Государь Император

Государь Император
Игра: Emperor: Battle For Dune
Разработчик: Westwood Studious
Издатель: Electronic Arts
Жанр: Трехмерная RTS
Системные требования (минимальные): Celeron-350, 64-128 MB RAM, sound. Для нормальной работы помножьте все на два, а лучше на три, и добавьте акселератор.

Всемирно известная компания Westwood пытается третий (или уже четвертый?) раз выехать на очередном сиквеле из той попсовой волны, захватившей ее в тот момент, когда разработчики впервые задумались над продолжением C&C. Выпуская продукты, в начале названия которых неизменно стоит это вышеупомянутое магическое сочетание двух букв, Westwood раз за разом доказывала, что навсегда потеряла чувства меры и достоинства. Куда ни шел Tiberian Sun, в отличие от его продолжения — Firestorm, и от скандально известного провала RA2. То же магическое сочетание заставляло людей скупать коробки с играми, и что хуже всего — поначалу свято верить в то, что они видят шедевр. А за маской нового величественного восхождения на трон скрывался всего лишь жест, которым собаке бросают кость — жрите, господа, только не подавитесь, а то кто будет покупать наше очередное продолжение C&C. Вставал вопрос: либо Westwood занимается чем-то очень серьезным, а глупые сиквелы клепают не иначе как уборщики конторы, без ведома начальства, либо компания накрылась чем-то выпуклым и медным. Очень хотелось верить в первое, а то хоронить, тем более заживо, отцов первого Red Alert, Великого Шедевра Всех Времен-и-Народов, как-то не хотелось. Теперь у нас есть шанс узнать, так ли это, стоит ли заказывать большой венок с именем гендиректора Westwood. Под звук фанфар в комнату вносят коробку с надписью Emperor: Battle for Dune.

Первый раз, выпуская продукт, в имени которого есть слово Dune, Westwood не заставляет нас в сотый раз переигрывать одну и ту же войну на забытой богом планете. Нет, война будет, причем именно на той самой планете, но это будет уже вторая война. С первой разобрались, время не стоит на месте, а разделять и властвовать хочется всегда, вот и получился второй конфликт. Забудьте все свои победные марши по планете Arrakis, когда вы играли в Dune 2 и Dune 2000 и покоряли всю планету, — единственным исходом первой войны (по сценарию) стала лишь гибель императора, падение династии, а следовательно — на трон должна взойти новая. Отгадайте дети, кто будет воевать за освободившийся престол? Подскажу — не Фримены и не черви. Правильно, все те же три Дома, три великих династии. Если есть такие, кто никогда не видел одноименного фильма, никогда не играл ни в одну из предыдущих версий, то для таких я перечислю: Harkonnen, Atreides, Ordos. Ничего, что имена ничего вам не говорят, это не главное. Правда, ни в фильме, ни в книге третьих, Ордосов, не было — это лишь плод фантазий разработчиков, зато нам веселее.
Так вот, похоже, что продолжения веселой заварушки на старой доброй Дюне уже не будет, ведь главный приз — императорское кресло и власть над всей галактикой.

Какой сейчас расклад сил? Такой же, как и всегда. Несмотря на продолжительные войны, планета так и не была поделена, что планируется сделать во второй войне (которая, кстати, получила в игре свое название — War of Assassins (Война Убийц)). Только вот если в первых версиях игры вмешивался еще и Император, то тут уже он мирно наблюдает за происходящим с небес, а вместо него есть четыре группировки, поддержкой которых мы можем заручиться в ходе игры. Да, тут есть нелинейность! Но об этом позже, пока посмотрим, кого послали нам в помогатые. Старые добрые Ixians — торгаши, но свои технологии развивают будь здоров, союз с ними, может, и не создаст перевеса сил в вашу пользу, но некоторые примочки, вроде Penetrator, могут сильно облегчить жизнь. Есть и Фримены (Fremen). Но теперь они не всецело на стороне Атрейдесов, выполнив несколько миссий, где надо им чем-то помочь, в список доступных строений добавится и их лагерь — теперь можно штамповать их в таком количестве, в каком надо. Но не стоит сильно рассчитывать на их силы — толпа фрименов с радостью загнется от одного залпа нескольких Кобр. Остались и старые добрые Sardaukars — приспешники прошлого императора, его бывшая гвардия, а сейчас лишь горстка рассеянных по всей планете вояк. Так или иначе, это лучшая пехота, и их помощь не будет лишней. И последнее — вообще отдельная раса, Tleilaxu — балалайку тому, кто правильно произнесет. У них и свои юниты (правда, всего две штуки), и строения, и даже пушки. Играть за них нельзя, но вот получить в союзники наверняка можно. Почему наверняка — просто я не получал, союз с подобными уродами был сочтен унизительным.

