Занимаемся огранкой "алмаза", или Настройка Radeon LE
Занимаемся огранкой "алмаза", или Настройка Radeon LE Хочу поделиться с читателями своим опытом по настройке видеокарты Radeon LE 32MB DDR — на мой взгляд, лидера по критерию цена/производительность среди 3D-акселераторов. Всего за "сотню" мы получаем карту с довольно большим потенциалом, которым нужно уметь грамотно воспользоваться.
"Алиса, это Radeon. Radeon, это Алиса..."
В последнее время наблюдается "бум" акселераторов — никакая современная машина уже не мыслима без этого девайса, еще вчера многими считавшимся ненужной роскошью. Как и в самом начале "эры 3D-ускорителей", году эдак в 1998, когда чуть ли не весь рынок акселераторов был сосредоточен в руках одной компании 3Dfx (до сих пор многие кадры называют все без исключения акселераторы "тридээфыксами"), теперь наблюдается аналогичная ситуация с графическими чипами nVidia. Ничего не имею против nVidia, но все же когда налицо почти полная и безграничная монополия, то это не есть хорошо. Для того чтобы увеличить свою долю на рынке и немного ограничить монополию nVidia, канадская компания ATi выпустила свой новый чип для 3D акселераторов — Radeon 256. Старые Rage128 этой компании не могли составить достойной конкуренции мощным чипам от nVidia, а вот новый Radeon — вполне. Не сказать, правда, что этот чип такой уже революционный, но, тем не менее, он показывает очень хорошую (на уровне GeForce 2 GTS) производительность в 32-битном цвете и включает в себя достаточно новых и интересных решений — вроде качественной поддержки стандарта сжатия текстур S3TC, высокого качества анизотропной фильтрации, поддержки EMBM и тучи других, не особенно интересных простому пользователю, вещей. Кстати, насчет EMBM и вообще nVidia — вы не знаете, как проходили споры между фанатами nVidiа и ATi в конференциях FidoNet? Презабавное чтиво, приблизительно такого плана:
"А Radeon отстой! — Это ваш GTS такой! И почему это Radeon отстой? — А он везде дует GTS-у! — А фиг, в 32-х битном цвете Radeon рулит! — Ничего подобного... — А у твоего хваленого GTS есть EMBM? Вот и все... — Зато у GF3 есть. — А сколько твой GF3 стоит? А Radeon? То-то!", и так далее в том же духе:).
Что же такое этот самый EMBM, и почему он есть только в дорогущем GF3 и в Radeon-ах? EMBM это Environmental Mapped Bump Mapping, то есть такая штука, когда на модель накладывается сразу три текстуры — карта света, собственно текстура поверхности и текстура рельефного окружения (Environment). Это надо видеть:
В целом и общем — ничего сверхъестественного, но придает достаточно реализма модели. Почему такая "ерундовина" возможна в Radeon? В Radeon два конвейера рендеринга, способных накладывать по три(!) текстуры за один проход, а в GF2 GTS, к примеру, таких конвейеров в два раза больше (четыре, то есть), но каждый может наложить лишь по две текстуры одновременно, а для реализации EMBM нужно накладывать именно по три текстуры за проход. Как видно из количества конвейеров, по грубой вычислительной силе Radeon двукратно проигрывает GeForce 2 GTS в скорости заполнения сцены. Но споры о том, что "круче", оставим для фанатов — разговор сегодня будет идти только о Radeon-ах, а если конкретнее — их LE модификации (не путать с VE). В Direct3D у Radeon имеется еще одна фирменная "фича" — HyperZ. Технология HyperZ позволяет еще до прорисовки сцены выяснить, какие полигоны будут закрыты другими полигонами, и не тратить время на их прорисовку, таким образом заметно увеличивая скорость заполнения сцены. Чипы Radeon (Rage6) из более старой ревизии A12, которые не всегда корректно поддерживали этот самый HyperZ, продавались компанией ATI "налево" (китайцам) под строжайшим запретом использовать торговый знак ATI, а также с требованием снизить частоты чипа до 148/148. Те вняли требованиям и начали лепить Radeon-ы LE — со сниженными, относительно Radeon OEM 32MB DDR (166/166), частотами чипа и памяти, а также с отключенным (в реестре:)) HyperZ. Память на "LЕших" ставится хорошая: DDR, со временем доступа 6 нс от Samsung. Нужно ли говорить, как возрадовались сему факту белорусские (да и не только) ценители хорошего и недорогого? Программно разогнав карту (хотя бы до тех же 166/166) и включив в реестре HyperZ, они получали очень неплохую видеокарту с отличным 2D, демонстрирующую завидную производительность в 3D в 32-х битном цвете, за смешные (правда, это "кому как" — кому и 200 баксов "смех", кому и 90 — очень дорого) деньги. Как грамотно произвести все вышеперечисленные манипуляции для получения из "изгоя" "конфетки", я и расскажу ниже.
