Суровые будни спецназовцев

Суровые будни спецназовцев
Название в оригинале: Operation Flashpoint: Cold War Crisis.
Жанр: симулятор спецназа.
Разработчик: Bohemia Interactive.
Издатель: Codemasters.
Минимальные системные требования: Pentium II-400, 64Mb RAM, 16Mb 3-D акселератор, 300Mb свободного места после инсталляции.
Рекомендуемые системные требования: Pentium III-600, 128Mb RAM, 32Mb 3-D акселератор с графическим процессором на борту, 300Mb свободного места после инсталляции.
Официальный сайт: www.flashpoint1985.com .

Сюжет: Однокомнатный деревянный домик близ крымского полуострова... Несколько спецназовцев и один сержант сидят в нем вокруг радио, стоящего на полу посреди единственной комнаты. Рядом находится военный лагерь. В домике идет обсуждение тяжелых будней спецназовцев. Вдруг голоса перебивает радио (BBC или Voice OF America). Звучит сообщение: "Президенты многих стран на недавнем саммите так и не смогли договориться о кампании против наркотиков. По мере ухудшения положения дел в Советском Союзе Михаил Горбачев так ничего и не предпринял и продолжает свою кампанию под названием "perestroika" (да-да, речь шла на английском). Стало известно, что начальник КГБ Николай Стронский отправился со своими друзьями на дачу в Крыму для обсуждения важных военных проблем; правительство эту информацию опровергает".
В домике между спецназовцами сразу же началось обсуждение услышанного. Но оказалось, что этой группе через неделю пора возвращаться на родину. Не успели обсуждения закончиться, как сержант погнал ни в чем не повинных ребят из домика, выстроил их и, обругав всех как следует, принялся и за вас. Ему, видите ли, не нравится, как все стоят, и вы в особенности. Ну и что из того, что живот великоват. Не бежать же из-за этого целых 75 метров к грузовику и обратно и при этом заставлять ждать вас целый строй? Кстати, главного героя, то есть вас, зовут Армстронг. Хотя тренировка бега сделана весьма прикольно, но все же обидно немного за себя.

Далее вы залазите в машину, и вас со всей группой везут на тренировочную площадку. Очень необычное ощущение, когда едешь в кузове грузовика, а рядом сидят и переговариваются еще где-то шесть персонажей. Что-то похожее было в начале игры Half-Life: Opposing Force. После перевозки на тренировочную базу вас заставляют первым пробежать все препятствия, а потом первым же расстрелять половину мишеней. Тут вдруг приходит сообщение, что советские террористы захватили небольшую деревеньку неподалеку. А вы, оказывается, числитесь в НАТО. Вас быстренько грузят в вертолет и отправляют в горячую точку... Чем особенно понравилось и запомнилось начало игры? Отлично создана атмосфера, все, что вас окружает, полностью живет своей жизнью и поражает своей непринужденностью. Проезжают грузовики, спецназовцы сдают нормативы, отжимаются, поют войсковые песенки, бегают строем, что-то обсуждают, к чему-то готовятся, и везде в непосредственной близости находитесь вы. Или, например, при полете на вертолете видны пролетающие вокруг птички-синички, рыбаки, идущие на рыбалку и т.д. Также понравилось, что при высокой скорости полета вертолета можно смотреть за происходящим на земле. Именно с этого момента и начинается длинная эпопея об обыкновенном рядовом (то есть, о вас), который сначала добивается уважения в высших кругах, а потом дослуживается до почетного звания капитана, а потом... суп с котом: если я расскажу весь сюжет, то будет не так интересно играть.

