Некрономикон. И этим все сказано

Некрономикон. И этим все сказано
Оригинальное название: Necronomicon: The Dawning Of Darkness
Разработчик: Wanadoo
Издатель/Локализатор: Nival/1C
Жанр: Квест
Системные требования: Windows 95/98, процессор Pentium 166, ОЗУ 16 Mб (32 Mб для Windows 98), видеоадаптер SVGA с 16-битным цветом, 4x привод CD-ROM, звуковая карта.

Противное название, не так ли? Как обычно бывает на телевидении, когда идут передачи, не рекомендуемые некоторым гражданам, так и тут, мы заблаговременно предупредим: дальше будет еще хуже. Нет, нецензурной брани тут нет, да и забегу вперед: сама игра по своим характеристикам очень даже ничего, но вот есть там одна такая штука... Но о ней после. Скажем сразу, для кого это. Нет, сейчас не будет описания персон в темных плащах, бормочущих всякие странные фразы во след прохожим, с посохами, украшенными черепами, и прочей некромантской атрибутикой. Это, товарищи, самый настоящий квест, из разряда тех, что вызывает у моего коллеги из поднебесья (Архангела, то есть) приступы рвоты и дрожь в ногах. Если не вдаваться в подробности, то можно его описать всего одной фразой: взяли Myst, слегка переделали, добавили ма-а-аленькую каплю Alone in the Dark (чтобы хоть местами было интересно) — и готов продуктец. Рекомендовано людям с крайней степенью занудства (во, наконец-то понял, с чем у меня ассоциируется игра — с чьим-то зануднейшим бубнежом), либо тем, кто является диаметральной противоположностью Архангела — т.е. кого тошнит от CS (есть такие? Не выходите на улицу!) и кто на корню не переносит какой-либо экшен. Кому уже все ясно — можете переворачивать страницу, кому все еще интересно — давайте пойдем дальше.
Это было трудно. Вообще, относиться к чему-либо без эмоций — крайняя степень жизненного пофигизма — первый признак суицидальных наклонностей. Эмоции делают из пресного компота нашей жизни настоящую двойную текилу, у тех же, кто видит мир лишь в мрачных тонах, человечности не больше, чем у манекена на стенде. Вот я и стараюсь по жизни идти с адреналином — может, не слишком здорово, но хоть будет что вспомнить, много лет спустя, сидя у камина в кресле-качалке. Вот был бы я заядлым пессимистом, в жизни не установил бы себе подобного. Знал заранее — мне это не понравится, ибо по одним лишь шотам на коробке все уже понял. Но надо же было внести в жизнь что-то новое, хоть и Мрачное (привет, Вася!), вот я совершил поступок, за который многие могут повесить на меня табличку "Нудист-квестоман". Установил на диск игру "Некрономикон".
Настроившись заранее на порцию плохого настроения и разочарования, смотрел я, как инсталлятор за пару секунд поставил сей продукт на диск. Запускаю. Странное меню, в виде треугольной пентаграммы, полный ноль внутриигровых опций (оказывается, еще бывает такое!) и таинственная унылая музыка. Запускаем игру — и тут же попадаем в незнакомое окружение. Клавиатура выкидывается за ненадобностью, мы вдвоем с мышой остаемся отстаивать границы моего сознания от наступающих темных мыслей, навеваемых игрой. Мыслей вроде "А не кинуть ли мне это все к...". Их больше, но мы еще держимся.
Что и где происходит, нам, про традиции, не сообщают. Ясно лишь одно, что у нашего друга большие проблемы и все опасаются за его жизнь, а мы — еще и за рассудок. Ибо с парнем происходит нечто нехорошее, и он, прекрасно понимая, что с ним будет потом, отдает нам на хранение какую-то мистическую безделушку, часть чего-то большего. Дальше вообще начинает твориться что-то невообразимое, опять появляется всякая нечисть, ну и сюжет идет по вполне знакомой спирали. Не будем об этом, а то не останется ни одного повода, чтобы покупать игру, тем более, что занимает она два диска.
Почему два? Просто игра эта, скорее, из разряда Myst-клонов (да, скоро будут и такие, а пока C&C тут монополист), а значит, там много качественно нарисованных скриптовых сцен, да и сами декорации (вы уж меня извините, но назвать наше окружение по-иному язык не поворачивается) выглядят очень даже хорошо, хоть и несколько смазано и размыто, в отличие от того же Myst. Весьма любопытно было полазить по собственному особняку, только вот трогать ничего нельзя, только необходимые предметы. А так хотелось посидеть у вышеупомянутого камина, в не менее вышеупомянутом кресле, с бутылочкой вина... Все это есть, а вот сделать ничего нельзя. Обидно. Зато как натурально все выглядит! За окном поздняя осень, та самая, когда земля покрыта не ковром из опавших листьев, а непролазной грязью. Да и городок-то находится на побережье, хорошей погоды там и днем с огнем не сыщешь. Натянув пальто и надев калоши, мы выходим на улицу — искать нашего товарища.
Перед тем, как сказать, что же меня впечатлило так сильно, давайте поговорим о нашем передвижении и об управлении соответственно, те же, кто играл в Myst, этот абзац могут пропустить. Пойти куда угодно мы не можем, есть лишь определенные доступные нам локации. Когда мы наводим курсор на подобную локацию, он видоизменяется, и мы, при желании, можем попасть туда, куда только что тыкали курсором.