Radeon LE в действии
Итак, что мы имеем? Radeon LE — небольшая зеленая AGP карта со множеством всяческих элементов на ней. На самом чипе Radeon — небольшой радиатор (это они таким образом хотят нам дать понять, что разгонять чип нельзя;), да еще 4 микросхемы DDR памяти от Samsung. Что делать после установки "LEшего" в компьютер? Перво-наперво нужно скачать драйверы для сего зверя. На диске, что поставляется с карточкой, драйверы, мягко говоря, не самые свежие. На данный момент самые последние драйверы (бета-версия, разумеется) имеют версию 7153 — ищите по ссылкам с www.radeon.ru или www.reactor.ru . Последняя официальная стабильная версия 7075 размером в семь с половиной мегабайт находится по адресу http://www.radeon.ru/driver/wme_radeon_7075_rus.exe . Именно ее, дабы не искать приключений на свою голову, я и поставил. Не буду детально описывать процесс установки, ибо суть не в нем. Сразу после установки драйверов можно приступать к первому этапу измывательств над ни в чем не повинным чипом ATI Radeon:). Заходите в "Панель Управления/Экран/Настройка/Дополнительно". На закладке "Цвет" можете побаловаться с бегунками яркости и цвета (особенно помогает если у вас подсевший, как у меня, монитор). Теперь идем на закладку "OpenGL". Нужно включить компрессию текстур и поставить "анизотропную фильтрацию" в "наилучшее качество" — если будут наблюдаться тормоза в OpenGL игрушках, то анизотропию всегда можно выключить или снизить ее качество (об этом ниже). А вот выключение компрессии текстур приведет к заметному падению производительности (но не качества: я на глаз с трудом различаю сцены со сжатыми и несжатыми текстурами), поэтому проверьте еще раз — в поле "Включить текстовую компрессию" должна стоять галочка. Перейдем к настройкам Direct3D. "Разрядность Z-буфера" ставим "16;24;32", ставим галку в поле "8-битный шаблон". "Сглаживание" должно быть отключено — уж очень сильно оно будет тормозить игры (о сглаживании более подробно речь будет идти чуть ниже). В поле "Способ растрирования при альфа-смешивании" нужно будет поставить "Применять диффузное растрирование ошибок" — в этом случае картинка должна быть красивее. Вот, вроде бы, и все, что нужно сделать для более-менее быстрой и качественной работы вашего Radeon-а. Однако, настоящие джедаи никогда не останавливаются на достигнутом;). Вторым этапом мы будем разгонять чип.
Оверклокинг АКА разгон чипа.
Сразу предупреждаю, что ни автор (то бишь я), ни редакция, да и вообще никто (кроме вас) не несет ответственности за возможные повреждения графической карты и других частей вашего компьютера, ни вас самих в результате применения информации, приведенной в этом разделе, на практике. Что бы вы ни делали, отдавайте себе отчет в том, что вы действуете на свой страх и риск, вполне можете потерять гарантию на видеокарту, а в особо тяжелых случаях и вообще получить неработоспособную карту. Запугал?;) Ничего, если голова у вас на плечах, а руки ровные и растут откуда надо, то ничего плохого с вашим компом не случится. Сначала пару слов о необходимости такого разгона вообще. Как я уже говорил, чипы, используемые в Radeon-ах LE, это старая ревизия Radeon-ов, то есть немного более старая версия использующихся ныне в остальных новых картах от ATi чипов (а они запросто работают и на частотах чипа/памяти 166/166, и 183/183...). А вот Radeon LE искусственно "опустили" до частот 148/148, и поэтому с 90% уверенностью можно заявить, что чип будет стабильно работать на частотах 166/166 (да и на высших, иногда). Но есть и оговорки — во-первых, разгонять карту летом в тесном корпусе, мягко говоря, неосмотрительно. Обеспечьте хорошее внешнее охлаждение — хотя бы откройте корпус и обдувайте видеокарту мощным вентилятором. Также можно купить специальные кулеры для видеокарт — спрашивайте в фирмах и на рынке Ждановичи. Можно заняться и доработкой карты для улучшения охлаждения — если вы собираетесь "гнать" карту до частот 190/190 или 210/210. Но для этого придется немного поменять внешний вид платы, так что если вы не боитесь потери гарантии, то приступайте. Своего "LЕшего" я так не насиловал, но знающие люди советуют вот что: берем кулер от процессора, желательно от старого 486-го или первого Pentium, с вентилятором размером 45x45 и такого же размера небольшим радиатором. Такие продаются во многих местах в Минске, а в Ждановичах их вообще навалом... Так вот, берем этот кулер и аккуратно отделяем вентилятор от радиатора. Теперь вентилятор саморезами прикручиваем к радиатору. Эту