Рекруты Рунета

Рекруты Рунета Получив представление о развитии сферы онлайнового поиска работы и работников в Америке, где, понятное дело, все обстоит несколько иначе, чем в Рунете, можно попробовать выяснить российские национальные особенности электронного рекрутинга.

Вполне очевидно, что стремление людей к поиску работы с более высокой оплатой труда и возможностями карьерного роста — стремление универсальное, оно одинаково и для России, и для Америки. И, конечно, не стоит удивляться, что российский Интернет полон ресурсов, которые призваны помочь работникам или работодателям. Загляните на Рамблер или на Яндекс — сотни ссылок на сайты в разделе "Работа".
Однако говорить о серьезности того или иного рекрутингового ресурса можно с определенностью лишь тогда, когда оценишь его посещаемость и объем спроса-предложения рабочих мест на нем. Даже самые крупные из них — сюда можно отнести Job.ru, JobList.ru, Superjob.ru, Job.nsk.ru, Rdw.ru — не достигают и близко уровня посещаемости западных аналогов. Если на Западе речь идет о миллионах уникальных посетителей в месяц, причем, возможно даже, впервые зашедших на сайт, наши самые посещаемые рекрутинговые ресурсы могут похвастаться, согласно спайлоговской статистике, максимум тремястами тысячами хостов в месяц. Хотя, собственно, это не главное в нашем исследовании: в конце концов, у Рунета еще все "спереди".

Основные отличия российского электронного рекрутинга лежат в иной плоскости. Если на Западе основными отраслями применения онлайнового поиска работы и работников являлись, в порядке убывания значимости, биотехнология, электронная коммерция и высокие технологии, то в российской зоне Интернета именно "хайтек" является отраслью, где происходит самый активный поиск работы и сотрудников. И если по утверждению западных аналитиков потребность в специалистах этой сферы сократилась там в 2001 году на 44% и предложение, соответственно, превышает спрос, то в России, похоже, складывается иная ситуация. Статистика распределения на Job.ru вакансий и резюме по профессиональным группам позволяет прийти к выводу о соотношении спроса и предложения работников и говорить о приоритетах и тенденциях российского рекрутинга. Самую большую в процентном отношении группу вакансий составляют вакансии в сфере информационных технологий и Интернет — 20%. Однако предложение соискателей рабочих мест с данной специализацией складывается всего лишь в цифру 13%.
Безусловно, цифры весьма относительны, но с учетом того, что Job.ru содержит более 21 тысячи вакансий и около 17 тысяч резюме, репрезентативность можно считать достаточно состоятельной.

Что же дальше по статистике крупнейшего российского рекрутингового ресурса? Следующей по величине профессиональной группой вакансий является сфера торговли и транспортных услуг — 12%. Резюме по этой специализации составляют 10% от общего числа. Потом идут директора, руководители подразделений — вакансий 11%, резюме — 10%; специалисты сферы маркетинга, рекламы и связей с общественностью — вакансий 10%, резюме — 8%; работники бухгалтерии, финансов и банковского дела — вакансий 9%, соискателей — 15%.
Иная картина с распределением вакансий по специальностям наблюдается на сайтах кадровых агентств. Поскольку они, как правило, являются производными от оффлайновых учреждений — там доминируют традиционно пользующиеся спросом специальности секретаря, бухгалтера, менеджеров разного уровня, однако и здесь спрос на программистов и ИТР достаточно высок.
Теперь собственно о технологии рекрутинга в Сети.

Если вы работодатель и размещаете объявление о вакансии, то в Рунете вам предложат вполне приемлемые условия размещения информации — на крупнейших рекрутинговых ресурсах за это не потребуют денег; если только вы захотите, чтобы ваше объявление висело на первой странице сайта, тогда надо будет заплатить от $2 до $5 за определенный срок. Более того, при заполнении формы с объявлением о вакансии многие ресурсы предлагают также бесплатное размещение этого объявления на дружественных сайтах или в оффлайне. При том, что процент населения, имеющего доступ к Интернету, достаточно невелик, и даже специалисты "хайтека" с потерей рабочего места теряют возможность выхода в Сеть — последнее представляется более чем убедительным дополнением к онлайновому сервису. Достаточно существенным моментом в принятии решения о выборе рабочего места является возможность получения исчерпывающей информации о предприятии-нанимателе. К сожалению, в рунетовском рекрутинге недостаток подобной информации является не следствием плохой работы специализированных ресурсов, а, скорее, следствием общей неразвитости Интернета в России — далеко не каждая компания, дающая объявления о приеме на работу, может похвастаться наличием у нее корпоративного сайта, зайдя на который соискатель мог бы получить сведения о будущем месте работы, состоянии дел в компании и перспективах карьерного роста. Поэтому можно порекомендовать работодателям размещать как можно более подробную информацию о себе в объявлении о вакансии, а по возможности ставить ссылку на свой сайт. Только тогда можно рассчитывать на качественный отбор специалистов.
Если же вы ищете работу через Интернет, то знайте, что размещение резюме на рекрутинговых ресурсах — бесплатно, так же, как на большинстве сайтов кадровых агентств. Алгоритм же поисков рабочего места вполне соответствует западному: лучше начинать с самых известных, обладающих обширными списками вакансий сайтов, где можно выяснить спрос на специалистов конкретной специальности, уровень оплаты труда и типичные требования к работнику. Далее можно "пройтись" по специализированным сайтам и сайтам кадровых агентств. Нелишним будет также серфинг сайтов предприятий и фирм той сферы деятельности, где вы рассчитываете получить работу, — многие из них выставляют объявления о вакансиях у себя на ресурсе, не обращаясь к рекрутинговым ресурсам и услугам кадровых агентств. И совершенно нелишним будет поиск работы с помощью традиционных оффлайновых средств: газет, журналов и агентств по подбору персонала. Далее многое будет зависеть от вашего умения подать себя и, разумеется, фортуны.

Итак, завершая небольшое исследование особенностей поиска работы и заполнения рабочих мест в Рунете, можно заключить, что приоритетом российского электронного рекрутинга является сфера высоких технологий, причем наблюдается преобладание предложения рабочих мест над спросом. С другой стороны, в бухгалтерии, финансах и банковском деле существует перепроизводство кадров, и найти работу — через Интернет или в оффлайне — специалистам в этой области будет все сложнее. Однако Всемирная паутина предоставляет новые возможности как соискателям, так и нанимателям, и те, и другие, безусловно, заинтересованы в развитии этого сегмента российского Интернета. И, видимо, у рунетовских ресурсов, специализирующихся в этой области, — большое будущее.

Алексей Ижболдин

(c) компьютерная газета




Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 2001 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета