. Так, на Vortex2 работал A3D 2.0 — очень жестокий набор алгоритмов, из-за чего падение FPS составило 33%. На SBLive включился EAX 2.0, и в итоге замедление составило целых 43%. Что включилось на Philips PSC706, сказать трудно, но, скорее всего, это был A3D 1.0, так как производительность упала всего на 28%. Что касается обычного DirectSound, то тут на последнем месте оказался опять Philips, проиграв аудиокодеку. Ситуация похожа на Quake3, не так ли?
Serious Sam, самая новая из набора игр, поддерживает только EAX 2.0. Если 3D-звук не включать, лидером будет Vortex2 — всего 5% потерь, что 2.5 раза меньше, чем у Philips. Если включить EAX 2.0, SBLive будет впереди (11%), а Acoustic Edge — вторым (15%).
Expendable под Win2000 не работает, поэтому пришлось проверять работу звуковых карт в Win98SE с VXD-драйверами. Ситуация не изменилась: Philips PSC706 так и осталась позади, затрачивая вдвое больше ресурсов на обработку звука, чем остальные участники тестирования.
Что касается общего впечатления от звучания, то могу сказать, что больше всех мне понравился SoundBlaster. В целом все карты звучали по-разному, и не могу сказать, чтобы Philips заметно отличалась в лучшую или худшую сторону. То же самое касается и обычной музыки.
В ходе тестирования не было выявлено ни одной проблемы, кроме знаменитого "глюка" моста VIA 686B. А именно: при копировании данных с одного канала ATA-контроллера на другой (например, с CD на HDD) звук начинал "икать" и искажаться. Когда копирование заканчивалось, звук восстанавливался. Как видите, тут виноват не SoundBlaster, как считалось ранее, а "южный мост" VIA.
Итог
Звуковая карта Philips (Labway) Acoustic Edge PSC706 в целом оставила только благоприятные впечатления. Устойчивая работа, отсутствие проблем с качеством звука, удобство настроек, высокое качество исполнения, множество шнуров даже в OEM-комплектации, поддержка цифровых источников и приемников звука, реализация алгоритмов 3D-звука и виртуализации многокомпонентной акустики (впрочем, не очень впечатляющая), поддержка распространенных API трехмерного звука — вот основные преимущества этой игровой и мультимедийной звуковой карты. Цена, конечно, высоковата, но можно обратить внимание на гораздо более дешевые карты Seismic Edge и Rhythmic Edge, которые основаны на том же звуковом чипе, но имеют меньше возможностей по поддержке различных устройств.
Плюсы:
— шесть каналов;
— цифровой вход и выход;
— несовмещенный цифровой выход;
— высокое качество как самой платы, так и ее компонентов;
— поддержка многих интересных алгоритмов и технологий;
— хорошая комплектация;
— удобные настройки;
— устойчивая работа.
Минусы:
— сильная загрузка ЦП во время работы;
— слабая эффективность алгоритмов (мое субъективное мнение);
— относительно высокая цена.
Дизайн, компоновка,
компоненты 5
Качество изготовления 5
Качество звучания 4,5
Алгоритмы обработки звука 4,5
Производительность 3
Драйверы 4,5
Дополнительные возможности 4,5
Упаковка и комплектация 5
Цена 3
Общая оценка 4,3
Звуковая карта Philips Acoustic Edge PSC706 предоставлена фирмой "Ронгбук"
Макс Курмаз, hardware@kv.by
(c) компьютерная газета
На рынке полупрофессиональных и игровых звуковых карт сегодня наблюдается застой. Эра трехмерного звука началась с соревнования двух компаний — Creative и Aureal, за которыми стали подтягиваться другие. Однако после ликвидации Aureal фирма Creative осталась одна: другие фирмы (ESS, ForteMedia, Cirrus Logic, CMedia...) предпочли программные решения аппаратным. Поскольку реализация алгоритмов обработки звука в драйверах, а не в "железе", позволяет существенно снизить стоимость продукта, звуковые чипы этих фирм позволяют создавать гораздо более дешевые звуковые карты с почти аналогичными возможностями. Тот, кого это "почти" не устраивает, должен выбирать между Creative и... Creative.