операцию проделываем очень аккуратно, заодно смотрим, чтобы вентилятор плотно прилегал к радиатору Radeon-а. Теперь нужно подумать над охлаждением памяти: при серьезном разгоне память будет греться как печка — недаром на GeForce3 почти все производители ставят радиаторы на память. Закосим под третий GeForce — поставим на чипы памяти нашего "LЕшего" радиаторы. Распиливаем радиатор кулера, с которого мы только что сняли вентилятор, на две половинки. Сглаживаем острые края шкуркой. Теперь обезжириваем поверхность, которую будем намазывать клеем (неребристую, то бишь) и наносим теплопроводящий клей на нее (и на микросхемы памяти, только не заляпайте саму плату!!!) тонким слоем. Ребята с сайта www.radeon.ru советуют использовать российский АлСил-5, но наверняка подойдут и другие теплопроводящие клеи. Ждем 4 минуты, потом крепко прижимаем намазанные клеем части радиатора к микросхемам памяти. Рассчитывайте свои усилия! Почувствовав себя Шварцнеггером и надавив слишком сильно, можно запросто повредить микросхему — и тогда можете попрощаться со своим Radeon-ом. Однако и слишком слабый прижим не годится... Теперь дайте клею высохнуть и через два-три часа установите карту в компьютер. Если он заведется, то я вас поздравляю, — теперь вы сможете спокойно гнать чип и память до высоких частот.
Теперь можно приступать собственно к оверклокингу, или разгону. Для сего действа нам потребуется программка-разгонялка/твикер. Для Radeon-ов я знаю лишь две таких программы (еще можно попробовать использовать PowerStrip, но он чересчур громоздок) — Raid On Tweaker 5.1 ( http://hem.passagen.se/emiper/Tweaker5.1.zip ) или RadeonTweaker 1.1.95 ( http://prdownloads.sourceforge.net/radeontweaker/RadeonTweaker-full-1.1.95.zip ). Советую вам предпочесть первую — в четыре раза меньший размер (277 Кб против 1,1 Мб), более компактный интерфейс... Короче, все дальнейшие советы по оверклокингу и твикингу буду давать относительно именно этой программы. Устанавливаем твикер, запускаем его, тиснем большую кнопку "Overclocking" справа внизу, прямо под "горящим" логотипчиком Radeon-а, — попадаем на окошко разгона:
Значит так. В поле 1 — бегунки частот. Ими вы выставляете частоты чипа/памяти. Для стабильной работы они должны быть полностью синхронными (не снимайте первый флажок в поле 2). Второй флажок там же не трогайте — он отвечает за автоматическую установку значений разгона при загрузке Windows. Его устанавливать стоит только в том случае, если вы успешно поработали на установленных частотах чипа/памяти довольно длительное время — а вдруг карта с такими частотами будет глючить? При перезапуске Windows все автоматом вернется на круги своя, а с установленным флажком — нет. В поле 3 в обоих окошках ставим Medium. Если охота поэкспериментировать — ставим High/High. Ну, как эксперимент?;))) Теперь время выставить желаемые значения частот чипа/памяти. Если вы не дорабатывали плату, как было описано выше, но в вашем системном блоке достаточно прохладно, то выставляйте 166/166. В особо "душных" корпусах "LЕший" может глючить и при этих частотах, поэтому если после продолжительной игры в Quake вы замечаете глюки изображения или система виснет, то есть повод откатиться назад до 148/148. Поверьте, даже этого режима многим хватит "с запасом" для игры в 800x600x32 с включенной компрессией текстур во многие современные игры. Если у вас в корпусе холодно, как в Арктике, карта охлаждается со всех сторон и на ощупь чип совсем холодный, то можно попробовать и более высокие частоты — 175/175, 183/183, 190/190, 210/210... Правда, никто не гарантирует работоспособности и безглючности, но зато при повышении частот производительность повышается пропорционально... Если замечаете глюки, откатывайтесь на более низкие частоты. В среднем, если после двух-трех часов активной игры в Quake 3 нет ни глюков изображения, ни "висов", то выставленные частоты допустимы и в твикере в поле 2 можно поставить галку и во второй клетке. Чтобы не морочиться с твикерами, можно залить в карту BIOS с уже установленными более высокими частотами. Не советую особо увлекаться этим делом, ибо можно получить нерабочую карточку, а реального проку, по словам экспериментаторов, не очень много. Тем не менее, всех, кто хочет поэкспериментировать самолично, отсылаю на http://www.radeon.ru/download.html — там вы найдете и программы прошивальщики, и BIOS-ы от различных видеокарт на чипах Radeon. С разгоном, кажись, закончили? Переходим к более тонкой настройке, или твикингу.
