За свободный Марс!

За свободный Марс!
Не знаю как вы, а я в Интернете и FIDO начитался по самое "не хочу" ахов и вздохов по поводу скорого выхода Red Faction. Разумеется, такой игрушке нельзя было позволить пролететь мимо и не осесть на моем винчестере — как это так: революционный движок, новая графика, blah-blah-blah... Вот что, господа, — ребята из Volition нас "кинули". И ниже я буду рассказывать, почему на Red Faction не стоит тратить время и деньги.

Бей красных!
Начнем с конца, то бишь с плюсов и минусов. Плюсов в Red Faction я насчитал целых три: озвучка (да уж, постарались пираты ("Фаргус") — не ожидал такого качества), некоторые оригинальные фишки в оружии и возможность иногда "покататься" на разных транспортных средствах. И все! А хотя нет, вру, не все — стекло еще красиво бьется. Теперь все. Остальное — либо минусы, либо очередная серость. При случае можно одним глазком глянуть, но тратиться на Red Faction, на мой взгляд, дело неразумное — уже продаются куда более достойные проекты, чем этот...

Как не надо писать сюжеты (на примере Red Faction)
Представьте себе Марс, красную недружелюбную планету. Лет этак через двести. Думаете, что там, как поется в песне, "будут яблони цвести"? А черта с два! Марс будет точно таким же, как и сейчас, только людишки уже успеют пробурить в нем кучу дырок и собрать огромное количество полезных ископаемых. Руководит шахтерами в будущем, разумеется, монополист (ээх, давно хотел вступить в антимонопольное движение) — могущественная корпорация Ultor. Разумеется, если бы было все хорошо, то зачем игру делать? Все плохо, ибо Ultor всячески третирует и унижает наемную рабочую силу, увеличивает рабочий день на немыслимое количество часов и не дает на завтрак бедным трудягам-шахтерам булочек к компоту! Тут еще и эпидемия подобралась, которая перекосила значительную часть рабочих, причем, поговаривают (сами рабочие и поговаривают), что эта эпидемия была заслана самим Ultor-ом. Какой же это пролетариат без революции? "Мы наш, мы новый мир построим" провозглашает сопротивление и идет на войну с этим монстром капитализма. Точнее не сама идет, а посылает кучку людей, и главного героя (т.е. вас) в их числе — Паркера. Всегда удивлялся человечеству — во всех кинофильмах и играх, за редким исключением, оно почему-то доверяет спасение планеты (галактики, вселенной...) одному-единственному ничтожному человечишке. А подстраховка? То-то... Вот в Max Payne, например, одиночество Макса можно понять — а тут? Бегаешь один, а сердобольные "сопротивленцы" попивают кофеек в своих хибарках и учат нас жить по радио. Бывает, правда, что кто-то из сопротивления решает помочь нашей персоне (как правило, в местах, где без их помощи можно было бы прекрасно обойтись), но в основном нам приходится действовать в одиночку. Какая главная задача героя? Ну, конечно, нашинковать как можно большее количество охраны Ultor-а, не брезгуя гражданскими лицами и начальством, походя раскрыв "тайну" эпидемии и восстановив справедливость. Глупость? Она самая.

Два диска
Чес-слово, жалко тех людей, которые потратили свои кровные на целых два (!) диска с Red Faction. Я, зная, что это за "зверь", подумал бы, стоит ли брать "это" на одном диске, и, скорее всего, не купил бы даже и при таком раскладе. Но это лишь мои эмоции, перейдем к конкретике — итак, оригинал Red Faction покоится на двух дисках, причем первый — чисто установочный, а второй — игровой. Занятно, что даже будучи установленной полностью на винчестер (1.3 GB...) игра нахально продолжает требовать диск, а в случае вашего отказа его вставить — просто не запускается. Плохо-с, товарищи Volition-овцы, — берите пример с того же Max Payne (вот где уж действительно грамотный экшен), которого можно было поставить на веник и спокойно играть безо всяких компактов. Теперь о версиях — оперативность пиратов скорее огорчает, чем радует, ибо на точке, где я его видел (оригинал пришел ко мне в виде двух перезаписываемых дисков), Red Faction был только в русифицированной версии Фаргуса, и "никаких гвоздей" (то бишь оригиналов). Быть может, я не там (плохо) смотрел, но все же... Кстати, вы заметили, что я написал русифицированной нормально, без коверканий (типа "русефицырованая")? Все дело в том, что это один из немногих случаев действительно хорошей русификации — и озвучка (честно говоря, я был приятно удивлен качеством озвучки), и перевод текста выполнены качественно и весьма оперативно (по моим данным, русифицированная версия приехала в Минск вместе с оригиналом). Так что единственная "контора", которую можно похвалить в этом обзоре, это "Фаргус". Volition вместе с THQ, как нынче модно говорить, "лажанулись", выпустив средней паршивости "отстой".