Нечто похожее получилось и с API трехмерного звука. Поскольку A3D больше не актуален, остался только один интерфейс — DirectSound3D, к которому Creative добавила надстройку EAX 2.0. Впрочем, разработчики звуковых чипов могут приобретать технологии специализированных лабораторий, которые разрабатывают свои алгоритмы обработки трехмерного звука, совместимые с интерфейсами DS3D, A3D, EAX и некоторыми другими. Тем самым даже самые дешевые звуковые карты сегодня поддерживают трехмерный звук, хотя качество и полнота его реализации зачастую оставляют желать лучшего.
Небезызвестная фирма Philips сделала честную попытку завоевать часть рынка дорогих потребительских звуковых карт, выпустив линейку продуктов на базе чипа ThunderBird Avenger. О самой "навороченной" из них, шестиканальной Acoustic Edge PSC706, пойдет речь в этой статье.
Звуковой чип Thunderbird Avenger SAA7785
Этот чип компания Philips заполучила в начале 2000 года, купив фирму VLSI, известную своими разработками в области интегральных схем для телекоммуникационных и мультимедийных приложений. Сердцем чипа SAA7785 является 16-разрядный DSP-процессор ActiMedia, сочетающий фиксированные ("прошитые в железе") функции по параллельной обработке аудиоданных и возможность программирования для создания специальных эффектов. Звуковой чип ThunderBird Avenger способен одновременно обрабатывать до 256 каналов General MIDI, до 192 потоков DirectSound и до 96 потоков DirectSound3D одновременно, 64 из которых реализуются аппаратно, остальные — программно. Для этого чипа Philips лицензировала технологии фирмы QSound Labs, которые позволяют делать (частично аппаратно, частично программно) следующие вещи:
— аппаратно позиционировать звук в пространстве, используя 2, 4 или 6 колонок или наушники; поддерживаются интерфейсы DirectSound3D, A3D 1.0, EAX 1.0 и 2.0; технология называется QSound3DInteractive;
— транслировать стереозвук на 4 или 6 колонок, улучшая восприятие игр, MIDI- и обычной музыки, DVD-фильмов и т.д. (технология QSound Multi Speaker System);
— производить имитацию окружающей среды методом добавления эффектов реверберации и отражения звука; совместимость с EAX 2.0 и I3D level 2 (технология QSound Environmental Modelling, QEM);
— расширять стереобазу, имитировать звучание четырех- и шестикомпонентной акустической системы на двух колонках (технология QXpander).
Чип ThunderBird поддерживает вывод данных на шесть каналов, позволяя использовать акустику типа 5.1. Кроме того, он имеет цифровой вход и выход стандарта S/PDIF для подключения CD-ROM и другого источника сигнала (на вход) и Dolby-декодера или другой цифровой техники (на выход). Также имеется возможность эмуляции SoundBlaster в среде DOS.
Для работы чипа требуется один или два аудиокодека стандарта AC'97. Поддерживаются и двух-, и четырехканальные кодеки, что позволяет создавать несколько вариантов звуковых карт — с двумя, четырьмя или шестью выходами. Сам чип является PCI-устройством и поддерживает захват шины (Bus Mastering).
Как видите, по заявленным характеристикам ThunderBird Avenger вполне годится на роль чипа для современной звуковой карты для игр, MIDI-, CD-, DVD-музыки и просмотра DVD-видео.
Звуковые карты семейства xEdge
Фирма Philips решила пойти по пути Creative: она стала самостоятельно выпускать звуковые карты на новом чипе. Точнее, производство было поручено хорошо известной тайваньской фирме Labway (www.labway.com.tw), которая уже давно не новичок на рынке компьютерного звука. Philips получает из Тайваня готовые карты и продает их по своим дистрибьюторским каналам — обычная практика в мире информационных технологий.