Твикинг
Весь твикинг Radeon-а, в моем понимании, заключается во включении выключенного HyperZ в Direct3D, да в баловстве с выбором качества анизотропной фильтрации/сглаживания. Разумеется, можно пробовать полазить в других настройках твикера (речь идет все о том же Raid On Tweaker-е, окошко слева), но после своих двухдневных экспериментов с разнообразными параметрами (благо с твикером идет отличная документация, в которой более-менее подробно описана, за что отвечает каждая запись в реестре) я заметил, что реальных дивидендов все мои поползновения принесли очень мало, максимум 1-2 Fps-а в Quake или Serious Sam (которые можно списать на погрешности измерений), а вот головной боли — предостаточно. В частности, у меня отказывалась нормально рисоваться менюшка в Blade Of Darkness, глючили тени машин в NFS5 и не могли корректно запуститься Black&White, NFS3 и NFS4. После удаления всех следов моих экспериментов (меню Troubleshooting, опция Clean Up Registry) все заработало в лучшем виде. Может быть, конечно, вопрос в кривизне моих рук и вас глюки минуют — что ж, твикайте на здоровье. Вдруг натвикаете себе еще пару "лишних" fps, хотя без понимания вряд ли можно получить чего-нибудь кроме головной боли. Посему я советую вам не "мудрить" с "продвинутыми" установками, а просто включить HyperZ. Для этого просто два раза кликните на профиле "HyperZ ON" в правой верхней части окна твикера. HyperZ приносит больший прирост в производительности — у меня в UT стало показывать на utbench-е где-то на 10 fps-ов больше, чем раньше, то бишь с отключенным HyperZ. Но есть одно "но". Так как чипы для Radeon LE идут более старые, ревизии A12, то этот самый HyperZ может на некоторых экземплярах карт неслабо "глючить" — в Direct3D играх в самых разных местах будут появляться разноцветные квадраты. Так что если у вас наблюдается такое, причем с неразогнанным (148 Mhz) чипом, то придется отключить HyperZ — после этого обычно все глюки исчезают. Теперь перейдем к более подробному описанию вкусностей, вроде cжатия текстур по технологии ST3C, полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации. Все эти вещи устанавливаются прямо в закладках драйвера (Настройкa/Панель Управления/Экран/Настройка/Дополнительно). Сначала поговорим о сжатии текстур. Сжатие происходит по технологии S3TextureCompression (S3TC). Оно должно быть включено как в OpenGL, так и в Direct3D режимах (проверьте, стоят ли галочки в нужных местах на соответствующих закладках). Скорость увеличивается где-то в среднем на 10-15 процентов на моем Duron650 (на более мощных машинах, судя по тестам с www.ixbt.com, S3TC еще более увеличивает скорость). Сильных и заметных потерь качества (в том же Quake3) я не увидел. Может быть, я как-то не так смотрел?;) Желающих проверить — милости просим, а всем остальным я рекомендую включить сжатие текстур и не выключать его. Полноэкранное сглаживание — мощная вещь. Но не в том плане, что все становится очень красивым, а в том, что все начинает ужасно тормозить. Включив сглаживание (по 2 или 4 образцам — не важно), вы сможете лицезреть незначительное (на мой взгляд) улучшение качества картинки и значительное снижение (чуть ли ни в 2 раза) скорости. Так что не советую включать сглаживание — все-таки Radeon-а это не GeForce3, и для него полноэкранное сглаживание еще "слишком круто". При максимальном качестве анизотропной фильтрации окружающий мир в 3D играх становится четче и красивее, не то чтобы "уж очень", но и не совсем уж незаметно. Рекомендуется держать анизотропию на максимуме, тем более что тормозит она систему совсем незначительно — из демок Quake-а я увидел падение в скорости где-то на 3-7 процентов, не более. Теперь подведем итоги того, как по моему разумению стоит производить твикинг Radeon-а: включаем HyperZ и компрессию текстур, анизотропную фильтрацию ставим на максимум и выключаем полноэкранное сглаживание. Желающие могут побаловаться с более тонкими настройками, но от этого могут возникать разнообразные глюки в играх. При появлении в Direct3D странных разноцветных квадратов на неразогнанном Radeon-е, HyperZ следует отключить.