Геймплей: После перелета на вертолете вас высаживают в сектор газа. Отсюда начинается настоящая игра, отсюда начинаются суровые будни спецназовца. Вот она где, действительно хорошая командная игра. Сержант отдает приказы, по радио приходят сообщения от HQ (Head Quarters). Ваши сослуживцы сообщают о встречах с врагом, ранениях — и сразу чувствуешь себя членом этой команды, а не человеком с аппаратом перехвата радиосигналов. Если вы что прослушали или не сориентировались, то на помощь всегда придет указатель.
Первое задание сразу дает возможность вникнуть в атмосферу боевых действий и одновременно является простеньким примером небольшого сражения. Представьте себе миссию, где стоит небольшая рыбацкая деревенька, в которой находится некий маленький частный аэропорт, который окружили террористы с бронетранспортером. С одной стороны деревеньки заходит группа в семь человек, в состав которой входите вы, с другой — еще одна ударная группа. Кроме того, возле деревни сидит ваш человек со стационарным машинганом, да еще вам обеспечивают реальную поддержку с воздуха на вертолете. Все действуют очень слаженно, отряд идет шеренгой, каждый знает свою цель, на бронетранспортер полезет только человек с гранатой или ракетометом LAW, а в обычного человека с ракетницы стрелять никто не будет.

Но это только первая миссия. Серьезные звания за просто так никто вам не даст. Можно проходить кампанию, которая чрезвычайно велика, включает себя около 35 миссий — все как на подбор разные, интересные и реалистичные. Всего в игре имеется 11 типов заданий, вроде остановить эшелон, спасти заложников (чем-то напоминает неурбанизированный Counter-Strike), украсть военную единицу, убить всех врагов и многое другое. Разнообразие тактических ситуаций, сюжет, который как никогда подходит к геймплею, атмосфера игры — все просто поражает. Помимо кампании можно проходить и миссии. Их всего 11. Каждая миссия имеет свою тактическую ситуацию. Вам встретится примерно 15 видов оружия — от всевозможных автоматов до тяжелой субавиационной, одноствольной правда, пушки и гранатометов, включая упомянутую уже ракетницу LAW. Заметьте, 15 видов оружия совершенно не значит, что существует всего пятнадцать способов уничтожить противника.
Operation Flashpoint — это одна из тех редких на теперешний момент игр, где полностью прорисованы внутренности транспортных средств. Ну, а если уж разработчики полностью прорисовали все внутренности, то и сделать возможным ездить на этих транспортных сред ствах не составит для них никакой проблемы. И они сделали это. Теперь можно садиться за каждое средство передвижения, которое вы встретите в игре. Таких средств будет примерно 30 штук. Ну что, слабо вам, другие разработчики, сделать такое?! Даже Hidden and Dangerous 2 вряд ли составит в этом плане серьезную конкуренцию. Первый H&D и прочие тактические симуляторы просто отдыхают. Что значит 30 единиц техники? Это значит, что видишь врага на багги — сбиваешь его, садишься и добираешься до места назначения на очень большой скорости. А если наоборот: вы на багги и видите врага? Вариант один: жать на газ и на полной скорости раздавить врага в лепешку. А если вы на багги, а перед вами бронетранспортер? Быстро вылезаем, прячемся в канаву, и пока враги из бронетранспортера осматривают багги, вы бросаете им гранату. А если вы на транспортере, а враг на багги? Конечно же, надо на полной скорости взять, да и въехать в эту багги, чтобы устроить врагам внутри нее хали-гали. Короче, продолжать перечень таких ситуаций можно долго, учтите еще и то, что с одной и другой стороны может выступать очень разное количество народу.