Теперь компоновка, структура и ход самой игры. Как я сказал раньше, тут есть нелинейность. Хоть во время миссии игра идет в реал-тайм режиме (еще бы!), стратегический режим пошаговый. Что это значит — просто закончив миссию, право хода обычно предоставляется компьютеру, и он либо нападет на третью династию, либо на вас. Приходится не только захватывать новые территории, но и оборонять собственные. Какие преимущества дает оборона? Знание всей карты, уже некоторое количество построенных зданий и юнитов. Маленький совет: тут же отправляйтесь искать базу противника, хватайте все юниты и постройте пару-тройку вдобавок — может, до прибытия подкрепления к врагу успеете нанести ему весьма серьезный урон. Или вообще снести всю базу. Тогда оборонительные миссии проходятся за 10-15 минут, а то и быстрее.
Помните, в старых Дюнах было некое подобие возможности выбирать территорию для нападения? На сложность миссии это не влияло — так, для понта. Теперь же будете планировать каждую атаку. Мы можем выбрать не только какую зону атаковать, но и с какой приграничной направить туда войска. У каждой миссии есть теперь свои цели, и если на выбор предоставляется 4 региона для нападения, то в одном случае нам предложат поддержать базу своих союзников, в другом — наоборот, нанести удар союзникам противника, в третьем — попытаться заключить альянс с нейтральной группировкой, в четвертом — просто переломать кости врагу. Но захват территории является главной и приоритетной задачей. После захвата зоны враг может попытаться отвоевать ее обратно. Но что меня удивило — на той территории, которую вы захватили в прошлой миссии, собрав почти весь спайс (для незнающих — местный ресурс), при обороне его может не оказаться вовсе: не надо было, батенька, так жадно собирать все до пылинки. Воевать будете тем количеством финансов, что было у вас в начале, и тем, что найдете в виде ящиков и контейнеров на карте. Не надо идти в угол плакать, у врага ситуация та же. Зато научитесь ценить каждого солдата.
Ну, о том, что цели миссии могут измениться в самый неподходящий момент, говорить не стоит — это есть уже везде. Пришло время поговорить о том, на что стала похожа старая добрая Дюна.

Это не она. Это вообще не она. Это невесть что, такого я не видел нигде, только, может, в Earth 2150. Нам говорили, что новая версия будет трехмерной. Да, это так, похоже, именно ее так долго и старательно делали разработчики. Но я вспоминаю E2150 и боюсь, чтобы тут не было такого "кубизма". Но нет! Игра действительно если не потрясает воображение и заставляет уверовать в то, что этот мир не обречен, то уж точно улучшает мнение о Westwood. Возможность манипулировать камерой как угодно позволяет нам чуть ли не заглянуть в лицо каждому солдату, и в дуло каждому танку. Пусть солдаты выглядят не ахти, но движения их плавны и четки, а не конвульсивные дерганья контуженых. Танки — просто загляденье, особенно у Ордосов. Я тут же кинулся рассматривать вверенную мне технику, с разных ракурсов, ища огрехи разработчиков. Нету. Не поверите, но нету. Все идеально, хоть без прямоугольников и квадратов не обошлось. Но извините меня, когда сие творение начинает даже в средних баталиях безнадежно тормозить на моем Duron 900, 312 MB Ram, GeForce2 MX — пусть и с максимальной детализацией — то что вам надо, чтобы оно выглядело еще лучше? Да, это не предел, но близко к тому. Даже у харвестеров вращаются колеса, собственно, как и гусеницы танков, а подбитый Mongoose оставляет за собой черный дымный след. А если сказать, что на каждом боевом юните установлен прожектор, которым он активно светит по сторонам, что каждая ракета оставляет трейсер, что во время стрельбы сыплются гильзы, что ракетчик реально перезаряжает свою базуку, а снайпер — винтовку?.. Что эффект от стрельбы юнитов выглядит на ура? Особенно у Laser Tank, моего любимого юнита. Что реализм достиг небывалых вершин? А как живописно смотрится на закате база Ордосов... А чего стоит реализация лазерного прицела у снайпера... А плавные движения солдата, раскладывающего и устанавливающего свою мортиру... А тот же самый Windtrap, генератор энергии, а он-то как работает!.. Песня, да и только. Не щадили наших глаз вествудовцы, не щадили. Я молчу уже о Chaos Lightning, молчу лишь потому, что у меня нет слов. Это не просто красиво, это очень красиво. Таких эффектов нигде не было, я в восторге. Долгих вам лет жизни, уважаемая Westwood.

