Век парусников

Век парусников
Игра: Age of Sail
Разработчик: Акелла
Издатель: Take2/TalonSoft
Жанр: Стратегия
Системные требования:
P2-266, 32 MB RAM, 8 MB video, 300 MB free space

Когда-то давно была стратегическая игра под названием Pirates! от Microprose. Она вполне неплохо шла на обычной "троечке", была доступна и общеизвестна. Там нам приходилось в роли капитана пиратского корабля, для начала присоединившись к одной из воюющих стран, грабить и топить вражеские суда, ремонтировать потом свои, при надобности — захватывать новые. Играть было интересно благодаря неповторимому геймплею, и даже сейчас у меня появлялись мысли достать этот пыльный компакт-диск, где хранится Pirates! (и пару сотен других игр), и окунуться в прошлое. По крайней мере, такие мысли появлялись до того, как ко мне попал диск с игрой Age of Sail 2. Наконец-то Pirates! нашли себе замену.

Что представляет из себя Age of Sail? Смесь симулятора боевого корабля и стратегической игры в реальном времени. Честно говоря, я не люблю подобных глобальных игр — в них разобраться бывает труднее, чем играть. Поэтому я не оставил без внимания настоятельную рекомендацию прочитать текстовик, которая появилась сразу после инсталляции. К документу приходилось обращаться еще не раз, по ходу игры открывая все новые возможности и функции. Но жалеть об этом не пришлось. И вот почему.
В отличие от Pirates!, в данной игре практически отсутствуют какие-либо "не морские" действия. То есть никакого набора команды, полное отсутствие ролевого элемента. Ну и правильно, дайте сосредоточиться на сражениях. Все, что нам дозволено — ремонтировать корабль, купить новый или же продать ненужный. Все. Дают задачу — без разговоров выполнять. А задач много, ведь в игре предусмотрено несколько исторических кампаний, в том числе и одна Российская, о турецкой войне. А так — придется покомандовать Британским флотом во время войны за Независимость, потом — американским в той же войне, даже почувствовать себя на месте Нельсона — есть кампания, в которой воспроизведены его сражения. И много отдельных битв. Все воссоздано в мельчайших подробностях, все события достоверны, указана даже дата, в некоторых миссиях есть предыстория. Но не это самое главное. Без исторической достоверности можно обойтись, но основной козырь игры — это графика. О ней и подробнее.

Достаточно лишь взглянуть на скриншоты на коробке, чтобы понять, что игру нельзя обойти вниманием, ни в коем случае. Просто потрясающие корабли, прорисованные настолько четко, что не верится собственным глазам. Можно сосчитать количество пушек у корабля. При максимальном приближении видны даже матросы, снующие по палубе. Причем не без дела, у каждого своя задача — кто-то лезет убирать паруса, кто-то стоит у пушки, другие спускают якорь. Если бы это был симулятор, то вы бы сказали: "Так и надо, и ничуть не меньше". Но ведь это наполовину стратегия. Под нашим командованием находятся несколько кораблей, не один. У противника — также. Вид как во всех стратегиях: сверху и сбоку, под углом, но камера вполне поддается дрессировке и ее можно расположить под любым углом. Например, строго сверху. И получится обычная RTS. Но так не интересно, поэтому я всегда ставил минимальный угол. Вернемся к графике. Единственное, что в этом плане подкачало — это море. Простая текстура темно-синего цвета, ничего необычного. Но при движении корабля вода пенится, летят брызги, сам корабль покачивается из стороны в сторону — прямо как в сказке. Даже отдав приказ поднять все паруса, их будут поднимать у вас на глазах. Те же самые паруса поворачиваются в ту сторону, в которую дует ветер. Не надо ругать меня за незнание морских терминов, никогда не интересовался. Флаг — поведение то же, что и у парусов. Присутствует и модель повреждений. Паруса рвутся, такелаж ломается, мачты при каждом удачном попадании падают, корпус постепенно получает все новые и новые пробоины. Даже пожар реализован, причем довольно неплохо. Добавьте еще и смену дня и ночи — вот вам полная картина. Жаль, погодные условия не меняются. Однако можно найти такие ракурсы, что хоть распечатывай и на стенку вешай. Графика — на пять с плюсом.