Итак, на сегодня выпускаются следующие звуковые карты на базе чипа ThunderBird Avenger:
— Rhythmic Edge PSC702 — бюджетная двухканальная карта;
— Rhythmic Edge PSC703 — бюджетная четырехканальная карта;
— Seismic Edge PSC704 — более дорогая четырехканальная карта с расширенными возможностями;
— Seismic Edge PSC705 — шестиканальный вариант предыдущей карты;
— Acoustic Edge PSC706 — самая дорогостоящая из звуковых карт Philips, о которой и пойдет речь в статье.
Дизайн
Звуковая карта PSC706 имеет вид прямоугольной печатной платы полной высоты и длиной чуть больше PCI-слота. Цвет платы черный, поэтому она чем-то напоминает топовые SoundBlaster'ы Creative. На плате расположен сам цифровой процессор ThunderBird Avenger SAA7785, контроллер для обработки цифрового аудио TDA1315H, два AC'97-кодека и три качественных "филипсовских" усилителя. На самой карте есть четыре стереовхода: три аналоговых (CD Audio, TAD и AUX) и один цифровой S/PDIF. На панели портов есть пять разъемов: один для джойстика (поддерживаются цифровые и аналоговые модели), два аналоговых входа (один — для микрофона, с усилителем) и два разъема формата mini-DIN (вместо привычных jack-коннектеров). С помощью имеющихся в комплекте переходников можно подключить до шести аналоговых колонок (я имею в виду акустические системы 2.0, 2.1, 4.0, 4.1 и 5.1), а также организовать ввод и вывод цифрового сигнала на соответствующую аппаратуру, например, AC3-декодер.
В качестве цифроаналоговых преобразователей Philips использует два 18-разрядных кодека SigmaTel: четырехканальный STAC9708T и двухканальный STAC9721T. Они соединены по схеме Master-Slave, предусмотренной стандартом AC'97, позволяя тем самым выводить звук на шесть каналов: два фронтальных, два тыловых, один центральный и один сабвуферный. Впрочем, предусмотрены варианты работы с четырьмя и двумя каналами с эмуляцией звучания шестиканальной системы. Выполняет эмуляцию, конечно, цифровой контроллер ThunderBird, обрабатывая звук по алгоритмам, разработанным фирмой QSound Labs.
Установленные на карте усилители имеют, по отзывам специалистов, достаточно хорошее качество, позволяя использовать качественные наушники без применения внешнего усилителя. А наличие цифрового входа позволит слушать диски CD Audio с максимально возможным качеством. Заметьте также, что цифровой выход PSC706 не является совмещенным с аналоговым, как у других звуковых карт.
Каких-либо других разъемов или перемычек я не обнаружил. Видимо, Philips не выпускает дополнительных модулей или устройств для звуковых карт, как это делает Creative.
Комплектация
Я работал с OEM-картой, которая поставляется в невзрачной белой коробке. По сравнению с retail-версией в комплекте отсутствует дополнительное программное обеспечение и руководство пользователя, однако все шнуры оказались на месте. Их всего пять. Один — для аналоговых выходов, имеет вид переходника DIN-jack, имеет три стереоразъема для фронтального, тылового каналов и совмещенный Center/Subwoofer. Второй — для цифрового входа и выхода. Третий шнур — для CD Audio, он имеет три провода (Left, Right, общий), четвертый — общего назначения, с четырьмя проводами, и пятый — для подключения цифрового источника (обычно это CD/DVD-привод). Как видите, Philips позаботилась, чтобы пользователь не искал шнуры, а сразу мог подключить устройства к большинству имеющихся разъемов (внешних и внутренних).
Кроме шнуров, в комплекте есть краткое руководство по установке звуковой карты и компакт-диск с драйверами, документацией, демо-программами и какими-то утилитами. Я не стал дальше разбираться с комплектом поставки, а перешел непосредственно к испытаниям звуковой карты.