Но, всегда есть но. Из-за роскошной графики в жертву был принесен сам процесс игры. Нет, нельзя делать стратегии трехмерными, это уже не стратегия. Из-за непривычного управления и положения камеры очень трудно освоиться и тем более руководить обороной и атакой одновременно. Помните последние миссии Dune2? Когда мы как праздника ждали каждого возвращения харвестера, чтобы построить, наконец, завод и создать пару танков, взамен тех, что погибли при первой же атаке врага. Только четкое управление происходящим помогало нам выжить. Забудьте навсегда о четком управлении. Вы не будете теперь мгновенно откликаться на сообщение о том, что харвестер атакован, ведь стоит только бросить командование обороной, как подоспевший Sonic Tank быстро положит конец всем усилиям ваших мужественных защитников. А ведь во второй Дюне отдать на съедение врагу харвестер вместе с CarryAll'ом на пару было уже неоправданной потерей. Велся учет каждого танка, каждого юнита. Тут вы даже забудете, сколько у вас харвестеров, ибо после каждого уничтоженного у вас на глазах, вспоминая, что недавно потеряли еще одного, вы привычным движением закажете двух, не зная, что у вас их еще четыре. Собственно, счет потерям не ведется, ведь денег полно, просто лень их тратить... Как, я не сказал, что даже на среднем уровне сложности до последней миссии у вас не будет проблем с финансами? Да, сложность никуда не годится. Первую половину игры думаешь, что все еще проходишь тренировку. Да, танк-раш перестал быть решением всех проблем, ведь бездумно брошенная в середину базы танковая дивизия потеряет половину состава только на подходе, будучи нещадно расстреляна вражескими турелями даже если ваших танков в четыре раза больше, чем этих турелей. Но если подойти к делу с умом, пододвинув дальнобойную артиллерию, вопрос с турелями решается очень просто. Зато вся артиллерия может не пережить встречи с одним-единственным танком, который подобрался с тыла. Даже самые мощные юниты не выдерживают и десяти секунд обстрела. За исключением Девастатора. Эта махина... Стоп, давайте по порядку. Кто на что похож. Ибо теперь династии абсолютно друг на друга не похожи. Наконец-то.

Начнем с любимцев — Харконенов. Эти своими речами напоминают русских из RA2. Юнитами — тоже. Преобладание огромных, с две электростанции величиной танков, ракетниц и всего такого. Кстати, танки как таковые (на гусеницах, с башнями и дулами) есть только у них. Другие династии нашли им замену. Так вот, не знаю, зачем приписали еще и гигантские катапульты — не средневековье. Зато пехота кажется в два раза больше, чем вражеские аналоги, из-за огромных баков с напалмом за плечами. Вообще, из пехоты Харконенов ничего особо и не выделишь. Упор делается на танки. Остался и вышеупомянутый Devastator. Но его не узнать! Вместо гордого, величественного танка впечатляющих размеров нам подсовывают огромную, топающую на своих троих(!) бандурину, с многочисленными пушками и мини-ракетницей в придачу. Чудо еле ползает, медленнее харвестера, медленнее пехоты, из-за чего вопрос о его использовании в атакующих целях отпадает. Представьте картину: вы отправляете на разгром базы 6-8 девастаторов (вполне хватит), а сами идете обедать. Через полчаса они дотопают к месту назначения, если не будут сожраны червем по дороге. Зато очень живописно взрываются.

