Легенда дикого Востока

Легенда дикого Востока Я уверен, что сегодня цвета
кажутся мне более яркими,
чем они были на самом деле.
"Хрустальный грот"
М. Стюарт

Слишком быстро летит время, подгоняемое техническим прогрессом, и недалекое алфавитно-цифровое прошлое растворяется в дымке перед сверкающим 3D настоящего. Многим из тех, кто будет читать эту статью, незнаком предмет разговора. Некоторые слышали о нем, но никогда не видели. И лишь у считанных единиц, имевших счастье общения с ним на заре проникновения компьютеризации в повседневную жизнь рядового советского гражданина, возможно, всколыхнется теплое чувство при упоминании его имени.
Идея написания этой статьи родилась еще в прошлом году, когда на страницах "Компьютерной газеты" промелькнула статья о популярной зарубежной разработке — бытовом компьютере "СПЕКТРУМ". После ознакомления с ней, я решил поведать читателям о легендарном советском Бытовом Компьютере.

В розничную продажу БК-0010 поступил в 1984 году. Чтобы окунуться в ту эпоху, полезно перелистать архив научно-популярного журнала "Наука и жизнь", просмотреть рубрику "Школа начинающего программиста". Непривычно читать, как специалисты с необыкновенной доброжелательностью помогали всем интересующимся овладеть основами алгоритмизации по заочно-безмашинной схеме. Запросто можно было встретить интересный алгоритм, зачастую с его программной реализацией. Поражает точность формулировок, живость примеров и отсутствие англо-технического сленга (вот где бы поучиться стилистике!).
Персональные компьютеры в те времена были большой экзотикой (как, впрочем, и другие виды привычной сегодня бытовой электроники). Счастливые обладатели программируемых калькуляторов приобщались к виртуальным играм "Охота на лис" и "Посадка на луну", рассчитывали биоритмы и количество калорий в "дежурном" блюде студенческой столовой.
Пропуская рассмотрение класса управляющих микроЭВМ той эпохи (по своим возможностям они больше походили на программируемые микрокалькуляторы, приспособленные для управления технологическими процессами), коснемся вскользь возможностей персональных компьютеров, чтобы иметь представление об общем положении дел.

На предприятиях для выполнения производственных и бухгалтерские расчетов в основном использовались ЕС-1840, "ИСКРА" (клоны IBM PC) и так называемые "диалоговые вычислительные комплексы" ДВК. В сфере образования распространение получили ПЭВМ "Агат" (клон Apple-II).
Что можно о них сказать? Возможности и характеристики первых двух моделей известны многим, они сравнимы с характеристиками первых моделей IBM PC.
ПЭВМ "Агат" выпускались в нескольких модификациях, базировалась на микропроцессорном комплекте КР588, объем ОЗУ не превышал 128 Кбайт. В качестве монитора (или видеоконтрольного устройства) использовался унифицированный переносной цветной телевизор "Юность Ц-404", который обеспечивал разрешение 256x256 точек в черно-белом режиме и 128x128 точек в цветном. Для долговременного хранения информации использовались накопители на гибких магнитных дисках (НГМД) болгарского или немецкого производства, позволяющие хранить до 250 Кбайт на дискете
Серия ДВК включала также несколько моделей, младшие из которых могли использоваться в качестве терминалов, а старшие — в качестве серверов локальной вычислительной сети. Строились они на базе 16-разрядных микропроцессоров К1801ВМ1 — К1801ВМ3, емкость оперативной памяти достигала 64 Кбайт, комплектовались они символьными или графическими дисплеями и дисководами НГМД, позволяющими записывать на дискету от 440 до 1600 Кбайт информации.