Щетько Николай AKA Nickky
(nickky@tut.by )
(c) компьютерная газета
"Алиса, это Radeon. Radeon, это Алиса..."
В последнее время наблюдается "бум" акселераторов — никакая современная машина уже не мыслима без этого девайса, еще вчера многими считавшимся ненужной роскошью. Как и в самом начале "эры 3D-ускорителей", году эдак в 1998, когда чуть ли не весь рынок акселераторов был сосредоточен в руках одной компании 3Dfx (до сих пор многие кадры называют все без исключения акселераторы "тридээфыксами"), теперь наблюдается аналогичная ситуация с графическими чипами nVidia. Ничего не имею против nVidia, но все же когда налицо почти полная и безграничная монополия, то это не есть хорошо. Для того чтобы увеличить свою долю на рынке и немного ограничить монополию nVidia, канадская компания ATi выпустила свой новый чип для 3D акселераторов — Radeon 256. Старые Rage128 этой компании не могли составить достойной конкуренции мощным чипам от nVidia, а вот новый Radeon — вполне. Не сказать, правда, что этот чип такой уже революционный, но, тем не менее, он показывает очень хорошую (на уровне GeForce 2 GTS) производительность в 32-битном цвете и включает в себя достаточно новых и интересных решений — вроде качественной поддержки стандарта сжатия текстур S3TC, высокого качества анизотропной фильтрации, поддержки EMBM и тучи других, не особенно интересных простому пользователю, вещей. Кстати, насчет EMBM и вообще nVidia — вы не знаете, как проходили споры между фанатами nVidiа и ATi в конференциях FidoNet? Презабавное чтиво, приблизительно такого плана:
"А Radeon отстой! — Это ваш GTS такой! И почему это Radeon отстой? — А он везде дует GTS-у! — А фиг, в 32-х битном цвете Radeon рулит! — Ничего подобного... — А у твоего хваленого GTS есть EMBM? Вот и все... — Зато у GF3 есть. — А сколько твой GF3 стоит? А Radeon? То-то!", и так далее в том же духе:).
Что же такое этот самый EMBM, и почему он есть только в дорогущем GF3 и в Radeon-ах? EMBM это Environmental Mapped Bump Mapping, то есть такая штука, когда на модель накладывается сразу три текстуры — карта света, собственно текстура поверхности и текстура рельефного окружения (Environment). Это надо видеть:
В целом и общем — ничего сверхъестественного, но придает достаточно реализма модели. Почему такая "ерундовина" возможна в Radeon? В Radeon два конвейера рендеринга, способных накладывать по три(!) текстуры за один проход, а в GF2 GTS, к примеру, таких конвейеров в два раза больше (четыре, то есть), но каждый может наложить лишь по две текстуры одновременно, а для реализации EMBM нужно накладывать именно по три текстуры за проход. Как видно из количества конвейеров, по грубой вычислительной силе Radeon двукратно проигрывает GeForce 2 GTS в скорости заполнения сцены. Но споры о том, что "круче", оставим для фанатов — разговор сегодня будет идти только о Radeon-ах, а если конкретнее — их LE модификации (не путать с VE). В Direct3D у Radeon имеется еще одна фирменная "фича" — HyperZ. Технология HyperZ позволяет еще до прорисовки сцены выяснить, какие полигоны будут закрыты другими полигонами, и не тратить время на их прорисовку, таким образом заметно увеличивая скорость заполнения сцены. Чипы Radeon (Rage6) из более старой ревизии A12, которые не всегда корректно поддерживали этот самый HyperZ, продавались компанией ATI "налево" (китайцам) под строжайшим запретом использовать торговый знак ATI, а также с требованием снизить частоты чипа до 148/148. Те вняли требованиям и начали лепить Radeon-ы LE — со сниженными, относительно Radeon OEM 32MB DDR (166/166), частотами чипа и памяти, а также с отключенным (в реестре:)) HyperZ. Память на "LЕших" ставится хорошая: DDR, со временем доступа 6 нс от Samsung. Нужно ли говорить, как возрадовались сему факту белорусские (да и не только) ценители хорошего и недорогого? Программно разогнав карту (хотя бы до тех же 166/166) и включив в реестре HyperZ, они получали очень неплохую видеокарту с отличным 2D, демонстрирующую завидную производительность в 3D в 32-х битном цвете, за смешные (правда, это "кому как" — кому и 200 баксов "смех", кому и 90 — очень дорого) деньги. Как грамотно произвести все вышеперечисленные манипуляции для получения из "изгоя" "конфетки", я и расскажу ниже.