Картина на экране статична, и никак не изменяется — я ж говорил, декорация. Игре явно не хватает анимации, но та, что есть (в скриптовых сценах) реализована довольно неплохо. Кроме лиц персонажей. Такое ощущение, что многим из них некуда девать зубы, и те торчат во всех мыслимых направлениях. В остальном — люди есть люди, вот уж только со слишком бандитскими рожами. Правда, я их понимаю — поживешь в таком городке, станешь злыднем хоть куда.
Теперь о главном. В игре так потрясающе передается атмосфера всего происходящего, что хочется стать алкоголиком и всю жизнь провести в каталажке — если представить, что такое на самом деле существует. Мы бродим по городу и постоянно ощущаем все на своей шкуре. Отстойнейший городишка так приедается, так забивает все сознание, что поневоле сочувствуешь нашему герою, что он живет в такой халупе, и хочется побыстрее сделать uninstall, чтоб не мучался. Игра воистину достойна звания "Самый угрюмый проект года", и что хуже всего — эта угрюмость поразительным образом передается нам. Все в серых тонах, нет даже солнца, так ласково и приятно выглядывающего из-за туч во время будней (в реальной жизни). Выйдя на пристань, мы слышим шум прибоя, видим поломанные лодки, на которых уже год никто не выходил в море, старые, пошатнувшиеся постройки, чувствуем сквозной ветер, так беспощадно забирающий остатки тепла у жителей, и не понимаем — КАК ТУТ МОГУТ ЖИТЬ ЛЮДИ? Я бы помер в первый же день. Бегом бежим с пристани, подходим к местной забегаловке, в которой жители проводят восемьдесят процентов всего своего времени, видим одного из "вышибал" — и охота туда заходить тут же отпадает. Отнюдь не по надобности, но благодаря инстинкту самосохранения (у нашего героя — своих костей, у нас — рассудка) возвращаемся в родной особняк. Единственное место с приятной обстановкой. Вот погань, как на мозги давит-то! Становится очевидным, что одним из дизайнеров был ранее известный проф. Кашпировский — тот самый, что заряжал нас с вами и наши аккумуляторы, основатель и идеолог партии "За самую долговечную батарейку". Никто другой такого эффекта не добился бы.
Но что самое поразительное — эта ж гадость отпускать не хочет! Игра, от которой хочется с дикими воплями бегать по улицам, пока не заберет милиция, становится интересной! Уникальный случай, но я сам не бросал это нудное занятие по одной простой причине: уж больно хотелось узнать, что будет дальше. А может, я втайне мазохист? Нет, вроде небывало. Но Myst подобного интереса не вызвал, да и другие квесты тоже. Не знаю почему, но этот притягивает. Мы слоняемся по улицам, заглядываем в бакалейные лавки, катаемся на мотоцикле (один из первых прототипов) — и это не надоедает. Уже наизусть знаем каждый закуток этого вшивого города — и все равно продолжаем играть. Феномен.
А еще у нас есть убогий инвентарь. Убогий в плане обращения с ним, ведь выбранный нами предмет никак не выделяется и научиться обращаться с инвентарем непросто. Зато в нем двадцать одинаковых слотов, но каждый для своего предмета. То есть та мистическая штуковина становится на отведенное ей место, и никуда переезжать не собирается. Деньги — туда же. Причем сколько их — неизвестно. Деньги — то, чем можно расплачиваться. Это вся их функция, исчислению тут они не поддаются. Пока мы не привыкнем, что инвентарь вызывается строго по нажатию правой кнопки мыши, а убирается восвояси от левого клика (причем неважно, куда он сделан) — будем долго страдать от этого дефекта.
А еще есть карта. Чтобы не таскаться из одного места в другое через весь город (эпитеты к нему уже исчерпались, извините), можно просто открыть карту и выбрать нужное место. Транспортация произойдет мгновенно, очевидно из желания сэкономить наши нервы. Только байкеры смогли бы вынести в сотый раз картину нашего героя, катающегося на своем мопедике по одной и той же дороге. Локации на карте, естественно, не подписаны. А как вы думали, в сказку попали?
...но игру я все-таки удалил. А то глядишь, стал бы другим человеком. Уж больно не хотелось меняться полностью, общественность может не принять. Правда, удалял я ее с некоторым сожалением, даже совесть опять вышла на связь и упрекала, что, мол, так и не доиграл, да как ты мог, и т.д. Да, сказывается эффект профессора К., не знаю, что бы делал, не отдай я диск назад, в редакцию. Прошло уж несколько дней, а картины оттуда до сих пор стоят перед глазами. Я отнюдь никого не отговариваю покупать сей продукт, игра очень даже интересная.
Но мой вам совет: берегите нервы! Если вы еще знаете, что это такое...

Leviafan, leviafan@tut.by


(c) компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 2001 год в рубрике виртуальные радости :: Жанр: Квест

©1997-2021 Компьютерная газета