Драйверы
Я установил последние на тот момент WDM-драйверы (версии 1.55 для Win98SE/ME/2000/XP) и сразу же заглянул в настроечный апплет, который появился в "Панели управления" и в автозагрузке. И вот какие закладки я там обнаружил:
— Utilities — обычная для современных драйверов закладка, на которой расположены иконки быстрого доступа к мультимедийным компонентам Windows — регулятору громкости, звуковому проигрывателю, апплету настройки звука и т.п. Также есть ссылка на две программы, демонстрирующие эффективность алгоритмов трехмерного звука от QSound Labs.
— Settings — более интересная закладка. Здесь есть выбор режима вывода звука (наушники, 2, 4, 5, 6 колонок), причем можно включать виртуальное расширение типа 2а4, 2а6, 4а6 (для имитации звучания многокомпонентной акустики). Есть регулировка баланса между левыми и правыми каналами, а также фронтальными, тыловыми и средним каналами. Предусмотрен простенький двухполосный эквалайзер для компенсации недостатков дешевой акустики, а также управление обработкой аудиоданных, поступающих с одного из входов (применение эффектов виртуальной многокомпонентной акустики).
— S/PDIF — включение цифровых входов и выходов, управление их режимами (в частности, можно дополнительно обрабатывать данные с цифрового входа).
— Effects — включение QEM-режимов, создающих с помощью реверберации ощущения определенной звуковой среды (пещеры, стадиона, трубы, каменного коридора и т.п.). Можно управлять интенсивностью добавляемой реверберации отдельно для воспроизводимого и транслируемого (с аналоговых и цифровых входов) звука. На мой взгляд, ценность этой "фичи" достаточно сомнительна.
— MIDI — выбор типа MIDI-устройства, управление программным синтезатором Yamaha (есть в комплекте со звуковой картой), добавление эффектов Chorus и Reverb (c управлением интенсивностью), а также выбор количества голосов для аппаратного волнового синтеза. По-моему, для более-менее профессиональной работы с MIDI этого маловато.
— Speaker Test — запуск тестового звукового образца, который попеременно звучит на каждом из выбранных каналов. Можно не только проверить правильность подключения колонок, но и посмотреть работу настроек апплета. Для этого тест нужно запустить в непрерывном режиме (Loop) и переключиться на другие закладки: все настройки апплета работают без задержек, услышать эффект от их применения можно сразу же.
— Information — вывод информации об установленных драйверах (версия и дата).
Как видите, настроек достаточно много, они удобно расположены, хорошо структурированы, интуитивно понятны.
Теперь о работе драйверов. WDM-драйвер хорошо работал и в Windows 2000, и в Win98SE, хотя в последней не всегда становился "ровно". Обработка нескольких звуковых потоков работала, то есть несколько приложений "звучали" одновременно. Никаких заметных искажений звука в играх и при проигрывании музыки я не заметил, а о качестве MIDI судить не берусь — я в этом не специалист. Со стабильностью никаких проблем не наблюдалось, несмотря на то, что драйверы до сих пор не сертифицированы Microsoft WHQL.
Испытания
При проведении испытаний меня интересовала прежде всего работа звуковой карты в играх. По качеству звука нареканий быть не могло, т.к. звуковая карта выполнена очень качественно, имеет хорошие аналоговые компоненты, изготовлена по заказу известнейшей фирмы. А вот эффективность работы DSP-процессора, который по идее должен ускорять обработку обычного и 3D-звука, необходимо обязательно проверить.
Итак, я взял для сравнения три звуковые карты. Первая — незабвенный Vortex2 в исполнении ныне не существующей фирмы Diamond Multimedia. Вторая — Creative SoundBlaster Live! Value 4.0. Третья — даже не звуковая карта, а обычный аудиокодек VIA VT1611A, часто встречающийся на материнских платах с чипсетами VIA. Другие компоненты: процессор Athlon-850, чипсет KT133, 256 Мб памяти, видеокарта ASUS V7700 (GF2Pro), Windows 2000 SP2, набор action-игр — Quake3, Serious Sam, Expendable, Unreal Tournament. Я проводил замеры FPS при отключенном звуке и при включении разных режимов — A3D, EAX и обычный звук без 3D.