При желании вы можете еще сесть и за вертолет, а точнее за вертолеты. Это представьте, чтобы в игре по сути с жанром шутера можно было садиться за летательные средства. Вот тут-то все и ахнут. Такого еще точно не было. Представьте себе любой шутер, где бы вдруг возьми, да и появись возможность летать. Да вы бы карту за полминуты облетели бы! Здесь же, чтобы проехать на багги из одного конца обычной карты в другой ее конец по ровной дороге, потребуется никак не меньше 15 минут. На самом быстром летсредстве это займет целых пять минут. Это еще учтите, что жанр игры все-таки симулятор спецназа! Разработчики создали поистине невообразимые просторы. Конец карты, кстати, элегантно представлен в виде моря. Это значит, что Operation Flashpoint одной левой делает Tribes2, X-Tension и даже многие вертолетные симуляторы. Игра просто поражает своей реальностью. Следует также знать, что вся поверхность представляет собой не только обыкновенную землю и ее рельеф. Местами поверхность покрыта домиками, местами деревеньками, местами городами, местами лесами и т.д. и т.п. Причем все дома внутри вполне качественно отрисованы, все объекты сделаны на уровне и даже лучше, чем в кваке третьей. Глобальность игры просто поражает.
Тактический элемент: Когда я приобрел диск с игрой, абсолютно ничего не знал про все вышеописанные фичи. Сразу после установки я включил одиночную миссию. Цель была такова: выкрасть из деревеньки, захваченной советскими террористами, советскую машину марки ЗИС. Иду я и вижу, будто спереди что-то шевельнулось. Через несколько мгновений я понял, что глаз меня не обманул, и передо мной метрах в ста лежал враг. Айда, думаю, и бегу ему навстречу с винтовкой M-16 наперевес. Через пару секунд я увидел вспышку и свой труп. Я протер глаза, почесал репу и попробовал еще раз. Не порядок, думаю, чтобы наших так били, и полез во второй раз через кусты, захожу за угол дома и вижу, что враг двигается в мою сторону. Захожу назад, жду. Через несколько секунд я лежал, разорванный гранатой. Третий раз пробую. Опять ползу через кусты, опять выглядываю за угол и опять на расстоянии метров 50 ко мне шел враг. Я отошел так, что граната меня не могла достать, и начал стеречь угол. Через секунд пятнадцать меня расстреляли три террориста из своих акашек (AK-47), причем со спины... Конечно, ту миссию я уже давно прошел, но то, что вам с врагом дают равные права на жизнь — это действительно ново. Может, игра создавалась в качестве пособия для начинающих спецназовцев?

Тут все на самом деле как в жизни. Вам может шальной пулей или осколком гранаты ранить ногу, при этом вы не можете стоять на ногах. Спасти вас сможет только военный медик, если его не убили. Тут нет абсолютно никакого счетчика здоровья. Единственно, куда можно попасть несколько раз, так это в торс, и то только потому, что там мог быть одет бронежилет. Вы играете только за одного персонажа, жизней тут не предусмотрено, и единственным отступлением от реальности является возможность сохраняться. Некоторое ваше преимущество перед врагами — это вооружение, техника, айтемы и сослуживцы. Вооружение можно подбирать с трупов (своих или вражеских — нет разницы), только у вражеских трупов полезного мало. Также вооружение можно подбирать в машинах снаряжения, на складах и т.п. С техникой действует только один принцип: как повезет. Дело в том, что все зависит от миссии. Айтемы вам очень могут помочь. Например, бинокль поможет определить, есть враг где-нибудь или нет. А устройство ночного видения в темноте вообще вещь незаменимая. Но самый главный ваш аргумент против противника — это ваши сослуживцы. Именно они спасут вас от многих напастей в самых трудных жизненных ситуациях. Во время игры держитесь принципа "только после вас", что значит, что вам лучше быть кем-нибудь вроде снайпера, а то ведь первыми гибнут те, кто идет первым.
A.I. (Artificial Intelligence): Враги ведут себя просто-таки на высоте. Приведу несколько примеров. Идет вражеская группа из трех солдат на расстоянии 150 метров от вашей группы в пять человек, которые залегли и вооружены тяжелыми машинганами. Враги, заметив вас, сначала бегут за ближайший холмик, прячутся за него и выползают с разных сторон, заползают за укрытия и только оттуда начинают стрельбу. Другая ситуация. Увидев вас с крутым оружием, враг-одиночка убежит и вернется с подкреплением. Третья ситуация. Летит вертолет. Впереди в трехстах метрах движется колонна из 2 танков, багги и шести грузовиков. Только завидев вертолет, они уже разбегаются (извините, разъезжаются) в разные стороны, чтобы вы в них не попали. Какие-нибудь еще аргументы нужны?