Radeon LE в действии
Итак, что мы имеем? Radeon LE — небольшая зеленая AGP карта со множеством всяческих элементов на ней. На самом чипе Radeon — небольшой радиатор (это они таким образом хотят нам дать понять, что разгонять чип нельзя;), да еще 4 микросхемы DDR памяти от Samsung. Что делать после установки "LEшего" в компьютер? Перво-наперво нужно скачать драйверы для сего зверя. На диске, что поставляется с карточкой, драйверы, мягко говоря, не самые свежие. На данный момент самые последние драйверы (бета-версия, разумеется) имеют версию 7153 — ищите по ссылкам с www.radeon.ru или www.reactor.ru . Последняя официальная стабильная версия 7075 размером в семь с половиной мегабайт находится по адресу http://www.radeon.ru/driver/wme_radeon_7075_rus.exe . Именно ее, дабы не искать приключений на свою голову, я и поставил. Не буду детально описывать процесс установки, ибо суть не в нем. Сразу после установки драйверов можно приступать к первому этапу измывательств над ни в чем не повинным чипом ATI Radeon:). Заходите в "Панель Управления/Экран/Настройка/Дополнительно". На закладке "Цвет" можете побаловаться с бегунками яркости и цвета (особенно помогает если у вас подсевший, как у меня, монитор). Теперь идем на закладку "OpenGL". Нужно включить компрессию текстур и поставить "анизотропную фильтрацию" в "наилучшее качество" — если будут наблюдаться тормоза в OpenGL игрушках, то анизотропию всегда можно выключить или снизить ее качество (об этом ниже). А вот выключение компрессии текстур приведет к заметному падению производительности (но не качества: я на глаз с трудом различаю сцены со сжатыми и несжатыми текстурами), поэтому проверьте еще раз — в поле "Включить текстовую компрессию" должна стоять галочка. Перейдем к настройкам Direct3D. "Разрядность Z-буфера" ставим "16;24;32", ставим галку в поле "8-битный шаблон". "Сглаживание" должно быть отключено — уж очень сильно оно будет тормозить игры (о сглаживании более подробно речь будет идти чуть ниже). В поле "Способ растрирования при альфа-смешивании" нужно будет поставить "Применять диффузное растрирование ошибок" — в этом случае картинка должна быть красивее. Вот, вроде бы, и все, что нужно сделать для более-менее быстрой и качественной работы вашего Radeon-а. Однако, настоящие джедаи никогда не останавливаются на достигнутом;). Вторым этапом мы будем разгонять чип.
Оверклокинг АКА разгон чипа.
Сразу предупреждаю, что ни автор (то бишь я), ни редакция, да и вообще никто (кроме вас) не несет ответственности за возможные повреждения графической карты и других частей вашего компьютера, ни вас самих в результате применения информации, приведенной в этом разделе, на практике. Что бы вы ни делали, отдавайте себе отчет в том, что вы действуете на свой страх и риск, вполне можете потерять гарантию на видеокарту, а в особо тяжелых случаях и вообще получить неработоспособную карту. Запугал?;) Ничего, если голова у вас на плечах, а руки ровные и растут откуда надо, то ничего плохого с вашим компом не случится. Сначала пару слов о необходимости такого разгона вообще. Как я уже говорил, чипы, используемые в Radeon-ах LE, это старая ревизия Radeon-ов, то есть немного более старая версия использующихся ныне в остальных новых картах от ATi чипов (а они запросто работают и на частотах чипа/памяти 166/166, и 183/183...). А вот Radeon LE искусственно "опустили" до частот 148/148, и поэтому с 90% уверенностью можно заявить, что чип будет стабильно работать на частотах 166/166 (да и на высших, иногда). Но есть и оговорки — во-первых, разгонять карту летом в тесном корпусе, мягко говоря, неосмотрительно. Обеспечьте хорошее внешнее охлаждение — хотя бы откройте корпус и обдувайте видеокарту мощным вентилятором. Также можно купить специальные кулеры для видеокарт — спрашивайте в фирмах и на рынке Ждановичи. Можно заняться и доработкой карты для улучшения охлаждения — если вы собираетесь "гнать" карту до частот 190/190 или 210/210. Но для этого придется немного поменять внешний вид платы, так что если вы не боитесь потери гарантии, то приступайте. Своего "LЕшего" я так не насиловал, но знающие люди советуют вот что: берем кулер от процессора, желательно от старого 486-го или первого Pentium, с вентилятором размером 45x45 и такого же размера небольшим радиатором. Такие продаются во многих местах в Минске, а в Ждановичах их вообще навалом... Так вот, берем этот кулер и аккуратно отделяем вентилятор от радиатора. Теперь вентилятор саморезами прикручиваем к радиатору. Эту