В игре Quake III Arena при включении звука быстродействие падает очень заметно, поскольку эта игра — идеальный "пожиратель" всех ресурсов компьютера. Acoustic Edge, к сожалению, проиграл всем звуковым картам — 31% потерь по сравнению с 26% Vortex2 и SBLive. Как ни странно, даже софтовый звук работал быстрее.
Unreal Tournament имеет встроенные "движки" для трехмерного звука, причем пользователь не выбирает, какой из них включать, — это делает сама игра. Так, на Vortex2 работал A3D 2.0 — очень жестокий набор алгоритмов, из-за чего падение FPS составило 33%. На SBLive включился EAX 2.0, и в итоге замедление составило целых 43%. Что включилось на Philips PSC706, сказать трудно, но, скорее всего, это был A3D 1.0, так как производительность упала всего на 28%. Что касается обычного DirectSound, то тут на последнем месте оказался опять Philips, проиграв аудиокодеку. Ситуация похожа на Quake3, не так ли?
Serious Sam, самая новая из набора игр, поддерживает только EAX 2.0. Если 3D-звук не включать, лидером будет Vortex2 — всего 5% потерь, что 2.5 раза меньше, чем у Philips. Если включить EAX 2.0, SBLive будет впереди (11%), а Acoustic Edge — вторым (15%).
Expendable под Win2000 не работает, поэтому пришлось проверять работу звуковых карт в Win98SE с VXD-драйверами. Ситуация не изменилась: Philips PSC706 так и осталась позади, затрачивая вдвое больше ресурсов на обработку звука, чем остальные участники тестирования.
Что касается общего впечатления от звучания, то могу сказать, что больше всех мне понравился SoundBlaster. В целом все карты звучали по-разному, и не могу сказать, чтобы Philips заметно отличалась в лучшую или худшую сторону. То же самое касается и обычной музыки.
В ходе тестирования не было выявлено ни одной проблемы, кроме знаменитого "глюка" моста VIA 686B. А именно: при копировании данных с одного канала ATA-контроллера на другой (например, с CD на HDD) звук начинал "икать" и искажаться. Когда копирование заканчивалось, звук восстанавливался. Как видите, тут виноват не SoundBlaster, как считалось ранее, а "южный мост" VIA.
Итог
Звуковая карта Philips (Labway) Acoustic Edge PSC706 в целом оставила только благоприятные впечатления. Устойчивая работа, отсутствие проблем с качеством звука, удобство настроек, высокое качество исполнения, множество шнуров даже в OEM-комплектации, поддержка цифровых источников и приемников звука, реализация алгоритмов 3D-звука и виртуализации многокомпонентной акустики (впрочем, не очень впечатляющая), поддержка распространенных API трехмерного звука — вот основные преимущества этой игровой и мультимедийной звуковой карты. Цена, конечно, высоковата, но можно обратить внимание на гораздо более дешевые карты Seismic Edge и Rhythmic Edge, которые основаны на том же звуковом чипе, но имеют меньше возможностей по поддержке различных устройств.
Плюсы:
— шесть каналов;
— цифровой вход и выход;
— несовмещенный цифровой выход;
— высокое качество как самой платы, так и ее компонентов;
— поддержка многих интересных алгоритмов и технологий;
— хорошая комплектация;
— удобные настройки;
— устойчивая работа.
Минусы:
— сильная загрузка ЦП во время работы;
— слабая эффективность алгоритмов (мое субъективное мнение);
— относительно высокая цена.
Дизайн, компоновка,
компоненты 5
Качество изготовления 5
Качество звучания 4,5
Алгоритмы обработки звука 4,5
Производительность 3
Драйверы 4,5
Дополнительные возможности 4,5
Упаковка и комплектация 5
Цена 3
Общая оценка 4,3
Звуковая карта Philips Acoustic Edge PSC706 предоставлена фирмой "Ронгбук"
Макс Курмаз, hardware@kv.by
(c) компьютерная газета
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2001 год в рубрике hard :: sound