Управление и ведение боя. Хоть в игре и присутствует резиновая рамка, но нужно забыть о стратегических стандартах в плане управления. Это не танки, это корабли. Кораблю нужно указать курс и нужную скорость. Если нужно, чтобы он прекратил движение, — убирайте паруса либо поставьте корабль против ветра. Для максимальной скорости — наоборот, ставить все паруса. Либо определенное их число, столько, сколько нужно. Есть два специальных индикатора: один показывает текущую скорость корабля, другой — его скорость после выполнения вашей команды. Повреждение парусов тоже влияет на скорость корабля. Но на все нужно время, для поворота в том числе. Чем больше корабль, тем больше времени уйдет на маневр. Одним словом, модель поведения близка к настоящей. Корабль может сесть на мель — придется его снимать. Также можно отдать приказ об установке временной мачты, починке руля или же распутать снасти двух кораблей. Или же просто штопать паруса или латать пробоины. Или отправить весь экипаж на абордаж. Так или иначе, если команда занята каким-либо другим делом, то перезаряжать пушки будет некому. Поэтому не рекомендую в разгар боя отправлять всех чинить паруса.

Раз уж мы заговорили о бое, то надо поподробнее остановиться на этом ключевом моменте. Прежде всего надо сказать, что у корабля есть своя зона обстрела. Правильно, по бортам, там, где расположены пушки. Чем ближе противник, тем больше вероятность попадания. Стрелять можно по парусам или по корпусу, в зависимости от того, что вы хотите с ним сделать: просто умерить его пыл или же потопить. Состояние кораблей, своих и вражеских, отображается в специальном окошке. Если корабль получает большое количество повреждений, он сдается. Если он вам пригодится впоследствии, лучше не стреляйте в его сторону, а то случайно потопите. Да, ядра попадают в определенную область, поражая все на своем ходу. Поэтому не стреляйте через своих, и ловите момент, когда вражеские корабли подходят близко друг к другу — можно накрыть обоих. И не удивляйтесь, если чугунный подарок получит совсем не тот, кому его посылали, — ядра не ракеты, послать их с точностью 100% практически невозможно.

Для стрельбы нам предлагают четыре вида зарядов: простые ядра, с максимальной дальностью стрельбы, потом что-то называемое "цепной заряд" — для поражения парусов противника, со средней дальностью, картечь и двойные ядра с малой. Сами решайте, чем стрелять. Кстати, эту функцию можно возложить на компьютер, который будет вести огонь по ближайшему врагу, а самому заняться лишь управлением. В крупных баталиях рекомендуется так и делать, потому что успеть выстрелить каждым кораблем не получается. Но даже на управление всей эскадрой не хватает времени. Постоянно надо следить, чтобы корабли не мешали друг другу, не столкнулись, а если бой идет недалеко от берега — следите за рифами. Причем надо использовать любую возможность, чтобы нанести противнику как можно больше вреда, подойти вплотную и разрядить все пушки до того, как это сделает он. Один удачный залп может решить судьбу сражения. Есть возможность делать паузу и отдавать необходимые распоряжения. А можно и наоборот, поставить двойную скорость течения времени, если надоело ждать, пока перезарядятся пушки. Или увеличить скорость даже в 32 раза. Карты огромные, простора для выполнения любого гениального плана хватит. А без плана никуда, ведь враг почти всегда численно нас превосходит. Вот и крутитесь.

Звуковое оформление под стать графическому. Грохот пушек, звон колокола, даже треск ломающихся мачт — все прекрасно. Даже бульканье воды, когда нам делают очередную дырку в корпусе. Даже музыка, хоть без нее можно было и обойтись. Смахивает на фоновую, но подобную можно услышать, скорее, в фильмах. Смотрели "Идеальный Шторм"? Что-то подобное.
Но нет на свете ничего идеального, хотя, возможно, все вылечится патчем. Дело в том, что игра глючная донельзя. Очень часто выдавала надпись об ошибках в сохраненной игре. И все приходилось начинать заново. Может, у меня проблемы с винчестером, но кроме этой игры никто не жаловался. И BAD'ов нету. Есть еще огромная проблема с окончанием миссии. Во-первых, порой бывает трудно понять, что от нас хотят.
Но когда нас просят избавиться от вражеской эскадры — даже после того, как все суда противника сдались или были потоплены, — миссия никак не хочет заканчиваться. Приходится это делать вручную, но тогда нас не повышают в чине и не дают денег. Это дико раздражает и портит все впечатление. Даже отбивает охоту играть дальше. Ищите патч — все, что могу сказать.

Leviafan, leviafan@tut.by


(c) компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 2001 год в рубрике виртуальные радости :: Жанр: Стратегия

©1997-2024 Компьютерная газета