операцию проделываем очень аккуратно, заодно смотрим, чтобы вентилятор плотно прилегал к радиатору Radeon-а. Теперь нужно подумать над охлаждением памяти: при серьезном разгоне память будет греться как печка — недаром на GeForce3 почти все производители ставят радиаторы на память. Закосим под третий GeForce — поставим на чипы памяти нашего "LЕшего" радиаторы. Распиливаем радиатор кулера, с которого мы только что сняли вентилятор, на две половинки. Сглаживаем острые края шкуркой. Теперь обезжириваем поверхность, которую будем намазывать клеем (неребристую, то бишь) и наносим теплопроводящий клей на нее (и на микросхемы памяти, только не заляпайте саму плату!!!) тонким слоем. Ребята с сайта www.radeon.ru советуют использовать российский АлСил-5, но наверняка подойдут и другие теплопроводящие клеи. Ждем 4 минуты, потом крепко прижимаем намазанные клеем части радиатора к микросхемам памяти. Рассчитывайте свои усилия! Почувствовав себя Шварцнеггером и надавив слишком сильно, можно запросто повредить микросхему — и тогда можете попрощаться со своим Radeon-ом. Однако и слишком слабый прижим не годится... Теперь дайте клею высохнуть и через два-три часа установите карту в компьютер. Если он заведется, то я вас поздравляю, — теперь вы сможете спокойно гнать чип и память до высоких частот.
Теперь можно приступать собственно к оверклокингу, или разгону. Для сего действа нам потребуется программка-разгонялка/твикер. Для Radeon-ов я знаю лишь две таких программы (еще можно попробовать использовать PowerStrip, но он чересчур громоздок) — Raid On Tweaker 5.1 ( http://hem.passagen.se/emiper/Tweaker5.1.zip ) или RadeonTweaker 1.1.95 ( http://prdownloads.sourceforge.net/radeontweaker/RadeonTweaker-full-1.1.95.zip ). Советую вам предпочесть первую — в четыре раза меньший размер (277 Кб против 1,1 Мб), более компактный интерфейс... Короче, все дальнейшие советы по оверклокингу и твикингу буду давать относительно именно этой программы. Устанавливаем твикер, запускаем его, тиснем большую кнопку "Overclocking" справа внизу, прямо под "горящим" логотипчиком Radeon-а, — попадаем на окошко разгона:
Значит так. В поле 1 — бегунки частот. Ими вы выставляете частоты чипа/памяти. Для стабильной работы они должны быть полностью синхронными (не снимайте первый флажок в поле 2). Второй флажок там же не трогайте — он отвечает за автоматическую установку значений разгона при загрузке Windows. Его устанавливать стоит только в том случае, если вы успешно поработали на установленных частотах чипа/памяти довольно длительное время — а вдруг карта с такими частотами будет глючить? При перезапуске Windows все автоматом вернется на круги своя, а с установленным флажком — нет. В поле 3 в обоих окошках ставим Medium. Если охота поэкспериментировать — ставим High/High. Ну, как эксперимент?;))) Теперь время выставить желаемые значения частот чипа/памяти. Если вы не дорабатывали плату, как было описано выше, но в вашем системном блоке достаточно прохладно, то выставляйте 166/166. В особо "душных" корпусах "LЕший" может глючить и при этих частотах, поэтому если после продолжительной игры в Quake вы замечаете глюки изображения или система виснет, то есть повод откатиться назад до 148/148. Поверьте, даже этого режима многим хватит "с запасом" для игры в 800x600x32 с включенной компрессией текстур во многие современные игры. Если у вас в корпусе холодно, как в Арктике, карта охлаждается со всех сторон и на ощупь чип совсем холодный, то можно попробовать и более высокие частоты — 175/175, 183/183, 190/190, 210/210... Правда, никто не гарантирует работоспособности и безглючности, но зато при повышении частот производительность повышается пропорционально... Если замечаете глюки, откатывайтесь на более низкие частоты. В среднем, если после двух-трех часов активной игры в Quake 3 нет ни глюков изображения, ни "висов", то выставленные частоты допустимы и в твикере в поле 2 можно поставить галку и во второй клетке. Чтобы не морочиться с твикерами, можно залить в карту BIOS с уже установленными более высокими частотами. Не советую особо увлекаться этим делом, ибо можно получить нерабочую карточку, а реального проку, по словам экспериментаторов, не очень много. Тем не менее, всех, кто хочет поэкспериментировать самолично, отсылаю на http://www.radeon.ru/download.html — там вы найдете и программы прошивальщики, и BIOS-ы от различных видеокарт на чипах Radeon. С разгоном, кажись, закончили? Переходим к более тонкой настройке, или твикингу.