Стоит ли говорить о том, что надежность этих машин была, мягко говоря, невысокой, их габариты, масса и дизайн были неприемлемы для размещения в жилом помещении, а цена колебалась в районе стоимости нового автомобиля (это в дополнение к тому, что в розничной продаже их просто не было). Одним словом, они были недоступны для отдельно взятого "физического лица".
На фоне такого введения интересно рассмотреть, что же предлагалось людям под видом бытового компьютера, который, как следует из названия, должен был удовлетворить потребности и любопытство простых граждан.
Линейка БК состояла из нескольких моделей, которые были разработаны на протяжении нескольких лет и довольно сильно отличались своими возможностями (см. таблицу).

Внешне все компьютеры БК представляли собой корпус-клавиатуру размерами 370x180x70 мм, в котором размещались две платы. На одной монтировалась вся основная электронная начинка, другая предназначалась для клавиатуры.
Стоит заметить, что первый БК не имел клавиш. Вместо этого сверху размещалась прозрачная пленка, под которую помещался бумажный вкладыш. С одной стороны, это позволяло оперативно изменить обозначения клавиш в зависимости от используемой программы (достаточно было заменить этот вкладыш), с другой стороны — служило непреодолимым ограничением скорости набора: невозможно было использовать метод слепой печати.

Этот недостаток был частично исправлен в следующей модели. БК-0010.01 имел механическую клавиатуру, но окисление контактов требовало ее периодической чистки.
На задней стороне корпуса размещался порт для подключения внешних устройств, и умельцы-любители разработали многочисленные схемы подключения джойстиков, мышей, печатающих устройств (я встречал даже схему подключения отслужившего свой срок печатающего модуля телеграфного аппарата) и телефонной линии. Все эти схемы свободно публиковались в периодических изданиях того времени, и каждый желающий мог ими воспользоваться.
Начиная с БК-0010.01, кроме внешнего порта появился разъем для подключения модуля расширения с дополнительным ПЗУ.
С целью удешевления компьютера (а БК-0010 стоил в то время как хороший цветной телевизор), он предлагался покупателям без каких бы то ни было периферийных устройств.
Предполагалось, что у пользователя есть телевизор (для использования в качестве монитора) и магнитофон (для использования в качестве внешнего запоминающего устройства).

Ядром бытового компьютера являлся 16-разрядный процессор К1801 с очень удачным набором команд. К его запоминающимся особенностям можно отнести наличие семи равноправных регистров общего назначения, каждый из которых можно было с одинаковым успехом использовать как в различных операциях, так и для индексации.
Возможности в плане отображения графики были просто выдающимися: обеспечивалось разрешение 512x256 точек или 64x25 символов в черно-белом и 256x256 точек или 32x25 символов в 4-цветном режиме.
Так как экранная память в этой ситуации отнимала 16 Кб из всего доступного оперативного пространства, существовала возможность переключения в 4-строчный режим. Тогда для программы и данных освобождалось 28 из 32 Кб.
Привычного для пользователей IBM-совместимых компьютеров разделения на текстовый и графический режимы не было: символы рисовались поточечно программой, размещенной в ПЗУ.

Стандартное программное обеспечение умещалось на одной кассете и включало несколько простых игр и системных программ. Базовым языком программирования для БК-0010 являлся Фокал. Его интерпретатор имел весьма скромные размеры и размещался в ПЗУ вместе с программой-монитором, позволяющей модифицировать содержимое оперативной памяти и выполнять чтение/запись на магнитофон (другими словами, "магнитофонной операционной системой").
Из собственного опыта скажу, что Фокал был достаточно удобным лаконичным языком (позволял сокращать запись оператора до одной буквы), имел средства работы с графикой и устройствами, подключаемыми к внешнему порту. К его недостаткам традиционно относили медлительность и невозможность выполнения подпрограмм в машинных кодах.