"Визуальные радости" и звук
Графика в Red Faction, мягко говоря, не совсем укладывается в нынешние графические стандарты. А если сказать жестче, то она под стать сюжету, то есть такое же "Г". Где вы видели, господа, чтобы трупы поверженных вражин в истинно компьютерных шутерах растворялись на глазах? А туманчик на горизонте не помните уже? Ай-яй-яй, вспоминайте, ибо в Red Faction он наличествует, ровно как и постыдно исчезающие трупы (может быть, таким образом разработчики хотят еще и побыстрее скрыть от нас убогость моделей?). Вышеприведенные факты, а также общая убогость графического движка обязательно наведут сообразительного геймера на мысль: "А не порт ли это с какой-нибудь консоли?". Сообразительный геймер будет абсолютно прав — Red Faction портирован с PlayStation2. И это все объясняет — вот она, хваленая "мощность" консолей. Так что, мрачно ругнувшись про себя "консоли маздай", продолжаем знакомство с движком Red Faction. Уже с первых минут игры замечаем, что разнообразных лампочек и прочих стационарных фонариков по уровням разбросано просто-таки неимоверное количество (может быть, именно поэтому нет стандартного "фонарика" — мол, "все и так светло"?). Сначала забавно, потом надоедает, потом перестаешь обращать внимание. Когда перестаешь замечать фонарики, начинаешь замечать общую убогость графического движка — до движка MaxPayne (да даже UT-ский мне больше понравился!) ему как до Луны пешком. Невыразительные текстурки, "кривые" модели (их не спасает даже приятная анимация лиц), убогость интерьеров... И этот список можно продолжать. Единственное, что понравилось в графическом оформлении — эффекты при уничтожении стекол (тут уже Max Payne-овским программистам надо было бы подучиться) и красивая анимация выстрелов из пушек (зато сами пушки нарисованы отвратно). Все остальное, кроме этих двух моментов, можно смело записывать в минусы.
Ах да, совсем забыл — самое первое, о чем писали в восхищенных превьюшках, это "новый, революционный движок Geo-Mod! Теперь уничтожить можно все!". Ишь ты как, все уничтожить можно... Разработчики нас мило обманывают, точнее немного не договаривают: уничтожить-то можно все (да, движок позволяет), но лишь в теории. На практике разрушить нечто в незапланированном дизайнерами месте будет невозможно. То бишь, если вдруг у вас были такие светлые мечты вроде: "входить в комнаты через дыры в стене от ракетницы", то забудьте о них — не доросли разработчики еще до этого. А жаль. Про звук сказать нечего — средней паршивости музычка, такое же звуковое оформление. Нич-ч-чего особенного. Только не путайте звук с "озвучкой" — она, как я уже упоминал, весьма и весьма хороша.

"Гэйм-play"
Геймплей в Red Faction не ахти какой, но все же довольно динамичный и захватывающий. То есть скучать и рассматривать окружающие "красоты" нам будет некогда. Знай себе бегай, стреляй, иногда "партизань". Самое прикольное это как раз "партизанить". Как говорится, "я прямо плакал весь со смеху" — как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вас не узнали на вражеской территории? Спрятать оружие и не подходить близко к охране (а также к "мирному" населению). Во хохма, а? Представьте себе оборванного шахтера, который воровато ступает по чистым полам внутренних уровней корпорации. А охране хоть бы хны. Зато если мы вздумаем подойти поближе, у них резко проясняется рассудок (или зрение, но в любом случае тупые охранники не лучше близоруких) и они начинают по вам стрелять. А если приближаться к охране вы не собираетесь, то можете спокойно гулять — никто и не подумает, что вы "не свой". Мда-с, опять прокол. Иногда враги действительно "жмут" и демонстрируют некоторые зачатки интеллекта — кой-какую слаженность в атаке и отступлении. Но только иногда. Дабы несколько разнообразить процесс зачистки игровых уровней от супостатов, нам несколько раз дают "покататься" на различных транспортных средствах: миниатюрной подводной лодке, флайере, джипе и БМП. Нововведение не ахти какое, но реализован процесс управления дополнительными транспортными средствами неплохо, и посему сия новинка приятно разбавляет серость геймплея. Сценок на скриптах (как в HL) мало, киношек — еще меньше. Правда, занятные моменты все-таки встречаются: например, поездка вниз в кабине падающего лифта или битва со здоровым червяком... Но их мало, и старичок HalfLife даст Red Faction сто очков вперед по интересности и разнообразию. В Red Faction нет такой сумасшедшей динамики, как, например, в "Сэме" (Serious Sam), но все же играть можно, пусть и не всегда интересно. Оружие не блещет оригинальностью, зато его много:). Хотя насчет оригинальности я погорячился — одна приятная и оригинальная фишка в оружии таки наличествует — это тепловые сенсоры. То бишь, прицелившись из ракетницы (или "рельсы"), можно видеть тепловую картину "живых" сквозь стены. Живы они, разумеется, только до того момента, пока вы не нажмете на курок "рельсы" — в Red Faction, что не может не радовать, она стреляет сквозь стены.

Подбиваем бабки
Пришло время обобщить все вышесказанное в огромную бочку дегтя и махонькую ложечку меда. Итак, графика — ерунда, сюжет — бредовый, геймплей — серый и тусклый, "новый движок Geo-Mod" — сплошное издевательство и надувательство доверчивого геймера, звук — средненький, Фаргусовская озвучка — весьма неплоха... Выводы делайте сами или можете еще раз прочитать мои в самом первом абзаце статьи. За сим откланиваюсь,

Николай "Nickky" Щетько, nickky@tut.by


(c) компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 2001 год в рубрике разное :: виртуальные радости

©1997-2024 Компьютерная газета