Твикинг
Весь твикинг Radeon-а, в моем понимании, заключается во включении выключенного HyperZ в Direct3D, да в баловстве с выбором качества анизотропной фильтрации/сглаживания. Разумеется, можно пробовать полазить в других настройках твикера (речь идет все о том же Raid On Tweaker-е, окошко слева), но после своих двухдневных экспериментов с разнообразными параметрами (благо с твикером идет отличная документация, в которой более-менее подробно описана, за что отвечает каждая запись в реестре) я заметил, что реальных дивидендов все мои поползновения принесли очень мало, максимум 1-2 Fps-а в Quake или Serious Sam (которые можно списать на погрешности измерений), а вот головной боли — предостаточно. В частности, у меня отказывалась нормально рисоваться менюшка в Blade Of Darkness, глючили тени машин в NFS5 и не могли корректно запуститься Black&White, NFS3 и NFS4. После удаления всех следов моих экспериментов (меню Troubleshooting, опция Clean Up Registry) все заработало в лучшем виде. Может быть, конечно, вопрос в кривизне моих рук и вас глюки минуют — что ж, твикайте на здоровье. Вдруг натвикаете себе еще пару "лишних" fps, хотя без понимания вряд ли можно получить чего-нибудь кроме головной боли. Посему я советую вам не "мудрить" с "продвинутыми" установками, а просто включить HyperZ. Для этого просто два раза кликните на профиле "HyperZ ON" в правой верхней части окна твикера. HyperZ приносит больший прирост в производительности — у меня в UT стало показывать на utbench-е где-то на 10 fps-ов больше, чем раньше, то бишь с отключенным HyperZ. Но есть одно "но". Так как чипы для Radeon LE идут более старые, ревизии A12, то этот самый HyperZ может на некоторых экземплярах карт неслабо "глючить" — в Direct3D играх в самых разных местах будут появляться разноцветные квадраты. Так что если у вас наблюдается такое, причем с неразогнанным (148 Mhz) чипом, то придется отключить HyperZ — после этого обычно все глюки исчезают. Теперь перейдем к более подробному описанию вкусностей, вроде cжатия текстур по технологии ST3C, полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации. Все эти вещи устанавливаются прямо в закладках драйвера (Настройкa/Панель Управления/Экран/Настройка/Дополнительно). Сначала поговорим о сжатии текстур. Сжатие происходит по технологии S3TextureCompression (S3TC). Оно должно быть включено как в OpenGL, так и в Direct3D режимах (проверьте, стоят ли галочки в нужных местах на соответствующих закладках). Скорость увеличивается где-то в среднем на 10-15 процентов на моем Duron650 (на более мощных машинах, судя по тестам с www.ixbt.com, S3TC еще более увеличивает скорость). Сильных и заметных потерь качества (в том же Quake3) я не увидел. Может быть, я как-то не так смотрел?;) Желающих проверить — милости просим, а всем остальным я рекомендую включить сжатие текстур и не выключать его. Полноэкранное сглаживание — мощная вещь. Но не в том плане, что все становится очень красивым, а в том, что все начинает ужасно тормозить. Включив сглаживание (по 2 или 4 образцам — не важно), вы сможете лицезреть незначительное (на мой взгляд) улучшение качества картинки и значительное снижение (чуть ли ни в 2 раза) скорости. Так что не советую включать сглаживание — все-таки Radeon-а это не GeForce3, и для него полноэкранное сглаживание еще "слишком круто". При максимальном качестве анизотропной фильтрации окружающий мир в 3D играх становится четче и красивее, не то чтобы "уж очень", но и не совсем уж незаметно. Рекомендуется держать анизотропию на максимуме, тем более что тормозит она систему совсем незначительно — из демок Quake-а я увидел падение в скорости где-то на 3-7 процентов, не более. Теперь подведем итоги того, как по моему разумению стоит производить твикинг Radeon-а: включаем HyperZ и компрессию текстур, анизотропную фильтрацию ставим на максимум и выключаем полноэкранное сглаживание. Желающие могут побаловаться с более тонкими настройками, но от этого могут возникать разнообразные глюки в играх. При появлении в Direct3D странных разноцветных квадратов на неразогнанном Radeon-е, HyperZ следует отключить.
Щетько Николай AKA Nickky
(nickky@tut.by )
(c) компьютерная газета
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 2001 год в рубрике hard :: video