Как бы то ни было, на Фокале было разработано множество как игровых программ (наиболее запоминающиеся — пошаговая стратегия "Клингон" по мотивам звездных войн и популярная в то время экономическая игра "Менеджер"), так и программ для серьезных инженерно-технических расчетов. Программы распространялись в виде исходных текстов на электронных и бумажных носителях, что давало возможность их анализа и модификации.
Уступая пожеланиям пользователей, в БК-0010.01 в ПЗУ дополнительного модуля расширения была включена на редкость удачная "Вильнюсская" версия Бейсика. Как известно, Бейсик в те годы входил в состав математического обеспечения практически всех компьютеров. Недаром его называют "латынью" ПЭВМ. Обделенные пользователи БК-0010 были вынуждены загружать существовавшую в то время версию "Бейсик-ДВК" с кассет в оперативную память, что накладывало ограничения как на размеры программ, так и на возможности интерпретатора.
"Бейсик-Вильнюс" не был интерпретатором, как, впрочем, и компилятором. Он удачно сочетал в себе возможности трансляторов обоих типов, предварительно переводя программу в промежуточный код и затем выполняя ее гораздо эффективнее, чем это делал "Бейсик-ДВК". Кроме того, эта версия обладала многими графическими возможностями Бейсика-MSX и позволяла подключать подпрограммы в машинных кодах, чего был лишен Фокал.

Несмотря на то, что возможности БК были более чем скромными по сегодняшним меркам, а промышленность не спешила насытить рынок программным обеспечением, сами пользователи, среди которых были профессионалы своего дела, разработали все необходимое для работы и отдыха.
Программное обеспечение БК включало массу динамических и логических игр, справочники и картотеки, словари, текстовые и графические редакторы, отладчики и компиляторы с Ассемблера, и множество других полезных и просто интересных программ. Приятным моментом являлось и то, что в силу объективных причин практически все программное обеспечение для БК являлось русскоязычным.
В годы перестройки, когда разношерстные кооперативы росли как грибы после дождя, не остался без внимания и рынок программного обеспечения для бытовых компьютеров. Например, научно-производственный кооператив "СБИС" (г. Сыктывкар) предлагал свои услуги как пользователям компьютеров (распространял, как теперь бы сказали, лицензионное программное обеспечение), так и разработчикам программ (заключал договоры на распространение программных продуктов).

Учитывая все приведенные факты, компьютеры БК явились находкой для образовательных учреждений. Многие школы и училища могли позволить себе приобрести классы КУВТ на базе модифицированных БК-0010Ш, что явилось хорошим дополнением к осуществлявшемуся в то время введению в школьную программу предметов компьютерной грамотности. Вычислительные центры отделов образования занялись созданием программного обеспечения учебного назначения. Особую популярность приобрела система "Рига" (руководитель разработки — Ю. Я. Кузьмин).
Выпущенный позже БК-0011 (М) обладал существенно большими ресурсами, имел возможность подключения НГМД, но он уже не мог предотвратить наступления эпохи IBM и не сыграл той роли, которая выпала его младшим братьям.
Подводя итог, отметим, что БК не был конструктором для радиолюбителя (как компьютеры "Микроша", "Специалист", "ЮТ-88" и некоторые другие), хотя каждый желающий мог опробовать на нем свои схемы и расширить возможности его применения. Не был он и игровым компьютером (как "СПЕКТРУМ" и "АТАРИ"), хотя для него существовало множество увлекательных игр.
Скорее всего, он подходил для глубокого изучения основ алгоритмизации и программирования, для воплощения идей, существующих на бумаге, в реально работающие программы. И учитывая все сказанное выше, он полностью оправдал свое назначение.
Несмотря на то, что возможности сегодняшних компьютеров нельзя даже сравнивать с тем, что предлагалось под маркой БК в середине восьмидесятых, для своего времени он был стоящей разработкой, способной конкурировать с зарубежными компьютерами своего класса, и заслуженно занял свое место в истории советской вычислительной техники.
Игорь Орещенков

(c) компьютерная газета




Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2001 год в рубрике разное :: мелочи жизни

©1997-2024 Компьютерная газета