Управление: Управление упрощено до минимума. Стандартное количество клавиш для движения десантника (WASD, мышь и кнопка для приседания плюс прочие, вроде действия выбора оружия и т.д.). Для управления транспортом удалось избежать сложности Incoming Forces, и проблем с перестройкой возникать не должно (имеется в виду перестройка между управлением, а то ведь именно из-за перестройки и начался конфликт:). При управлении вертолетом, например, вполне достаточно двух клавиш на клавиатуре для изменения высоты и мышки. Для наземного транспорта требуется тоже две клавиши, но уже для изменения скорости, и мышка. Смысл мышки таков: на какую точку поверхности вы ей указываете — туда и едет транспорт. На вертолете, для того чтобы лететь назад, надо направить мышь над поверхностью, то есть в небо. Короче, разобраться в управлении не тяжело, а также управление по праву можно считать функциональным.
Графика: Движок игры выше всяких похвал. Тем более следует учесть, что контора, создавшая его, не имеет практически никакой известности. Чем он хорош? Он хорош огромными просторами, очень качественно выполнены текстуры, особенно если учитывать размеры пространств. Уровень текстуризации ландшафта таков, что он не заставляет тормозить компьютер как при медленной ходьбе пешком, так и при езде на авто- и авиатранспорте. Кстати, при открытии новых пространств (обычный поворот) игра также не тормозит. К тому же движок не предъявляет особых требований к оперативной памяти компьютера, только нужно мегабайт 300-400 свободного места на винчестере. При ходьбе пешком можно различить бамп-мэппинг. Текстуризация объектов, персонажей на высоте. Транспорт успешно мнется после столкновений, окна бьются, деревья валятся при наезде на них тяжелой техники и т.д. Геометрия персонажей тоже очень хороша. Особенно мне понравилась мимика. Например, едешь в кузове грузовика, все рядом то улыбнутся, то нахмурятся, то моргнут, то носом шевелить начнут:) (шутка). Движений много, и они все разные. При ранении персонажей зона попадания окрашивается красным цветом, при ранении персонажа в руку видна кровь на пальцах. Зон поражения примерно десять.

Звуки и музыка: Звуки как звуки, все в порядке. Если долго бежать, то будет слышно дыхание, если остановиться, то дыхание будет еще лучше слышно. Хороши звуки выстрелов и жужжание техники, но это сейчас норма. Очень приятно звучит голос по радио. Слышны все команды, поэтому создается ощущение сплоченности. Музыка играет, только когда выполняешь задание и в меню. Претензий к музыке нет.
Минусы: Их не много, причем все они это мелкие глюки и баги. Например, можно беспрепятственно проходить через кусты, деревья и бочки. Апогеем глюков стала возможность проходить через некоторые стенки. Обидно, к примеру, пройти через стену, находясь на третьем этаже и снайперя. Это уже слишком. Еще замечена одна странность: свои ноги можно видеть только тогда, когда сидишь в транспорте, причем не за рулем. Также странностью является взаимодействие игрока и транспортных средств с водой. Под нее нельзя опуститься, а при соприкосновении с ней вертолета, последний безжалостно ломается, кромсается и гнется, после чего тонет. Также можно безнаказанно стрелять и убивать своих солдат, нельзя разорвать гранатой тело на части. Еще можно устраивать очень пакостный глюк. Подлетаете на вертолете и зависаете в воздухе над вражеской базой, выпрыгиваете, смотрите, как падает вертолет с первым пилотом, взрывается и при этом сами падаете на землю за вертолетом, не потеряв при этом даже капельки здоровья. Наверно, при падении подразумевался парашют. Но больше никаких казусов замечено не было.
Да, еще не понравилось отношение к русским. Тут над нами издеваются только так. Например, один партизанский пост пропустит вас за бутылку водки и так далее и в таком же духе.
Выводы: Отличный тактический симулятор с расширенными возможностями геймплея, отличной графикой и интересным сюжетом. Подойдет всем без исключения, причем системные требования не очень высоки.

Destructor
Alex_bob2000@mail.ru


(c) компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 2001 год в рубрике виртуальные радости :: Жанр: симулятор спецназа.

©1997-2021 Компьютерная газета