Атрейдесы. На их родине, Каладане, явно идет сериал MechWarrior. Насмотревшись его, инженеры начали конструировать юниты по подобию увиденных на экране.
Теперь мы получили в качестве основных ударных юнитов двуногих шаркающих железных дровосеков. Но с пушками вместо топора (а жаль). Самые крупные модели передвигаются не намного быстрее девастатора, и их обнаружение и последующее уничтожение не составляет проблем. Ничем оригинальным больше похвастаться они не могут, за исключением не в меру мощной пехоты. Если бы не главная ее слабость — попадать под гусеницы танка — атаковать можно было бы только с ее помощью. Почти. Юнитом практически без недостатков является Sonic Tank. Обладая огромной разрушительной мощью, он относительно быстро передвигается и неплохо защищен. Но вот их секретное оружие, которое доставляется вместе с дворцом, — откровенный фуфел. Какой именно — увидите сами.

Ордосы. Эти вообще превратились в неизвестно что. Будучи самыми неформальными, они стали еще неформальнее. Это касается и их лидеров, и юнитов. Позаимствовав где-то технологию Hover-строительства, а у протоссов — энергощиты, они так и остались сторонниками саботажа. Но сами саботеры уже не представляют собой большой угрозы, но вот юниты при должном обращении... Во-первых, они почти все, за исключением пехоты, обладают большой скоростью. Плюс — возможность быстро восстанавливать свои щиты (у кого есть) и здоровье. Как вам смесь протоссов с зергами? Только умножьте скорость регенерации на десять — и получите нужный эффект. Во-вторых, неслабое вооружение. Возможность набираться опыта и становиться ветераном тут сохранена, и вы бы видели, что творит пяток стандартных лазерных танков при должном руководстве и большом количестве опыта. Увеличивается скорость передвижения и мощность оружия, но не намного. Но вот дальность действия — это что-то. Враги мерли, как мухи, не попадая ни единым снарядом в быстрые, верткие танки, которые вели ответный огонь без моего напоминания на ходу. Единственной угрозой были лишь большие толпы противников да Sonic танки. Приз за самые красивые и изящные юниты несомненно перешел бы к Ордосам, и мое мнение — за самую мощную армию — тоже. Нет, баланса тут, похоже, не будет. Но это покажут Multiplayer-схватки.

Традиционный вопрос: что мы имеем? Несомненно, фаворита, очень красивую игру, но слабоватую стратегию. В нее будут играть миллионы, но в клубах обойдут вниманием. Нет формаций, нет такого удобства в управлении, как у Старика. Плюс — точнее, минус — почти все юниты мы получаем за первые пять-шесть миссий, и большая часть игры проходит серо и однообразно. Добавьте огромные требования к железу.
Но игра этого стоит, поверьте, и стоит четырех дисков. Такое удовольствие не бывает дешевым. Но это удовольствие, и очень красивое. Все фанаты Дюны просто обязаны ознакомиться и пройти игру до конца. Остальным — хотя бы посмотреть. Будет интересно, обещаю, я по началу был в восторге. Почему поначалу? Во-первых, привык, во-вторых — читай абзац сначала. Но интерфейс достаточно удобный, хоть и не желает никуда убираться. Зато вы долго будете видеть во сне зрелище, сравнимое только с... да ни с чем не сравнимое — атака гигантского червя. Мне стало очень жалко этих пехотинцев — покоиться в утробе этого зверя...
P.S. Но как понимать обозначенные в системных требованиях 64-128 MB Ram? А, Фаргус?
Leviafan, leviafan@tut.by

(c) компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2001 год в рубрике виртуальные радости :: Жанр: Трехмерная RTS

©1997-2021 Компьютерная газета